- Преподавателю
- Школьному психологу
- Памятка Эмоциональное выгорание учителя
Памятка Эмоциональное выгорание учителя
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Балахонова Т.А. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ СОШ № 182
Подготовила
педагог-психолог
Балахонова Татьяна Алексеевна
Первые признаки выгорания:
В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников.
Что такое синдром профессионального выгорания?
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие или плата за мастерство».Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. «Запах горящей психологической проводки».
Стадии профессионального выгорания
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) - три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
• возникают недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Три аспекта профессионального выгорания
Первый - снижение самооценки.Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Второй - одиночество.Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.
Третий - эмоциональное истощение, соматизация.Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям - гастриту, мигрени. Симптомы профессионального выгорания :
ПЕРВАЯ ГРУППА:
психофизические симптомы
• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
• ощущение эмоционального и физического истощения;
• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
• резкая потеря или резкое увеличение веса;
• полная или частичная бессонница;
• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
ВТОРАЯ ГРУППА:
социально-психологические симптомы
• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
ТРЕТЬЯ ГРУППА:
поведенческие симптомы
• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;
• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
• руководитель затрудняется в принятии решений;
• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
• дистанцированность от сотрудников и людей, повышение неадекватной критичности;
• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Чтобы избежать всего этого или хотя бы как-то смягчить разрешите предложить Вам способ профилактики эмоционального выгорания.
Тест «Состояние вашей нервной системы»
№
Вопросы
нет
редко
да
часто
1
Часто ли вы бываете, раздражены, нервничаете, ощущаете, беспокойство?
0
3
5
10
2
Часто ли у вас учащённый пульс и сердцебиение?
0
2
3
6
3
Часто ли вы быстро устаёте?
0
2
4
8
4
Страдаете ли вы повышенной чувствительностью к шуму, шороху или свету?
0
2
4
8
5
Бывают ли у вас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетворённости?
0
2
3
6
6
Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь? Страдаете бессонницей?
0
2
4
8
7
Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением?
0
2
3
6
8
Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли вы непривычное щекотание, подрагивание в суставах?
0
2
4
8
9
Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание?
0
2
4
8
10
Страдаете ли вы от необъяснимой тревоги?
0
2
3
6
11
Необходимо ли вам в вашей работе быть всегда на высоте?
0
2
4
8
12
Часто ли вы бываете в плохом настроении? Быстро ли вы теряете самообладание?
0
2
4
8
13
Копите ли вы неприятности в себе?
0
2
4
8
14
Ощущаете ли вы недовольство собой и окружающим миром?
0
2
4
8
15
Курите ли вы?
0
2
5
10
16
Мучают ли вас страхи?
0
2
4
8
17
Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться на свежем воздухе?
0
2
4
8
18
Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие?
0
2
4
8
Проверьте себя
0-25 баллов: эта сумма может вас не беспокоить. Однако все-таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места.
26-45 баллов: поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что вы можете для себя сделать.
46-60 баллов: ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен.
Более 60 баллов: ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу.
Балахонова Татьяна Алексеевна,
педагог-психолог,
МБОУ СОШ № 182.