Методическая разработка по психологии на тему: Развитие памяти у детей

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Развитие памяти у детей

Цели:

  1. Закрепить теоретические знания по теме «Память»;

  2. Научить различать особенности памяти у детей разных возрастов, диагностировать уровень развития памяти, проводить игры и упражнения на развитие памяти;

  3. Развивать умение работать в группе, самостоятельности мышления.

Тип урока: практический

Форма организации урока: групповая

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, аудио- и видео- записи

Ход урока:

I. Организационный момент.

Просмотр слайда « Хорошее настроение»

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Проверка пройденного материала.

  1. Метод «Кубизма»

  2. Просмотр и обсуждение видеороликов

IV. Практическая работа

Память гениев

Феноменальной памятью обладали Юлий Цезарь и Александр Македонский. Они помнили имена всех своих воинов, около тридцати тысяч солдат. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Духовенство 17−го века в строжайшей тайне хранило партитуру «Мизерере», аллегро в девяти частях - считалось, что это божественное произведение не должно стать достоянием простых смертных. Моцарт услышал мелодию один раз и по памяти записал всю партитуру. Позднее за этот проступок композитор будет долго подвергаться гонениям церкви, но записанные им ноты на века сохранили «Божественную музыку». Память родного брата Пушкина, Льва Сергеевича, сыграла спасительную роль в судьбе пятой главы «Евгения Онегина». Александр Сергеевич потерял ее по дороге из Москвы в Петербург, там он собирался отдать пятую главу в печать. Как назло все черновики были уничтожены. Поэт послал письмо брату на Кавказ и рассказал о случившемся - в ответ он получил полный текст потерянной главы с точностью до запятой. Лев Сергеевич один раз слышал ее и один раз читал.

Методическая разработка по психологии на тему: Развитие памяти у детей Методическая разработка по психологии на тему: Развитие памяти у детей Методическая разработка по психологии на тему: Развитие памяти у детей Методическая разработка по психологии на тему: Развитие памяти у детей

Класс разделен на 3 группы: «Дошкольники», «Младшие школьники», «Подростки»

1задание: «Особенности памяти у детей»

А) «Составить постер». Каждая группа показывает свои проекты.

Б) «Заполнить таблицу». Каждая группа заполняет особенности памяти другой группы


Особенности памяти у детей


Дошкольный возраст

Младший школьный возраст

Подростковый возраст


2 задание: «Диагностика памяти»

Каждая группа предлагает упражнения на определения уровня развития памяти у детей разных возрастов.

Определение уровня развития памяти у студентов.

Тест 1: Запоминание логически не связанного материала

В повседневной жизни нам часто приходится запоминать много различных сведений, между которыми нет непосредственной логической связи, например термины, те или иные поручения или инструкции, особенности предметов домашнего обихода, разнообразные события и т. д. Задача теста 1 состоит в проверке вашей способности запоминать именно такую бессвязную информацию.

Запомните приведенные ниже 20 слов вместе с порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке.

Ответ может считаться правильным только при условии, что слово воспроизводится вместе с его порядковым номером.

Например, воспроизведение слова "украинец", без указания номера "1" рассматривается как ошибочный ответ.

На запоминание 20 слов дается 40 секунд.

По истечении этого времени запишите все слова (вместе с их номерами), которые сможете вспомнить.

1. Украинец

11. Масло

2. Экономика

12. Бумага

3. Каша

13. Пирожное

4. Татуировка

14. Логика

5. Нейлон

15. Социализм

6. Любовь

16. Глагол

7. Ножницы

17. Прорыв

8. Совесть

18. Дезертир

9. Глина

19. Свеча

10. Словарь

20. Вишня

Теперь вычислите продуктивность запоминания. Для этого подставьте число правильно воспроизведенных слов в следующую формулу:

Методическая разработка по психологии на тему: Развитие памяти у детей

Например, если вы правильно воспроизвели 10 слов, то продуктивность запоминания составит:

Методическая разработка по психологии на тему: Развитие памяти у детей
Тест 2: Запоминание лиц с именами и фамилиями

Запомните изображенные 10 лиц с их именами и фамилиями. В вашем распоряжении 30 секунд.

Затем обратитесь к другой фотографии, где изображены те же лица, но в другой последовательности, причем их имена и фамилии не указаны. Подсчитайте, для скольких лиц вы сможете назвать имя и фамилию. Ответ считается правильным только в том случае, если безошибочно названы как имя, так и фамилия. Подсчитайте продуктивность запоминания по формуле:

Методическая разработка по психологии на тему: Развитие памяти у детей
Методическая разработка по психологии на тему: Развитие памяти у детей

3 задание: «Развитие памяти у детей»

(Каждая группа показывает несколько видов упражнений и игр для развития памяти у детей.)

Для каждой возрастной группы детей характерны свои особенности памяти. Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью также различна, поэтому каждого ребёнка надо научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания и припоминания сохранённого в памяти материала.

Проведение игр и упражнении со студентами



Упражнение 1

ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе слова, а ты отвечай мне на каждое мое слово своим, первым пришедшим тебе в голову. Внимание!

Родина
Сквер
Геометрия
Фальсификация
Удар
Ошибка
Камин
Контроль
Ножницы
Любовь
Беда
Свидание
Сказка
Необычность
Костер
Записка
Губы
Проблема
Родители
Кризис

ЗАДАНИЕ 2. Постарайся вспомнить слова, которые я называл.

ПРИМЕЧАНИЕ. В данной игре применяется уже известный прием - ассоциации - установление связей запоминаемого с чем-либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности.

Упражнение 2. «Игра «Барабан.»

ЗАДАНИЕ 1. Придумай способ, с помощью которого можно запомнить букву и ее местонахождение на этом игровом барабане.
ЗАДАНИЕ 2. Нарисуй, не подглядывая, что и как расположено на игровом барабане.
ЗАДАНИЕ 3. Расскажи, каким способом запоминал.
ПРИМЕЧАНИЕ. Надо приветствовать ситуацию, когда ребенок придумывает несколько способов запоминания. Это говорит о творческой направленности его мышления. В тех случаях, когда ребенок нашел несколько способов запоминания, но правильно воспроизвести эту картинку не смог (ошибся в написании или местонахождении букв), надо особое внимание уделить развитию памяти. Такого рода результаты указывают на недостаточное развитие, скорее всего, его природной памяти.
Упражнение3. «Запомни фразы»

Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут.
1. Лев, нападающий на антилопу
2. Собака, виляющая хвостом
3. Муха в вашем супе
4. Миндальное печенье в коробке
5. Молния в темноте
6. Пятно на вашей любимой одежде
7. Бриллиант, сверкающий на солнце
8. Крик ужаса в ночи
9. Радость материнства
10. Друг, ворующий деньги из вашего кошелька.
А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

Упражнение 4. «10 слов»

Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.
Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

4 задание «Рекомендации по развитию памяти»

Игра «Стратегия»

Рисунок барса разрезан на 6 частей, каждая группа берет по две части и на них записывает правила по запоминанию материала. Затем у доски все собирают рисунок.

Послание Президента РК

«…Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана».

Задание: Раскройте эту мысль, связав ее с темой урока.

Правила обращения с памятью.

  1. Заучивай с желанием знать и помнить.

  2. Ставь цель запомнить надолго.

  3. Начинай повторять до того как материал стал забываться.

  4. Заучивай и повторяй небольшими дозами.

  5. Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд один день.

  6. Память любит разнообразие.

  7. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики.

  8. Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу.

  9. Изредка используй мнемотехнику - искусственные приемы, облегчающие запоминание.

V.Обобщение

Что знал

Что узнал

Что хочу узнать







VI. Оценивание

По таблице

VII. Домашнее задание

Понаблюдайте за собой и напишите небольшое сочинение «Особенности моей памяти»

© 2010-2022