Формирование нравственно-духовных ориентиров в семье и обществе

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование нравственно-духовных ориентиров в семье и обществе

Акжаркынская средяя школа









Доклад на тему:




Подготовила: учитель самопознания

Журавлева В. С.

.


2015-2016 учебный год

Понимая всю важность нравственно-духовного воспитания, развития у детей способностей жить в гармонии с другими людьми, мы понимаем и то, что это возможно только в тесном сотрудничестве с родителями. Родители учащихся принимают активное участие в коллективных творческих делах: утренниках, концертах, праздниках. Родители - активные помощники на школьных субботниках и в акциях по благоустройству и озеленению пришкольной территории. Хочется отметить, что формирование родительского коллектива - одно из самых сложных дел в работе педагогов, но без решения этой задачи воспитание учащихся почти невозможно.

Ребёнок, прежде всего, должен осознавать себя членом своей семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином Казахстана и только потом - жителем планеты. Поэтому, безусловно, необходима обратная связь, то есть работа с семьёй. Семья - это среда, способствующая раскрытию чувств изнутри. И хорошее и плохое выходит наружу. Семья даёт нам ежедневное развитие нравственного чувства.

Еще великий философ-гуманист М.Монтень заметил, что «Да, итог воспитания родителями своих детей может быть разным: печальным или радостным. В большей мере это зависит от самих родителей - какими целями и ценностями они руководствовались, какой стиль общения и взаимодействия с детьми являлся основополагающим, какие воспитательные методы и приемы они использовали, какое место занимали в их жизни. Чтобы не потерять ребенка, важно не потерять его доверие и веру в родителей как людей, искренне и бескорыстно любящих, честных по отношению к детям, которые не только полезны, но и щедры своим духовным богатством». /2, с.117/.

Сама проблема сотрудничества школы и родителей не нова. Но сегодня она требует творческого дифференцированного подхода к семье. Содержание учебной программы «Самопознание» предполагает тесное сотрудничество с семьей. Эту совместную деятельность мы осуществляем через индивидуальные беседы, праздники, домашние задания, открытые занятия, родительские собрания. Мы видим, как взрослые люди на наших уроках и встречах меняют свои взгляды на воспитание, другими глазами смотрят на своих детей - это результат живого общения.
Обсуждая результаты анкет, мы вместе с родителями понимаем, как важно каждому из нас быть Человеком с большой буквы, как важно постоянно работать над собой, своим Самообразованием, Самосовершенствованием, Самопознанием.

Изменить мир мы не можем, но жить в гармонии с окружающим надо научить себя и детей.

На начальном этапе проведения эксперимента восприятие нового предмета учащимися было неоднородным. Учащиеся с восторгом встретили отличие «Самопознания» от других дисциплин:
• отсутствие оценок;
• новое содержание и необычное построение урока;
• роль учителя и ученика на уроке;

Ребята искренне восприняли курс «Самопознание» и выделяли его среди прочих дисциплин, отмечая, прежде всего:
• возможность высказаться и быть выслушанным учителем и аудиторией;
• понимание психологических механизмов различных жизненных ситуаций;
• помощь данного курса в построении взаимоотношений с собой и миром;
• возможность задуматься над нравственно- этическими проблемами и решить их для себя;
• обратить внимание на свои человеческие качества и задуматься о своем месте и роли в мире;

В ходе проведения эксперимента были получены следующие результаты:
● изменился в большинстве случаев стиль общения учащихся и учителей, особенно у начинающих педагогов и молодых специалистов;
● возникли личностные изменения учителя;
● появилось новое направление для внеклассной работы;
● осознанны возможность и необходимость интеграции курса «Самопознание» в другие учебные дисциплины;
● появился эмоциональный подъем;
● легче стало общение с учащимися, особенно подросткового возраста;
● улучшится контакт классного руководителя с классом;
● возросла продуктивность урока; Объективные причины послужили толчком к просветительско-пропагандистской работе с родителями по курсу «Самопознание». В школе организована просветительская работа с родителями через собрания, анкетирования и беседы.

Программа духовно-нравственного образования «Самопознание» - основа формирования саморазвивающейся личности.

В современных условиях социально-политических реформ в обществе важная роль отводится активной личности, способной самостоятельно и творчески решать проблемы взаимодействия со средой. Жизнь ребенка только тогда может быть полноценной, когда он чувствует себя не просто «опекаемым», а активным «деятелем», открывающим новые горизонты жизнедеятельности. Индивидуализация образования позволит раскрыть мощный творческий потенциал в системе «педагог - ребенок - родители».

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.
Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец 2 тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причиной?) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Сущность нравственного воспитания

Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к
«Словарю русского языка» С. И. Ожегова.

Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль - правила нравственности, а также сама нравственность.

Что же представляет собой нравственное воспитание?

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание - это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В.
А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В.
А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт - пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?»)указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно.
Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека… Будет нравственное воспитание - ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания»[4].

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…»[5].

«Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине»[6], - писал в 1962 году философ И. А. Ильин.

Итак, семья - ребёнок - нравственность - вот цепочка, интересующая нас.

Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье С. И.
Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта - главный показатель развитости человеческого в человеке… Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к
Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё - понятия нравственности.

«Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?» - задаётся вопросом С. И.
Варюхина и приводит такую классификацию.

«Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

1. мотивационно-побудительный;

4. эмоционально-чувственный;

5. рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными
(гнев, зависть, злость, обида, ненависть).

Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом - воспитывать. Нравственные чувства - отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость - непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится»[7].

Чешский педагог М. Климова - Фюгнерова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место.
Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям…, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему… Сочувствие - одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно - выражение человечности.

Чувства - движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.

Чувства - источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.

Чувства - источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.

Чувства - действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман»[8].

«Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге.
Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности - самые благородные и человечные - не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.

«Настоящим человеком становится только тот, - писал В. А.
Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков».

Что же такое потребность вообще? Потребность - это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями.

Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.

Нравственные потребности начинаются

1. с отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным.

Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

6. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм или эгоцентризм.

Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу.

Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы.

7. И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму»[9].

С. И Варюхина также отмечает, что одно из центральных понятий нравственного мира человека - совесть. «Совесть - это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.

Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека - чувство вины, в случае невыполнения каких-либо обязательств.

Осознание ребёнком сущности понятия «совесть» подготавливается совокупностью нравственного семейного воспитания. И важную роль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред, что человеку плохо и ты тому виной.

Первейшая задача родителей - воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

1) Родители должны осознавать важность этой задачи.

2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.

Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего - Родины»[14].

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задачи педагога - объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.


Литература

Варюхина С. И. Истоки доброты. - Минск, 1987.

Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. - 1993. - №9.

Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. - М., 1983.

Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. - Минск, 1981.

Крутецкий В. А. Психология. - М., 1986.

Любицына М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. - Л., 1974.

Новиков Н. И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей»// Умом и сердцем. - М., 1989.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1989.

Розанов В. В. Сумерки просвещения. - М., 1990.

Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М., 1987.

Титаренко В. Нравственное воспитание в семье// Культура семейных отношений.
- М., 1985.

Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд


© 2010-2022