Программа занятий для учащихся ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Развитие психических функций личности в социокультурном сообществе

            Предлагаемая программа  «Психология личности» адресована учащимся старших классов. Программа нацелена на развитие социальной компетенции учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе, а также на развитие творческого мышления учащихся, способности к выработке собственной позиции и критической переработке информации.           Изучение  основ психологии  может способствовать раскрытию и развитию способностей, овладению навыками самоанализа; пониманию чувств и мотивов поведения других людей; конструктивному повседневному и деловому общению; обучению приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях; умению разрешать конфликты. Освоение материала даст выпускникам школы возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми.           Старшеклассники смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправным гражданином общества.           Особенностью данной программы является проблемность обучения, которая достигается в процессе привлечения учащихся к обсуждению и решению неоднозначных вопросов, а также его ориентация на изучение и позитивное преобразование учащимися  собственной личности. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, содержит материал, вызывающий познавательный интерес, а также  опыт практической деятельности человека. Программный материал составлен с учетом возраст...        
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 1909

Им. Героя Советского Союза А.К.Новикова

___________________________________

Нагорнова Л.В.




Программа занятий для учащихся

« ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Развитие психических функций личности в социокультурном сообществе»















Автор программы

педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1909

Пилипенко М.И.





2014-2015 учебный год


« ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Развитие психических функций личности в социокультурном сообществе»


Пилипенко М.И. , педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1909,Москва

Пояснительная записка

Предлагаемая программа элективного курса «Психология личности» адресована учащимся старших классов. Программа нацелена на развитие социальной компетенции учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе, а также на развитие творческого мышления учащихся, способности к выработке собственной позиции и критической переработке информации.

Изучение основ психологии может способствовать раскрытию и развитию способностей, овладению навыками самоанализа; пониманию чувств и мотивов поведения других людей; конструктивному повседневному и деловому общению; обучению приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях; умению разрешать конфликты. Освоение материала даст выпускникам школы возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми.

Старшеклассники смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправным гражданином общества.

Особенностью данной программы является проблемность обучения, которая достигается в процессе привлечения учащихся к обсуждению и решению неоднозначных вопросов, а также его ориентация на изучение и позитивное преобразование учащимися собственной личности. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, содержит материал, вызывающий познавательный интерес, а также опыт практической деятельности человека. Программный материал составлен с учетом возрастных и учебных возможностей учащихся. Основными формами занятий являются мини-лекции, беседы, психологические тренинги и игры. Курс изучается во второй половине дня, по два учебных часа. Общий объем - 34 чача.

ЦЕЛЬ и задачи ПРОГРАММЫ - развитие психологической культуры, социальной зрелости и компетентности учащихся:

- развитие навыков, необходимых для эффективного общения и взаимодействия;

- развитие стремления к самопознанию, восприятию себя как личности;

- развитие умения анализировать и прогнозировать свои поступки, понимать

поступки других;

- развитие готовности делать самостоятельный выбор и нести за него

ответственность;

- развитие гражданской активности.



N\N по порядку

Название раздела и темы занятия

количество часов

теория

практика

I

Понятие Личности

1ч

1

Понятие личности, ее свойства. Отличие личности от индивида, индивидуальности

1ч.

II

Индивидуально-типологические особенности личности

6 ч.

1

Свойства нервной системы и свойства темперамента. Биоэнергетика личности

1 ч.

1ч.

2

Характер и личность. Типология характеров по Леонгарду

1ч.

1ч.

3

Чувства личности. Их представленность в структуре

1ч.

1ч.

III

Личность и ее самосознание

6 ч.

1

Личность и общество. Принципы, идеалы, мораль и ценности личности.

1 ч.

2

Сознательное и бессознательное в личности, их представленность в поведении

1ч.

3

Самооценка личности. Идеальное и реальное «Я»

1 ч.

1ч.

4

Личность и ее воля. Способность к саморегуляции.

1ч.

1ч.

IV

Личность и другие

15ч.

1

Межличностное общение, его проблемы. Культура общения. Развитие коммуникативных умений

1 ч.

1ч.

2

Личность и ее роли. Ролевые трансакции и взаимодействие

1ч.

1ч.

3

Навыки конструктивного общения:

- « Я- слушания», развитие эмпатического слушания

- навыки оказания поддержки

- « Я-высказывания», развитие навыков формулирования их

2ч.

2ч.

2ч.

4

Конфликтное общение. Виды конфликтов. Проблема выхода из конфликтов

1ч.

4ч.

V

Личность и семья

6ч.

1

Супружество - как форма развития отношений между полами

1ч.

1ч.

2

Особенности молодой семьи. Ролевые ожидания супругов

1ч.

1ч.

3

Психологический климат семьи. Вопросы совместимости.

1ч.

1ч.








Разработка занятия на тему : « Я - высказывание»

Цель : понять психологическое различие между « Я- высказыванием» и «Ты -высказыванием». Освоить навык « Я - высказывания»

Форма проведения: психологический тренинг, работа в круге

Ход занятия:

  1. Приветствие участников занятия, вхождение в режим работы.

Упражнение «Скажи комплимент». Задача упражнения - расположить участников к открытому, эффективному взаимодействию. Работа по кругу -5-7 мин.

Упражнение «Слепой и поводырь». Задача - минимизировать действие психологических барьеров, настроить на доверительный стиль общения. Работа в парах, где участники меняются ролями -15 мин


  1. Упражнение «Три плана» 10-15 мин

Цель: научиться акцентировать внимание на своих чувствах, отделять их от мыслей и внешнего мира.

Выполняется в парах. Члены пары садятся напротив друг друга и закрывают глаза на 1мин. Задача участников почувствовать внешние воздействия (слуховые, зрительные, обонятельные) как можно полнее. Затем партнеры рассказывают друг другу о своем опыте, начиная со слов: «Во внешнем плане я ощущал…..»

Партнеры опять закрывают глаза и в течение минуты обращают внимание на ощущения, идущие от своего тела, стараясь почувствовать и осознать болевые ощущения, мышечные зажимы, напряжение и т.д. Обмен впечатлениями: « Во внутреннем плане я ощущал…»

После они рассказывают о тех мыслях, которые сопровождали ощущения: «В это время я думал о …..»

Упражнение обсуждается в круге:

- Что было легче формулировать - чувства, мысли?

- Было ли формулирование ощущений высказыванием чувств

или может быть, высказыванием мыслей?


  1. Дискуссия на тему занятия.

Ведущий вводит определения:

«Я- высказывание» -это способ вербального выражения чувств, возникающих в наряженной ситуации

«Я- высказывание» - альтернатива «Ты - высказыванию», которое применяется для решения конфликта через высказывание негативной оценки в адрес другого, таким образом ответственность перекладывается на этого другого.

«Я- высказывание» - обозначает проблему и при этом позволяет взять ответственность на себя.

Вводится схема «Я- высказывания»:

  1. описание ситуации, вызвавшей напряжение;

  2. точное называние своего чувства в этой ситуации

  3. называние причин этого чувства. Таким образом, оно может выглядеть так:

  1. «Когда я вижу, что ты……

Когда это происходит……

Когда я сталкиваюсь с…..

  1. «Я чувствую…….

Я не знаю как реагировать………

У меня возникает проблема…….

3. « Мне бы хотелось……

потому что……

Дискуссия может протекать в свободной форме и опираться на опыт учащихся. Возможные вопросы: « Может ли «Я -высказывание» обидеть другого?», « Не противоречит ли «Я- высказывание» правилам хорошего тона?», «Почему человеку труднее говорить о своих чувствах, чем об оценках или мыслях? Что эффективнее в общении с подростками?» и др.


  1. Выполнение упражнений на овладение навыком

1.Упражнение «Вербализация чувств» -30 мин.

Цель упражнения:

- дать участникам группы возможность осознать те чувства, которые возникают у человека, когда к нему обращаются с «Я -высказыванием» и «Ты -высказыванием» и сравнить их.

- овладеть навыком формулирования «Я - высказывания».

Инструкция: «Каждый участник группы может выразить свои чувства 3-5 членам группы, сформулировав по отношению к ним сначала «Ты…», затем «Я -высказывания». При этом надо встать и подойти к человеку, к которому обращаешься. Важно, чтобы каждый участник группы выразил хотя бы одно положительное и одно негативное чувство». После выполнения упражнения , обсуждение в кругу по схеме:

- Было ли сформулировано «Ты -высказывание»?

- Было ли сформулировано « Я -высказывание»?

-Какие чувства испытал человек, к которому обращались с «Я и ТЫ -высказываниями?»

2. Упражнение «Конфликты» -30-40 мин.

Цель: помочь научиться выражать свои чувства посредством « Я- высказывания».

Инструкция:

Участники делятся на пары. Первый член пары обвиняет в чем-то другого, создавая ситуацию конфликта, типичного для школы. Второй член пары реагирует тремя разными способами: а) оправдывается и извиняется (с позиции жертвы);

б) использует «Ты-высказывание» для ответных обвинений; в) использует «Я - высказывание» по схеме. Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию. Каждая пара показывает группе свою ситуацию и варианты решений. Группа анализирует, используя критерии соответствия поведения заявленной позиции, правильность использования приема «Я - высказывания».


  1. Завершение занятия.

Ведущий подводит итоги. Участники рефлексируют по

результатам занятия и высказывают пожелания на следующее

занятие.




Литература:


  1. Андреева Г.М. Социальная психология .- М., 1980

  2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М., Прогресс, 1988

  4. Бубер М. Я и ТЫ. - М., 1993

  5. Герни Б. Психотерапия супружеских отношений. - М., 1992

  6. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 1988

  7. Козлов Н. Философские сказки . - М., 1993

  8. Кон И.С. В поисках себя .- М., 1984

  9. Смирнов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М., 1983

  10. Коломенский Я. Человек: психология. - М., 1985

  11. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. - М., 1982

  12. Пиз А. Язык телодвижений. Разговорный язык. Письменный язык . -Н.Новгород, 1992








© 2010-2022