• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Выступление на конференции «Содержание и методы работы службы школьного сопровождения направленные на успешную социализацию учащихся со зрительной депривацией

Выступление на конференции «Содержание и методы работы службы школьного сопровождения направленные на успешную социализацию учащихся со зрительной депривацией

Одним из основных препятствий  про­цесса социализации   людей со зрительной депривацией является устойчиво сформированное в обществе представление о том, что инвалиды по зрению — неполно­ценные, «беспомощные» люди, нуждающиеся в постоянной помощи со стороны зрячих. Эту смысловую нагрузку несет само слово «инвалид», и косвенно поддерживает психологи­ческая наука, признающая, что от 70 до 95 процентов ин­формации человек получает через зрение. «Скрытая выгода» установки на собственную беспо­мощнос...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5



Выступление на конференции

Тема:

«Содержание и методы работы службы школьного сопровождения направленные на успешную социализацию учащихся со зрительной депривацией

«Я знаю людей, которые хорошо поют, которые отличные музыканты, при этом все они незрячие. Надо создать какой-то минимум условий для того, чтобы эти люди могли осуществить свою мечту», певица Диана Гурцкая.

Одним из основных препятствий про­цесса социализации людей со зрительной депривацией является устойчиво сформированное в обществе представление о том, что инвалиды по зрению - неполно­ценные, «беспомощные» люди, нуждающиеся в постоянной помощи со стороны зрячих. Эту смысловую нагрузку несет само слово «инвалид», и косвенно поддерживает психологи­ческая наука, признающая, что от 70 до 95 процентов ин­формации человек получает через зрение. «Скрытая выгода» установки на собственную беспо­мощность позволяет инвалиду по зрению не принимать на себя ответственность, отрицать необходимость меняться самому, требовать и по­лучать сочувствие и помощь окружающих и другое.

Сопровождение предполагает решение ряда реабилитационных задач: создать в человеке нечто новое, дать новые знания, умения, отношение к жизни, убрать то, что человеку мешает - неправильные оценки себя, своих возможностей, окружа­ющего мира, включая других людей, неэффективные, а то и просто вредные стереотипы поведения.

В состав службы школьного сопровождения входят следующие специалисты: социальный педагог, педагог-психолог, олигофренопедагог, логопед, тифлопедагог.

Работа социально-психологической службы в школе-интернате осуществляется по следующим основным направлениям.

Психопрофилактическая работа
В русле профилактического направления специалисты службы осуществляют следующие конкретные мероприятия:
- проводят работу по адаптации вновь прибывших детей; дают родителям и воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период;
- проводят обследование детей в плане их подготовленности к школьному обучению; предлагают родителям и воспитателям методы занятий с ребенком с целью ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
- участвуют в приеме детей ; совместно с учителями
намечают программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечения всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения;
- проводят психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней- в среднюю общеобразовательную и профессиональную, намечая совместно с учителями, воспитателями, родителями программу индивидуальной работы с детьми с учетом их готовности к обучению на новом этапе;
- ведут работу по предупреждению у детей психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения;
- организуют психологические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей;
- ведут работу по созданию благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении: оптимизируют формы общения в педагогическом коллективе, способствуют улучшению форм общения педагога с детьми;
- консультируют педагогов, воспитателей и других работников образовательных учреждений по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;

- способствуют развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов; осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива;
- проводят анализ плана воспитательной работы, намечаемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.

Диагностическая работа
В русле диагностического направления специалисты службы решают следующие конкретные задачи:
- проводят в случае необходимости психологическое, логопедическое, тифлопедагогическое обследование ребенка с целью определения хода его развития, соответствия развития возрастным нормативам;
- проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей склонностей с целью индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
- проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстникам; выявляют психологические причины нарушения общения;
- совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии: а) для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу; б) для определения форм и причин явного асоциального поведения, бродяжничества, воровства, алкоголизм, наркомании, токсикомании, сексуальных нарушений и т. п.

Развивающая и коррекционная работа
Данное направление предполагает активное воздействие психолога м процесс формирования личности и индивидуальности ребенка:
- специалисты СШС разрабатывают и осуществляют программы, направленные на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
- специалисты СШС разрабатывают и осуществляют программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическо и физическом развитии ребёнка. Коррекционная часть этих программ планируется и осуществляется специалистами СШС, а педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с учителем, воспитателем , родителями и выполняется последними с помощью психолога.
Развивающая и коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы специалистов службы школьного сопровождения с отдельными детьми или с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей и других родственников ребенка.

Консультативная работа
В рамках данного направления специалисты службы
- консультируют администрацию учебно-воспитательного учреждения, учителей, воспитателей, родителей, по проблемам обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей,
- проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.;
- способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтения лекций;
- выступают в качестве экспертов-консультантов при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях развития ребенка по запросам судов, органов опеки и попечительства с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений;
- в качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий, по вопросам организации самоуправления.

Социальный статус лиц с нарушением зрения невысок. Их конкурентноспособность на рынке труда ограничена. В условиях, когда сохраняются приемы высшее и среднее профессиональные учреждения, закрываются цеха УПП ВОС, пенсии по инвалидности являются прожиточным минимумом, проблема состоит в поисках оптимальной модели социальной помощи и поддержке детей с нарушением зрения на основе интеграции всех возможностей социума и реализации резервов организма и личности.




© 2010-2022