Программа Помоги себе сам

Данная программа расчитана на 9-11 классы. Составлена на основе авторской программы по редакцией Дубровиной И.В. Цель программы: создание условий для формирования и развития личности. Пропаганда здорового образа жизни.Оказание помощи в профессиональном самоопределение. Задачи: Обучающая: обучить школьников средствам самопознания. Воспитывающая:воспитать и укрепить у обучающихся чувство собственного достоинства. Развивающая: развить навыки и умения необходимые для уверенного поведения. Основные методы и формы обучения  Методы и формы обучения и воспитания используются в различных сочетаниях: -  устное изложение материала; - беседа, диспут; - практические занятия; -тестирование,  - занятия в виде тренингов,  -творческие встречи, Формы  обучения: - учебно – плановые – теоретические, практические; - индивидуальные и групповые; - игровые формы; Формы воспитательной работы: - благотворительные акции; - экологические акции; - социально – значимые дела; - творческие конкурсы.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание программы


  1. Пояснительная записка……………………………………………..3-7 стр.

  2. Учебно-тематический план……………………………………….8-16 стр.

  3. Содержание изучаемой программы……………………………..17-26 стр.

  4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы………………………………………………………..27-38 стр.

  5. Список литературы………………………………………………….39 стр.

Приложение







Пояснительная записка

Настоящая Программа составлена на основе авторской программы под редакцией И.В Дубровиной, является перспективной и функциональной, имеющей потенциал совершенствования и гибкого реагирования на различные изменения, происходящие в социуме. В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию всесторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Актуальность программы заключает в том, что современному обществу нужна активная, мыслящая молодёжь, умеющая взять на себя ответственность, дать оценку себе и своим современникам, принимать осознанное решение по различным вопросам.

Цель программы: Создание условий для формирования и развития личности. Пропаганда здорового образа жизни. Организация досуга. Оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Программа направлена на решение следующих задач:

Обучающая: обучить школьника средствам самопознания.

Воспитательная: воспитать и укрепить у обучающихся чувство собственного достоинства.

Развивающая: развить навыки и умения, необходимые для уверенного поведения повышения представлений школьника о собственной значимости, ценности, для преодоления затруднений в учебе, в общении; формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Основные методы и формы обучения

Методы и формы обучения и воспитания используются в различных сочетаниях:

- устное изложение материала;

- беседа, диспут;

- практические занятия;

-тестирование,

- занятия в виде тренингов,

-творческие встречи,

Формы обучения:

- учебно - плановые - теоретические, практические;

- индивидуальные и групповые;

- игровые формы;

Формы воспитательной работы:

- благотворительные акции;

- экологические акции;

- социально - значимые дела;

- творческие конкурсы.

Форма контроля - отчетные занятия, конкурсы, конференции.

Прогнозируемый результат: После вовлечения в кружковую деятельность у учащихся предполагается: развить психологическое мышление, достичь психологического комфорта, ознакомится с методами выхода из трудных жизненных ситуаций, саморазвитие путем познания себя, выработка уверенного поведения.

Программа рассчитана на обучающихся 14-16 лет. Недельная нагрузка-1 час. Срок реализации программы - 1 год. Количество обучающихся в группе -15 человек.

Обеспечение программы

Внутренние ресурсы:

  • Все участники образовательного процесса;

  • МБОУ Виткуловская СОШ.

Технические ресурсы:

  • Персональный компьютер;

  • Цифровой фотоаппарат;

  • Видеокамера;

  • Проектор;

  • Музыкальный центр.

Информационные ресурсы:

  • Учебная, методическая, научная литература по вопросам психологии.




Учебно-тематическое планирование

программы «Помоги себе сам»

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Что такое человек есть на самом деле

1

1

2

Входная диагностика уровня тревожности Ч. Спилбергер, Опросник (Шкала самоэффективности) Шварцер Р.

1

1

3

Психическое здоровье человека.

1

1

4

Познавательные процессы и способности личности

1

1

2

5

Характер и темперамент

1

2

3

6

Самопознание и самопрограммирование личности

1

1

7

Общение. Человек среди людей

2

2

8

Познай себя и других

3

3

9

Самовоспитание. Зачем это нужно?

1

1

2

10

Общая культура личности. «Я в своих глазах и глазах других людей»

2

2

11

Поведение. Выработка хороших привычек, работа над плохими. Упражнение «Уверенное и неуверенное поведение (грубые ответы)».

2

2

12

Занятие с элементами тренинга «Победи своего дракона»

2

2

13

Развитие способностей

2

2

14

Эмоциональный мир личности. Упражнение «Спина к спине». «Мои проблемы». «Глаза в глаза». «Наши чувства, желания, настроения»

3

3

15

Занятие с элементами тренинга «Зеркало»

3

3

16

Творчество как высший уровень самореализации человека

1

2

3

17

Диагностика уровня тревожности Ч. Спилбергер, Опросник (Шкала самоэффективности) Шварцер Р.

1

1

18

Итоговое занятие

1

1

Итого:

6 часов

29 часов

35 часов

Содержание программы «Помоги себе сам»


  1. Что такое человек есть на самом деле. Понятие человек, личность.

  2. Входная диагностика уровня тревожности Ч. Спилбергер, Опросник (Шкала самоэффективности) Шварцер Р.

  3. Психическое здоровье человека. Особенности психического здоровья старшеклассников.

  4. Познавательные процессы и способности личности. Знакомство с познавательными процессами. Игры на развитие познавательных процессов: часы, эксперимент, ассоциации, релаксация «волевое дыхание».

  5. Характер и темперамент. Понятие характер, типы темперамента. Занятие с элементами тренинга, упражнения: карусель, автопортрет, личность-неличность.

  6. Самопознание и самопрограммирование личности. Мини-лекция «Как управлять своими эмоциями». Упражнения: мысленная картина, ресурсные образы, стряхни стресс.

  7. Общение. Человек среди людей. Правила общения, дискуссия. Занятие с элементами тренинга: необычное знакомство, самопрезентация, любишь ли ты своего соседа.

  8. Познай себя и других. Занятие с элементами тренинга: сделай как я, передай другому, аутогенная тренировка, я люблю, весенний лес, давайте встанем, никто не знает.

  9. Самовоспитание. Зачем это нужно? Общая культура личности. Поведение. Выработка хороших привычек. Игры: взгляд, триада, сломанные квадраты.

  10. Общая культура личности. «Я в своих глазах и глазах других людей». Культура общения. Этикет.

  11. Поведение. Выработка хороших привычек, работа над плохими. Упражнение «Уверенное и неуверенное поведение, грубые ответы, лимон, самое трудное.

  12. Занятие с элементами тренинга «Победи своего дракона». Упражнения: улыбка, отрезаю проблему, выговариваю печаль, моя мечта, музыкотерапия, цветотерапия, дерево исполнения желаний, рисую себя и удачу,

  13. Развитие способностей. Игра: пишущая машинка, что я делаю, рисунок левой и правой рукой.

  14. Эмоциональный мир личности. Упражнение «Спина к спине». «Мои проблемы». «Глаза в глаза». «Наши чувства, желания, настроения»

  15. Занятие с элементами тренинга «Зеркало». Упражнения: мое «я» - в моих руках, черный и золотой стулья, испорченный телефон, точка, помоги другу, вверх по радуге.

  16. Творчество как высший уровень самореализации человека. Знакомство с понятием творчество. Рисование под музыку на различные тематики.

  17. Диагностика уровня тревожности Ч. Спилбергер, Опросник (Шкала самоэффективности) Шварцер Р.

  18. Итоговое занятие: подведение итогов

Итого по курсу: 35 часа



Методическое обеспечение

образовательной программы «Помоги себе сам»


Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1.

Что такое человек есть на самом деле.

лекция

объяснительно-иллюстративный, наглядный

плакаты, презентации

компьютер, проектор

опрос

2.

Входная диагностика

тестирование, анкетирование

объяснительно-иллюстративный

бланки

анализ

3.

Психическое здоровье человека

лекция

объяснительно-иллюстративный, наглядный

презентация

компьютер, проектор

опрос

4.

Познавательные процессы и способности личности

Лекция

практика

объяснительно-иллюстративный, наглядный

плакаты, презентации, карандаши бумага

компьютер, проектор,

опрос

5.

Характер и темперамент

Лекция

практика

объяснительно-иллюстративный, наглядный

плакаты, презентации, бумага карандаши, краски, бланки

компьютер, проектор,

опрос

6.

Самопознание и самопрограммирование личности

Занятие с элементами тренинга

наглядный

Релаксационная музыка, бумага краски, бланки

релаксация

7.

Общение. Человек среди людей

Занятие с элементами тренинга

наглядный

Самопрезентация, фломастеры бумага, клей, ножницы, маркеры.

компьютер, проектор,

релаксация

8.

Познай себя и других

Занятие с элементами тренинга

наглядный

Мяч, фломастеры бумага

релаксация

9.

Самовоспитание. Зачем это нужно?

Лекция

практика

объяснительно-иллюстративный, наглядный практический

краски, карандаши, бумага

компьютер,

проектор

Опрос

релаксация

10.

Общая культура личности. «Я в своих глазах и глазах других людей»

лекция

объяснительно-иллюстративный, наглядный

компьютер, проектор

опрос

11.

Поведение. Выработка хороших привычек, работа над плохими.

Занятие с элементами тренинга

наглядный

фотоаппарат

релаксация

12.

Занятие с элементами тренинга «Победи своего дракона»

Занятие с элементами тренинга

практический

раздаточный материал, карандаши, бумага

релаксация

13

Развитие способностей

Занятие с элементами тренинга

практический

раздаточный материал, карандаши, бумага

компьютер, проектор

релаксация

14

Эмоциональный мир личности.

Занятие с элементами тренинга

практический

карандаши, бумага

релаксация

15

Занятие с элементами тренинга «Зеркало»

Занятие с элементами тренинга

практический

раздаточный материал, карандаши, бумага

компьютер, проектор

релаксация

16

Творчество как высший уровень самореализации человека

Лекция

практика

объяснительно-иллюстративный, наглядный практический

раздаточный материал, карандаши, бумага

компьютер, проектор

Опрос, релаксация

17

Диагностика уровня тревожности Ч. Спилбергер, Опросник (Шкала самоэффективности) Шварцер Р.

тестирование, анкетирование

объяснительно-иллюстративный

бланки

анализ

18

Итоговое занятие

практика

объяснительно-иллюстративный, наглядный практический

Анализ,

релаксация

Литература



  1. Андриянова Г. «Маленькое путешествие для больших детей», Саратов, 2005

  2. Анн Л. «Психологический тренинг с подростками», Питер, 2007

  3. Грецов А. «Тренинг креативности для старшеклассников», Питер, 2007

  4. Дереклеева Н. «Модульный курс учебной и коммуникационной мотивации учащихся», Москва, 2004

  5. Ефимова Н. «Психология взаимопонимания», Питер, 2004

  6. Потёмкина О. «Тесты для подростков», Москва, 2005

  7. Хухлаева О. «Тропинка к своему Я», Москва, 2005


© 2010-2022