- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа Помоги себе сам
Программа Помоги себе сам
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рыжикова С.Ю. |
Дата | 05.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Содержание программы
-
Пояснительная записка……………………………………………..3-7 стр.
-
Учебно-тематический план……………………………………….8-16 стр.
-
Содержание изучаемой программы……………………………..17-26 стр.
-
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы………………………………………………………..27-38 стр.
-
Список литературы………………………………………………….39 стр.
Приложение
Пояснительная записка
Настоящая Программа составлена на основе авторской программы под редакцией И.В Дубровиной, является перспективной и функциональной, имеющей потенциал совершенствования и гибкого реагирования на различные изменения, происходящие в социуме. В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию всесторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Актуальность программы заключает в том, что современному обществу нужна активная, мыслящая молодёжь, умеющая взять на себя ответственность, дать оценку себе и своим современникам, принимать осознанное решение по различным вопросам.
Цель программы: Создание условий для формирования и развития личности. Пропаганда здорового образа жизни. Организация досуга. Оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Программа направлена на решение следующих задач:
Обучающая: обучить школьника средствам самопознания.
Воспитательная: воспитать и укрепить у обучающихся чувство собственного достоинства.
Развивающая: развить навыки и умения, необходимые для уверенного поведения повышения представлений школьника о собственной значимости, ценности, для преодоления затруднений в учебе, в общении; формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
Основные методы и формы обучения
Методы и формы обучения и воспитания используются в различных сочетаниях:
- устное изложение материала;
- беседа, диспут;
- практические занятия;
-тестирование,
- занятия в виде тренингов,
-творческие встречи,
Формы обучения:
- учебно - плановые - теоретические, практические;
- индивидуальные и групповые;
- игровые формы;
Формы воспитательной работы:
- благотворительные акции;
- экологические акции;
- социально - значимые дела;
- творческие конкурсы.
Форма контроля - отчетные занятия, конкурсы, конференции.
Прогнозируемый результат: После вовлечения в кружковую деятельность у учащихся предполагается: развить психологическое мышление, достичь психологического комфорта, ознакомится с методами выхода из трудных жизненных ситуаций, саморазвитие путем познания себя, выработка уверенного поведения.
Программа рассчитана на обучающихся 14-16 лет. Недельная нагрузка-1 час. Срок реализации программы - 1 год. Количество обучающихся в группе -15 человек.
Обеспечение программы
Внутренние ресурсы:
-
Все участники образовательного процесса;
-
МБОУ Виткуловская СОШ.
Технические ресурсы:
-
Персональный компьютер;
-
Цифровой фотоаппарат;
-
Видеокамера;
-
Проектор;
-
Музыкальный центр.
Информационные ресурсы:
-
Учебная, методическая, научная литература по вопросам психологии.
Учебно-тематическое планирование
программы «Помоги себе сам»
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Количество часов
теория
практика
всего
1
Что такое человек есть на самом деле
1
1
2
Входная диагностика уровня тревожности Ч. Спилбергер, Опросник (Шкала самоэффективности) Шварцер Р.
1
1
3
Психическое здоровье человека.
1
1
4
Познавательные процессы и способности личности
1
1
2
5
Характер и темперамент
1
2
3
6
Самопознание и самопрограммирование личности
1
1
7
Общение. Человек среди людей
2
2
8
Познай себя и других
3
3
9
Самовоспитание. Зачем это нужно?
1
1
2
10
Общая культура личности. «Я в своих глазах и глазах других людей»
2
2
11
Поведение. Выработка хороших привычек, работа над плохими. Упражнение «Уверенное и неуверенное поведение (грубые ответы)».
2
2
12
Занятие с элементами тренинга «Победи своего дракона»
2
2
13
Развитие способностей
2
2
14
Эмоциональный мир личности. Упражнение «Спина к спине». «Мои проблемы». «Глаза в глаза». «Наши чувства, желания, настроения»
3
3
15
Занятие с элементами тренинга «Зеркало»
3
3
16
Творчество как высший уровень самореализации человека
1
2
3
17
Диагностика уровня тревожности Ч. Спилбергер, Опросник (Шкала самоэффективности) Шварцер Р.
1
1
18
Итоговое занятие
1
1
Итого:
6 часов
29 часов
35 часов
Содержание программы «Помоги себе сам»
-
Что такое человек есть на самом деле. Понятие человек, личность.
-
Входная диагностика уровня тревожности Ч. Спилбергер, Опросник (Шкала самоэффективности) Шварцер Р.
-
Психическое здоровье человека. Особенности психического здоровья старшеклассников.
-
Познавательные процессы и способности личности. Знакомство с познавательными процессами. Игры на развитие познавательных процессов: часы, эксперимент, ассоциации, релаксация «волевое дыхание».
-
Характер и темперамент. Понятие характер, типы темперамента. Занятие с элементами тренинга, упражнения: карусель, автопортрет, личность-неличность.
-
Самопознание и самопрограммирование личности. Мини-лекция «Как управлять своими эмоциями». Упражнения: мысленная картина, ресурсные образы, стряхни стресс.
-
Общение. Человек среди людей. Правила общения, дискуссия. Занятие с элементами тренинга: необычное знакомство, самопрезентация, любишь ли ты своего соседа.
-
Познай себя и других. Занятие с элементами тренинга: сделай как я, передай другому, аутогенная тренировка, я люблю, весенний лес, давайте встанем, никто не знает.
-
Самовоспитание. Зачем это нужно? Общая культура личности. Поведение. Выработка хороших привычек. Игры: взгляд, триада, сломанные квадраты.
-
Общая культура личности. «Я в своих глазах и глазах других людей». Культура общения. Этикет.
-
Поведение. Выработка хороших привычек, работа над плохими. Упражнение «Уверенное и неуверенное поведение, грубые ответы, лимон, самое трудное.
-
Занятие с элементами тренинга «Победи своего дракона». Упражнения: улыбка, отрезаю проблему, выговариваю печаль, моя мечта, музыкотерапия, цветотерапия, дерево исполнения желаний, рисую себя и удачу,
-
Развитие способностей. Игра: пишущая машинка, что я делаю, рисунок левой и правой рукой.
-
Эмоциональный мир личности. Упражнение «Спина к спине». «Мои проблемы». «Глаза в глаза». «Наши чувства, желания, настроения»
-
Занятие с элементами тренинга «Зеркало». Упражнения: мое «я» - в моих руках, черный и золотой стулья, испорченный телефон, точка, помоги другу, вверх по радуге.
-
Творчество как высший уровень самореализации человека. Знакомство с понятием творчество. Рисование под музыку на различные тематики.
-
Диагностика уровня тревожности Ч. Спилбергер, Опросник (Шкала самоэффективности) Шварцер Р.
-
Итоговое занятие: подведение итогов
Итого по курсу: 35 часа
Методическое обеспечение
образовательной программы «Помоги себе сам»
№
Раздел или тема программы
Формы занятий
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Дидактический материал
Техническое оснащение занятий
Формы подведения итогов
1.
Что такое человек есть на самом деле.
лекция
объяснительно-иллюстративный, наглядный
плакаты, презентации
компьютер, проектор
опрос
2.
Входная диагностика
тестирование, анкетирование
объяснительно-иллюстративный
бланки
анализ
3.
Психическое здоровье человека
лекция
объяснительно-иллюстративный, наглядный
презентация
компьютер, проектор
опрос
4.
Познавательные процессы и способности личности
Лекция
практика
объяснительно-иллюстративный, наглядный
плакаты, презентации, карандаши бумага
компьютер, проектор,
опрос
5.
Характер и темперамент
Лекция
практика
объяснительно-иллюстративный, наглядный
плакаты, презентации, бумага карандаши, краски, бланки
компьютер, проектор,
опрос
6.
Самопознание и самопрограммирование личности
Занятие с элементами тренинга
наглядный
Релаксационная музыка, бумага краски, бланки
релаксация
7.
Общение. Человек среди людей
Занятие с элементами тренинга
наглядный
Самопрезентация, фломастеры бумага, клей, ножницы, маркеры.
компьютер, проектор,
релаксация
8.
Познай себя и других
Занятие с элементами тренинга
наглядный
Мяч, фломастеры бумага
релаксация
9.
Самовоспитание. Зачем это нужно?
Лекция
практика
объяснительно-иллюстративный, наглядный практический
краски, карандаши, бумага
компьютер,
проектор
Опрос
релаксация
10.
Общая культура личности. «Я в своих глазах и глазах других людей»
лекция
объяснительно-иллюстративный, наглядный
компьютер, проектор
опрос
11.
Поведение. Выработка хороших привычек, работа над плохими.
Занятие с элементами тренинга
наглядный
фотоаппарат
релаксация
12.
Занятие с элементами тренинга «Победи своего дракона»
Занятие с элементами тренинга
практический
раздаточный материал, карандаши, бумага
релаксация
13
Развитие способностей
Занятие с элементами тренинга
практический
раздаточный материал, карандаши, бумага
компьютер, проектор
релаксация
14
Эмоциональный мир личности.
Занятие с элементами тренинга
практический
карандаши, бумага
релаксация
15
Занятие с элементами тренинга «Зеркало»
Занятие с элементами тренинга
практический
раздаточный материал, карандаши, бумага
компьютер, проектор
релаксация
16
Творчество как высший уровень самореализации человека
Лекция
практика
объяснительно-иллюстративный, наглядный практический
раздаточный материал, карандаши, бумага
компьютер, проектор
Опрос, релаксация
17
Диагностика уровня тревожности Ч. Спилбергер, Опросник (Шкала самоэффективности) Шварцер Р.
тестирование, анкетирование
объяснительно-иллюстративный
бланки
анализ
18
Итоговое занятие
практика
объяснительно-иллюстративный, наглядный практический
Анализ,
релаксация
Литература
-
Андриянова Г. «Маленькое путешествие для больших детей», Саратов, 2005
-
Анн Л. «Психологический тренинг с подростками», Питер, 2007
-
Грецов А. «Тренинг креативности для старшеклассников», Питер, 2007
-
Дереклеева Н. «Модульный курс учебной и коммуникационной мотивации учащихся», Москва, 2004
-
Ефимова Н. «Психология взаимопонимания», Питер, 2004
-
Потёмкина О. «Тесты для подростков», Москва, 2005
-
Хухлаева О. «Тропинка к своему Я», Москва, 2005