План-конспект интегрированного урока: самопознание и психология на тему «Психология общения: взаимопонимание и дружба»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема интегрированного урока: «Психология общения: взаимопонимание и дружба»

Цели: формирование у студентов представлений о причинах конфликта, типах, путях и способах их разрешения; развитие способностей выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования; развивать ценностное отношение к дружбе и взаимопониманию между людьми.

Ресурсы: презентация, видеофрагмент, интерактивная доска, плакаты, фломастеры.

Ход урока:

1. «Круг радости»

«Связующая нить»: каждый бросает клубок, называя себя. Передача клубка должна сопровождаться ответами студентами на вопрос: «Для меня дружба - это…».

«Прошу вас закрыть глаза и представьте, что вы составляете одно целое, что каждый из вас важен и значим в этом целом. Можете открыть глаза».

Вопросы для обсуждения:

  1. Какова, по вашему мнению, цель данного упражнения?

  2. Какой смысл несет в себе паутинка?

  3. Как связано это упражнение с понятием «дружба»?

Вывод: Несмотря на то, что мы живем в разных районах, наглядно видим, что все мы связаны паутиной, тысячами невидимых нитей и хотим мы того или нет, приходиться считаться с другими.

- Как данное упражнение можно связать с темой нашего урока?

- Какой вид деятельности предполагает взаимопонимание и дружбу?

Тема нашего интегрированного урока: «Психология общения: взаимопонимание и дружба».

Интеграция подразумевает сближение, межпредметную связь нескольких дисциплин. Сегодня мы хотим показать интеграцию предметов психологии и самопознания. Так как вы все будущие педагоги, эти предметы тесно взаимосвязаны с педагогикой. И мы решили разделить вас на группы: психологи, педагоги, самопознанцы. (жеребьевка)

Оценивание ответов на уроке будет проходить следующим образом: оценка «5» - солнышко, «4»- зонтик, «3» - тучка

2. «Мозговой штурм» (Кубик-рубик)

  • Что такое общение?

  • Функции общения.

  • Виды общения.

  • Средства общения.

  • Стороны общения.

  • Барьеры общения.

3. Основная часть урока.

А) Задание: «Отобразите в виде рисунка представление о дружбе, конфликте, как дружба может перерасти в конфликт».

Б)Просмотр видеофрагмента «Конфликт»

Просмотр и обсуждение видео отрывка.

- Какая ситуация показана на экране?

- Что такое конфликт?

- Из-за чего чаще всего возникает конфликт?

- К чему приводит конфликт?

Вывод: конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

Рассмотрим: какие существуют типы конфликтов?

Задание: «Найдите ошибки в кластере и исправьте их».

Типы конфликтов

Между личностью и группой

Борьба за престж

межличностный

Борьба за власть

Типы конфликтов

Борьба за авторитет

Борьба за влияние

Межгрупповой

Внутренний





В) Психологическая задача

1) Айсулу из семьи,где конфликт никогда открыто не проявлялся. Делали вид, что ничего не происходит. Чувства раздражения и гнева несмотря на напряженность, никогда открыто не выражались. Напряжение приводило к стрессу у членов семьи. Айсулу уверилась в том, что конфликт нечто негативное, вызывающее напряжение, дискомфорт, что нужно избегать разборок.

2) Конфликт. Айсулу и Марина в компании. Айсулу хочеть рассказать о своих планах на лето, но более экспансивная Марина перебивает ее и начинает рассказывать о своей будущей поездке на море. Айсулу это обижает.

3) Реакция. Предпринимаемое действие (закричать, попытаться объясниться, уйти). Имея определенные взгляды на конфликт, мы почти всегда будем поступать одинаково в разных конфликтных ситуациях. Наша реакция может много рассказать о нас самих. В результате Айсулу замолкает (избегает разборки). Марина спрашивает: «Что с тобой?» Айсулу говорит: «Ничего» и уходит.

4) Последствия. Уязвленные чувства, раздражение, обида, разрушенные отношения, комплекс неполноценности. Эти последствия только укрепляют убеждение Айсулу, что конфликт - нечто плохое, вызывающее дискомфорт и боль. Это приводит ее в начало цикла, усиливает ее взгляды и отношение.

- Объясните данную ситуацию, применив рисунок.

Отношение к конфликту

усиление

конфликт

последствия

реакция

Г) Функции конфликтов

Позитивные

Негативные

Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте.

Получение новой информации об оппоненте

Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе.

Сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом

Представление о побежденных группах, как о врагах.

Стимулирование к изменениям и развитию

Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе.

Снятие синдрома покорности у подчиненных

После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников.

Диагностика возможностей оппонента

Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

Вывод: Всем известно, что любой конфликт имеет пагубные последствия. Он всегда окрашен сильными эмоциями, в основном отрицательными. Конфликт сильно влияет на нервную систему человека и часто имеет «эффект последствия».

Все-таки необходимо уметь предотвращать конфликты или эффективно и безболезненно для обеих сторон выходить из них. Помните: сегодня, не сумев сдержать эмоции, вы вступили в конфликт со сверстником, учителем, коллегой по работе, а завтра, действуя подобным образом, вы вступите в конфликт с близкими людьми, с теми кто вам очень дорог. В случае если вы не сумеете достойно выйти из конфликта, вы испортите отношения надолго или, кто знает, может навсегда …

Таким образом, если человек научится достойно выходить из конфликта или предупреждать его, то это умение он будет использовать и дома, и на улице, и на работе.

Я вам хочу привести пример из истории.

«Однажды министр юстиции Иван Дмитриев представил Александру 1 дело об оскорблении его величества. Государь, отстранив рукой бумаги, сказал:

- Ведь ты знаешь, Иван Иванович, что я этого рода дела никогда не слушаю. Простить - и кончено!

_ Государь! - ответил Дмитриев. - В этом деле есть важные обстоятельства. Позвольте доложить …

Александр, подумав немного, возразил:

- Нет, Иван Иванович. Чем важнее такого рода дела, тем меньше я хочу их знать. Может случиться, что я как император все-таки прощу, но как человек затаю злобу. А я этого не хочу».

(Из книги «Исторические анекдоты из русской жизни». М., 2004)

Д) Упражнение «Праздничный пирог»

Так поступал Александр 1, что бы избежать конфликтов, а для того чтобы узнать как поступаете вы проведем упражнение, которое называется «Праздничный пирог».

«Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

  1. Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка»)

  2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок - не важно, себе - лучший. (Конкуренция «акула»)

  3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление «медвежонок»)

  4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество «сова»)

  5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса»)

- Выберите свой вариант поведения.

- Назовите стратегии решения конфликта (избегание и т.д.)

- Какая стратегия решения конфликта соответствует этим вариантам поведения?

- Перед вами рисунки животных. Вы должны соотнести характеристики данных животных с данной стратегией решения конфликтов.

Стратегия поведения

Характеристика стратегии

Конкуренция, соперничество («акула»)

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Сотрудничество («сова»)

Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

Компромисс («лиса»)

Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Избегание, уклонение («черепашка»)

Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

Приспособление («медвежонок»)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Е) Притча «Помнить хорошее».

Однажды два друга шли по пустыне. Они поспорили, и один из них дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но нечего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил его:

-Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

-Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо дает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы ни время, ни ветер не смогли стереть это.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему в дружбе важно помнить хорошее и прощать обиды? 2. Приходилось ли вам прощать обиду, чтобы не потерять друга?

Ж) «Памятка по решению конфликтов»

Задание: «Составить рекомендации по решению конфликта»

Совместное составление памятки «Пути разрешения конфликта».

1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя останавливаться.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Вывод: конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, и по возможности его следует избегать. Если конфликт произошел, необходимо помочь участникам перейти с эмоционального уровня на интеллектуальный, т.е. задуматься над ситуацией и проанализировать, подтолкнуть стороны на взаимные уступки, т.е. использовать психологический путь ликвидации конфликта.


4. Рефлексия

Каждому участнику предлагается поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в его взглядах на конфликт.

« Успех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией отношений с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью. Я надеюсь, что смогла помочь вам поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения большинства проблем. Дорогие ребята, вы были сегодня активны, инициативны, креативны! Наша встреча подошла к концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к … сотрудничеству!

© 2010-2022