- Преподавателю
- Школьному психологу
- Анализ работы педагога-психолога за год
Анализ работы педагога-психолога за год
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вахрушева Л.А. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Анализ работы
по психологическому содействию
участникам образовательного процесса
педагога-психолога Вахрушевой Л.А.
за 2011-2012 учебный год
-
На протяжении анализируемого периода в своей профессиональной деятельности руководствовалась законом РФ «Об образовании», Уставом МБОУ СОШ №17 и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность педагога-психолога в сфере образования. Применяла знания и умения в области основ теории педагогики; общей, возрастной, детской и социальной психологии; в области основ профориентации и психодиагностики, а также психологического консультирования. Свою деятельность строила, осознавая, что психологическая служба в современных социально-экономических условиях является фундаментальным подразделением, выполняющим социальный заказ школы - обеспечение информацией, необходимой для принятия управленческих решений на уровне учителя, классного руководителя, руководства школы. Она разрабатывает объективные психологические критерии оценки исходных, промежуточных и окончательных результатов педагогической деятельности.
Роли педагога-психолога, исполняемые в течение года:
-
Исполнитель
-
Инициатор
-
Наблюдатель
-
Двигатель
Направления деятельности:
-
актуальное
-
перспективное
-
В рамках актуального направления обсуждались и решались злободневные проблемы и вопросы, связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании детей, с нарушениями в их поведении, с трудностями в общении.
-
В рамках перспективного направления реализовывались своего рода прогностические программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его потенциальных возможностей для гармонического развития и формирования его психологической готовности к созидательной жизни в обществе.
-
Оба направления были связаны между собой, влияли друг на друга, но более определяющим являлось все-таки - перспективное.
Основными направлениями деятельности были:
1. Психологическое просвещение
2. Психопрофилактическая работа
3. Научно-методическая работа
4. Психодиагностическая работа
5. Развивающая и коррекционная работа.
6. Консультативная работа
Учитывая тему работы школы, стоящие перед ней цели и задачи целью деятельности психолога на протяжении 2011-2012 г.г. было содействие созданию психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно обучаться и развиваться в данной педагогической среде.
Специфика МОУ СОШ № 17 обусловлена социумом окраинной городской школы: зачастую неполными семьями; их экономическими затруднениями; низким образовательным и культурным уровнями взрослых, воспитывающих детей. Потому единственным общественным институтом, способным помочь семье, зачастую становится школа: ее педагогический коллектив и, конечно, психолог. Кроме того, увеличение нервно-психического напряжения, связанное с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, иногда приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний, как у учеников, так и у педагогов. Следует добавить, что средний возраст педагогов данной школы - старше сорока лет. К этому моменту становятся актуальными такие проблемы, как регидность и профессиональное выгорание.
Учитывая специфику ОУ, и цель деятельности психолога, были выстроены
Задачи деятельности:
1. Психолого-педагогическая поддержка первоклассников в период школьной адаптации, позволяющая им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
2. Психолого-педагогическая поддержка пятиклассников, позволяющая им приспособиться к условиям среднего звена и всесторонне развиваться.
3. Помощь в подготовке учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу, позволяющая им успешно адаптироваться в 5 классе.
4. Психологическое содействие учащимся 10 классов в период их адаптации к новому коллективу в старшем звене средней школы.
5. Предоставление психологической помощи учащимся в начальной профессиональной ориентации.
6. Предоставление психологической помощи учащимся 9, 11 классов при подготовке к экзаменам.
7.Содействие учителям в повышении их психологической компетенции, приведении в соответствие педагогической и психологической стороны деятельности учителя, с
целью оказания им эффективной помощи учащимся, испытывающим трудности в периоды адаптации и сдачи выпускных экзаменов, а также повышению стрессоустойчивости самих педагогов.
8. Содействие родителям в повышении их психологической компетентности в вопросах переживаемых детьми периодов, нацеливание их на принятие на себя определённой ответственности за ребёнка, совместное с ним решение проблемных ситуаций.
9. Повышение профессиональной компетентности педагога-психолога в разработке диагностических и развивающих программ деятельности; в проведении медиаций и психологического консультирования; в компьютерной грамотности.
Деятельность педагога-психолога осуществлялась в соответствии с перспективным планом. Для выполнения каждой из поставленных задач был разработан план мероприятий. На основании перспективного плана ведется планирование на месяц, неделю, день. Систематически заполнялся журнал индивидуальных и групповых консультаций, журнал учета групповых форм работы, проведенных диагностических исследований, психолого-просветительских мероприятий, организационно-методической работы. Результаты диагностических срезов обобщались в заключениях, фиксировались в справках, психологических картах отдельных учащихся. На основании полученной информации разрабатывались рекомендации для всех участников образовательного процесса, составлялись развивающие программы, формировались группы учащихся, с которыми велись индивидуальные и групповые занятия.
Проанализируем деятельность психолога в соответствии с приоритетностью направлений деятельности.
1. Психологическое просвещение направлено на обучающихся, их родителей и педагогов. Основной смысл просветительской работы - знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Просветительская деятельность была нацелена на формирование у участников образовательного процесса представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Просвещение учащихся и их родителей осуществлялось в соответствии с планами и циклограммами участия психолога в проведении классных часов и родительских собраний, составленного на основании заявок классных руководителей.
В течение года были применены следующие
формы ведения психологического просвещения:
-
лекции
-
беседы
-
деловые игры
-
мозговые штурмы
-
занятия с элементами тренинга
-
диагностика, направленная на самопознание
-
подбор литературы
-
просмотр тематических видеофильмов, прослушивание аудиозаписей.
Психолого-просветительская работа с родителями велась по программе родительского клуба «Семейная фотография», которая охватывает родителей всех возрастных категорий учащихся. Занятия проходили раз в неделю, вечером, в удобное для родителей время. Наиболее высокую оценку родителей получил курс «Воспитание на основе здравого смысла». Занятия его четко структурированы, при их проведении применялись видеоматериалы. Для закрепления и отработки знаний и умений участниками тренинга выполняются домашние задания. В течение учебного года курс освоили две родительские группы общей численностью 15 человек. Преимущественно это были родители учеников первых-пятых классов.
Психолого-просветительская работа с педагогами осуществлялась посредством выступлений на совещаниях и семинарах; интерпретации результатов диагностических срезов - на психолого-педагогических консилиумах. Благодаря овладению новыми информационными технологиями, в работе применялись презентации и слайд-шоу с музыкальным, рисуночным и фотографическим оформлением.
В течение последних десятилетий, в связи с принятием новых Федеральных государственных образовательных стандартов, повышением требований к личности преподавателя, особенно острой в образовательном учреждении стала проблема сохранения психологического здоровья педагога. Средний возраст педагогов школы старше сорока лет. К этому моменту становятся актуальными такие проблемы как регидность и профессиональное выгорание. Все это побудило перейти от отдельных просветительских мероприятий с педагогами к системной работе. В этом году мною была разработана перспективная программа «Сохранение психологического здоровья педагогов» на 2011-2014 учебные годы. Это направление деятельности принято в число приоритетных. В течение года был реализован первый этап программы.
Одной из форм просветительской работы стали сменные тематические стенды для учащихся, их родителей и педагогов. Кроме того, были сформированы несколько папок с методическими материалами в помощь классному руководителю и родителям учащихся:
-
«Разработки родительских собраний»;
-
«Пакет профориентационных диагностических методик»;
-
«Алгоритмы обучения социальным навыкам»;
-
«Подросток группы риска»;
-
«Советы родителям и педагогам по профилактике наркомании»;
-
«Введение в практическую конфликтологию»
-
«Первая помощь человеку, попавшему в критическую ситуацию»
В работе активно применялись разработанные и оформленные ранее буклеты «Ребенок идет в школу», «Эмоциональный мир ребенка», «Агрессия. Причины возникновения. Помощь», «Детский невроз страха. Причины. Помощь», «Как изменяются мальчики», «Как помочь детям в разрешении проблемы», «Как справиться с плохим настроением». Была создана страничка психолога на школьном сайте, которая периодически пополняется.
2. Психопрофилактическая работа была направлена на содействие формированию у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры; побуждение их к использованию психологических знаний в работе с детьми или в интересах собственного развития; предоставление им помощи в создании условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; содействие своевременному предупреждению нарушений в становлении личности и интеллекта.
Можно говорить о трех уровнях осуществляемой психопрофилактики:
-
Первый уровень - первичная профилактика, направленная на детей, не имеющих значительных эмоциональных, поведенческих и учебных проблем.
-
Второй уровень - вторичная профилактика, работа с детьми группы риска, у которых замечено появление соответствующих проблем.
-
Третий уровень - третичная профилактика в работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами.
Учащиеся группы риска выявлялись как при проведении диагностических процедур, так и методом наблюдения за школьниками всех участников образовательного процесса. Особое внимание уделялось переходным периодам с одной ступени образования на другую: ученикам первых, четвертых, пятых, девятых, десятых классов. При проведении диагностических срезов, направленных на выявление детей, испытывающих трудности выявлялась, так называемая, группа риска. На психолого-педагогическом консилиуме специалистами разных профилей (психологом, логопедом, социальным педагогом, классным руководителем, учителями-предметниками и представителем администрации школы) уточнялся характер проблем ребенка, выстраивались гипотезы по поводу причин его затруднений, разрабатывался алгоритм коррекционно-развивающей работы со школьником разных специалистов, а также рекомендации участникам сопровождающей профилактической работы.
В прошедшем году заметное место в работе заняла деятельность, направленная на профилактику суицидов:
А) Классные часы
-
«Экзамен без стресса» (8-е, 9-е, 10-е, 11-е классы)
-
«Учитесь властвовать собой» (5, 6, 7, 8 классы)
-
«Толерантность и мы» (7-е, 8-е классы)
-
«Любовь - это…» (7, 8, 9 классы)
-
«Как стать внимательным» (5-6-е классы)
-
«Моя самооценка» (5-6-е классы)
-
«Для чего мы учимся» (5-6-е классы)
-
«Сквернословие» (5-6-е классы)
-
«Сплетни» (5-6-е классы)
-
«Мое имя» (5-6-е классы)
Б) Оформления тематических стендов:
-
«Овладение социальными навыками»
-
«Они мешают нашему общению: прозвища, сквернословие, сплетни»
-
«Давайте жить дружно!» (правила бесконфликтного общения)
-
«Удачи тебе, выпускник!» (памятки выпускнику, сдающему ЕГЭ)
-
«Секреты выбора профессии»
-
«Учись учиться!» (информация о развитии памяти, внимания, воображения, мышления»
В) Подготовка презентации и выступление с ней перед педагогами и родителями «Профилактика детско-подростковых самоубийств»
Г) Помещение тематических материалов, адресованных педагогам, ученикам и их родителям на школьный сайт.
Д) оформление папок с методическими материалами в помощь родителям и классным руководителям:
-
«Разработки родительских собраний»
-
«Для вас, родители!»
-
«Помощь человеку, попавшему в критическую ситуацию»
-
«Подросток группы риска»
-
«Социальные навыки»
-
«Звоните, и Вам помогут!»
-
«Волнуйтесь спокойно, скоро экзамены!»
Е) Разработка и реализация программ работы с учениками, их родителями и педагогам)
-
Научно-методическая работа.
В течение года повышение профессионального мастерства происходило через участие в научно-практических конференциях, в работе методических объединений психологов города и района, психологических центров «Белая Зебра», «Берег», «Психолог-плюс», а также через обучение на курсах в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования УР по теме «Школьная медиация».
4. Психодиагностическая работа - психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода школьного возраста, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта. Мною сделаны первые шаги в разработке и проведении мониторинга психологического комфорта учащихся первых классов. Особое место в нем занимает тест О.А.Ореховой «Домики». Сравнительный анализ результатов диагностических срезов показал, что на протяжении последних 5 лет изменилось эмоциональное состояние детей, поступающих в школу:
-
на 15% ухудшился их эмоциональный градусник;
-
в 2 раза снизилась сформированность базовых эмоций;
-
на 25 % вырос уровень агрессивности учащихся первых классов.
Полученная информация подвела к осознанию необходимости организации в школе психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей и системной, целенаправленной работы педагога-психолога в этом направлении.
5. Развивающая и коррекционная работа.
Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая - разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими.
В течение учебного года были разработаны и реализованы
следующие программы:
Название программы
Цель реализации
Адресная группа
«Семейная фотография»
Содействие формированию вокруг ребенка общего воспитательного «поля», обеспечивающего согласованность действий взрослых-воспитателей.
Родители учеников
«Сохранение психологического здоровья педагогов»
содействие созданию в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов. Помощь учителям в формировании навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактике эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Педагоги школы
«Пойми себя»
Помощь в формировании произвольной регуляции младших подростков, испытывающих трудности в поведении и обучении, через осознание и преодоление подростком эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем.
7 «Б» класс (отнесенный к разряду трудных)
«Сам себе психолог»
Содействие формированию адекватного представления учащихся о новых условиях обучения; содействие снижению тревожности подростков в период их адаптации; помощь в развитии социальных навыков, способствующих здоровому образу жизни.
Ученики 5-х классов
«Тропинка к своему «Я»
Помощь младшим подросткам, испытывающим трудности в обучении и поведении, в формировании произвольной регуляции, через осознание и преодоление подростками эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем.
Ученики 6 «В» класса (склонные к девиантному поведению)
«Секреты выбора профессии»
Помощь ученикам средней школы в их социально-психологической адаптации, личностном и социальном самоопределении посредством предоставления им возможности получения знаний о себе и о мире профессий.
Ученики 9-х классов
6. Консультативная работа была направлена на оказание помощи при решении человеком определенных проблем.
Направления этой деятельности:
-
консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;
-
консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;
-
консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом, как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в каждом конкретном классе.
Индивидуальные консультации, проведенные за год:
Учащихся - 37 консультаций.
Родителей учащихся - 60.
Педагогов - 35.
Анализируя тематическую направленность консультаций можно отметить следующее:
-
учащиеся-подростки чаще всего обращаются по вопросам взаимоотношений со сверстниками и родителями; при выборе профиля обучения или профессии.
-
родители - в связи с неудовлетворенностью школьной успеваемостью своих детей и взаимоотношениями на уровне «родитель - ребенок» (обращает на себя внимание тенденция к сложным взаимоотношениям родителей не только с детьми - подростками, но и с детьми-младшими школьниками).
-
педагоги - с неудовлетворенностью успеваемостью и поведением учеников, низкой учебной мотивацией школьников; а также желанием оказать психологическую помощь отверженному в ученическом коллективе ребенку;
-
родителей и педагогов волнует девиантное поведение учащихся в школе и вне ее.
Заключение
Выстроенная в школе система психолого-педагогического сопровождения учащихся содействовала созданию психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно обучаться и развиваться в данной педагогической среде. Успешности в деятельности педагога-психолога в течение года способствовали следующие факторы:
-
Внимание к работе педагога-психолога и поддержка со стороны директора школы, улучшение материального и методического оснащения психологической службы: оборудованный в соответствии с требованиями работы кабинет психолога; оснащение его компьютером, принтером, аудиоаппаратурой;
-
Высокая мотивированность на взаимодействие с психологом ученического коллектива;
-
Взаимодействие с психологическими Центрами «Берег» и «Белая Зебра».
-
Тесное профессиональное сотрудничество с психологами муниципальных образовательных учреждений города и района;
-
Повышение профессиональной компетентности посредством прохождения курсов повышения квалификации;
-
Разнообразие и богатство методической копилки, созданной за годы работы.
Вместе с тем были моменты, которые сдерживали работу:
-
Случаи недопонимания педагогами и родителями задач и возможностей школьной психологической службы;
-
Профессиональное и эмоциональное выгорание части педагогического коллектива.
Анализ пройденного этапа работы подвел меня к осознанию необходимости:
-
создания в школе системы психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей;
-
разработки программы нравственно-полового воспитания учащихся начальной школы;
-
разработки и активного участия педагога-психолога в реализации перспективной программы «Сохранение психологического здоровья педагогов»;
-
разработки программы подготовки старшеклассников к семейной жизни и внедрение в практику работы курса «Этика и психология семейной жизни», а также дискуссионного клуба для старшеклассников «Домострой»;
-
включения в работу клуба «Семейная фотография» занятий для одиноких отцов, воспитывающих детей без матери.
Думается, что этим направлениям следует уделить внимание в планировании работы на следующий год.
Педагог0психолог МБОУ СОШ № 17 Л.А.Вахрушева