Организация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в школе

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Булгакова Ирина Ивановна

(МБОУ КСОШ №32, с. Красная Поляна, Ростовская область)





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



Организация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе











по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов тьютеров, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

03-2014 Булгакова



2014 год

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3-6

Глава I. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в сельской общеобразовательной школе……………………………………..7-13

  1. Анализ нормативно- правовых документов по проблеме «Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в сельской общеобразовательной школе»……………………………………………7-12

    1. Анализ состояния работы со здоровыми детьми в условиях перехода к инклюзивному образованию в сельской общеобразовательной школе……………………………………………………………………...13-13

Глава II. Организация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе ……………………………………14-21

2.1. Направление деятельности психолога по организации сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в сельском ОУ……………………………………………………………………………….14-16

2.2. Формирование у здоровых детей способности принятия детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования…………………………………………………………………….17-21

Заключение ……………………………………………………………………22-23

Список литературы ……………………………………………………………24-25



Введение

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных

и инвалидов, которые практически не имели возможности получить

образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их

не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями

в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в

образовании. Значительное число их обучается в условиях специального

(коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы

необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и

лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной

адаптации.

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к

обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Существует такое понятие - инклюзия, которое означает полное включение

детей с различными возможностями во все аспекты жизни школьного

учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все

остальные дети. Это требует реальной адаптации пространства школьного

учреждения к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без

исключения, ценить и уважать различия.

Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями

здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к

обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного

образования. Независимо от социального положения, физических и умственных

способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому

ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в

получении адекватного уровню его развития образования.

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного

доступа к получению того или иного вида образования и создание

необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без

исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних

учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического

статуса родителей, психических и физических возможностей.

Для реализации поставленных задач и получения положительных результатов,

необходимо очень хорошо потрудиться, а еще потребуется немало финансовых

вложений. И только тогда, это даст хороший достойный социальный эффект:

Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует

научиться успешно решать проблемы:

- каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь

возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;

- необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

- лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь

доступ к обучению совместно с обычными детьми;

Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень

социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в

инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных

учреждениях.

В инклюзивной среде при взаимодействии со своими здоровыми

сверстниками у детей с ограниченными возможностями улучшаются навыки

коммуникации.

В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более

насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение

навыков и достижений.

Актуальность данной темы заключена в том, что дети с особенностями

развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении

образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями

оптимальные условия обучения.

Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить,

что это не только создание технических условий для беспрепятственного

доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные

учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который

должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с

ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому я считаю, что в школе должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.

Цель работы - организация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе.

Задачи:

  1. Проанализировать нормативно- правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностях здоровья в Российской Федерации.

  2. Проанализировать состояния готовности школьников к обучению с детьми-инвалидами в сельской общеобразовательной школе.

  3. Определить основные направление деятельности психолога по организации сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образовательному пространству.

  4. Разработать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения у здоровых детей способности принятия детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования через взаимодействия диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, просветительского направления деятельности, совершенствовать систему просвещения родителей.

Методы исследования- анализ, наблюдение, тренинги и др.

Практическая значимость работы заключается в том, чтобы показать администрации сельской общеобразовательной школы возможные пути разрешения проблем, возникающих в процессе организации инклюзивного образовательного пространства в сельской школе.






Глава I. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в сельской общеобразовательной школе


    1. Анализ нормативно- правовых документов по проблеме «Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в сельской общеобразовательной школе»

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отказ от представлений об организации отдельного обучения определили происходящие изменения в социально-культурной среде, переосмысление обществом отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, потребовали пересмотра и уточнения содержания нормативно-правового обеспечения.

Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ, детей с инвалидностью, в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

· международные;

· федеральные;

· правительственные;

· ведомственные;

· региональные.

Международная:

1. «Всеобщая декларация прав человека», принята Генеральной

Ассамблеей 10 декабря 1948 года.

2. «Декларация ООН о правах инвалидов», провозглашена

резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря

1975 года.

3. «Всемирная программа действий в отношении инвалидов»,

принята 3 декабря 1982 года.

4. «Конвенция ООН о правах ребенка» от 20 ноября 1989 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня

1990 года.

5. «Всемирная декларация об образовании для всех», принята

в Джонтьен, 1990 г.

6. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для

инвалидов», приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от

20 декабря 1993 года.

7. «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», принята в Саламанке, Испания, 7-10 июня 1994 г.

8. «Дакарские рамки действий», приняты Всемирным форумом

по образованию в 2000 году.

9. «Конвенция о правах инвалидов», Проект резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 января 2007.Федеральное законодательство.

Федеральная:

1. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» -

Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями).

2. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» - Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (в ред. Постановления правительства РФ от 07.04.2008 № 247). 211

3. «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями

медико-социальной экспертизы». Приложения № 2 и № 3 к приказу

Министерства здравоохранения и социального развития РФ от

4.08.2008 г. № 379н.

4. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых

при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной

экспертизы» - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. № 535).

5. «Об образовании» - Закон Российской Федерации от 10.07.1992

№ 3266-1 (ред. от 27.12.2009).

6. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

7. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.).

8. «Концепция модернизации российского образования на пери-

од до 2010 года» - Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря

2001 г. № 1756-р).

9. «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) - Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6.

10. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» - Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года

№ 03-51-5ин/23-03.

11. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» - Постановление Правительства Российской

Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666.

12. «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития» - Письмо Минобразования РФ от 30 мая

2003 г. № 27/2887-6.212

13. «Об организации работы с обучающимися, имеющими

сложный дефект» - Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003

№ 27/2722-6.

14. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагоги-

ческой комиссии» - Приказ Министерства образования и науки РФ

от 24 марта 2009 года № 95.

15. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК)

образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования

Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6).

16. «О создании условий для получения образования детьми

с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалида-

ми» - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008

№ АФ-150/06.

17. «Об утверждении Единого квалификационного справочника

руоводителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» - Приказ

Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г.

18. «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» - Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. № 1.

19. «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов

в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII

вида с углубленной трудовой подготовкой» - Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. № 27/2932-6.

20. «Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании

и документов об окончании специальной (коррекционной) обще-образовательной школы VIII вида, специального (коррекционного)

класса общеобразовательного учреждения» - Приказ Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2005 г.

№ 281.

21. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.

22. «О совершенствовании комплексной многопрофильной

психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам» (вместе с «Методическими рекомендациями по расчету бюджетных ассигнований на оказание

государственным (муниципальным) учреждениям для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания») - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 сентября 2009 г.

23. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271.

Документы правительства Российской Федерации.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 200 года «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»;

- Конвенция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011г. №103-р;

- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 года №175.

Выводы - стратегия действий в интересах детей ставит задачу законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ОВЗ на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования, а также в соответствии с вышеперечисленными федеральными и правительственными законодательными актами в каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей инвалидов, детей с ОВЗ и успешную их социализацию.

Региональное законодательство.

-Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении Положения об организации дистанционного образования детей -инвалидов реализуемого подведомственным Минобразования Ростовской области учреждениями»;

- Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области, министерства здравоохранения Ростовской области, министерства труда и социального развития Ростовской области, главного управления МВД России по Ростовской области 22.01.2013/05.02.2013/14.02.2013/06.02.2013/ № 32/122/123/112 «Об организации деятельности ПМПК по освидетельствованию детей с ОВЗ в 2013 г.»;

Муниципальное законодательство.

Договор о взаимодействии территориальной ПМПК с социально-психологической службой ОУ, по реализации консультативной, коррекционно-педагогической деятельности.

    1. Анализ состояния работы со здоровыми детьми в условиях перехода к инклюзивному образованию в сельской общеобразовательной школе.

В современном образовательном пространстве инклюзия признана наиболее развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет не только материально-техническую основу, но психологическую, морально - этическую.

Отсюда вытекает одна из первоочередных задач - формирование в обществе, и прежде всего у подрастающего поколения толерантного отношения к детям, сверстникам с недостатками в физическом и (или) психическом развитии.

Сторонники инклюзии в качестве основных достоинств совместного обучения рассматривают следующие:

  • увеличение возможностей реализации творческого и познавательного потенциала ребенка-инвалида, поскольку обучение в массовой школе расширяет социальные сети, позволяя наладить связи с большим количеством сверстников, что очень важно для развития детей;

  • здоровые дети узнают о проблемах своих сверстников-инвалидов, приобретают в процессе общения с ними способность тонко чувствовать трудности другого, учатся деликатности. У них появляются такие качества, как сострадание и человеколюбие, они становятся добрее и терпимее. Эти навыки пригодятся во взрослой семейной жизни, а для многих - и в профессиональной. Здоровый ребенок получает жизненный опыт любви и принятия, который невозможно недооценить;

Глава II. Организация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе

2.1. Направление деятельности психолога по организации сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в сельском ОУ.

Работу со здоровыми детьми по формированию установки принятия детей инвалидов я считаю возможным организовать с включением элементов тренингов, деловых игр.

Логично выстроить структуру тренингов в виде нескольких основных блоков:

1. Просветительский блок:

а) информационный блок - призванный дать детям ответ на вопрос «что такое инклюзивное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества инклюзии детей с нарушениями здоровья, возможные трудности и проблемы;

б) законодательный блок - позволяющий получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о российском и международном законодательстве, обеспечивающим право на равный доступ детей к образованию;

2. Так называемый психологический блок - призванный помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:

а) разрушение барьеров, стереотипов - предполагает рассмотрение существующих стереотипов к людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;

б) развитие толерантности, формирование позиции принятия Другого.

В рамках данного блока я считаю, что нужно придерживаться подхода, определяющего толерантность как сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется; как добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению «другого; как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.

Суть позиции безусловного положительного отношения состоит в том, что вероятность продвижения человека вперед увеличивается, если он испытывает чувства безопасности и свободы. Человекоцентрированный подход предполагает снятие чувства беспокойства и неуверенности за счет безусловного положительного отношения к Другому. Человек сам начинает раскрываться своему опыту и начинает принимать то, что ранее им отвергалось. Происходит реорганизация Я, снимаются различия между Я-реальным и Я-идеальным.

Безусловное принятие предполагает в частности принятие как «хороших» (позитивных, зрелых, просоциальных) переживаний и чувств, так и «плохих» (болезненных, продиктованных страхом, инфантильных, асоциальных) фрагментов эмоционального опыта другого, как стабильных и последовательных проявлений, так и его нестабильности и непоследовательности.

Безусловное позитивное принятие означает проявление заботы о Другом человеке, но такой заботы, которая не является опекой. Это забота, сохраняющее за человеком возможность оставаться автономным, она не посягающая на его собственный опыт, его собственные переживания и чувства.

К. Роджерс верил, что при условии безусловного положительного принятия и понимания Другого, люди будут осуществлять личностный рост в направлении, которое является для них единственно подходящим и уникальным. Когда человек становится самим собой, то он, как это ни парадоксально, начинает изменяться.

Основная цель занятий - формирование установок понимания и принятия чужого мнения, умение эмпатировать, элементарно налаживать контакты. Тренинговые упражнения, наполняющие данный блок, направлены на решение следующих задач: осознание собственной уникальности и уникальности других; развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей; овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения.

При ведении просветительской работы со здоровыми детьми необходимо, определить, что дети знают об инвалидах и их трудностях; разъяснить, какие бывают инвалиды, в чем их различие; рассказать о жизни людей с инвалидностью, их возможностях и трудностях; использовать имитацию, когда сами дети в игровых упражнениях делают то, что и инвалиды; вести уроки с инвалидами.
На занятиях использовать интерактивные методы обучения, такие, как: игры, моделирование ситуаций, характерных для различных форм инвалидности, показ видеофильмов, конкурсы. В итоге дети понимают, что люди с инвалидностью такие же, как и все остальные, только с ограниченными возможностями. А при создании определённых условий эти возможности возрастают и различия стираются.


    1. Формирование у здоровых детей способности принятия детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования

Ниже представлены упражнения, которые я использую для работы со здоровыми детьми в рамках «Подготовки учащихся массовой общеобразовательной школы к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию».
- Общение-это…… (упражнения «Передай другому», «Что помню?», «Спина к спине», «Пересказ текста» и т. д.) ;

- Понимание (упражнения «Экстрасенс», «Враг-друг», «Как дела?», «Контрабандисты», «Объясняю -понимай!», «Передача чувств», «Эмоциональные загадки», «Чувства животных»);

- Неверные средства общения (упражнения «Сидящий и стоящий», «Спиной друг к другу», «Вместо ссоры - помирились», «Мостик дружбы», «Моя проблема в общении»);

- Упражнение-разминка «Карандаши»,

- Упражнение «Нобелевская премия»;
- Упражнение «Паутина предрассудков»;

- Игра «Неведомые миры»;
- Упражнение «Войди в роль инвалида»;
- Упражнение «Обсуждение Декларации прав человека»;
- Знакомство с притчей и её обсуждение;
- Упражнение «Цветик-семицветик»;
- Упражнение «Законы жизни»;
- Упражнение «Инвалидное кресло»;
- Упражнение «Барьеры»;
- Упражнение об отношениях и осведомлённости;
- Упражнение о значении (силе) слова;
- Упражнение «Слепой, глухой, немой»;
- Упражнение «За кругом»;
- Упражнение «Взаимодействие»;

- Упражнение «Я - особенный»;

Достаточно важно при переходе к инклюзивному образованию, на

мой взгляд, организовать работу не только с педагогами, детьми,

администрацией учебного заведения, но и с родителями. Анализ современных исследований, а также собственный опыт работы позволяют

утверждать, что в сопровождении нуждаются родители детей обеих

категорий - и здоровых детей, и детей с особыми образовательными

потребностями.

Можно выделить следующие основные принципы психолого-педагогического сопровождения родителей:

 рекомендательный характер советов сопровождающего;

 приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;

 непрерывность сопровождения;

 мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения:

согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих

единые ценности, включенных в единую организационную модель и

владеющих единой системой методов.

Наиболее приоритетными направлениями работы с родителями в

настоящее время считаются круглые столы, семинары, подготовка и

распространение буклетов, оформление стендового материала.

Родители здоровых детей часто высказывают опасения в том, что

развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует

значительной поддержки. Важным при работе с данной категорией

родителей я считаю донести уже накопленный опыт, доказывающий,

что успеваемость здоровых детей не становится хуже, а часто их

показатели оказываются выше в интеграционных условиях, чем в простом

классе массовой школы.

Основу работы с родителями здоровых детей должен составить цикл

занятий, направленных на развитие толерантности. В работе с родителями

здоровых детей нужно придерживаемся подхода, определяющего

толерантность как сознательное допущение субъектом чего-либо, что им

не одобряется; как добровольное воздержание от учинения препятствий

осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возможность

оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному

самовыражению «другого»; как уважение и признание равенства, отказ от

доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия

человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого

многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки

зрения.

Основная цель занятий - формирование установок понимания и

принятия чужого мнения, умение проявлять эмпатию, элементарно

налаживать контакты. Тренинговые упражнения, наполняющие данный

блок, направлены на решение следующих задач: осознание собственной

уникальности и уникальности других; развитие умения понимать чувства,

эмоции, действия, отношение других людей; овладение умением

сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного

общения.

Основная цель совместных занятий - дать родителям ответ на вопрос

«что такое инклюзивное образование». Считаем целесообразным

организовывать совместную работу с родителями обоих категорий детей

по следующему алгоритму:

1. Просветительский блок:

а) информационный блок - призванный дать родителям ответ на

вопрос «что такое инклюзивное образование», его основные принципы,

каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья;

преимущества инклюзии детей с нарушениями здоровья, возможные

трудности и проблемы;

б) законодательный блок - позволяющий родителям получить

информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о российском и международном законодательстве, обеспечивающем право на равный доступ детей к образованию; о том какую законодательную базу нужно иметь, чтобы выстроить систему инклюзивного образования, какая роль отводится родителям, а какая - самим детям, через какие инстанции нужно пройти ребенку, чтобы попасть в общеобразовательное заведение, как выстраивается график занятий ребенка и какие условия создаются для того, чтобы ребенку было комфортно в школе.

2. Так называемый психологический блок - призванный помочь

родителям и «больных» и «здоровых» детей решить проблемы и

трудности психологического характера:

а) разрушение барьеров, стереотипов - предполагает рассмотрение

существующих стереотипов в отношении людей с инвалидностью и

подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных

направлений по разрушению барьеров;

б) приобретение навыков, призванных помочь в улучшении ведения

переговоров с представителями органов образования и школьных

администраций;

3. Блок обмена опытом:

а) совместное обсуждение опыта зарубежных стран по внедрению

инклюзивного образования;

б) совместное обсуждение проблем и трудностей, с которыми

пришлось столкнуться при переходе к инклюзивному образованию;

в) совместное обсуждение конкретных примеров - историй о детях с

инвалидностью, которые успешно учатся в массовых школах.

Совместные занятия позволят реализовать основной принцип

инклюзии «Другой - не значит плохой!» и защитить права детей с

ограниченными возможностями на равный доступ к образованию и

общению со сверстниками. Работа, построенная подобным образом,

поможет родителям лучше понимать проблемы детей, а родителям детей-

инвалидов избавиться от чрезмерной опеки над ними, поскольку дети

становятся более самостоятельными и уверенными в себе.






Заключение

Переход к инклюзивному образованию - процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Предложенная система психолого-педагогического сопровождения позволяет снизить социально-психологическую напряженность, возникающую при обучении и воспитании детей в общеобразовательных учреждениях, обеспечить позитивное развитие личности ребенка на всех этапах его пребывания в общеобразовательной среде.

Таким образом, деятельность сопровождения позволяет решить вопрос комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Уже сейчас интегрированные (инклюзивные) формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья активно внедряются в практику работы нашего образовательных учреждения. Разрабатывается программа «Уроки доброты». Причем, в ее содержание и организацию заложены возможности в интерактивных формах проводить уроки доброты со всеми участникам образовательного процесса без ограничения возраста. «Уроки доброты» должны стать основой для подготовки учреждения к приему детей-инвалидов. Их освоят профессиональные участники образования, а в дальнейшем их смогут проводить и сами ребята, и волонтеры, и родители. Наша работа в образовательном учреждении направлена на формирование понимания того, что инклюзия и интеграция в целом ряде случаев является необходимым условием для дальнейшей социализации и независимой жизни детей-инвалидов.

Однако есть и проблемы. Они связаны и с подготовкой педагогических кадров в плане расширения знаний учителей по специальной психологии и лечебной педагогике, и с подготовкой родительской общественности по вопросам толерантности и нравственного воспитания. И, конечно, с подготовкой ребенка-инвалида и его семьи к поступлению в общеобразовательное учреждение.

Сегодня мы признаем, что далеко не всех детей можно обучать

в общеобразовательных школах, поскольку не готова образовательная среда и не всем детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам это показано.

Именно такой подход поможет нашим детям и детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам реализовать весь свой потенциал.

Я уверены, что каждодневная забота о детях, понимание и тепло по отношению к ребенку и его семье, способны творить чудеса.

Ребенок-инвалид и наше общество пока только учатся жить вместе. На этом пути мы - взрослые, родители и специалисты, становимся спокойнее, мудрее и добрее.

Принимая такого ребенка, общество подтверждает: дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные права с другими детьми!




Литература

  1. Всемирная конференция в Саламанке (1994) «Доступность и качество об-

разования» (World Conference on Special Needs Education Access and Quality).

2. Конвенция ООН «О правах инвалидов» (2006).

3. Купустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы.-М., Ака-

демия. 2001.

4. Ямбург Е.А. Школа для всех Адаптивная модель. Теоретические основы

и практическая реализация. - М., 1996.

5. Кузнецова Л.В., Феофанов В.Н. Психологическое здоровье педагога как

фактор эмоционального благополучия учащихся // Профилактика кризис-

ных состояний, усиление жизнестойкости, предупреждение суицидального

поведения. Материалы Круглого стола факультета психологии, социальной

медицины и реабилитационных технологий РГСУ и Международной ассо-

циации предупреждения суицидов (IASP), М., 2009, стр. 5-18.

6. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции деятельности у детей. -

М., 1978.

7. Показатели инклюзии /практическое пособие/ Москва, РООИ Перспек-

тива, 2008. - 124 с.

8. Социально-педагогическая интеграция. Первые шаги: толерантность -

объединяем усилия. - М.: Теревинф, 2001. - 140 с.

9. Романов П. Политика инвалидности: социальное гражданство инва-

лидов в современной России. /П. Романов, Е. Ярская-Смирнова. - Саратов:

Научная книга, 2006. - 260 с.

10 .С. Керне «Интеграция в общество людей с особыми потребностями» Доклад, представленный на Первой московской международной конференции. 1995, Москва .

  1. Ш. Рамон «Социальная эксклюзия и социальная инклюзия», Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003

  2. Т. Бут «Политика включения и исключения в Англии: В чьих руках сосредоточен контроль?» Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003

  3. Интернет ресурсы.

  1. 1540.ort.ru/integration/incedu/doc4.doc

  2. 1540.ort.ru/integration/incedu/index.php

  3. beregitedetei.ru/new_project/inkluz_planir

  4. 1540.ort.ru/integration/teachers/pirart2.php

  5. 1540.ort.ru/integration/incedu/art9.php

  1. Брызгалова С.О. Разработка муниципальной модели интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями на основе системно-комплексного подхода. - Екатеринбург, 2007.

15. Голикова Т.А. Инклюзивное образование: опыт, проблемы, поиски [Электронный ресурс]. 2.

sch1961.ru/work_op.php?id=106

16. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: часть 1. - М., 1996. 3.

17. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: часть 2. - М., 1996.

Организация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в школеОрганизация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в школеОрганизация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в школеОрганизация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в школеОрганизация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в школеОрганизация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в школеОрганизация психолого-педагогического сопровождения здоровых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию в школе



© 2010-2022