Рабочая программа по прудовому обучению 1 класс VIII вид

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»



Утверждена

Приказом по школе

№_______от «___»__________20____год











Рабочая программа

(для детей с ограниченными возможностями здоровья с легкой умственной отсталостью)

обучение на дому

по предмету трудовое обучение

класс 1

Количество часов: 33

Программа разработана на основе: авторской программы Н.Н.Павловой «Трудовое обучение» (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1-4 классы/ под ред. В.В.Воронковой.- М., Просвещение, 2010).









г. Югорск

2015 год

Составитель программы:

Глинченкова Елена Николаевна

педагог-психолог


Согласовано:

зам. директора по УВР _____________________

Дата: «___»___________20__ год



Рекомендации

Дата:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дата:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________







Содержание



  1. Пояснительная записка………………………………………………………….4

  2. Требования к уровню подготовки учащихся…………………………………..7

  3. Тематическое содержание программы по предмету трудовое обучение…….7

  4. Материально-техническое обеспечение учебного процесса…………………13

  5. Учебно-календарный график выполнения учебной программы по предмету трудовое обучение на 2015-2016 учебный год………………………………..14

  6. Тематическое планирование программы по предмету трудовое обучение на

2015-2016 учебный год………………………………………………………….15










Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида Министерства образования РФ на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В.В. Воронковой, 2013 г.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Технология: Ручной труд: 1 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. Л.А. Кузнецова - 5-е изд. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение» , 2013.-103 с.: ил., вкладка 56 с.

  2. Технология: Ручной труд: 1 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIIIвида. Л.А. Кузнецова - 5-е изд. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение» , 2013

  3. Технология: Ручной труд: 1 класс Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Часть 1. - 2-е издание. - Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013. - 64 с.: ил.

  4. Технология: Ручной труд: 1 класс Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Часть 2. - 2-е издание. - Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013. - 64 с.: ил.

Цели и задачи

Ручной труд является наиболее понятным и доступным видом трудовой деятельности. Изготовление учащимися разнообразных поделок и изделий дает широкие возможности для ознакомления их со свойствами материалов и простейшими инструментами, применяемыми в работе с ними. Уроки ручного труда, проводимые в определенной системе, создают необходимые условия для развития сенсомоторной культуры учащихся. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: восприятия, внимания, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Программа направлена на формирование у учащихся умений и навыков работы с различными материалами и инструментами в процессе ручного труда у учащихся, имеющих интеллектуальные нарушения и обучающихся по программе для СКО VIII вида

Целью предмета трудовое обучение является освоение детьми практических навыков и умений работы с различными материалами (природными, пластичными, бумажными, текстильными).

На первом году обучения у учащихся формируются элементарные трудовые навыки, позволяющие им выполнять различные поделки вместе с учителем, по подражанию его действиям, ориентируясь на реальные образцы.

Основные задачи курса:

̶ формирование знаний о различных видах ручного труда;

̶ ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их физическими и художественно-выразительными свойствами;

̶ обучение работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми в обработке того или иного поделочного материала;

̶ обучение доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов, предусмотренных для работы во 1-м классе.

̶ коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности;

̶ повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);

̶ компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.);

- коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.).

̶ воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение доводить начатое до конца, умение работать в коллективе);

̶ ознакомление с правилами безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями;

̶ воспитание уважения к своему труду и к труду других людей;

Наряду с этими задачами решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на:

  • коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда); планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);

  • повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);

  • компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.);

  • коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.)

Коррекционная направленность обучения на уроках трудового обучения предполагает:

  • взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи);

  • неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале;

  • замедленность обучения;

  • подачу учебного материала малыми порциями;

  • максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий;

  • руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником;

  • подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, которые имеют общие черты и сходные приёмы обработки поделочных материалов;

  • подбор доступных для работы поделочных материалов.

Обучение проходит по следующим разделам:

- «Работа с бумагой и картоном»- 9ч.;

- «Работа с глиной и пластилином» - 9ч.;

- «Работа с природным материалом» - 6 ч;

- «Работа с нитками» - 8ч.

Вся работа на уроках труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний, умений учащихся по трудовому обучению следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

Место учебного предмета в учебном плане

В базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югра от 27.08.2014 г. № 1138 «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организаций, анализирующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, на 2015-2016 учебный год», на изучение предмета трудовое обучение в 1 классе начальной школы отводится 33 часа в год (1 час в неделю). Основное внимание уделяется практико-ориентированным заданиям, что способствует прочному и сознательному усвоению базисных трудовых знаний и умений. Особый раздел занимает коррекционная работа, которая обеспечивает не только усвоение определённых знаний, умений и навыков, но также формирование приёмов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Адаптированная рабочая программа социально-бытовая ориентировка разработана для учащегося 1 класса с нарушением аутистического спектра. Ребенок как будто то не замечает никого вокруг. Он не откликается на вопрос, ничего не спрашивает и ни о чем не просит, избегает взгляда в глаза другого человека. Эти трудности очень ярко выступают в контактах со сверстниками: игнорирование, активный уход, созерцание со стороны, игра «рядом». При настойчивой попытке вовлечь ребенка во взаимодействие у него возникают тревога и напряженность. Андрей повышено раним к резкому тону, замечанию в свои адрес. Нарушена коммуникативная функции речи, достаточно развитая «автономная речь», разговор с самим собой. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет).

В процессе обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук; коррекция эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащегося.

Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Только после усвоения одних и тех же программ, примитивная, однообразная деятельность ребенка начинает разнообразиться, и становится направленной. Очень важны для такого ребенка личные отношения, поэтому педагог должен постоянно демонстрировать ему свою заинтересованность в нем и в том, что он делает. Необходимо вовлечение в деятельность: Андрею важно иметь возможность быть рядом со сверстниками, наблюдать за их играми, слушать их разговоры, пытаться понять их интересы, отношения. С ним надо специально проговаривать, обсуждать возникающие ситуации.

Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся должны знать:

1уровень: названия материалов для поделок и их свойства. Возможности использования изученных материалов. Названия объектов работы.

2уровень: названия основных материалов для поделок и их элементарные свойства.

Обучающиеся должны уметь:

1 уровень: называть и выбирать операции, специфические для обработки данного материала. Самостоятельная организация своих действий с опорой на образец поделки, натуральный образец, предметную карту. Составление простейшего эскиза как элемента планирования.

2 уровень: установить соответствие поделки натуральному образцу. Выполнение простейших операций по устной инструкции учителя.

Тематическое содержание программы учебного предмета «Трудовое обучение»

Вводное занятие.

Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.

Работа с глиной и пластилином.

Упражнения в подготовке материала к лепке.

Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины:
Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной величины. Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т. п.). Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля; составление композиции (овощи на тарелке).
Технические сведения. Пластические свойства глины и пластилина: сухая глина - твердая, размоченная - мягкая; холодный пластилин - твердый, теплый пластилин - мягкий и вязкий. Цвета глины: серый, красный, желтый. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Приемы работы. Раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец).

Работа с природным материалом.

Практические работы.

Экскурсия на природу с целью сбора природного материала (листьев, цветов, семян-крылаток ясеня и клена, сучков и т. д.).
Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький). Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги.
Для слабых учащихся можно ограничиться наклеиванием цветков.
Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлет птиц», «Букет». Технические сведения. Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов.

Работа с бумагой.

Практические работы.

Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки. Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами. Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея. Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными суперобложками, бумагой. Изготовление по образцу стаканчика для семян.
Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов (изготовление дидактического материала по математике). Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в резании по кривым линиям).
Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз (изготовление дидактического материала по математике). Технические сведения. Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.
Приемы работы. Складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами - режет, левая - подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки.

Умения
Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия, через несколько занятий участвовать в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления. Ответы на вопросы учителя полными предложениями, что и из чего сделано. Оценка своего изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т. д.). Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги; разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям. Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на рабочей плоскости. Анализ формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством учителя: узнавание, показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг), узнавание и называние форм объемных предметов, изготовленных в первой четверти. Представление о величине предметов.

Работа с глиной и пластилином.

Практические работы.

Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов. Лепка по образцу букв и цифр на подложке. Технические сведения. Применение глины при изготовлении игрушек, посуды. Способы подготовки пластического материала к работе: замачивание и замешивание глины, определение ее готовности к работе, подогрев и разминание пластилина. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Приемы работы. Лепка грибов двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание пирамидки. Вытягивание одного конца столбика при изготовлении моркови и боковины шара при изготовлении груши. Соединение плоских деталей с объемными при изготовлении рыбки. Соединение деталей примазыванием при изготовлении утенка. Выполнение заготовок для букв и цифр.


Работа с природными материалами (несложные объемные изделия).

Практические работы.

Изготовление по образцу ежа из пластилина (иглы из обломанных крылаток ясеня или сосновых игл, веточек, шелухи подсолнуха). Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев, соломы, цветоножка из проволоки. Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клена или мелких листьев. Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина). Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрывшейся сосновой шишки (хвост из мочала или проволоки), утенка из желудей, гриба из плодов каштана и пластилина. Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твердость или мягкость, особенности поверхности. Подготовка материала к работе. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы. Рациональное использование пластилина и природного материала. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин.

Работа с бумагой (с применением клея)

Практические работы.

Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка, гармошка). Работа проводится группой по два человека. Изготовление гирлянд змейка. Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца. Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражнения в резании по размеченным кривым линиям. Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов (сливы, яблока, огурца, помидора). Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги. Технические сведения. Основные и дополнительные цвета бумаги. Клеящие составы: клейстер, казеиновый клей. Кисточка. Правила безопасности с режущими инструментами и клеем. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Понятие об аппликации. Приемы работы. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы). Симметричное вырезывание. Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание.

Умения.

Ориентировка в задании по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом: чучелом, муляжом - по отдельным вопросам учителя. Выполнение первого изделия каждого вида по показу учителя, чередующемуся с инструкцией, остальных изделий - с планированием учеником ближайшей операции. Контроль с помощью учителя правильности расположения деталей, соблюдения пропорций, размеров. Ответы на вопросы учителя: что и из чего сделано? Оценка своего изделия с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.
Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ с помощью учителя: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Показ и называние с помощью учителя верха, правой, левой стороны листа бумаги и объемного изделия, длинных и коротких, маленьких и больших деталей. Узнавание и называние основных геометрических и пластических форм. Умение с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.

Работа с глиной и пластилином с применением инструментов.

Практические работы.

Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона. Лепка по образцу стилизованной фигуры человека. Технические сведения. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стека). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.
Приемы работы. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры.

Работа с природным материалом (многодетальные изделия)

Практические работы.

Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек. Слабоуспевающие учащиеся делают птичку без ножек. Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева. Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей (глаза). Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза). Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клена и пластилина. Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации. Технические сведения. Свойства материалов, используемые для работы. Инструмент (ножницы). Применение и назначение бумаги, пластилина, материалоотходов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инструментами.
Приемы работы. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.
Рациональное использование пластилина и материалоотходов. Расположение деталей на подставке. Применение дополнительных материалов для оформления макета.

Работа с бумагой (аппликация).

Практические работы.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).
Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету. Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя. Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Технические сведения. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места.
Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.

Работа с нитками.

Практические работы.

Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток - наклеивание на подложку из плотной бумаги. Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.
Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке. Технические сведения. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. Приемы работы. Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Изготовление кисточки.

Умения.
Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Выполнение работ с планированием учащимися ближайшей операции (в сложных изделиях операция указывается учителем).
Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчет по вопросам учителя о последовательности изготовления несложного изделия. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Показ и называние сторон листа бумаги, углов; с помощью учителя показ и называние положений впереди, сзади, прямо. Дифференцирование понятий большой - маленький, широкий - узкий, длинный - короткий. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений.

Работа с глиной и пластилином (макеты).

Практические работы.

Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов и сборка макетов на подставках из плотного картона или тонкой фанеры с помощью учителя (макеты: «Репка», «За грибами», «Снегурочка в лесу», «Колобок», «Весна»). Работа выполняется группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (скамейку, колобок, репку, грибы и т. д.). Технические сведения. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Использование материалоотходов при оформлении макетов. Инструменты, организация рабочего места. Приемы работы. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).

Работа с бумагой (аппликация).

Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе. Технические сведения. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах. Правила составления растительного орнамента. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации, их наклеивание.

Работа с нитками (шитье по проколу).

Практические работы.

Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг). Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура. Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием. Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием. Слабые учащиеся вышивают по готовым проколам.
Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема (прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета). Слабые учащиеся вышивают без вторичного прошивания. Технические сведения. Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся. Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе. Приемы работы. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.

Умения.

Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом, чучелом, муляжом с частичной помощью учителя. Изготовление изделий с планированием учеником ближайшей операции по предметной карте и без нее. Умение по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий. Контроль правильности выполнения изделий с помощью учителя. Самостоятельная краткая оценка своего изделия. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров, рациональное расположение материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Более точная ориентировка с помощью учителя на плоскости листа бумаги, подставки: верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы; соответственно этому определять стороны, указывать с частичной помощью учителя положения: сзади, между, сверху, снизу, рядом, справа, слева. Употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними, операций, материалов, инструментов, приспособлений.

Межпредметные связи.

Математика. Счет в пределах 10. Представление о треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге. Изобразительное искусство. Основные и дополнительные цвета. Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Называние предметов, их характеристик, правильное построение простых нераспространенных предложений при ответах на вопросы.
Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя, участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные геометрические формы.



Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Учебники:

  1. Технология: Ручной труд: 1 класс: Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIIIвида. Л.А. Кузнецова - 5-е изд. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение» , 2013.-103 с.: ил., вкладка 56 с.

  2. Технология: Ручной труд: 1 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIIIвида. Л.А. Кузнецова - 5-е изд. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение» , 2013

  3. Технология: Ручной труд: 1 класс Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Часть 1. - 2-е издание. - Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013. - 64 с.: ил.

  4. Технология: Ручной труд: 1 класс Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Часть 2. - 2-е издание. - Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013. - 64 с.: ил.

Информационно-коммуникативные средства:

1.Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.

2.Электронные библиотеки по искусству.

Наглядные пособия:

- макеты «Овощи»

-макеты «Фрукты»

-макеты «Геометрические фигуры»

- игрушки

- строительные кубики





МБОУ «СОШ №2»

Утверждаю:

заместитель директора по УВР

____________/_____________./

Учебно-календарный график выполнения учебных программ по предмету трудовое обучение

класс 1

2015-2016 учебный год. Учитель: Глинченкова Елена Николаевна


УЧЕБНЫЕ НЕДЕЛИ

1 четверть - 8 недель 4 дня

2 четверть - 7 недель

3 четверть - 9 недель

4 четверть - 8 недель 1 день

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Класс 1 ( обучение на дому). Автор учебника А.Л. Кузнецова. Общий объем часов 33.Количество часов в неделю1

- Вводный урок 1 ч

- «Работа с глиной и пластилином» 6 ч

- «Работа с природным материалом» 2 ч

- 9 ч.


- «Работа с бумагой и картоном» - 7ч

- 7 ч.




- «Работа с бумагой и картоном» - 2 ч

- «Работа с глиной и пластилином» - 3ч

- «Работа с природным материалом» - 4 ч

- 9 ч.



- «Работа с нитками» - 8ч

- 8 ч




П.Р. - 1 ч.



П.Р. - 1 ч.



П.Р. - 1 ч.

П.Р. - 1 ч.





Тематическое планирование

по предмету трудовое обучение

класс 1 (умственная отсталость) 2015/2016 учебного года.

Учитель: Глинченкова Елена Николаевна

Количество учебных часов по программе 33, количество учебных часов в неделю 1



Дата

Тема урока

Элементы содержания урока

(проверяемые заданиями КИМ)

Формируемые компетенции:

информационно - коммуникативную, т.е. метопредметные результаты

Коррекция


Инструментарий

I четверть (9 часов)


1

Вводное занятие: «Человек и труд». «Урок труда»

Обогащение опыта школьников знаниями и сведениями о труде и профессиях, об окружающих предметах рукотворного мира.

Организовать свое рабочее место.

Сравнивать предметы, объекты по нескольким признакам.

Упражнения «Исключение лишнего»

Работа с глиной и пластилином (6ч)

Накопление активного словаря. Коррекция понятийной стороны речи.

2

Глина и пластилин.

Работа с пластилином. Аппликация из пластилина «Яблоко»

Глина как поделочный материал. Физические свойства глины и пластилина. Понятие «аппликация»

Умение слушать учителя

«Яблоко». Обучение способности: концентрировать внимание, находить отличительные признаки похожих предметов

Три похожих яблока

Учимся лепить. Возраст 5 - 10 лет : CD.Сборник творческих заданий на развитие фантазии и чувства цвета.

3

Изготовление лесенки, забора, ёлки из столбиков, пластилина различной длины и толщины.

Пластические свойства пластилина.

Умение слушать учителя

«Хлопни в ладоши». Обучение способности к переключению внимания

Волшебные превращения. Возраст 5+ лет : CD.Основы дизайна для малышей.

4

Приемы работы с пластилином. Поделка из пластилина «Домик».

Конструктивные способы лепки

Умение слушать учителя

«Зачеркни букву». Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания

Вырезка из газеты или журнала, карандаш

5

Лепка предметов шаровидной формы: бус, куклы-неваляшки по образцу.

Пластический способ лепки однодетальных предметов шаровидной формы из одного куска пластилина.

Умение слушать учителя

«Зачеркни букву». Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания

Вырезка из газеты или журнала, карандаш

6

Лепка предметов шаровидной и овальной формы. Поделка из пластилина «Помидор»

Пластический способ лепки однодетальных предметов шаровидной или овальной формы из одного куска пластилина.

Умение слушать учителя

Развитие мышечной системы, координации системы рук.

Три похожих помидора

Учимся лепить. Возраст 5 - 10 лет : CD.Сборник творческих заданий на развитие фантазии и чувства цвета.

7

Лепка предметов шаровидной и овальной формы. Поделка из пластилина «Огурец»

Пластический способ лепки однодетальных предметов шаровидной или овальной формы из одного куска пластилина.

Умение слушать учителя

Развитие мышечной системы, координации системы рук.

Учимся лепить. Возраст 5 - 10 лет : CD.Сборник творческих заданий на развитие фантазии и чувства цвета.

Работа с природными материалами (2 ч)

8

Работа с засушенными листьями. Аппликация из природного материала «Бабочка»

Закрепить понятие «аппликация». Выполнять аппликацию по инструкции учителя

Умение слушать учителя

«Слушай музыку». Развитие активного внимания

Аудиозапись с веселой мелодией.

Учимся рисовать. Возраст 5 - 10 лет : CD.Сборник творческих заданий на развитие фантазии и чувства цвета.

9

Сорта и виды бумаги

Сорта бумаги, их физическое свойство.

Умение слушать учителя

Развитие осязания.

Упражнения на
развитие тактильной чувствительности«Определи на ощупь»

2 четверть(7 часов)

Работа с бумагой (7 ч)

10/1

Составление аппликации из цветной бумаги «Осенний мотив».

Геометрические фигуры.

Уметь обводить по шаблону, вырезать по намеченным линиям.

Развитие мышечной системы

Упражнение «Буквы»

11/2

Способы сгибания бумаги. Треугольник. Поделка из бумаги «Елочка».

Навык устанавливать сходство треугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими треугольную форму

Умение слушать учителя

Восприятие пространства.

Упражнение «Раскладывание геометрических фигур»,

12/3

Способы сгибания бумаги. Квадрат. Поделка из бумаги - стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу»

Основные признаки фигуры «квадрат»

Умение отвечать на простые вопросы

Исправление недостатков зрительно-двигательной координации. Развитие комментирующей речи

Упражнения
для развития зрительного восприятия «Что изменилось?»

13/4

Способы сгибания бумаги. Прямоугольник. Поделка из бумаги «Наборная линейка»

Основные признаки фигуры «прямоугольник».

Умение отвечать на простые вопросы

Восприятие пространства.

Упражнение «Раскладывание геометрических фигур»,

14/5

Инструменты для работы с бумагой. Техника безопасности при работе с ножницами

Инструменты для работы с бумагой: ножницы.

Умение отвечать на простые вопросы

Развитие мышечной системы

Упражнение «Буквы»

15/6

Приемы резания ножницами по прямым линиям. Геометрический орнамент из квадратов.

Прием «разрез по короткой вертикальный линии, смыкая лезвия ножниц до конца»

Умение отвечать на простые вопросы

Развитие зрительно-двигательной координации

Упражнение
«Найди отличия»

16/7

Приемы резания ножницами. Вырезание треугольников, размеченных по шаблону Составление орнамента и предметных изображений из треугольников.

Прием «разрез по короткой наклонной линии, смыкая лезвия ножниц до конца»

Умение отвечать на простые вопросы

Развитие мышечной системы

Упражнения
для развития мелкой моторики «Замок»

3 четверть (9 часов)

Работа с пластилином (3ч)

17/1

Приемы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика).

Лепка однодетальных предметов конической формы из одного куска пластилина.

Слушать объяснение учителя, ответы товарищей.

Развитие мышечной системы

Лепка «Морковь», «Свекла», «Репка».

18/2

Приемы работы с пластилином (сплющивание шара).

Ко нструктивный способ лепки многодетальных предметов.

Слушать учителя и повторить анализ образца

Закрепления понятия формы

«Какая фигура лишняя?»

19/3

Лепка грибов по образцу.

Делить пластилин в соответствии с количеством, величиной, и цветом деталей изделия.

Слушать учителя и повторить анализ образца

Закрепления понятия формы

«Найди предмет такой же формы»

Работа с природным материалом (4ч)

20/4

Работа с еловыми шишкам. Изготовление по образцу ежика из пластилина и еловой шишки.

Еловые шишки как природный материал.

Умение слушать учителя, повторить ход работы.

Развитие мышечной системы

Упражнение «Бусы»

21/5

Изготовление по образцу цветов из пластилина и плодов рябины.

Плоды рябины как природный материал.

Умение слушать учителя, повторить ход работы.

Группировать предметы, объекты по нескольким признакам.

Упражнения «Дорисуй и раскрась»

22/6

Изготовление по образцу бабочки из пластилина и мелких листьев.

Цвет, форма, величина, твёрдость или мягкость, особенности поверхности.

Умение слушать учителя, повторить ход работы.

Сравнивать предметы, объекты по нескольким признакам.

Упражнения «Исключение лишней фигуры»

23/7

Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха.

Цвет, форма, величина, твёрдость или мягкость, особенности поверхности.

Умение слушать учителя, повторить ход работы.

Сравнивать предметы, объекты по нескольким признакам.

Упражнения «Исключение лишней фигуры»

Работа с бумагой (2 ч)

24/8

Приемы работы с бумагой. Аппликация из обрывных кусочков бумаги.

Прием разрывания бумаги на две части по линии сгиба

Слушать объяснение учителя, ответы товарищей.

Развитие координации правой и левой кистей рук.

Обрывание кусочков бумаги.

25/9

Аппликация «Осеннее дерево» из обрывных кусочков бумаги

Прием обрывания кусочков цветной бумаги и наклеивание обрывных кусочков на основу.

Умение слушать, задавать вопросы.

Развитие координации правой и левой кистей рук.

Обрывание кусочков бумаги.

4 четверть (8 часов)

Работа с нитками (8ч)

26/1

Свойства ниток. Приёмы разрывания ниток, резания ниток разной длины.

Свойства и особенности ниток: толстые, тонкие, разрываются, не разрываются, скручиваются.

Учебно-познавательная:

демонстрация использования знаний по данной теме.

«Хлопни в ладоши». Обучение способности к переключению внимания

Волшебные превращения. Возраст 5+ лет : CD. Основы дизайна для малышей.

27/2

Приёмы витья шнурка из толстых ниток.

Уметь вить шнурок из толстых ниток.

Учебно-познавательная:

уметь отвечать на поставленные вопросы

«Запомни картинки». Развитие зрительной памяти

Пять картинок с изображением знакомых предметов

28/3

Изготовление кисточки из ниток по образцу.

Знать приёмы изготовления кисточки.

Коммуникативная: умением вступать в речевое общение

«Четвертый лишний». Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

Пять карточек, на каждой из которых изображены предметы, один -лишний.

29/4

Упражнение по вдеванию нитки в иглу, шитьё по проколам способом «игла вверх-вниз» (закладка для книг».

Уметь правильно держать иглу и нитку, вдевать нить в иглу.

Информационная уметь сравнивать пропорции игрушек

Развитие мелкой моторики.

Упражнения
для развития мелкой моторики «Замок»

30/5

Вышивание круга по готовым проколам по образцу.

Уметь закреплять нить.

Коммуникативная: организация работы в группе

Развитие моторики.

«Штриховка»

31/6

Вышивание квадрата по готовым проколам по образцу.

Уметь шить приёмом «игла вверх-вниз» по намеченным проколам.

Выполнение инструкций

Развитие моторики.

Упражнения
для развития мелкой моторики «Замок»

32/7

Вышивание вишен по готовым проколам.

Уметь самостоятельно делать проколы.

Информационная уметь сравнивать пропорции игрушек

Развитие пространственной ориентации.

Графический диктант

33/8

Вышивание яблока по готовым проколам.

Уметь самостоятельно делать проколы.

Коммуникативная: организация работы в группе

«Четвертый лишний». Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

Пять карточек, на каждой из которых изображены предметы, один -лишний.













14


© 2010-2022