Учитель как связующее звено между учащимися и родителями в развитии творческих способностей учащихся

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия , достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности. По мнению Б.М. Теплова, способности это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, влияющие на успешность выполнения деятельности и не являющиеся знаниями, умениями и навыками, которые уже выработаны у человека. Классификаций способностей  довольно много. ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель, как связующее звено, между учащимися и родителями

в развитии творческих способностей учащихся.

В прошлом учебном году на педагогическом совете по вопросам работы с одаренными было выявлено ряд проблем, связанных с недостатком знаний педагогов по некоторым показателям процессуального компонента готовности учителя к работе с одаренными детьми. Обратимся к данным диагностики.

Учитель как связующее звено между учащимися и родителями в развитии творческих способностей учащихся

Из диаграммы видно, что у педагогов нашей школы нет необходимых знаний и навыков консультативной работы с родителями ОД, для выработки эффективных путей совместной работы. Роль семьи в развитии творческих способностей учащихся очевидна для всех, но как побудить родителей на сотрудничество со школой, как донести до них успехи ребенка - тема сегодняшней встречи.

Природа человеческих способностей.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия , достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности.

По мнению Б.М. Теплова, способности это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, влияющие на успешность выполнения деятельности и не являющиеся знаниями, умениями и навыками, которые уже выработаны у человека. Классификаций способностей довольно много. Прежде всего, различают: природные способности, биологически обусловленные (внимание, память, мышление). Эти способности связаны с врожденными задатками и формируются на их основе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения.

Специфические, имеющие общественно-историческое происхождение (общие - познавательные способности, речь; специальные - музыкальные, математич., худож., и т.д.)

Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие обстоятельства его жизни:

  1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений. Эта среда искусственна, включает предметы материальной и духовной культуры и обеспечивает существование человека, удовлетворение его собственно человеческих потребностей.

  2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучению этому с детства.

  3. Необходимость участия в сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности.

  4. Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей, обладающими необходимыми ему способностями, который в состоянии передать нужные знания, располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания.

  5. отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов, незрелость мозговых структур, обеспечивающих функционирование психики и возможность их формирование под влиянием обучения и воспитания.

Каждое из названных обстоятельств является необходимым для превращения человека в социальное существо, приобретающее и развивающее в собственно человеческие способности. Необходимость включения в специфические человеческие виды деятельности с раннего детства побуждает родителей заботится о развитии у детей нужных для них способностей. Окружающие ребенка взрослые , уже обладая необходимыми способностями и средствами обучения обеспечивают непрерывное развитие нужных способностей у детей. Они в свою очередь с готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные воздействия, быстро усваивают их благодаря пластичному и гибкому, приспособленному к научению мозгу.

Роль семьи в развитии творческих способностей учащихся.

Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности - значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Широкое использование проблемных вопросов, экспериментирования, элементарного опытничества даже в условиях дома, приусадебного участка даёт возможность ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности.
Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых биологов - к природе, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности.
Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду, которая рассматривается психологами как фактор очень важной одарённости. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Стремясь развить способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Несомненную пользу для развития творчества может принести использование наряду с другими средствами специальных творческих заданий.
Долг родителей - создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает ребёнка средств для реализации своего замысла.

Как показывают наблюдения Блума, на ранних стадиях развития способный родитель исполняет роль и учителя, и наставника, являясь примером для подражания, в то время как ребенок пока лишь играет со своим талантом.

На следующей стадии, когда ребенок становится школьником и поступает в секцию или кружок, у него появляются индивидуальные учителя и наставники, которые рассматривают каждого ученика как индивидуальность, а темпы и уровень обучения, как и награды за успехи, определяются самим развитием ребенка, находящимся под пристальным вниманием педагогов.

Для всего этого процесса характерно постоянное приспосабливание взрослых к ребенку, постигающему свой талант - в отличие от обычной практики, когда ребенок должен сам постоянно приспосабливаться к темпу и уровню одноклассников. Когда же под руководством педагога или тренера ребенок не делает заметных успехов, родители склонны усматривать причину в наставнике и пытаются его заменить. Таким образом, индивидуальный преподаватель играет центральную роль на второй стадии развития таланта, а семья осуществляет контроль за выполнением заданий и внешкольным развитием. Нередко наставники подчиняют распорядок всей семьи урокам и занятиям вундеркинда. (Так, сестре одной способной фигуристки вменялось в обязанность следить за ее костюмами.) Методы преподавателей весьма тесно увязываются с родительской стимуляцией. На этой, второй стадии ребенок, как правило, уже проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

На третьей стадии, когда ребенок достиг определенных результатов, он нуждается в более квалифицированном преподавателе. Сотрудничество родителей и нового наставника в развитии таланта приобретает менее равноправный характер. Преподаватель или тренер становится единственным арбитром в процессе обучения, а роль родителей сводится к моральной и материальной поддержке.

На третьей стадии всякого рода общественные события - конкурсы, концерты, соревнования - являются важными компонентами развития таланта, наиболее торжественные события происходят вне дома. Таким образом, родители оказываются в роли зрителей.

На первой стадии ребенок тянется за родителем. На второй - родители находятся в раноправном партнерстве с избранным ими учителем. На третьей стадии родители подчинены главному наставнику, который часто сам отбирает себе учеников и является для них единственным примером.

На четвертой стадии подросток, обладающий действительно выдающимися способностями, обгоняет лучших учителей и равняется лишь на немногих корифеев в избранной сфере. Но этих заоблачных вершин достигают очень немногие: мы все испытываем восхищение и уважение, наблюдая за ними. В связи с этим родителям следует подумать и о преимуществах, и о проблемах как для самого ребенка, так и для всей семьи.

У творчески одаренных детей должны быть творческие родители, способные создать атмосферу, где таланту каждого из детей нашлось бы достойное место и каждый из детей был бы рад достойному вкладу другого.

О том как обстоят дела в сфере внешкольной занятости учащихся школа расскажет завуч по ВР…..

Как уже отмечалось, возможности для учебы существуют помимо школы и помимо семьи, но только дома ребенок может найти поддержку и опору, столь необходимую для здорового развития личности. Возможности для академического прогресса останутся и спустя несколько лет, но возраст критического развития перенести нельзя. Конечно, в каждом случае необходим индивидуальный подход: в каком-то - эмоциональное и социальное состояние одаренного подростка может быть таким, что радикальные перемены необходимы. Скажу лишь, что обычно сами подростки предпочитают оставаться с родными и друзьями. Важность дружбы для развития Я-концепции молодого человека невозможно переоценить- как и положительного отношения авторитетных для него взрослых, в том числе родителей и учителей.

Мотивация родителей на сотрудничество со школой

в вопросах развития одаренных детей.

Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Это особенно важно сейчас, когда многие родители хорошо осознают ценности образования, стремятся найти для сына или дочери «хорошую школу», интересуются перспективами ее развития, сравнивают различные образовательные программы. Кроме того, развитие демократии в первую очередь предполагает повышение степени открытости школы для общества, а это относится именно к участию родителей в общественной экспертизе системы образования, к разделению ответственности за обучение и воспитание детей.

О том как привлечь внимание родителей к особенностям их детей, как донести до них способности, не замеченные в раннем детстве или проявившиеся процессе общения с учителем расскажут …

Анализ литературы по теме разговора позволил сделать вывод о том, что главным организатором взаимодействия школы и семьи, является директор. Именно от него зависит определение основных направлений такого сотрудничества. Важно, чтобы при этом была четко определена функциональная роль каждого школьного подразделения, всех работников - классных руководителей, учителей-предметников, завучей, организаторов досуга, психолога, социального педагога. К сожалению, организуя эту работу, забывают о том, какой вклад могут и должны внести в нее методические объединения учителей. На наш взгляд, именно они могут профессионально решать многие вопросы, связанные с актуализацией позиции родителей по отношению к образовательному процессу, создавая у них положительную мотивацию в содействии школе, учителю, своему ребенку.

Каким же образом возможно осуществление этих задач? Какие новые формы сотрудничества можно предложить методическим объединениям, чтобы они вписались в традиционно существующую систему работы? Выделим основные направления такой деятельности, оговорившись, что предлагаемая типология условна и она, разумеется, может быть дополнена другими видами деятельности, которые успешно осуществляются в той или иной школе.

Первое направление - информационно-просветительское

Информация о новых учебных предметах. Родители должны четко знать, чему учат их детей, то есть содержание образования в конкретном классе и по мере перехода ребенка из класса в класс, с указанием возможностей получения базового, расширенного или углубленного образования по предметам или образовательным областям. У каждого учителя-предметника должна быть четкая информация по данным вопросам, это поможет преодолеть своеобразный «изоляционизм» в их действиях.

Как довести эту информацию до родителей?

Разумеется, все знакомы с такой традиционной формой, как выступление учителя-предметника на классном родительском собрании или на собраниях параллели. Такие выступления целесообразны в начале года, а также при смене учителя по какому-либо предмету. Важно только заранее обсудить на объединении круг вопросов, по которым следует информировать родителей. Это особенно важно для начинающих учителей или для педагогов, перешедших из других школ.

Могут быть использованы и другие, более экономные и лаконичные формы информации. Хорошо зарекомендовали себя различные издания для родителей: информационные бюллетени, вестники и листки, специально оформленные стенды в школе или кабинетах.

Второе направление - просветительская деятельность

Прежде всего необходимо знакомить родителей с: концепцией развития учебного заведения, с общешкольной исследовательской темой, с проектами, в которых участвует школа, - районными, общегородскими или международными, содержанием изучаемых курсов (подробно с целями и задачами, уровнями получаемой образованности и т.д.), методами проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка (или типа ученика с учетом его индивидуальных интересов и склонностей).

Сегодня, когда так много говорится об индивидуализации и дифференциации образования, мы совершенно оставляем в стороне семью. Внимание к ней активизируется лишь тогда, когда ребенок не справляется с программой, теряет интерес к школе, к учению, начинает игнорировать какие-либо предметы. Вся работа по индивидуализации обучения, разработке индивидуальных образовательных маршрутов ложится всей тяжестью на учителя-предметника. Думается, что без участия родителей полностью решить эту проблему трудно. Часто ли мы спрашиваем родителей, какую «цену платит» ребенок за свой индивидуальный маршрут, всегда ли их ставим в известность, возлагая на способного ученика обязанность участвовать в олимпиадах, в ученических конференциях, писать доклады и пр.?

Все эти аспекты должны быть обсуждены на методобъединении, чтобы создать краткие рекомендации. При таком подходе, быть может, удастся избежать взаимного непонимания и недоверия между школой и родителями. Важно заинтересовать родителей содержательной стороной образовательного процесса, сущностью обучения, его формами, видами домашних заданий, способами выполнения самостоятельных и творческих заданий различного уровня сложности.

В каких формах может проводиться просветительская деятельность?

  • Это прежде всего индивидуальные консультации. Конечно, вряд ли стоит рассчитывать на то, что родители «хлынут» на эти консультации. Но нельзя и отрицать, что есть немалая группа родителей, которые искренне заинтересованы в образовании ребенка, в его успехах, в его продвижении, которые по уровню своей образованности компетентны в оказании ему содержательной помощи. Чтобы это сотрудничество не было формальным, на методобъединениях целесообразно запланировать и разработать

  • групповые (проблемные и тематические) консультации и семинары для родителей. Какие вопросы целесообразно обсудить с родителями?

Это могут быть вопросы, связанные с воспитанием познавательного интереса к учебному предмету, с источниками развития интересов, о проявлении и развитии способностей, о видах одаренности детей разного возраста, о неравномерности развития в той или иной сфере личности, об участии родителей в помощи ребенку (отработка навыков чтения, умения рассказывать, отвечать на вопросы, грамотно писать, учить наизусть и т.д.). Родителям нужно знать, какие затруднения и почему испытывает их ребенок при изучении того или иного предмета, и, естественно, им важно услышать, как они могут помочь сыну или дочери преодолеть эти затруднения. Все эти проблемы должны стать предметом обсуждения и анализа объединения, чтобы любой учитель-предметник с пониманием и профессионализмом мог провести соответствующий семинар или консультацию, ведь, как известно, именно от него зависит очень много в индивидуальном становлении личности.

Во избежание случайности и стихийности в привлечении родителей к совместной деятельности очень важно, чтобы эта работа заранее обсуждалась и планировалась на методических объединениях. Родители должны знать, в какой помощи нуждается школа для обогащения содержания и форм образовательного процесса, чем именно они могут помочь школе. Для этого и нужны специальные совместные встречи в форме консультаций и семинаров проблемного и тематического характера.

  • Существенным элементом на таких встречах являются различные выставки: образцов учебной продукции учащихся (их творческих достижений), на олимпиадах, примерных заданий на выпускных экзаменах в школе или вступительных в вуз и т.д. Это поможет родителям сориентироваться в современных требованиях к достижению того или иного уровня компетентности учащихся в различных областях (особенно в различных конкурсах). Важно отметить двусторонний процесс подобных мероприятий: они обогащают знаниями не только родителей, но и дают отличную «пищу для размышлений» учителям.

Третье направление - творческое

Что под этим подразумевается? В школах проводятся Дни науки и искусства, олимпиады, конкурсы, праздники, фестивали, предметные недели и декады, выставки творчества и др. Сегодня престиж школы во многом зависит от того, насколько ей удается увлечь учащихся творческой деятельностью, участием в различных видах исследований. Мы знаем, что ребятам часто помогают родители, но происходит это, как правило, стихийно.

  • Как же сделать родителей активными участниками образовательного процесса? Специалисты-родители могут быть консультантами при разработке исследовательских и творческих заданий старшеклассниками, руководителями клубных занятий, рецензентами выполненных работ. Именно в таких коллективных делах может в полной мере проявиться сотрудничество школы и семьи.

  • В рамках творческого направления чрезвычайно важны и открытые уроки для родителей. Наш опыт убеждает в том, что такие уроки очень полезны в формировании активной позиции семьи по отношению к школе. Хорошо знаем, как «выкладывается» учитель, как напряженно обдумывает он форму, содержание урока, деятельность детей, но эффект бывает значительным. Родители имеют возможность увидеть малейшие детали урока, работу своих детей, понять, как усложнилась программа по сравнению с временем, когда учились они сами, как изменилась технология урока, глубже осознать роль учителя в образовании их детей.

  • Возможно и проведение совместных открытых уроков, когда родители являются не наблюдателями, а участниками действия. Естественно, выбор темы и построение такого урока должны быть тщательно обдуманы на методическом совете. Еще более эффективно, если подобные уроки проходят одновременно во всей школе (например, во время Дня открытых дверей или Дня открытых уроков), а после их проведения взрослые собираются вместе и анализируют происшедшее с разных точек зрения. Такие акции позволяют родителям посмотреть на процесс образования «изнутри», увидеть те проблемы, которые не всегда заметны со стороны (это касается и «нового взгляда» на своего ребенка, и на труд учителя в целом). Помимо экспертной или познавательной деятельности, участие в подобном мероприятии дает и мощнейший психологический эффект - родители чувствуют себя частичкой образовательного пространства школы.

Четвертое направление - организационно-деятельностное

Целесообразно в плане работы методического объединения учителей включить раздел о формах сотрудничества с родителями. Что необходимо учитывать при планировании?

Во-первых, данные о составе родителей (социальном, возрастном, образовательном, профессиональном, религиозном и т.д.), об уровне компетентности родителей и педагогических кадров (это хороший способ самоэкспертизы образовательного учреждения), о характере взаимоотношений между учителем (каждым!) и родителями, между родителями и ребенком в семьях, между учителем и ребенком в классе.

Во-вторых, необходимо учитывать особенности учебного заведения (школа - гимназия; городская - сельская; центральная - в спальном районе; односменная - двухсменная и т.д.), состав учащихся (их индивидуальные особенности, склонности, ценности), соотношение учебной и внеклассной деятельности.

В-третьих, ресурсное обеспечение школы (материально-техническое, кадровое, методическое и т.д.). Итак, надо учитывать, каких практических навыков не хватает современным родителям? Прежде всего это навыки помощи ребенку при освоении образовательных программ, по использованию правовых знаний в области образования (государственные образовательные стандарты, правила приема в школы и вузы и т.д.). Большая потребность у родителей возникает и в освоении навыков эффективного общения со своими детьми. Так что обучение пап и мам целесообразно начинать еще в начальной школе, когда у них появляется много вопросов по поводу выполнения домашних заданий и они очень доброжелательно относятся к школе. Не упустите этот момент!

Предполагается, что именно методическое объединение может быть организатором следующих мероприятий: открытые уроки для родителей и совместные уроки для родителей и детей одновременно (как вариант - проведение урока родителям, естественно, при соответствующей подготовке), организация творческих отчетов детей по предмету (на предметных неделях, по итогам работы кружка, в Дни науки, искусства и т.д.), проведение Дней науки, искусства (тематических праздников), организация консультаций по предметам (образовательным областям), изучение информационных и методико-педагогических запросов родителей, планирование консультаций и семинаров.

Как можно оценить эффективность работы по сотрудничеству с родителями? Здесь необходимы экспертиза и самоэкспертиза объединений. При определении задач, содержания и анализа результатов работы методобъединения с родителями важно исходить из идеи развития всех субъектов и структур образовательного процесса. Целесообразно определить, какие изменения (позитивные или негативные) могут произойти в развитии отдельного ребенка и коллектива детей в целом (изменение в мотивации учения; развитие интереса к предмету и образовательной области; изменение в уровне литературного, гуманитарного, естественнонаучного развития), учителя и педагогического коллектива, межличностных отношений: школа -родители; учитель - родитель; учитель - ученик; родитель - ребенок. Наконец, в развитии самого объединения и школы в целом.

Оценку изменений можно провести путем опросов и наблюдений. Главными условиями здесь должны выступать: системность (регулярность) отслеживания запросов родителей, уровня их педагогической и правовой компетентности и уровня удовлетворенности всеми аспектами (результатами) жизнедеятельности школы, а также наличие обратной связи.

Результаты такой работы могут быть представлены на педагогических советах, родительских собраниях, тематических семинарах по отдельным проблемам, на Дне открытых дверей в школе.

Итак, определяя стратегию деятельности методического объединения учителей по взаимодействию с родителями, директору школы важно:
• Создать позитивную мотивацию у членов педагогического коллектива (учителей-предметников, руководителей объединений) на сотрудничество с родителями.
• Организовать коллективное обсуждение содержания и форм работы объединения по взаимодействию с родителями.
• Включить соответствующее направление деятельности в годовой план работы школы.



Консультирование родителей ОД. Формы и методы.

Цель работы с родителями - повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.

Задачи работы с родителями - в повышении уровня их психологической грамотности, коммуникативной компетентности, разрешении их собственных личностных проблем, накладывающих отпечаток на тип семейного воспитания.

Работа с родителями на коррекционном этапе может осуществляться по преимуществу в двух формах - в форме собственно коррекционной работы и в форме курирования случая. Коррекционная работа предполагает проведение психологом коррекционных занятий с детьми, а в случае необходимости и с их родителями с использованием специальных методов и приемов. Курирование случая предполагает систематический контроль психолога за ходом дальнейшего развития ребенка, консультирование родителей о формах и способах общения с ребенком, видах занятий и методах проведения. Следует учитывать три обстоятельства:

Содержание, структуру и степень запущенности отклонений в развитии ребенка, их влияния на дальнейший ход развития ребенка.

Готовность к сотрудничеству с психологом родителей, степень их сенситивности к восприятию психологических рекомендаций, меру воспитательской компетентности и ответственности.

Наличие необходимых материальных и организационных условий проведения коррекционной части консультирования.

Различают два вида работы с родителями: индивидуальную работу (проблема обращения в консультацию носит характер внутреннего конфликта самого ребенка) и руководство родительскими группами ( проблема отражает межличностные трудности общения между ребенком и родителями). Групповая форма показана в тех случаях, когда в основе трудностей общения лежит непонимание родителями базовых фактов развития ребенка и его потребностей и соответствующей им динамике отношений.

Руководство родительскими группами м. осуществляться в форме консультаций по частным проблемам и в форме обучения родителей некоторым базовым принципам. Важное требование по подбору участников групп: в группу лучше включать родителей детей одного возраста, желательно с примерно сходными запросами и конфликтами.

Обучение родителей базовым принципам преследует цель повышения сензитивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения, причинами неадекватных родительско-детских отношений могут быть усвоенные в детстве стереотипы воспитания и ошибочные установки малых социальных групп.

Общие принципы организации работы родительских групп:

Отказ консультанта от роли авторитарного лидера, единственного источника достоверной информации и знания в группе.

Концентрация внимания группы не на поведении ребенка, а на его чувствах и переживаниях. Возможно центрирование как на ребенке, так и на терапевтическом подходе к самому родителю.

Роль консультанта состоит в том, чтобы, подобно зеркалу, селектировать и повторять вслед за членами группы то, что нужно для продуктивной постановки проблемы, ее анализа, развития дискуссии и ее разрешения. Консультант воздерживается от авторитарных и оценочных суждений, лишь сообщает информацию об особенностях поведения ребенка, раскрывая зону альтернативных решений проблемы. Консультант только организует адекватную ориентировку родителей. Право выбора того или иного решения остается за родителем. При этом необходимо усвоение родителями способов эмпатического общения - «конгруэнтной коммуникации». При консультировании, базирующемся на клиент-центрированном подходке, отступают от центрации на проблемах ребенка в сторону проблем родителя, не будучи жестко закреплено на ребенке и детско-родительских отношениях. Аналитическое направление концентрирует внимание групповой дискуссии на ребенке.

Методы работы с родителями включают: индивидуальное консультирование, курацию случая, групповое обсуждение проблем воспитания и развития с применением психодрамы, тренинг родительского общения, организацию совместной деятельности и игры с детьми.

Выяснение мотивов, приведших в консультацию (как заявленных, так и не6осознанных):

мы неумелые родители - неблагополучен ребенок;

плохо в семье, плохо и с ребенком;

плохой супруг - плохой ребенок;

манипуляция (сделайте с ним (ребенком, мужем, женой, учителем, тещей и т.д.) что-нибудь).

Необходим анализ неосознанных мотивов прихода родителей к психологу, возможно, связанных:

С жизненным опытом родителей, для которых воспитание выступает как реализация потребности смысла жизни;

воспитание выступает как мотив, реализующий потребность достижения;

воспитание как реализация сверхценных идеалов, качеств (например, ждали мальчика, а родилась девочка - в итоге воспитывают в девочке мужские качества);

воспитание как реализация определенной системы (например, плавать раньше, чем ходить);

Предлагаю несколько ролевых моделей, которые могут пригодиться родителям одаренных детей в их взаимодействии со школой (Cassidy, 1981).

Первая из этих ролей - советника!адвоката, когда один из родителей активно участвует в составлении программы обучения для ребенка, а также помогает учителю определить интересы ребенка, предпочтительные для него учебные приемы, рассказывает учителю о том, чего ребенок добился раньше и чем он любит заниматься помимо школы. Кроме помощи в планировании, родители одаренного ребенка должны быть и пропагандистами разработки специальной программы в данной школе, вести кампанию за расширение такой программы. Это - минимальный уровень участия, который должен приветствоваться и поддерживаться школой.

Вторая роль - гида, дополняющего школьную практику занятиями дома, а также семейными или групповыми экскурсиями и походами. Роль эта требует от родителей много времени, но проводят они его с большим удовольствием. Часто в таких случаях план предусматривает, что один день в неделю ребенок проводит вне стен дома. Многие школы одобрительно относятся к такой практике.

Третья роль - наставника - возвращает нас к «институту ученичества». Многие родители одаренных детей обладают хорошо развитыми способностями и навыками. Их собственный ребенок может и не проявлять большого интереса к профессии или увлечению родителей, но его одаренный одноклассник, возможно, нуждается в помощи, наставлении и поддержке именно в этой сфере. Опыт показывает, что отношения между наставником и учеником столь же благотворны для взрослого, как и для ребенка, Это истинное наслаждение-делиться лучшими идеями и тайнами профессии с талантливым и старательным учеником. В некоторых случаях наставник может заниматься с группой, а не с одним ребенком, например обучая детей младшего школьного возраста иностранному языку, танцам или живописи.

Роль наставника требует значительного времени и инициативности, но с точки зрения удовлетворения и продуктивности это «улица с двусторонним движе- нием». Когда школа обращается к родителям с просьбой взять на себя такие функции, нужно помнить о том, как важно для детей следовать примеру и, если возможно, примеру того же пола.

Четвертая роль, также требующая значительных затрат времени,- классного помощника. Такой помощник является специалистом в каком-то одном деле. Его присутствие создает разнообразие, которого не может обеспечить учитель, и помогает «держать в руках» одаренных и, как правило, весьма энергичных детей. Когда родители требуют большей гибкости и дифференциации от школьной системы, находящейся не в лучшем финансовом положении, папы и мамы должны подумать и о том, что они сами могут для этого сделать. В этом контексте роль классного помощника немаловажна.

Пятая роль - помощника в разработке программ обучения. Она может быть особенно удачна для родителей, которым рабочий график не позволяет приходить в школу во время занятий. Но они имеют доступ к нужным материалам и обладают квалификацией, позволяющей оказать профессиональную помощь педагогам при составлении программ. Родителям следует помнить, что, сотрудничая со школой, они прежде всего помогают своему ребенку избежать многих проблем.

Рекомендации:

  1. Начинать работу по взаимодействию семьи и школы с первого класса, приучать родителей к необходимости оказывать поддержку и личный пример детям.

  2. Адаптировать направления деятельности предметных МО к возможностям школы.

  3. Предусмотреть Дни открытых дверей для родителей, приглашать их на уроки, классные часы, научные чтения.

  4. согласовывать с родителями индивидуальные маршруты детей, информировать о достижениях и успехах.

  5. администрации ПК предусмотреть возможность материального поощрения педагогов за НИД с учащимися.

Учитель, как связующее звено, между учащимися и родителями

в развитии творческих способностей учащихся.

По мнению Б.М. Теплова, способности это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, влияющие на успешность выполнения деятельности и не являющиеся знаниями, умениями и навыками, которые уже выработаны у человека.

Условия и предпосылки развития у человека социальных способностей .

1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений. Эта среда искусственна, включает предметы материальной и духовной культуры и обеспечивает существование человека, удовлетворение его собственно человеческих потребностей.

  1. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучению этому с детства.

  2. Необходимость участия в сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности.

  3. Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей, обладающими необходимыми ему способностями, который в состоянии передать нужные знания, располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания.

  4. отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов, незрелость мозговых структур, обеспечивающих функционирование психики и возможность их формирование под влиянием обучения и воспитания.

Роль родителей в формировании ТС ребенка.

Первая стадия (лидер)-способный родитель исполняет роль и учителя, и наставника, являясь примером для подражания, в то время как ребенок пока лишь играет со своим талантом.

Вторая стадия (равноправие)- индивидуальный преподаватель играет центральную роль, а семья осуществляет контроль за выполнением заданий и внешкольным развитием.

Третья стадия (зритель) -сотрудничество родителей и наставника в развитии таланта приобретает менее равноправный характер. Преподаватель или тренер становится единственным арбитром в процессе обучения, а роль родителей сводится к моральной и материальной поддержке.

Четвертая стадия - подросток, обладающий действительно выдающимися способностями, обгоняет лучших учителей и равняется лишь на немногих корифеев в избранной сфере.

Направления деятельности предметных МО.

1. Организационно-деятельностное

2. Информационно-просветительское.

  • Родительские собрания

  • Информационные бюллетени

  • Стендовая информация - вестники, листовки

3. Просветительское.

  • Индивидуальные консультации

  • Семинары для родителей

  • Выставки.

  • Образцы учебной продукции учащихся (достижения)

  • Примерные задания с олимпиад, экзаменов.

  • Дни науки.

  • Фестивали, олимпиады, конкурсы.

4. Творческое

  • Родители в роли консультантов, руководителей клубных занятий, рецензентов.

  • Открытые уроки для родителей, где они не наблюдатели, а участники

Формы консультирования родителей.

  1. Коррекционная работа.

  • Индивидуальная консультация

  • Тренинг родительского общения

  • Организация совместной деятельности (игры, с детьми)

2. Курирование случая- контроль за ходом развития ребенка, информирование родителей о способах общения с ним.

Ролевые модели родителей в их взаимодействии со школой.

  1. Советник, адвокат.

  2. Гид.

  3. Наставник.

  4. Классный помощник.

  5. Помощник в разработке программ обучения.




© 2010-2022