Программа психологического сопровождения обучающихся «группы риска»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Принят педагогическим Утверждено приказом

советом №2 от ___________ №____от____________

Управление образования и молодежной политики Лысковкого

Муниципального района Нижегородской области


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Чернухинская школа-интернат»





Программа психологического сопровождения обучающихся « группы риска»

Срок реализации -1 год.

Возраст: 9-18 лет.


Автор: педагог - психолог

Шапкина Ю.В.

с. Чернуха

2015 год

Пояснительная записка


Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. Опыт коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида свидетельствует о том, что социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и их особенностями поведения.

Одной из сложнейших проблем в психолого-педагогической практике является организация работы детей с ограниченными возможностями здоровья «группы риска». Отсутствие должного внимания к этому вопросу ведет к конфликту на уровнях «подросток-учитель», «подросток-воспитатель», «подросток-подросток». Один из путей решения этой проблемы - организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников «группы риска».

В категорию детей «группы риска» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией и т. п. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков совершающих правонарушения. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками (далее именуемыми «группа риска»).

Все вышесказанное подтверждает актуальность системы целенаправленных действий по психолого-педагогической поддержке детей «группы риска».

Идеи поиска оптимальных условий развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, профилактика правонарушений, профилактика зависимого поведения стала центральной задачей при разработке данной программы. Предложенная программа тренинговых занятий предназначена для профилактики зависимостей, коррекции эмоциональных проблем подростков с ограниченными возможностями «группы риска».

Целью настоящей программы является:

Создание условий для психологической помощи детям «группы риска» (в частности по поведенческим и социальным факторам). Профилактика отклонений в поведении детей с ОВЗ.

Задачи:

  • ориентация психологической службы на углубление психолого-педагогического изучения трудновоспитуемых подростков. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса подростка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии;

  • психологическое сопровождение детей, стоящих на ВШУ, КДН, ПДН;

  • формирование доверия к окружающим через принятие себя;

устранение психологических барьеров на пути развития подростков;

  • расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций;

  • нормализация межличностных отношений;

  • профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, предупреждение употребления среди обучающихся табачных изделий, алкоголя, ПАВ;

  • оказание помощи родителям, педагогам в выработке методов воспитания, которые соответствуют особенностям личности трудного подростка, а также доступным им формам общения.

Адресат: программа предназначена для помощи детям с ОВЗ, имеющих поведенческие и социальные показатели по определению детей «группы риска».

Содержание программы


Программа реализуется по четвертям:

1 четверть. Изучение индивидуальных особенностей подростков

  • диагностика личностного и интеллектуального развития;

  • диагностика тревожности (5 кл.);

  • изучение социометрического статуса детей в классных коллективах;

  • диагностика агрессивности обучающихся, состоящих на всех видах учета;

  • групповые КРЗ.

2 четверть. Коррекционно-развивающая работа

  • поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее;

  • диагностика аддиктивных наклонностей (5-9 кл.);

  • разработка индивидуальных консультаций, бесед детей, состоящих на ВШУ;

  • психологический тренинг внутригруппового взаимодействия;

  • индивидуальные и групповые КРЗ;

  • формирование пробных групп на групповое КРЗ.

3четверть. Коррекционно-развивающая работа

  • психологические тренинги внутригруппового взаимодействия;

  • индивидуальные и групповые КРЗ;

4 четверть. Психодиагностический мониторинг

  • анализ результатов работы;

  • отслеживание динамики личностного роста, употребления детьми ПАВ, тревожности пятиклассников.

Основные этапы работы:

Программа психологического сопровождения обучающихся « группы риска»




  1. Подготовительный этап:

  • изучение психолого-педагогической литературы;

  • поиск и выбор форм, методов и средств профилактики дизадаптации.

  1. Диагностический этап:

    • наблюдение:

    • анкетирование;

    • опросы.

  2. Поиск и апробация форм, методов и средств профилактической работы:

  • Индивидуальные и групповые занятия.

  1. Аналитико-оценочный этап:

  • анкетирование;

  • опросы.

Формы и методы работы:

  1. Индивидуальная работа:

  • диагностика;

  • консультирование.

  1. Групповая работа:

1.подвижные игры;

2.упражнения в парах и малых группах;

3.дискуссии;

4.упражнения на самопознание.

Структура занятия(тренинга):

  • Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).

  • Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).

  • Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).

  • Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).

Ритуал прощания.

Методическое обеспечение:

Эффективность занятий отслеживается на основе психодиагностических обследований. Примерный психодиагностический инструментарий включает в себя следующие методики:

  • диагностика тревожности (методика Филлипса) - 5 класс;

  • методика « Социометрия» -1-9 классы;

  • диагностика мотивации Лусканова - 5 класс;

  • диагностика адиктивных форм поведения;

  • исследование агрессии по методике Б.Дарки.

Методический комплекс включает следующие: компьютер, диски, методические материалы для игр и упражнений, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, гуашь, кисти.

Время занятия - 30 минут.

Психокоррекционная подпрограмма состоит из двух блоков:

Блок 1 «Коррекционно - развивающие занятия:

Первоначально занятие строится на психологической разминки. Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях. Основное содержание занятий варьируется в зависимости от цели занятия. Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении и доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.

  • Блок 2 « Просветительская, профилактическая работа»:

Блок представляет собой просветительскую, профилактическую работу с родителями. Включает в себя индивидуальные психологические консультации по проблемам детско-родительских отношений, а также психологические тренинги. Данный блок поможет оказанию информационной и методической поддержки учителям и воспитателем по вопросам данного направления программы.

Ожидаемые результаты:

  • эффективного решения проблем, возникающих у детей с ОВЗ в обучении, общении и психическом состоянии;

  • доверия к окружающим через принятие себя;

  • улучшение коммуникаций в общении;

  • нормализация межличностных отношений;

  • снижения риска употребления ПАВ.

Работа по данной программе, при взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса дает положительные результаты: у подростка восстанавливается доверие к миру, снимается тревожность, напряженность, представляется возможность осознать собственные проблемы и улучшается процесс школьной и социальной адаптации.



Критерии результативности программы

Результаты диагностик:

  • тревожности (методика Филлипса) - 5 класс;

  • диагностика мотивации Лусканова - 5 класс;

  • диагностика аддиктивных наклонностей;

  • исследование агрессии по методике Б. Дарки

  • анализ данных списков ВШУ, КДН, ПДН.



































Календарно тематическое планирование

по групповой работе с детьми (1-4 класс), в качестве профилактической работы

П. №

Дата

Тема

Количество часов

План.

Факт.

1-4

ноябрь

Классный час совместно с кл. руководителем «Ведем здоровый образ жизни» 1-4 класс.

4

5-8

декабрь

Диагностика детско-родительских отношений (тест рисунок семьи 1-4 класс).

4

9-12

декабрь

КРЗ «Семья» (1-4 класс)..

4

13-14

февраль

Занятие совместно с кл. руководителем «Что такое хорошо и что такое плохо?» (1-2 классы).

2

15-16

февраль

Занятие совместно с кл. руководителем «Человек в мире правил» (3-4 классы).

2

Итого: 16 часов

Календарно тематическое планирование

по групповой работе с подростками «группы риска» 6-9 класс

П. №

Дата

Тема

Количество часов

План.

Факт.

1

октябрь

Беседа с учащимися «Преступления и правонарушения» (5-6 класс).

1

2

октябрь

Беседа с учащимися «Виды наказаний, назначаемые малолетним» (7-11 классы).

1

3-9

ноябрь

Определение детей группы риска, детей склонных к аддиктивным наклонностям (анкетирование 5-11 классы).

7

10-11

ноябрь

Занятие совместно с воспитателем «Вредные привычки» (5-9 класс).

2

12

декабрь

Просмотр фильма «Наркотики», его обсуждение (8-11 класс).

1

13

январь

Беседа «Факторы, разрушающие здоровье»

1

14

февраль

Курение

1

15

март

Алкоголь

1

16

май

«Здоровое поколение - наше будущее»

1

В течение года.

Наблюдение за поведением детей «группы риска», проведение консультаций по трудным ситуациям, разработка индивидуальных планов работы.


Итого: 16 часов

























Список литераторы:

1.Битянова М.Р. с соавторами. Организация психологической работы в школе - М., «Совершенство», 1998.

2.Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1997.

3.Дубровина М.В. с соавторами. Рабочая книга школьного психолога. М., «Просвещение», 1991.

4.Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков - М., «Академия», 1998.

5.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков - С.Пб., «Речь», 2003.

6.Краковский А.П. Трудный возраст - М., «Просвещение», 1966.

7.Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми (тренинг «Путешествие к собственным возможностям) - М., 1997.

8.Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения - М., «Просвещение», 1990.

9.Психокоррекционная программа работы с подростками: Методические рекомендации С.В. Семенцовой. - ИГПУ, 1998.

10.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»: Методическое пособие / Составители: Л.Г. Печерская, С.М. Ильина. - Иркутск, 2006.

11.Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / под ред. С.А. Беличевой. - М., 1999.

12.Раттер М. Помощь трудным детям - М., 1999.

13.Шепко Е.Л. Психодиагностика нарушений развития у детей. Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2000.


© 2010-2022