Дополнительная образовательная программа по профилактике школьной дезадаптации

Дополнительная образовательная программа «Профилактика школьной дезадаптации» является индивидуально-ориентированной развивающей и направлена на профилактику школьной дезадаптации учащихся первых и пятых классов.Данная программа разработана на основе профилактических программ «Адаптационные занятия с первоклассниками» (автор-составитель С. И. Тукачева) и «Первый раз в пятый класс» (автор Коблик Е.Г.).
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 13»

г. Алексин Тульской области



Рассмотрено


Согласовано

Утверждаю

Педагогический совет

Протокол №________ от ___________201__ г.


Зам.директора по УВР

_____________З.А.Товбер

«___»_______201__г.

Директор МБОУ «Гимназия № 13» _____________Н.Н.Банников

Приказ №_____ от ___________201__г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


по профилактике школьной дезадаптации













Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 7-8 лет, 10-11 лет

Специалист, реализующий программу: педагог-психолог














Алексин 2014

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа по профилактике школьной дезадаптации разработана на основе профилактических программ «Адаптационные занятия с первоклассниками» (автор-составитель С. И. Тукачева) и «Первый раз в пятый класс» (автор Коблик Е.Г.).

Составители программы

Педагог-психолог МБОУ «Гимназия №13» г. Алексин

Сроки реализации программы

1 год

Возраст детей

7-8 лет, 10-11 лет

Календарно-тематический план

Рабочая программа имеет право на обновление, корректировку, и дополнения в связи с изменением внутренних и внешних по отношению к гимназии, конкретному классу, учащимся условий в течении всего периода реализации изменения вносятся на основании решения педагогического совета.

Цель программы

Создание социально-психологических условий для адаптации учащихся первых и пятых классов в ситуации школьного обучения, который позволят ребёнку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Задачи программы

  • Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;

  • Формирование устойчивой учебной мотивации детей;

  • Повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;

  • Освоение детьми школьных правил;

  • Выработка норм и правил жизни класса;

  • Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы


















Пояснительная записка

Направленность программы.

Дополнительная образовательная программа «Профилактика школьной дезадаптации» является индивидуально-ориентированной развивающей и направлена на профилактику школьной дезадаптации учащихся первых и пятых классов.

Данная программа разработана на основе профилактических программ «Адаптационные занятия с первоклассниками» (автор-составитель С. И. Тукачева) и «Первый раз в пятый класс» (автор Коблик Е.Г.).

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Исследования специалистов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей (56%) адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель), вторая группа (30%) имеет более длительный период адаптации, третья группа (14%) - дети, у которых период начала обучения в школе связан со значительными трудностями.

Начало обучения в школе - один из значимых моментов в жизни ребёнка. Психологические особенности возраста: «Кризис 7-и лет» - рождение социального «Я» ребенка .

- Если в этот период ребенка преследует цепь неудач - формируется комплекс неполноценности, достаточно устойчивый

- Если ребенок испытывает чувство успеха - формируется комплекс собственной значимости

- Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная

- Новая социальная роль - ученик. Нужно объяснять школьные правила

- Формируется «внутренняя позиция школьника», которая помогает ребенку выполнять новые обязанности, переносить неприятности.

Переход из начального в среднее звено школы так же является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника.

- Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

- Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители.

Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности. Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

- Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции

Перечисленные выше особенности учащихся первых и пятых классов предполагают, что на период первичной адаптации приходится основная работа педагогического коллектива и в том числе психолога.

На успешную адаптацию влияют следующие факторы:

- Особенности мотивационно-личностной сферы;

- Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

- Особенности поведения школьника в ситуациях внутри-школьного взаимодействия.

Работа по профилактики школьной дезадаптации осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов.

Цель программы: создание социально-психологических условий для адаптации учащихся первых и пятых классов в ситуации школьного обучения, который позволят ребёнку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Задачи:

  • Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;

  • Формирование устойчивой учебной мотивации детей;

  • Повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;

  • Освоение детьми школьных правил;

  • Выработка норм и правил жизни класса;

  • Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы

Отличительной особенностью данной программы является возможность наблюдать проблемные зоны классного коллектива в целом и отдельно каждого учащегося, что поможет выбрать направление для дальнейшей работы.

Принципы построения программы:

  • Комплексный подход: программа включает в себя все Факторы, влияющие на протекание процесса адаптации.

  • Системность: профилактика школьной дезадаптации осуществляется в форме последовательных, целостных программ, а не в виде изолированных действий (отдельных лекций, конкурсов, опросов).

  • Модульный подход: в практике могут быть использованы полностью все этапы или отдельно: диагностический этап, 1 или 2 ступени коррекционно-развивающей части программы, отдельные занятия, большие психологические игры.

  • Принцип взаимодействия: программа основана на интерактивных приемах: тренингах, дискуссиях, мозговых штурмах и т.д., что повышает эффективность восприятия знаний и формирования умений, способствующих личностному развитию.

  • Принцип сотрудничества: к занятиям можно подключать (по согласию детей и взрослых) педагогов, которые могут помочь учащимся школьной адаптации.

Система профилактической работы реализуется через основные направления деятельности.

1-й этап. Диагностический.

Включает в себя:

  • Индивидуальную и групповую диагностику

Цель: выявление отношения учащегося к школьному обучению.

Психодиагностическое обследование школьников, зачисленных в группы (с письменного согласия родителей), проводится по следующим методикам:

Параметры

1-й год обучения

5-й год обучения

1

Школьная мотивация.

Анткета-тест Н.Г.Лускановой.

Анткета-тест Н.Г.Лускановой.(Модифицированнны вариант)

2

Эмоциональное состояние

Цветовой тест Люшера.

Цветовой тест Люшера.

3

Эмоциональное отношение к школе.

«Школа зверей». (Проективная методика))

«Рисунок школы». (Проективная методика)

2-й этап. Профилактический

На данном этапе реализуется рабочая программа специалистов, ориентированная индивидуально на каждую группу, в зависимости от выявленных личностных особенностей участников.

3-й этап. Интегрирующий.

В нашей практике используется такая форма как большая психологическая игра (далее БПИ).

Игровая оболочка позволяет «прожить» некоторые проблемные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в период формирования личности, пройти некие испытания, подобные которым мы преодолеваем в жизни, и осознать, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть успешным; какие мешают этому, а какие необходимо развивать.

Все большие игры так или иначе помогают участвующим в них научиться строить собственную деятельность: осознавать ее смысл и ценности, ставить цели, совершать последовательные сознательные действия, контролировать и оценивать результат и т.д.

БПИ могут проводиться как в малой группе (класс, тренинговая группа), так и в большой (параллель, школа, район и др.).

Возраст детей. Первый этап работы осуществляется на базе 1го класса. Второй этап - на базе 5го класса.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

(продолжительность образовательного процесса, этапы) - сентябрь - ноябрь.

Формы и режим занятий. Занятия проводятся в форме тренинга с частотой один раз в неделю.

Ожидаемые результаты:

- умение действовать в соответствии с принятыми школьными правилами;

- осознание и укрепление позиции школьника;

- развитие школьной мотивации;

- развитие навыков взаимодействия.

Способ проверки результативности программы - повторный диагностический скрининг, контрольный тест в конце коррекционно-развивающего этапа.













Учебно-тематический план

Первый класс

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Знакомство. Принятие правил групповой работы.

1

2

Урок и перемена.

1

3

Школьные принадлежности или что лежит в портфеле.

1

4

В школе я не один.

1

5

Принятие себя. Работа с самооценкой.

1

6

Ученье-свет.

2

7

Школьные трудности.

1

8

Я и моё настроение.

2

9

Какой я? Какой ты?

2

10

Я и мои друзья.

1

11

всего

13

Пятый класс

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Создание группы

1

2

Здравствуй, пятый класс!

1

3

Находим друзей

1

4

Узнай свою школу

1

5

Что поможет мне учиться?

1

6

Легко ли быть учеником?

1

7

Чего я боюсь?

1

8

Трудно ли быть настоящим учителем?

2

9

Конфликт или взаимодействие?

2

10

Ставим цели

1

11

всего

12

Содержание дополнительной образовательной программы

Первый класс

№ Раздела, тем

Название раздела, тем

Теория. Основные теоретические понятия

Практика. Примерное содержание деятельности

Оборудование, оснащение

1

Знакомство. Принятие правил групповой работы.

Понятие «психология», «психолог». Цели и задачи данного курса. Принятие групповых правил.

1.Знакомство.

2.Обучение работать в групповом режиме.

3.Обучение развитию мелкой моторики.

4.Работа с внутренней позицией школьника.

Плакат с правилами, мяч.

2

Урок и перемена.

Понятия «урок», «перемена».

1.Ознакомить школьников с правильной организацией времени во время перемены.

2.Ознакомить с правилами поведения на уроке.

3.Дать возможность отработать полученные знания на практике.

4.Обучение развитию мелкой моторики.

Мяч.

3

Школьные принадлежности или что лежит в портфеле.

Понятие «школьные принадлежности».

1.Работа с внутренней позицией школьника.

Листы формата А4, цветные карандаши по числу учащихся.

4

В школе я не один.

Профессии, связанные с деятельностью в школе.

1.Работа с внутренней позицией школьника.

2.Показать взаимосвязь людей, находящихся в школьном коллективе.

Мяч, набор суждений для упражнения «К кому это относится».

5

Принятие себя. Работа с самооценкой.

Понятие «самооценка».

1.Работа с внутренним «я» школьника.

2.Принятие похвалы.

Мяч.

6

Ученье-свет.

Беседа о необходимости обучения.

1.Показать первокласснику для чего изучается тот или иной предмет и как эти знания будут применяться в его жизни.

Мяч, листы формата А4, цветные карандаши по числу учащихся.

7

Школьные трудности.

Беседа о трудностях, которыми может столкнуться первоклассник.

1.Показать первоклассникам, что каждый сталкивается с теми или иными трудностями в школе.

2.Дать возможность отработать тревожные состояния, связанные со школьным обучением.

3.Работа с эмоциональной поддержкой.

Мяч, листы формата А4, цветные карандаши по числу учащихся

8

Я и моё настроение.

Понятия «настроение», «здоровый дух», «грусть», «гнев», «радость».

1.Ознакомить детей с различными эмоциональными состояниями.

2.Обучение техникам, которые способствуют выражению гнева невербально.

3.Дать возможность выразить своё эмоциональное состояние.

Мяч, листы формата А4, цветные карандаши по числу учащихся, 6-7 предметов различной фактуры, мешочек из плотной ткани.

9

Какой я? Какой ты?

Беседа на тему: «Мы многим похожи, и многим отличаемся.»

1.Показать детям индивидуальность каждого человека в отдельность.

2.Показать, что у разных людей может быть много общего.

Мяч, листы формата А4, цветные карандаши по числу учащихся

10

Я и мои друзья.

Понятие «друг», «дружба».

1.Показать детям, как важно иметь друзей.

2.Отработать коммуникативные навыки.

3.Сплочение детей внутри классного коллектива.

Мяч, листы формата А4, цветные карандаши по числу учащихся

Пятый класс

№ Раздела, тем

Название раздела, тем

Теория. Основные теоретические понятия

Практика. Примерное содержание деятельности

Оборудование, оснащение

1

Создание группы

Понятие «психология», «психолог». Цели и задачи данного курса. Принятие групповых правил.

1.Знакомство.

2.Обучение работать в групповом режиме.

3.Работа с внутренней позицией школьника.

Плакат с правилами, стакан, мяч.

2

Здравствуй, пятый класс!

Переход от младшего звена к среднему

1.Формирование групповой сплочённости.

2.Работа с воспоминаниями о начальной школе.

3. Осознание своих целей в среднем звене.

Бланки «Мои цели», «Солнышко», мяч, таблички «Да-нет».

3

Находим друзей

Понятие «друг», «дружба», «общение».

1. Осознание своих положительных качеств.

2. Осознание положительной роли друга в жизни каждого.

Мяч, фотографии учащихся, плакаты с пословицами о дружбе.

4

Узнай свою школу.

Школьные правила.

1.Формирование навыков работы в группе.

2.Принятие школьных правил.

3. Осознание отличий обучения в младшем и среднем звеньях.

Листы ватмана, фломастеры.

5

Что поможет мне учиться?

Правила поведения на уроках.

1. Осознание своего настроения.

2. Поиск ресурсов внутри себя для достижения своих целей в обучении.

3.Тренировка работы по новым правилам.

Листы формата А4 по числу учащихся, фломастеры, таблички «Да-нет».

6

Легко ли быть учеником?

Понятие рационализации времени, режима труда и отдыха.

1.Осознание в себе качеств, необходимых для ученика среднего звена.

2.Развитие навыков самостоятельной деятельности.

3. Развитие межличностного взаимодействия.

Бумага, кисти, краски по числу каждого учащегося.

7

Чего я боюсь?

Понятие «трвога», «страх».

1. Осознание неизбежности ошибок.

2. Осознание своих страхов.

3. Помочь найти способы преодоления своих страхов.

Листы формата А4 по числу учащихся, фломастеры, таблички «Да-нет-иногда».

8-9

Трудно ли быть настоящим учителем?

Дискуссия на тему: «Легко ли быть настоящим учителем?»

1.Знакомство и общение с учителями-предметниками.

2. Расширение знаний о профессии «учитель».

3. Примерка роли «учитель» на себя.

Листы формата А, карточки с изображением геометрических фигур.

9-10

Конфликт или взаимодействие?

Понятие «конфликт».

1.Расширение понятий о чувствах и эмоциях.

2.Знакомство со способами выхода из конфликтной ситуации.

3.Отработка способов выходя из конфликтной ситуации.

Плакат с эмоциями, чаша, мяч, небольшие призы.

10

Ставим цели

Понятие «цель». Дискуссия на тему «Цели пятиклассника». Обсуждение итогов тренинга.

1. Осознание своих достоинств и недостатков.

2. Принятие своих достоинств и недостатков.

3. Осознание результатов тренинга.

Символ «Инь-Ян», заполненные бланки «Мои цели», ватман.



Примерные конспекты занятий

1 год обучения

Занятие 1

Тема: Знакомство. Принятие правил групповой работы.

Цель: установление контакта с участниками тренинга.

Содержание работы

Задачи

Оборудование

Примечания

1

Игра-активатор «Имена-животные». Учащиеся называют имена и животное, на которое похоже их имя.

Знакомство, установление контакта.

10мин.

2

Рассказ о психологии и психологах. Цели и задачи тренинга. Принятие правил работы группы.

Подготовка к групповой работе.

Обеспечить безопасность каждого члена группы

10мин.

3

Пальчиковая гимнастика.

Развитие мелкой моторики.

10мин

4

Беседа «Чем школьник отличается от дошкольника?»

Формирование позиции школьника.

10мин

5

Упражнение «школьные правила». Психолог зачитывает ряд школьных правил. Затем школьникам предлагаются карточки с верными правилами и не верными. Верные правила наклеиваются учениками на плакат, не верные разрываются и выбрасываются в мусорное ведро.

Принятие школьных правил.

10мин

6

Упражнение «Кто кем будет»? Ведущий называет слово, школьники отвечают кем или чем будет этот предмет.

Развитие мышления.

10мин

7

Выработка общего ритуала начала и завершения занятий.

Сплочение

10мин

8

Итоговый круг «Интересное-полезное ». Итоговый круг проводится на каждом занятии. Каждый ученик должен высказать свое мнение о прошедшем занятии.

Эмоциональная поддержка.

10мин.

9

Ритуал завершения занятия.

Обозначить конец занятия.

10мин.

Занятие 2

Тема: Урок и перемена.

Цели: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, упражняться в их применении

Содержание работы

Задачи

Оборудование

Примечания

1

Ритуал начала занятия

Обозначить начало занятия

-

10мин.

2

Игра-активатор «Море волнуется…». Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три…» и вместо паузы называет эмоцию. С помощью мимики и поз дети изображают эмоции. Следует оценить, кто из учеников лучше всего изобразил эмоцию.

Активизация эмоциональной деятельности.

-

10мин.

3

Вспоминаем школьные правила. Беседа на тему «Что такое урок?»

Знакомство с режимом школы.

-

10мин

4

Проигрывание ситуаций

Что нужно сделать: а) когда входит учитель (или кто-то старший) в класс; б) когда хочешь что-либо сказать; в) когда кто-то опаздывает на урок и т.д.

Знакомство с режимом школы.

-

10мин

5

Упр. «Мой сосед» На уроке надо быть очень внимательным. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза и положите голову на парту.
У кого сосед по парте со светлыми волосами? Поднимите руку с закрытыми глазами.
Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку с закрытыми глазами.
Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед...

Знакомство с одноклассниками.

-

10мин

6

Беседа «Что можно сделать за перемену?»

Знакомство с режимом школы.

-

10мин

7

Рисунок на тему «Школа зверей»

Эмоциональная поддержка.

Карандаши, альбом.

10мин

8

Пальчиковая гимнастика.

Развитие моторики.

10мин.

9

Итоговый круг «Интересное-полезное». Итоговый круг проводится на каждом занятии. Каждый ученик должен высказать свое мнение о прошедшем занятии.

Эмоциональная поддержка.

-

Ритуал завершения занятия.

Обозначить конец занятия.

-

Занятие 3

Тема: в школе я не один.

Цель: познакомить учащихся с профессиями и должностями, относящихся к школе.

Содержание работы

Задачи

Оборудование

Примечания

1

Ритуал начала занятия

Обозначить начало занятия

-

10мин

2

Игра-активатор «Подари улыбку». Дети становятся в круг, каждый по очереди дарит улыбку соседу слева и справа.

Настрой на работу. Развитие доброжелательности, сплочение.

мяч

10мин.

3

Упражнение «Будь внимателен!» Дети шагают на месте. По команде ведущего изображают Зайца, Цаплю, Бабочку.

Развитие внимания.

-

10мин

4

Упр. «Слушай звуки». Учащиеся прислушиваются к звукам на улице, затем звукам в классной комнате, к стуку своего сердца, к своему дыханию.

Развитие навыков саморегуляции.

Лист бумаги на каждого участника тренинга.

10мин

5

Беседа о людях, которые работают в школе, обозначить их профессии и должности.

Расширение знаний о школе.

-

10мин

6

Упр. «Кто так себя ведёт?» Школьникам зачитываются определения какого-либо поведения, задача - соотнести определение к профессии или должности. Многие определения подходят как, например, ученику, так и педагогу, и директору.

Расширение знаний о школе.

-

10мин

7

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики.

-

10мин.

8

Игра «Похвала по кругу». Учащиеся передают мяч по кругу и говорят, что именно им нравится в человеке, которому передают мяч.

Эмоциональная поддержка.

Мяч

10мин.

9

Итоговый круг «Интересное-полезное». Итоговый круг проводится на каждом занятии. Каждый ученик должен высказать свое мнение о прошедшем занятии.

Эмоциональная поддержка.

10

Ритуал завершения занятия.

Обозначить конец занятия.



Занятие 4

Тема: Школьные принадлежности или что лежит в портфеле.

Цели: укрепление позиции школьника.

Содержание работы

Задачи

Оборудование

Примечания

1

Ритуал начала занятия

Обозначить начало занятия

-

10мин.

2

Игра-активатор: «Утро школьника». Представьте, что сейчас утро…звонит будильник, школьник просыпается…одевается, умывается, причёсывается, кушает, собирает портфель, прощается с мамой. (Учащиеся пантомически показывают действия)

Эмоциональный настрой на работу.

-

10мин.

3

Упр. «Дорога в школу».

Эмоциональный настрой на работу.

10мин

4

Загадки на тему «Школьные принадлежности».

Развитие мышления, позиции школьника.

-

10мин

5

Упр. «Собери портфель». Рисуем, что лежит у школьника в портфеле.

Формирование позиции школьника.

-

10мин

6

Пальчиковая гимнастика.

Развитие моторики.

-

10мин

7

Упр. «Три стихии» Ведущий бросает мяч и называет одну из стихий - вода, земля, воздух. Учащиеся возвращают мяч, называя того, что живёт в предложенной стихии.

Развитие мышления.

Мяч.

10мин

8

Итоговый круг «Интересное-полезное». Итоговый круг проводится на каждом занятии. Каждый ученик должен высказать свое мнение о прошедшем занятии.

Эмоциональная поддержка.

-

9

Ритуал завершения занятия.

Обозначить конец занятия.

-


Занятие 5

Тема: Принятие себя. Работа с самооценкой.

Цели: укрепить позитивную самооценку.

Содержание работы

Задачи

Оборудование

Примечания

1

Ритуал начала занятия

Обозначить начало занятия

-

10мин.

2

Игра-активатор «Ты мне нравишься». Учащиеся встают в общий круг. Передают по кругу мяч, говоря фразу: «Мне нравится в тебе….»

Учимся принимать психологические поглаживания.

Мяч.

10мин.

3

Упр. «За что меня любит мама? Учитель? Какие ещё качества есть во мне?»

Формирование адекватной самооценки.

-

10мин

4

Упр. «Ладошка» дети обводят на листе бумаги руку соседа, красиво её раскрашивают, а затем дарят с тёплыми словами.

Учимся принимать психологические поглаживания.

Карандаши, альбом.

10мин

6

Пальчиковая гимнастика.

Развитие моторики.

-

10мин

7

Игра «Река похвалы». Участники строятся «живым коридором», один участник проходит по нему, группа слегка поглаживает проходящего со словами «хорошая девочка(мальчик)»

Эмоциональная поддержка

-

10мин.

8

Итоговый круг «Интересное-полезное». Итоговый круг проводится на каждом занятии. Каждый ученик должен высказать свое мнение о прошедшем занятии.

Эмоциональная поддержка.

-

10мин.

Ритуал завершения занятия.

Обозначить конец занятия.

-

Занятие 6

Тема: «Ученье-свет, а не ученье - тьма!»

Цель: укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы.

Содержание работы

Задачи

Оборудование

Примечания

1

Ритуал начала занятия

Обозначить начало занятия

-

10мин.

2

Упражнение «Молекулы». Движемся, как молекулы в пространстве. Кто хочет, может закрыть глаза. Найдите себе пару и поздоровайтесь с ней

- руками;

- коленом;

- щекой;

- спиной;

-носом.

Эмоциональный настрой на работу

-

10мин.

3

Упр. «Закончи предложения…»

Я хотел идти в школу, потому что…Я хожу в школу, что бы научиться…Зачем надо учиться?

Развитие школьной мотивации.

-

10мин

4

Упр. «Так и эдак». Ведущий показывает движение, при сопровождении словом «так» школьники повторяют движение, словом «этак» нет.

Развитие внимания.

-

10мин

5

Игра «Зайки и слоники». Дети по очереди изображают зайку-трусишку и бесстрашного слона.

Снятие псих. Напряжения.

-

10мин

6

Беседа на тему «Какой предмет в школе главный?» Стихи о школьных предметах.

Развитие школьной мотивации.

-

10мин

7

Упр. «Красивая обложка». Рисование обложки к учебнику любимого предмета.

Развитие школьной мотивации.

Карандаши, альбом.

10мин.

8

Пальчиковая гимнастика.

Развитие моторики.

-

10мин.

9

Итоговый круг « Интересное-полезное ».

Эмоциональная поддержка

-

10мин

10

Ритуал завершения занятия.

Обозначить конец занятия.

-

10мин

Занятие 7

Тема: «Ученье-свет, а не ученье - тьма!» (Продолжение)

Цель: укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы.

Содержание работы

Задачи

Оборудование

Примечания

1

Ритуал начала занятия

Обозначить начало занятия

-

10мин.

2

Игра-активатор «Ощути прикосновение».Дети делятся на пары и по очереди рисуют на спине партнёра то, о чём читается в тексте.

Эмоциональная поддержка

-

10мин.

3

Беседа на тему профессий. А ученик - это профессия? Загадки о профессиях.

Развитие школьной мотивации.

-

10мин

4

Упр. «Угадай профессию». Один из учащихся показывает понтомически задуманную профессию. Задача класса - отгадать задуманное.

Развитие внимания.

-

10мин

5

Стихотворение про Колю.

Развитие школьной мотивации.

-

10мин

6

Рисование профессии, которая нравится учащимся.

Развитие школьной мотивации.

Карандаши, альбом.

10мин

7

Пальчиковая гимнастика.

Развитие моторики.

-

10мин

8

Итоговый круг «Интересное-полезное».

Эмоциональная поддержка

-

10мин.

9.

Ритуал завершения занятия.

Обозначить конец занятия.

-



Занятие 8

Тема: Я и моё настроение.

Цель: Познакомить детей с различными эмоциональными состояниями.

Содержание работы

Задачи

Оборудование

Примечания

1

Ритуал начала занятия

Обозначить начало занятия

-

10мин.

2

Игра «Поздоровайся …». Найди себе пару и поздоровайся с ней ладошкой, мизинчиком, локоточком, коленочкой, спинкой.

Эмоциональная поддержка

-

10мин.

3

Беседа. Детям зачитывается поговорка «В здоровом теле здоровый дух». Как это понять? Что происходит, когда болит тело? Как можно вылечить тело? Что происходит, когда болит душа? Как можно поднять настроение?Какое вообще бывает настроение?

Знакомство с понятиями «чувства», «эмоции».

-

10мин

4

Упр. «Нарисуй настроение». Дети на листе бумаги рисуют своё настроение.

Знакомство с понятиями «чувства», «эмоции».

Карандаши, альбом.

10мин

5

Пальчиковая гимнастика.

Развитие моторики

-

10мин

6

Упр. «Вещи, дарящие радость».

Релаксация.

-

10мин

7

Итоговый круг «Интересное-полезное».

Эмоциональная поддержка

-

10мин.

Ритуал завершения занятия.

Обозначить конец занятия.

-

Занятие 8

Тема: Я и моё настроение. (Продолжение)

Цель: Познакомить детей с различными эмоциональными состояниями.

Содержание работы

Задачи

Оборудование

Примечания

1

Ритуал начала занятия

Обозначить начало занятия

-

10мин.

2

Упр. «Мягкое постукивание». На спине соседа дети сначала легко остукивают сверху вниз, затем снизу вверх, правой ладошкой, левой ладошкой, двумя ладошками.

Эмоциональная поддержка

-

10мин.

3

Упр. «Закончи предложение». Дети перекидывают мяч продолжая предложения «Я испытываю радостное настроение, когда…», «У меня плохое настроение, когда…»

Умение осознавать своё настроение.

Мч

10мин

4

Беседа про гнев. Гнев, злость испытывают все люди, это нормально. Потому что гнев - это чувство. Главное, что бы с этим чувством человек умел справляться. Есть люди, которыё не умеют справляться с гневом и начинают делать плохие вещи. Агрессивно себя вести. Как это,как вы думаете? А вы хотите потренироваться справляться с гневом?

Умение бороться с гневом.

-

10мин

5

Упр. «Мешочек гнева». Дети могут сделать мешочек гнева прямо на уроке. Для этого им следует с прочный надувной шарик насыпать рис или песок. Ведущий говорит детям,что мешочек можно мять в руке, когда они раздражены. Его легко носить с собой везде. Мешочек можно бросать в мишень,со словами «Я разозлился, когда…» Свои движения можно сопровождать звуком…

10мин

6

Упр. «Листок гнева». Ведущий предлагает детям вспомнить свои ситуации гнева и как можно смешнее нарисовать свой гнев на бумаге. Затем по желанию можно поделитьс своими чувствами, а гнев порвать или сжечь.

Умение бороться с гневом.

Карандаши, альбом.

10мин

7

Упр. «Ласковые лапки». Ведущий подбирает 6-7 предметов различной фактуры - мех, вата, стеклянный флакон и т.д. Всё это выладывается на стол. Детям предлагается оголить руку и закрыть глаза, отгадать,чья лапка прикоснулась к его руке - отгадать предмет.

Развитие тактильных ощущений.

Предметы различной фактуры.

10мин.

8

Пальчиковые игры.

Развитие моторики.

-

Итоговый круг «Интересное-полезное».

Эмоциональная поддержка

-

Ритуал завершения занятия.

Обозначить конец занятия.

-

Занятие 9

Тема: Школьные трудности.

Цель: Познакомить детей с ситуациями, когда у первоклассника возникают трудности.

Содержание работы

Задачи

Оборудование

Примечания

1

Ритуал начала занятия

Обозначить начало занятия

-

10мин.

2

Упр. «Ветер дует на…»

-кто любит смотреть на огонь;

-умеет кататься на велосипеде;

-кто любит дарить подарки;

-кто не боится бегать под дождём;

-кому нравятся уроки математики;

-кто любит сказки;

-кому нравится в школе;

-кто любит манную кашу;

-у кого дома есть животное;

-кто любит осень;

-у кого хорошее настроение.

Эмоциональная поддержка

-

10мин.

3

Беседа на тему «Школьные трудности». В ходе которой выясняется, что у всех встречаются те или иные трудности.

Снятие школьной тревожности.

--

10мин

4

Упр. «Цветок». Тёплый луч упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Снятие школьной тревожности.

-

10мин

5

Упр. «Танец цветов» Дети под музыку изображают танец цветка. По желанию можно объединиться в пару или тройку. После обсудить танец какого цветка был изображен.

Снятие тревожности.

Музыкальное сопровождение.

10мин

6

Сказка «Лиснок». Обсуждение и рисование сказки.

Снятие школьной тревожности.

Альбом, карандаши.

10мин

8

Пальчиковые игры.

Развитие моторики.

Итоговый круг «Интересное-полезное».

Эмоциональная поддержка

-

Ритуал завершения занятия.

Обозначить конец занятия.

-

Занятие 10

Тема: Какой я? Какой ты?

Цель: показать детям, что люди похожи друг на друга и в тоже время каждый индивидуальность.

Содержание работы

Задачи

Оборудование

Примечания

1

Ритуал начала занятия

Обозначить начало занятия

-

10мин.

2

Игра «Карлики и великаны». Дети стоят в кругу, в центре ведущий. По команде «великаны» дети поднимаются на носочки и вытягивают руки вверх, по команде «карлики» присаживаются на корточки.

Активизация, развитие внимания.

-

10мин.

3

Беседа на тему «Чем мы отличаемся друг от друга? Чем похожи?»

Функциональное упражнение.

-

10мин

4

Продолжи предложение:

Когда я злюсь…

Когда я радуюсь…

Я печалюсь, когда….

Я не люблю, когда….

Функциональное упражнение.

-

10мин

5

Упр. «Заяц-Хваста». Учащиеся вспоминают сказку про Зайца-Хвасту. Затем каждый встаёт на стул и громко хвастается каким-либо своим качеством.

Повышениие самооценки.

-

10мин

6

Сказка про дружбу. Обсуждение.

Повышениие самооценки.

10мин

7

Рисование сказки.

Повышениие самооценки.

Альбом, карандаши.

10мин.

8

Итоговый круг «Интересное-полезное».

Эмоциональная поддержка

-

9

Ритуал завершения занятия.

Обозначить конец занятия.

Занятие 11

Тема: Какой я? Какой ты?(продолжение)

Цель: показать детям,что люди похожи друг на дрга и в тоже время каждый индивидуальность.

Содержание работы

Задачи

Оборудование

Примечания

1

Ритуал начала занятия

Обозначить начало занятия

-

10мин.

2

Игра «Расставить посты» Дети встают друг за другом. Впереди идёт командир. Когда командир хлопает в ладоши, последний ребёнок должен остановиться. Так командир всех расставляет в задуманном порядке.

Эмоциональная поддержка

-

10мин.

3

Упр. Неоконченные предложения.

Большинство ребят нашего класса…

Мне нравится, когда ребята…

Я не люблю, когда надо мной смеются, потому что….

Функциональное упражнение.

-

4

Упр. «Какого цвета глаза». Выбирается пара. Даётся одна минута рассмотреть друг друга. Далее каждый в паре отвечает на вопросы о своём напарнике. (Какого цвета глаза? Есть ли часы на руке? И т.п.)

Показать, что люди чем-то похожи, чем-то отличаются.

-

5

Упр. «Я загадал одного мальчика». Ведущий называет светлые качества одного из участников группы, остальные отгадывают, о ком идёт речь.

Повышение самооценки.

-

6

Упр. «Солнечный зайчик»

Релаксация.

-

7

Итоговый круг «Интересное-полезное».

Эмоциональная поддержка

-

8

Ритуал завершения занятия.

Обозначить конец занятия.

-

Занятие 12

Тема: я и мои друзья.

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Содержание работы

Задачи

Оборудование

Примечания

1

Ритуал начала занятия

Обозначить начало занятия

10мин.

2

Упр. «Дорога дружбы» Дети перекидывают клубок, разматывая нити. Ведущий: посмотрите, сколько дорожек дружбы у нас появилось! Давайте поднимем их вверх и посмотрим, что получилось у нас? Какая великолепная крыша! А теперь положим на пол. Что получилось? А теперь аккуратно свернём наш клубочек.

Эмоциональная поддержка

Клубок.

10мин.

3

Игра «Путаница» . Водящий выходит за дверь. Учащиеся путаются в кругу. Задача водящего распутать «детский клубок»

Эмоциональная поддержка

-

10мин

4

Упр. «Закончи предложение»

Хороший друг - это…

Дружба - это…

Функциональное упражнение.

-

10мин

5

Упр. «Ромашка»

Дети рисуют ромашку и на разноцветных лепестках рисуют друзей: среди родственников, одноклассников, ребят во дворе и т.п.

Функциональное упражнение.

Альбом, карандаши.

10мин

6

Беседа о взрослых друзьях.

Функциональное упражнение.

-

10мин

7

Упр. «Верный друг».

Релаксация.

-

10мин.

8

Итоговый круг «Интересное-полезное».

Эмоциональная поддержка

-

9

Ритуал завершения занятия.

Обозначить конец занятия.





Литература

  1. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003. - 122 с.

  2. Дереклеева Н. И., Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 - 5 классы. М.: ВАКО, 2004.

  3. Фатеева Л. П. 300 популярных игр для младших школьников. - Ярославль: «Академия развития», 1998.

  4. Н.Г.Курносова «Развивающие занятия с детьми начальной школы» «Учитель», Волгоград №, 2009 г.

  5. С.И.Тукачева «Адаптационные занятия с первоклассниками», «Учитель», Волгоград, 2009 г.


© 2010-2022