- Преподавателю
- Школьному психологу
- Родительский лекторий Секреты взаимопонимания
Родительский лекторий Секреты взаимопонимания
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Турнова Т.А. |
Дата | 27.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Родительский лекторий
"СЕКРЕТЫ ЗАИМОПОНИМАНИЯ"
Цель: помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье; способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.
Форма проведения: семинар с элементам тренинга
Вопросы для обсуждения: определение конфликта; умение разрешать проблемы и конфликты; конфликты «трудного» возраста; тактика поведения в конфликте.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей; подготовка ситуаций для анализа; подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления; подготовка слайдовой презентации по теме собрания; подготовка памятки для родителей (см.приложение).
Ход лектория
Звучит песня «Вместе весело шагать»
-
Вступительное слово с высказывания Ю.Рюрикова(слайд 1)
К воспитанию детей следовало бы относиться,
как к самой главной профессии в мире»
-
Психологический настрой
(релаксация)"Слово"
Этот способ подойдет тем, для кого сложно визуализировать образы.
Упражнение довольно простое. Факторы, указывающие на правильное полное расслабление - это ощущение тепла, тяжести или покалывания в теле. Мысленно повторяя описание этих ощущений, поочередно к каждой части тела, можно довольно быстро добиться полного расслабления.
Моя правая рука расслаблена… Рука становиться тяжелой и теплой… Я чувствую, легкое покалывание в руке…
Затем переходите к левой руке, груди, животу, ногам…
Не забудьте и о лице, оно требует особого расслабления.
Торопиться не нужно. Слова нужно произносить медленно и тихо. Только действительно ощутив проговариваемые слова, можно переходить к другой части тела. Регулярно практикуя этот способ релаксации, вы можете добиться того, что произнеся мысленно только одну фразу: "я расслаблен", вы сразу почувствуете полное расслабление всего тела.
-
Похвались
(родители вытаскивают жетоны и по номинации хвалят своего ребёнка)
-
Слово психолога
Уважаемые родители, позвольте мне начать нашу встречу с отрывка из произведения Ф. М. Достоевского «Записки из мертвого дома»: "...Весь этот народ, - за некоторыми немногими исключениями неистощимо веселых людей, пользовавшихся за это всеобщим презрением, - был народ угрюмый, завистливый, страшно тщеславный, хвастливый, обидчивый. Способность ничему не удивляться была величайшей добродетелью. Все были помешаны на том, как наружно держать себя. Но нередко самый заносчивый вид с быстротою молнии сменялся на самый малодушный. Было несколько истинно сильных людей. Те были просты и не кривлялись...
Сплетни и пересуды были беспрерывные: это был ад, тьма кромешная... Ругались они утонченно, художественно. Ругательство возведено было у них в науку; старались взять не столько обидным словом, сколько обидным смыслом, духом, идеей, а это утонченнее, ядовитее.
«Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу!»
- говорили они про себя сами; а потом сплетни, интриги, бабьи наговоры, зависть, злость были всегда на первом плане в этой кромешной жизни.
??? О чём этот текст? (о конфликтах)
И он нам позволит определить тему нашей сегодняшней встречи. (на слайде 2 в разброс по буквам нужно составить тему лектория)
ПСИХОЛОГ
Итак, без конфликтов жизнь невозможна, поэтому необходимо учиться их конструктивно разрешать. Для того чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их.
Уход от решения конфликтной ситуации может привести к проблемам куда более серьезным.
О причинах конфликтов между детьми и родителями, о способах их преодоления мы будем сегодня говорить на нашем собрании.
Давайте попробуем дать определение понятию «конфликт», так как вы его понимаете. (Ответы родителей в виде кластера и звучит релаксационная мелодия )
Психолог: Общее определение конфликта: ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
А теперь попробуйте продолжить: Причиной конфликта может быть…(Ответы родителей, составляют кластер и звучит дружба
крепкая)
Психолог: Когда и почему возникают конфликты между нами и нашими детьми? Чаще всего тогда, когда наш ребенок начинает превращаться в подростка.
В юношеском и подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Подросток стремится освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками. В этот период жизни нашим детям внимания и понимания требуется с нашей стороны, со стороны родителей, не меньше, а в какой - то степени даже больше чем в возрасте, скажем 5 - 10 лет. В это время наш ребенок уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он пытается осознать и занять свое место в мире.
Так за что же и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
-
За то, чтобы перестать быть ребенком.
-
За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
-
За утверждение среди сверстников.
-
Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости. (слайд 4)
Причины конфликта родителей с подростками
-
кризис переходного возраста
-
стремление к самостоятельности и самоопределению
-
требование большой автономии во всем - от одежды до помещения
-
привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье
-
бронирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людей
-
нежелание родителей признавать, что ребенок стал взрослым
-
боязнь выпустить ребенка из гнезда, не веря в его силы
-
проецирование поведение ребенка на себе в его возрасте
-
борьба за собственную власть и авторитетность
-
отсутствие понимания между взрослыми и в воспитании ребенка
-
не подтверждение родительских ожиданий. (слайд 5)
Проблемы подросткового возраста порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.
Чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться ведь вашему ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее; не злоупотребляйте опекой и контролем. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел. Все замечания делайте доброжелательным, спокойным тоном, не используйте ярлыков.
Не создавайте в семье «конфликтных ситуаций», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
Неразрешенные конфликтные ситуации могут вызвать:
- проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
- проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);
- проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).(слайд 6)
В любых конфликтных ситуациях необходимо:
-отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;
- стремиться оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
- стремиться к сохранению личности отношений всех участников конфликта.
Как же нужно себя вести, чтобы выйти из конфликта?
-
дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других
-
найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте
-
поставить себя на место другого человека
-
осознать право на существование иной точки зрения. (слайд 7)
II. Анализ и решение конфликтных ситуаций
Психолог: А теперь мы с вами, вооружившись некоторыми рекомендациями по решению конфликтных ситуаций, попробуем их разрешить. У вас на столах лежат листы с описанием конфликтной ситуации, пожалуйста, прочтите и попробуйте найти выход из нее.(Родители читают и моделируют ситуации. Ситуации обсуждаются вслух. Психолог комментирует ответы родителей).
Ситуация 1. Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете что-то готовить, убирать в квартире, но явно не успеваете. Обратившись к своему ребенку за помощью, слышите в ответ: «Это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся». Как вы поступите в такой ситуации?
Ситуация 2.Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите своего ребенка в компании веселящихся друзей. В доме - полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?» Как вы поступите в подобной ситуации?
Ситуация 3.После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими неудовлетворительными результатами учебы его никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Как нужно разрешать конфликтную ситуацию подобного рода?
Ситуация4.Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купив то, что давно хотел. От возмущенных родителей ребенок услышал много гневных слов в свой адрес. В конце концов, он хлопнул дверью и ушел из дома.
Как нужно поступить в подобной конфликтной ситуации?
IV. Тренинг бесконфликтного поведения учащихся и родителей (проводит психолог)
Упражнение 1. Самопредставление. Участники группы усаживаются в круг и представляются по следующей схеме:
- имя;
- увлечение и интересы;
-ожидания от участия в группе.
Упражнение 2. Ритм.Каждый участник по очереди подает руку соседу справа, сжимает ее и улыбается ему. Следующий участник повторяет то же самое, но только после того, как все требования соблюдены.
Упражнение 3.Зеркало.Каждый участник поворачивается по очереди к другому участнику, всматривается в его лицо и рассказывает о тех чувствах, которые переживает другой человек.
Упражнение 4.К солнцу.Участники встают и берутся за руки. Они должны поднять руки вверх, крепче их сплести и потянуться к солнцу. Глаза закрыты, в тишине нужно услышать биение чужого сердца.
Упражнение 5. Горе.Один из участников садиться в круг. Он изображает горе, каждый из участников по кругу должен выразить сочувствие. Все участники определяют, кто был наиболее искренен и убедителен в утешении.
Упражнение 6. Экзамен.Участники должны последовательно назвать:
- три лучшие черты своего характера;
- три слабые черты своего характера;
- желаемые черты характера.
Упражнение 7.Магазин.По кругу участники выполняют упражнения.
Они должны повернуться лицом к соседу справа и «продать» ему качество характера, которое очень им мешает, и купить, возможно, другое какое-либо качество, объяснив, зачем оно нужно.
Упражнение 8.Мои чувства.Участники получают листы бумаги и рисуют свои чувства, которые они переживали в самом начале занятия и в его конце. Свои чувства можно сопроводить цитатой, стихами и т.д.
V. Подведение итогов (родителя вручается памятка по теме собрания)
Приложение
Анкетирование учащихся и родителей
Продолжите предложения:
1. Конфликт - это ________________.
2. Причиной конфликта может быть _______________.
3. Конфликт может привести к тому, что _____________.
4. Чаще всего поводом для конфликта в семье бывает ______.
5. Для того чтобы избежать конфликта, нужно ________.
Анкетирование родителей
1. Считаете ли вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?
2. Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?
3. Как вы их разрешаете?
4. могут ли быть в школе конфликтные ситуации?
5. Переживал ли ваш ребенок школьный конфликт?
6. Можно ли вообще обойтись в жизни безконфликтов?
7. Как вы научились выходить из конфликтов в семье?
Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью?
Анкетирование учащихся
Ответьте, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы:
1 Ты - конфликтный человек?
2 Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?
3 Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?
4. Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации,делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?
5. С кем ты чаще всего конфликтуешь?
6. Что может стать поводом к конфликтной ситуации?
7. Кто первым пытается разрешить конфликт - ты или другая сторона?
8. Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?
9. Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал, или после того как конфликт уладился, все остается в ваших взаимоотношениях по-прежнему?
10. Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?
11. Ты хотел бы принять участие в тренинге эффективного взаимодействия с людьми?
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
- Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
- Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
- В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
- Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации: решайте проблему, а не сводите счеты.
- Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
- Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
- Никогда не унижайте и не оскорбляйте человека, с которым конфликтуете.
- Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
- Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
- Уважайте самого себя, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Показ презентации «Наши дети без конфликтов»
Рефлексия
Кому психолог кинет мяч, тот должен сказать значение данной встречи
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
- Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
- Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
- В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
- Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации: решайте проблему, а не сводите счеты.
- Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
- Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
- Никогда не унижайте и не оскорбляйте человека, с которым конфликтуете.
- Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
- Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
- Уважайте самого себя, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
- Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
- Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
- В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
- Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации: решайте проблему, а не сводите счеты.
- Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
- Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
- Никогда не унижайте и не оскорбляйте человека, с которым конфликтуете.
- Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
- Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
- Уважайте самого себя, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.