Родительский лекторий Секреты взаимопонимания

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительский лекторий


"СЕКРЕТЫ ЗАИМОПОНИМАНИЯ"

Цель: помочь родителям преодолеть трудности в решении кон­фликтных ситуаций в семье; способствовать осмыслению конф­ликтной ситуации и путей выхода из неё.

Форма проведения: семинар с элементам тренинга

Вопросы для обсуждения: определение конфликта; умение разрешать проблемы и конфликты; конфликты «трудного» возраста; тактика пове­дения в конфликте.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей; подготовка ситуаций для анализа; подготовка классным руководителем теоретического материала для выступ­ления; подготовка слайдовой презентации по теме собрания; под­готовка памятки для родителей (см.приложение).

Ход лектория

Звучит песня «Вместе весело шагать»

  1. Вступительное слово с высказывания Ю.Рюрикова(слайд 1)

К воспитанию детей следовало бы относиться,

как к самой главной профессии в мире»

  1. Психологический настрой

(релаксация)"Слово"

Этот способ подойдет тем, для кого сложно визуализировать образы.
Упражнение довольно простое. Факторы, указывающие на правильное полное расслабление - это ощущение тепла, тяжести или покалывания в теле. Мысленно повторяя описание этих ощущений, поочередно к каждой части тела, можно довольно быстро добиться полного расслабления.
Моя правая рука расслаблена… Рука становиться тяжелой и теплой… Я чувствую, легкое покалывание в руке…
Затем переходите к левой руке, груди, животу, ногам…
Не забудьте и о лице, оно требует особого расслабления.
Торопиться не нужно. Слова нужно произносить медленно и тихо. Только действительно ощутив проговариваемые слова, можно переходить к другой части тела. Регулярно практикуя этот способ релаксации, вы можете добиться того, что произнеся мысленно только одну фразу: "я расслаблен", вы сразу почувствуете полное расслабление всего тела.


  1. Похвались

(родители вытаскивают жетоны и по номинации хвалят своего ребёнка)


  1. Слово психолога

Уважаемые родители, позвольте мне начать нашу встречу с отрывка из произведения Ф. М. Достоевского «Записки из мертвого дома»: "...Весь этот народ, - за некоторыми немногими исключениями неистощимо веселых людей, пользовавшихся за это всеобщим презрением, - был народ угрюмый, завистливый, страшно тщеславный, хвастливый, обидчивый. Способность ничему не удивляться была величайшей добродетелью. Все были помешаны на том, как наружно держать себя. Но нередко самый заносчивый вид с быстротою молнии сменялся на самый малодушный. Было несколько истинно сильных людей. Те были просты и не кривлялись...

Сплетни и пересуды были беспрерывные: это был ад, тьма кромеш­ная... Ругались они утонченно, художественно. Ругательство возведено было у них в науку; старались взять не столько обидным словом, сколько обидным смыслом, духом, идеей, а это утонченнее, ядовитее.

«Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу!»

- говорили они про себя сами; а потом сплетни, интриги, бабьи наговоры, зависть, злость были всегда на первом плане в этой кромешной жизни.

??? О чём этот текст? (о конфликтах)

И он нам позволит определить тему нашей сегодняшней встречи. (на слайде 2 в разброс по буквам нужно составить тему лектория)

ПСИХОЛОГ

Итак, без конфликтов жизнь невозможна, поэтому необходимо учиться их конструктивно разрешать. Для того чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их.

Уход от решения конфликтной ситуации может привести к проблемам куда более серьезным.

О причинах конфликтов между детьми и родителями, о способах их преодоления мы будем сегодня говорить на нашем собрании.

Давайте попробуем дать определение понятию «конфликт», так как вы его понимаете. (Ответы родителей в виде кластера и звучит релаксационная мелодия )

Психолог: Общее определение конфликта: ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

А теперь попробуйте продолжить: Причиной конфликта может быть…(Ответы родителей, составляют кластер и звучит дружба

крепкая)

Психолог: Когда и почему возникают конфликты между нами и нашими детьми? Чаще всего тогда, когда наш ребенок начинает превращаться в подростка.

В юношеском и подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Подросток стремится освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками. В этот период жизни нашим детям внимания и понимания требуется с нашей стороны, со стороны родителей, не меньше, а в какой - то степени даже больше чем в возрасте, скажем 5 - 10 лет. В это время наш ребенок уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он пытается осознать и занять свое место в мире.

Так за что же и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

  • За то, чтобы перестать быть ребенком.

  • За прекращение посягательств на его физическое начало, непри­косновенность.

  • За утверждение среди сверстников.

  • Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости. (слайд 4)

Причины конфликта родителей с подростками

  • кризис переходного возраста

  • стремление к самостоятельности и самоопределению

  • требование большой автономии во всем - от одежды до помещения

  • привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье

  • бронирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людей

  • нежелание родителей признавать, что ребенок стал взрослым

  • боязнь выпустить ребенка из гнезда, не веря в его силы

  • проецирование поведение ребенка на себе в его возрасте

  • борьба за собственную власть и авторитетность

  • отсутствие понимания между взрослыми и в воспитании ребенка

  • не подтверждение родительских ожиданий. (слайд 5)

Проблемы подросткового возраста порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.

Чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться ведь вашему ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее; не злоупотребляйте опекой и контролем. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел. Все замечания делайте доброжелательным, спокойным тоном, не используйте ярлыков.

Не создавайте в семье «конфликтных ситуаций», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

Неразрешенные конфликтные ситуации могут вызвать:

- проблемы физического плана, связанные со здоровьем;

- проблемы психологического плана (уход в себя, в свою ду­шевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);

- проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).(слайд 6)

В любых конфликтных ситуациях необходимо:

-отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;

- стремиться оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;

- стремиться к сохранению личности отношений всех участников конфликта.

Как же нужно себя вести, чтобы выйти из конфликта?

  • дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других

  • найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте

  • поставить себя на место другого человека

  • осознать право на существование иной точки зрения. (слайд 7)

II. Анализ и решение конфликтных ситуаций

Психолог: А теперь мы с вами, вооружившись некоторыми рекомендациями по решению конфликтных ситуаций, попробуем их разрешить. У вас на столах лежат листы с описанием конфликтной ситуации, пожалуйста, прочтите и попробуйте найти выход из нее.(Родители читают и моде­лируют ситуации. Ситуации обсуждаются вслух. Психолог комментирует ответы родителей).

Ситуация 1. Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете что-то готовить, убирать в квартире, но явно не успеваете. Обратившись к своему ребенку за помо­щью, слышите в ответ: «Это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся». Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 2.Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слы­шите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите своего ребенка в компании веселящихся друзей. В доме - пол­ный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?» Как вы поступите в подобной ситуации?

Ситуация 3.После собрания родители приходят домой и в ярости тре­буют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими неудов­летворительными результатами учебы его никуда не возьмут после шко­лы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Как нужно раз­решать конфликтную ситуацию подобного рода?

Ситуация4.Родители подарили деньги своему ребенку с определен­ной целью. Он их истратил не по назначению, купив то, что давно хотел. От возмущенных родителей ребенок услышал много гневных слов в свой адрес. В конце концов, он хлопнул дверью и ушел из дома.

Как нужно поступить в подобной конфликтной ситуации?

IV. Тренинг бесконфликтного поведения учащихся и родителей (проводит психолог)

Упражнение 1. Самопредставление. Участники группы усаживаются в круг и представляются по следующей схеме:

- имя;

- увлечение и интересы;

-ожидания от участия в группе.

Упражнение 2. Ритм.Каждый участник по очереди подает руку соседу справа, сжимает ее и улыбается ему. Следующий участник повторяет то же самое, но только после того, как все требования соблюдены.

Упражнение 3.Зеркало.Каждый участник поворачивается по очереди к другому участнику, всматривается в его лицо и рассказывает о тех чувствах, которые переживает другой человек.

Упражнение 4.К солнцу.Участники встают и берутся за руки. Они должны поднять руки вверх, крепче их сплести и потянуться к солнцу. Глаза закрыты, в тишине нужно услышать биение чужого сердца.

Упражнение 5. Горе.Один из участников садиться в круг. Он изображает горе, каждый из участников по кругу должен выразить сочувствие. Все участники определяют, кто был наиболее искренен и убедителен в утешении.

Упражнение 6. Экзамен.Участники должны последовательно назвать:

- три лучшие черты своего характера;

- три слабые черты своего характера;

- желаемые черты характера.

Упражнение 7.Магазин.По кругу участники выполняют упражнения.

Они должны повернуться лицом к соседу справа и «продать» ему качество характера, которое очень им мешает, и купить, возможно, другое какое-либо качество, объяснив, зачем оно нужно.

Упражнение 8.Мои чувства.Участники получают листы бумаги и рисуют свои чувства, которые они переживали в самом начале занятия и в его конце. Свои чувства можно сопроводить цитатой, стихами и т.д.

V. Подведение итогов (родителя вручается памятка по теме собрания)

Приложение

Анкетирование учащихся и родителей

Продолжите предложения:

1. Конфликт - это ________________.

2. Причиной конфликта может быть _______________.

3. Конфликт может привести к тому, что _____________.

4. Чаще всего поводом для конфликта в семье бывает ______.

5. Для того чтобы избежать конфликта, нужно ________.

Анкетирование родителей

1. Считаете ли вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?

2. Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?

3. Как вы их разрешаете?

4. могут ли быть в школе конфликтные ситуации?

5. Переживал ли ваш ребенок школьный конфликт?

6. Можно ли вообще обойтись в жизни безконфликтов?

7. Как вы научились выходить из конфликтов в семье?

Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью?

Анкетирование учащихся

Ответьте, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы:

1 Ты - конфликтный человек?

2 Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?

3 Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?

4. Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации,делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?

5. С кем ты чаще всего конфликтуешь?

6. Что может стать поводом к конфликтной ситуации?

7. Кто первым пытается разрешить конфликт - ты или другая сторо­на?

8. Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?

9. Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал, или после того как конфликт уладился, все остается в ваших взаимоотношениях по-прежнему?

10. Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?

11. Ты хотел бы принять участие в тренинге эффективного взаимодей­ствия с людьми?

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

- Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

- Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

- В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

- Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации: решайте проблему, а не сводите счеты.

- Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

- Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

- Никогда не унижайте и не оскорбляйте человека, с которым кон­фликтуете.

- Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

- Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

- Уважайте самого себя, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Показ презентации «Наши дети без конфликтов»

Рефлексия

Кому психолог кинет мяч, тот должен сказать значение данной встречи









Уважаемые папы и мамы!

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

- Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

- Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

- В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

- Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации: решайте проблему, а не сводите счеты.

- Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

- Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

- Никогда не унижайте и не оскорбляйте человека, с которым кон­фликтуете.

- Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

- Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

- Уважайте самого себя, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.


Уважаемые папы и мамы!

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

- Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

- Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

- В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

- Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации: решайте проблему, а не сводите счеты.

- Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

- Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

- Никогда не унижайте и не оскорбляйте человека, с которым кон­фликтуете.

- Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

- Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

- Уважайте самого себя, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.


© 2010-2022