СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ЕНТ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ЕНТ.

Современный мир подвергает серьезным испытанием психику человека. В значительной степени это обусловлено повышением требований к интеллектуальным, психоэмоциональным, физическим возможностям человека, к его способности регулировать социально приемлемыми способами эмоциональные состояния. Наименее защищенными в условиях сдачи единого национального тестирования (ЕНТ) оказываются одиннадцатиклассники, поскольку и организм, и психика выпускника неустойчивы, легко уязвимы и очень восприимчивы к воздействию среды.

Одной из причин является отсутствие у учащихся 11 класса сформированных адекватных способов эмоционального реагирования на стресс в ситуации ЕНТ.

При подготовке и сдаче ЕНТ выпускник переживает все многообразие негативных эмоциональных состояний (разочарование, неуверенность, печаль, гнев и т. д.), а переживание страха занимает особое место. Ситуация проверки знаний и внутренняя установка выпускника во многом определяют эмоциональное состояние подростка.

Отечественными и зарубежными психологами накоплен теоретический и практический материал по регуляции и саморегуляции эмоциональных состояний.

Способность к регуляции своих эмоций - естественная сторона психосоциального развития. Природа наделила человека естественными способами регуляции, необходимые для того, чтобы сохранять свою целостность и равновесие на протяжении жизни, к которым относятся: длительный сон, смех, плач. Но указанные средства нельзя использовать, непосредственно в тот момент, когда проходит ЕНТ, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Для достижения уравновешенного психоэмоционального состояния выпускников школ, для повышения качества подготовки к ЕНТ необходимо формировать и развивать навыки самоконтроля эмоциональной сферы с опорой на внутренние резервы.

Различают следующие способы саморегуляции:

  1. Управление тонусом мышц.

Для снятия эмоционального напряжения необходимо стремиться к снижению мышечного напряжения. Так, Г.С. Беляев, В.С. Лобзин, И.А. Копылова отмечают, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой и мышечное напряжение является внешним проявлением неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Соответственно, расслабление мышц - это внешний показатель положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности.

Большинство из нас уже настолько привыкло к мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслаблять по собственной воле, по своему желанию. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и нормализует душевное равновесие, дает необходимый короткий отдых мозгу. Можно работать со следующими группами мышц: лица, затылка, плеч; грудной клетки; бедер, живота; кистей рук; нижней части ног.

  1. Управление дыханием.

Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Дыхательная гимнастика призвана освободить от напряжения.

Действительно, в нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится частым, поверхностным, затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И, наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).

Основы дыхательных упражнений заимствованы из древнеиндийской системы йоги. Их смысл состоит в сознательном контроле над ритмом, частотой, глубиной дыхания. Контроль дыхания - наиболее гибкий из способов снятия чрезмерного напряжения. Разные типы ритмичного дыхания включают задержки дыхания разной продолжительности и варьирование вдоха и выдоха.

Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоциональное состояние увеличивается, если они используются в комплексе со звуковой гимнастикой. Сначала необходимо сделать глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произнести звук. Определенные звуки воздействуют на организм человека по-разному:

А - воздействует благотворно на весь организм; Е - воздействует на щитовидную железу; И - воздействует на мозг, глаза, нос, уши; О - воздействует на сердце, легкие; У - воздействует на органы, расположенные в области живота; Я - воздействует на работу всего организма; Х - помогает очищению организма; ХА - помогает повысить настроение.

Эффективной эмоциональной саморегуляции способствует также использование приемов воображения или визуализации. Визуализация - это создание внутренних образов в сознании человека, т. е. активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций. Ключевым моментом в визуализации является умение достигнуть состояние погружения - своего рода полудремы, в котором образные, эмоционально окрашенные положительные представления оказывают влияние на вегетативную нервную систему, не управляемую сознательной волей человека.

Разновидностью визуализации являются упражнения, которые основаны на преднамеренном использовании цвета и пространственных представлений сознания человека.

Сознательные представления окрашиваются в нужный цвет, соответствующий моделируемому эмоциональному состоянию. Цвет обладает мощным эмоциональным действием на нервную систему. Красный, оранжевый, желтый - цвета активности; голубой, синий, фиолетовый - цвета покоя; зеленый - нейтральный. Эти ощущения лучше дополнять пространственными представлениями. Если необходимо успокоиться, отдохнуть, следует представлять широкое, открытое пространство. Для мобилизации организма на выполнение ответственной задачи помогают представления тесных, узких пространств с ограниченным горизонтом.

  1. Словесное самопрограммирование.

Известно, что "слово может убить, слово может спасти". Вторая сигнальная система - высший регулятор человеческого поведения.

Непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма происходит при использовании способов, связанных с воздействием слова, которые задействуют сознательный механизм самовнушения. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений с позитивной направленностью (аффирмаций). Словесное самовнушение может осуществляться в следующих формах:

а) самоприказ;

б) самопрограммирование;

в) самоодобрение.

Для человека, не терпящего приказов и директив, построить текст необходимо в мягкой манере, в форме убеждения: "Я спокоен и уверен в себе. Я сохраняю внутреннюю стабильность, потому что впереди у меня ЕНТ".

Для человека эмоционального текст должен содержать яркие прилагательные: "Я испытываю спокойствие и уверенность в себе. Я сохраняю внутреннюю стабильность, как мощный фундамент великолепного здания".

Для человека сдержанного и в то же время сильного, энергичного, формула звучит как краткий и резкий приказ или команда: "Я должен быть спокойным! Спокойно! Уверенность в себе!".

В результате саморегуляции возникают три основных эффекта:

- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Целенаправленное использование предлагаемых способов и приемов саморегуляции эмоционального состояния в учебном процессе окажет существенное влияние на развитие эмоциональной устойчивости выпускников школ при подготовке к сдаче ЕНТ.

Литература:

  1. Алексеев А. В. Психорегулирующая тренировка. Ч. II. - М., 1969.

  2. Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копылова И. А. Психогигиеническая саморегуляция Л., 1977.

  3. Габдреева Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием. - Казань, 1981.

  4. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н. В.Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания. - Екатеринбург, 1998.

  5. Стресс жизни: понять, противостоять и управлять им. Сборник. СПб, 1994.

  6. Панов А. Г., Беляев Г. С., Копылова И. А. Аутогенная тренировка. - М., 1973.

  7. Перова Д.Д. Восстановление эмоционального равновесия с помощью саморегуляции. интернет-ресурс festival.1september.ru


© 2010-2022