Разработка родительского собрания Дети - не для насилия (7-8 класс)

Раздел Школьному психологу
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «КЕТЧЕНЕРОВСКАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМ.Х. КОСИЕВА»






Родительское собрание

Тема: «Дети - не для насилия»

(7-8 классы)



Составитель: Землянская Н.А., педагог-психолог










Родительское собрание

Тема: «Дети - не для насилия» (Слайд №1)

Цель мероприятия: защитить ребенка от всех форм небрежного отношения и жестокости.

Задачи мероприятия:

  1. познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видами жестокого обращения с детьми, их причинами и последствиями.

  2. осветить вопрос правовой ответственности за жестокое обращение с детьми.

  3. содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, взаимопониманию и взаимоуважению.

Участники:родители (7-8 класса) или другие члены семьи, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог.

Методы и приемы работы: анкетирование, беседа, диалог, лекция, работа интерактивных площадок педагога-психолога и социального педагога.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, микрофон, интерактивная доска, видеозапись фильма Р.Быкова «Я сюда никогда не вернусь», презентации, памятки для родителей.

Продолжительность собрания - 90 минут.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся, подбор материала по теме.

Ход родительского собрания:

I блок (теоретический)

Выступление социального педагога: (Слайд №2)

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы с вами вместе делаем великое дело - растим будущее поколение. Мы очень рады нашей новой встрече с вами. Тема нашего родительского собрания «Дети - не для насилия». (Слайд №3)

Жестокое обращение с детьми является чрезвычайно сложной темой для обсуждения.

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии - это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания - это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Углубляясь в историю, мы находим огромное количество примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей могли убивать также и в ритуальных целях. Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей - ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами.

(Слайд №4-6) К сожалению, в последние годы увеличилось число жертв насилия. По данным правоохранительных органов, всего в прошлом году(2013) жертвами насильственных преступлений, в том числе в семье, были признаны более 89 тысяч несовершеннолетних. За последние три года число криминальных смертей выросло с 1,6 тысячи до 2,1 тысячи. От насильственных действий со стороны родителей в прошлом году пострадали почти 4,9 тысяч детей. Что касается нашей республики, то количество преступлений против детей растет. По данным 2010 года - зафиксировано - 238 преступлений из них особо тяжких - 45.

Что же такое - жестокое обращение?

(Слайд №7) Жестокое обращение с детьми - общий термин, относящийся к четырем основным видам воздействия: эмоциональному насилию, физическому, сексуальному, а также к отсутствию родительской заботы (пренебрежение). Жестокое обращение с детьми может принимать разнообразные формы, в том числе включать действия, которые испытывают на себе большинство детей, например телесное наказание, агрессивное отношение со стороны братьев, сестер и сверстников и реже физическое насилие. Жестокое обращение - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми: (Слайд №8-12)

- Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка угрозы в адрес ребёнка в словесной форме

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка

- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у

ребёнка психическую травму.

- Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических

повреждений.

- Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка, с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми, с целью получения, последними, удовлетворения или выгоды.

- Пренебрежение нуждами ребёнка - это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся: отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего

ребёнок может стать жертвой несчастного случая. Педагог- психолог вам предоставит подробную информацию о причинах и последствиях жестокого обращения с детьми, я же считаю необходимым, сегодня напомнить вам виды ответственности родителей, лиц их заменяющих за физическое насилие над детьми:

1) Административная ответственность (Слайд №13)

ст 5.35. Кодекса РФ об административных правонарушениях Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

2) Гражданско - правовая ответственность (Слайд №14)

ст. 69 Семейного Кодекса РФ подразумевает исключительную и одновременно высшую меру ответственности за виновное невыполнение родительского долга - лишение родителей родительских прав.

ст. 73 Семейного кодекса РФ предусматривает ограничение родительских прав.

согласно ст. 77 Семейного кодекса РФ «При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится».

3) Уголовная ответственность (Слайд №14)

Статья 156 - Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности……, если это деяние сопряжено с жестоким обращением с несовершеннолетним

Статья 115 - Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности

Статья 116 - Побои, нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль

Статья 117 п. «г»: Истязание, причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного

Статья 119: Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы

Статья 125: Оставление в опасности

Статья 131 п. «д»: Изнасилование, половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, заведомо несовершеннолетней

Статья 132 п. «д»: Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении заведомо несовершеннолетнего

Статья 134: Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

Статья 135: Развратные действия без применения насилия в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста

Выступление педагога - психолога:

Тема нашей встречи серьёзна и трудна, в последнее время стала очень актуальной. Это тема проявления жестокости родителей по отношению к своим детям. В ходе сегодняшней встречи я предлагаю вам рассмотреть причины жестокого обращения с детьми, попробовать вместе найти решения по предотвращению подобных ситуаций в семьях. Для начала, я предлагаю просмотреть отрывок из фильма Ролана Быкова «Я больше сюда никогда не вернусь».

Просмотр отрывка из фильма Ролана Быкова «Я больше сюда никогда не вернусь»

Психолог: мы просмотрели отрывок фильма, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об увиденном.

(Ответы родителей).

Психолог: да, мы увидели, что проявление жестокости родителей по отношению к своим детям влекут и воспитывают ответную агрессию, которую ребенок как кальку снимает со своей семьи и несет в свое окружение, в будущем, составляя общество в целом. (Слайд №16)

Понятия "насилие" или "жестокое обращение с детьми" (англ. - childabuse) и "пренебрежение" (англ. - neglect) являются достаточно новыми. Поэтому очень важно поначалу иметь точные определения жестокого обращения и его видов.

Жестокое обращение с детьми (насилие) - это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.

Причины жестокого обращения с детьми (Слайд №17)

Причинами жесткого обращения с детьми является общий агрессивный фон общества, обычно определяемый как массовые враждебные действия, направленные на причинение страдания, физического или психологического вреда или ущерба либо даже на уничтожение данной массой (толпой) других людей или общностей.

Насилие, как правило, является результатом комплекса различных причин, но степень их влияния при тех или иных формах насилия различна. Существует также понятие психологических факторов риска или групп риска для детей и родителей по возникновению насилия.

Семьи - группы риска по жестокому обращению с детьми: (Слайд №18)

  • с хронической стрессовой ситуацией (неполные, с материальными трудностями, изолированные семьи);

  • проблемы с психическими заболеваниями одною из членов семьи;

  • члены семьи изолированы друг от друга на длительное время;

  • молодые матери (16 лет и младше);

  • со сложным психическим климатом;

  • есть дети с проблемами поведения;

  • антисоциальные семьи, в которых употребляют алкоголь и наркотики;

  • где есть грудные дети, с нарушением питания и сна;

  • не выполняются медицинские и педагогические рекомендации;

  • есть дети, перенесшие психическую травму;

  • родители сами подвергались в детстве жестокому обращению;

  • переехавшие семьи;

  • бездомные;

  • с низким образовательным уровнем родителей.

Семьи, в которых родители бьют детей, обычно имеют следующие взгляды на поведение ребёнка: (Слайд № 19)

  • Негативное восприятие ребёнка;

  • Видят в плохом поведении умышленное непослушание;

  • Не понимают разницу между позитивным и негативным поведением;

  • Концентрируются только на негативном и полностью игнорируют позитивное поведение ребёнка.

Такие родители обычно имеют следующую стратегию дисциплины: (Слайд №20)

  • Использовать больше силовых техник убеждения;

  • Больше физического наказания - как главного средства контроля;

  • Больше карательных методов, меньше рассуждений.

Родители, которые часто используют физические наказания, заблуждаются по поводу их результатов. Они добиваются только видимости послушания со стороны детей. Обычно, когда детей не видят, они, все равно, поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуют.

Почему нет смысла наказывать ребёнка физически: (Слайд №21)

  1. Не улучшает поведение;

  2. Может вызвать обратную реакцию к ухудшению поведения;

  3. Может появиться чувство мести;

  4. Вызывает чувство обиды и возмущение;

  5. Развиваются такие качества, как трусливость и изворотливость;

  6. Ребёнок привыкает к физическим наказаниям и уже не реагирует на них.

В группу риска детей входят: (Слайд №22)

дети младенческого и раннего возраста, отличающиеся беспокойностью и раздражительностью, что зачастую приводит к фрустрации матерей и проявлению жестокого физического обращения с их стороны; согласно статистическим данным, большинство случаев жестокого физического обращения с детьми случалось в первые два года жизни; 2) дети с физическими и психическими отклонениями; у ряда родителей дети, имеющие видимые физические отклонения, умственную отсталость или другие выраженные дефекты вызывают реакцию отвержения, раздражения и даже агрессии; 3) дети с гиперактивным и импульсивным поведением, что часто раздражает и утомляет родителей и довольно часто толкает их на путь физического наказания ребёнка, однако следует отметить, что плохое поведение детей в ряде случаев уже является результатом жестокого обращения с ними.

Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий - там он свой. (Слайд №23)

Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях позволили психологам составить описание различных типов воспитания: (Слайд №24)

-Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети

-Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети.

-Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные подростки.

А, теперь давайте рассмотрим, какие бывают поощрения: это похвала, ласка, совместная деятельность, материальное поощрение, разрешение активности с расширением прав ребенка. (Слайд №25)

Ну и конечно, несомненно, проявление родительской безграничной любви, чтобы ребенок знал, в какую бы он не попал ситуацию - у него есть любящие родители, которые всегда помогут разобраться, дать мудрый совет и прийти на помощь. А для этого очень важно быть не просто родителем, но и другом своего ребенка, которому он сможет доверять свои тайны и радости.

Способы открыть ребёнку свою любовь (Слайд №26)

1. Слово

Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение.

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд.

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

Интернет-ресурсы: (Слайд №27)

  1. pandia.ru›text/78/580/83821.php

  2. vcpmss.narod.ru›articles…2012-11-13/1agression.doc

  3. nsportal.ru›Школа›Социальная педагогика›…-detmi-privlechenie-lic…

Психолог: сейчас мы предлагаем вам принять участие в работе наших интерактивных площадок для того что бы вы смогли поделиться своим опытом в воспитании и научились управлять своими эмоциями.

(Родители делятся на 2 группы и расходятся для работы на интерактивных площадках социального педагога и педагога-психолога. По окончанию работы группы меняются.)




II блок (практический)

Работа интерактивных площадок социального педагога и

педагога - психолога.


Интерактивная площадка социального педагога.

Назначение: включение участников в работу по осмыслению обсуждаемой проблемы.

Реализация: группе предлагается выстроить "пирамиду взаимоотношений родителей и детей" (определить последовательность этапов взаимоотношений родителей и детей) и представить полученный результат.

Инструментарий (информационно-наглядное просвещение; психолого-педагогическое просвещение в первой части собрания; включение родителей в совместную практическую деятельность - вторая часть собрания); карточки, маркеры, интерактивная доска.

Социальный педагог Т. Гаряева: уважаемые родители, среди вас есть люди, имеющие большой опыт в воспитании детей, но есть и молодые ,неопытные родители, которые безусловно нуждаются в помощи в деле воспитания своих детей. Поэтому вам предлагается поделиться своим богатым опытом. Для этого я прошу вас в течение 10 минут обсудить проблему жестокого обращения с детьми и построить свою «пирамиду» каждый камень, которой приведет вас к вершине эффективности воспитания ваших детей.

1. Работа в группах: включение слушателей в деятельность, взаимодействие в группе и обмен опытом по обсуждаемому вопросу.

Реализация: участники группы моделируют проект «Пирамида взаимоотношений родителей и детей»

2. Защита проекта: участники должны дать обоснование каждому элементу «пирамиды» и доказать, что данная модель является самой приемлемой.

Интерактивная площадка педагога - педагога.

Цель тренингового занятия: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья родителей, благотворно влияющего на психологический климат в семье.

Задачи:

  1. дать рекомендации по саморегулированию психологического состояния родителей в момент наказания ребенка;

  2. познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

  3. создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

  4. совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Организация тренинга: группа родителей от 10 до 12 человек.

Форма проведения тренингового занятия - круг, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность - 10 минут.

Оборудование: мультимедийная техника, релаксационная музыка.

Ведущий тренинга: педагог-психолог Землянская Н.А.

Ход проведения тренинга

Участники тренинга заходят в кабинет, садятся в круг.

Психолог: сегодня мы с вами, уважаемые родители, поговорим о наказаниях детей. К сожалению, идеальных детей - не существует, поэтому рано или поздно, но неотвратимо, встанет вопрос о наказании ребенка. Но наказание должно иметь педагогический эффект, а не быть актом мести или унижения со стороны родителей. Так как наказывать ребенка? Естественно, что каждый ребенок индивидуален, поэтому и в вопросе наказания ребенка тоже необходимо подходить индивидуально. Запомните, что наказывать ребенка бездумно нельзя, необходимо соотносить серьёзность проступка и силу наказания. Также, перед тем, как наказать ребенка необходимо привести себя в состояние эмоционального равновесия, чтобы наказание не оказалось слишком жестоким. (Слайд №1)

Психологические рекомендации по воспитанию детей:

1.Прежде всего, успокойтесь. Никогда не наказывайте ребенка, пока вы сердиты на то, что он сделал. (Deborah Chelette-Wilson)

2. Сделайте перерыв. (Deborah Chelette-Wilson)

3. Дайте ребенку время успокоиться. Ребенок не услышит вашего обращения, если он или она находятся в нервном, возбужденном состоянии. (Deborah Chelette-Wilson)

4. Выслушайте вашего ребенка. После того, как вы оба успокоились, выслушайте то, что скажет ребенок по поводу своего поведения. (Deborah Chelette-Wilson)

5. Поймите причины плохого поведения своего ребенка. Поняв, что ваш ребенок думает, вы можете открыть для себя, что баловство - это, в действительности, ожидаемая реакция ребенка на взросление, этим нужно управлять, а за это не наказывают. (Deborah Chelette-Wilson)

6. Объясните ребенку, что хорошо, а что плохо. Когда вы обдумали, как помочь ребенку, убедите его в вашей к нему любви и после объясните, почему его поведение было неправильным, и как надо ему вести себя в следующий раз. Оговорите то, поведение, которое будет предпочтительным. Слишком часто мы говорим детям, чего делать не надо и упускаем то, что делать нужно. (Deborah Chelette-Wilson)

7. Переведите дыхание. Детей бьют чаще всего тогда, когда родители настолько расстроены, что не знают, что еще сделать. Так вздохните, досчитайте до 10, и скажите своему ребенку, что вам нужно несколько минут, чтобы все обдумать. Это даст вам время спокойно поразмыслить над следующим шагом или попросить помощи. (И вы создадите прекрасную технику решения проблем!) (Fern Weis)

8. Превратите ситуацию в урок. То, что вы действительно хотите для своего ребенка, это, чтобы он выучил этот урок. Наказание (такое как порка или любое другое) научит ребенка, что надо быть умнее, чтобы обходить вас и ваши правила. Оно не сделает ребенка более отзывчивым на ваши просьбы. (Fern Weis)

9. Давайте ребенку больше свободы с возрастом. Подростки и молодежь теряют доверие и веру в вас, родителей, когда вы наваливаете на них кучу правил и наказаний. Они достаточно взрослые, чтобы с ними можно было вести диалог, и они уже могут понимать, когда их действия недопустимы, и как они отражаются на них. Это время, когда вы должны передать ответственность за собственные действиям детям, а не вести борьбу за власть. (Fern Weis)

10. Дайте вашему ребенку выбор. Не важно, сколько ему лет, у ребенка всегда должен быть выбор. Они чувствуют, что имеют контроль над вами, вряд ли они выберут приступ гнева или другое состояние, которое приведет вас к потере самообладания. (Fern Weis)

Наказание детей - это суровая неизбежность. Но даже в этом случае помните, что детей в первую очередь необходимо любить и уважать. Даже, если Вам приходится периодически думать, как наказывать ребенка помните, что это дети тоже люди, пусть даже и маленькие.

А теперь давайте разучим несколько релаксационных упражнений, которые помогут вам вернуться в состояние душевного равновесия (включить релаксационную музыку). (Слайд №2)

Научимся дышать через солнечное сплетение, это нервный узел, который связывает нервную систему со всеми внутренними органами. Поэтому именно на него надо воздействовать, если что-то болит из-за стресса. Находится солнечное сплетение посередине между брюшной полостью и грудной клеткой, в месте срастания ребер. Там есть углубление.

• Сосредоточьте все внимание на этой области и положите на нее сложенные вместе ладони. Или же одну руку - на больной орган, а другую - на солнечное сплетение.

• Медленно вдохните через нос, представляя, как воздух проходит к солнечному сплетению и накапливается там.

• Выдыхая, представляйте, как воздух из солнечного сплетения направляется ко всем внутренним органам, и особенно к тому, которому нужна помощь.

Если все сделаете правильно, через несколько минут после дыхательного упражнения для снятия стресса вы почувствуете необыкновенную легкость во всем теле, а боль и неприятные ощущения пройдут.

Закончу наше занятие притчей «О воспитании»

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Участникам встречи раздаются памятки с рекомендациями эффективного воспитания детей.

Интернет-ресурсы: (Слайд №3)

  1. shine.yahoo.com

  2. narodnye-sredstva.ru/dyihatelnyie-uprazhneniya-pri-stresse-09-2012.html

  3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

  4. edva-school.ru›index.php/roditelam/nakazaniya-…



















III блок (подведение итогов)

Рефлексия участников собрания

Социальный педагог: наше собрание позвольте закончить словами Д.И.Писарева «Когда ребенка пугают, порют и всячески огорчают, тогда он с самых малых лет начинает чувствовать себя одиноким».

Педагог-психолог:

Любите своих детей! Почаще говорите им об этом, участвуйте в

их жизни, поддерживайте во всем, хвалите, радуйтесь за любую победу.

И не будет человека счастливее вас и вашего ребенка, на всем Земном шаре!










Приложение 1

АНКЕТА

Уважаемый ученик, ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1.Допускал ли кто-нибудь по отношению к вам насилие?

2. Какого рода насилие вы испытывали по отношению к себе?:

физическое

эмоциональное

3. Испытывали ли вы насилие по отношению к себе в семье?

4. Пытались ли вы защитить себя?

5. Кому бы вы смогли рассказать о случившемся насилии над вами :родителям , психологу в школе , друзьям , сестре или брату , бабушке , подруге , учителю , медработнику , затрудняюсь ответить.


Спасибо за ответы.







Приложение 2

Памятка родителям

Ребёнок-человек! Это маленький Человек, нуждающийся не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим самым любимым людям.

Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психологического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крик, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но не насилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребёнка, чем грубое и жестокое обращение с ребёнком.

Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку порой могут быть вызваны даже не проступками ребёнка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребёнка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

Наказывая своего ребёнка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребёнка.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а вовсе другие реакции:

- страх;

-возмущение, протест;

- обиду, чувство оскорбленности, жажду мести и компенсации;

- разрушение «нравственных тормозов»;

- стремление к обману, изворотливость;

- потерю способности к здоровому рассуждению;

- ребёнок перестаёт видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;

- агрессивность поведения;

-снижения самооценки;

-ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют).

Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребёнка и его родителей, когда ребёнок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но ещё более важно помнить, что из любого кошмара есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их - дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства. Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с мнением ребёнка, но благодаря достоинству детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

  1. Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации: родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.

  2. Принимайте решение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливает сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

  3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.

  4. Предоставляйте ребёнку возможность отдохнуть, переключится с одного вида деятельности на другой.

  5. Требуя что-то от ребёнка, давайте ему чёткие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребёнок нуждается в повторении.

  6. Не требуйте от ребёнка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать всё сразу.

  7. Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

  8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребёнок ведет себя так, а не иначе, о чём свидетельствует его поступок.

  9. Подумайте в чем трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете помочь ребёнку в этой ситуации? Как поддержать его?

Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!

Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!

Интернет-ресурсы:

donguz-school.ucoz.ru›roditelskoe_sobranie…





© 2010-2022