Выступление по теме: «Метод «Шесть шляп мышления» Э. Де Боно»

Многие убеждены, что мышление, интеллект, способность нестандартно подойти к решению проблем - это дар божий или природный, а не приобретенный, научаемый навык.   Какими же умениями должен обладать ученик, чтобы решать такие задачи? Какими приемами работы с информацией необходимо овладеть, чтобы успешно решать «проблемные» задачи, получать корректные, обоснованные (зачастую многочисленные) варианты решений? Метод «Шесть шляп мышления».   В основу концепции данного метода Э. Де Боно положил предс...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление по теме :

« Метод «Шесть шляп мышления» Э. Де Боно»

Тороповой Н.А. учитель биологии

Каждый человек проходит в своей жизни серьёзную школу принятия решений, поступков, формирования тех принципов, на основе которых работает его мысль, на основе которых он действует в конкретных ситуациях в работе или личной жизни.

Скорее всего, большинство людей скажут, что этой школой была сама жизнь, а не та школа, в которой он получил образование и аттестат (диплом). К тому же многие убеждены, что мышление, интеллект, способность нестандартно подойти к решению проблем - это дар божий или природный, а не приобретенный, научаемый навык

Какими же умениями должен обладать ученик, чтобы решать такие задачи? Какими приемами работы с информацией необходимо овладеть, чтобы успешно решать «проблемные» задачи, получать корректные, обоснованные (зачастую многочисленные) варианты решений?

Перечислим некоторые из них:

  • уметь понимать задания в различных формулировках и контекстах;

  • уметь находить требуемую информацию в различных источниках;

  • уметь систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам;

  • уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;

  • уметь визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему;

  • уметь вербальную информацию переводить в визуальную знаковую систему;

  • уметь трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;

  • понимать цели коммуникации, направленность информационного потока;

  • уметь аргументировать собственные высказывания;

  • уметь находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;

  • уметь воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы "за " и "против" каждой из них;

  • уметь составлять рецензии и анонсы информационных сообщений;

  • уметь устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

  • уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от "белого шума";

  • уметь составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения адекватную содержанию;

  • уметь извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме;

  • иметь представление об инструментарии подготовки, передачи и получения информации и первоначальные умения работы с этим инструментарием;

Обобщая все вышесказанное, необходимо разобраться с вопросами: Как организовать деятельность учащихся на уроке, чтобы формировать и развивать умения работы с информацией, информационную компетентность? Как организовать процесс обучения?

Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

  1. Оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда стремиться найти отличное от других решение.

  2. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть рассматриваемый объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

  3. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

  4. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало принципиально нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом.[1]

Метод «Шесть шляп мышления».

В основу концепции данного метода Э. Де Боно положил представление о наличие у человека двух типов мышления: «реактивного» и «взвешенного».

Существует тип мышления, который присущ каждому человеку изначально, как дыхание. Пользуясь этим типом мышления, человек отвечает на телефонные звонки, переходит дорогу, занимается выполнением множества повседневных задач. Многое мы выполняем бессознательно, автоматически. Действительно, какая разница, с какой ноги начать движение во время прогулки, в какой руке нести сумку с продуктами, в какую сторону посмотреть перед тем, как переходить через дорогу? Чтобы справляться с такого рода проблемами, достаточно обладать типом мышления, которое проявляет себя автоматически, как закономерная ответная реакция на внешние обстоятельства. Наличие такого «реактивного» мышления дает нам возможность заниматься подавляющим большинством повседневных дел.

Но есть и другой тип мышления, который отличается большей усложненностью и который используется нами не так часто, но непременно сознательно и только в те моменты, когда это становится необходимым. Это - «взвешенное» мышление, то есть такой подход к делу, который основывается на осознанном, волевом регулировании потока мыслей в нужном направлении - на решение тех или иных непростых задач.

Реактивный тип мышления прекрасно подходит для реагирования на то, что с нами в данный момент происходит и совсем не обязателен для долговременного планирования (например, своих действий в ситуациях карьерного роста, своего времени, своих финансовых затрат и т.д.). Взвешенный тип мышления требует определенной концентрации внимания, определенного сознательного настроя. Он позволяет производить достаточно сложные мыслительные операции, рассчитывать, как свойственно хорошему шахматисту, свои действия на несколько шагов вперед, используя при этом накопленные знания, навыки, жизненный опыт. Качество мышления как раз и определяется способностью «взвешенно» мыслить.

Несложно заметить, что выделение Эдвардом де Боно реактивного и взвешенного типов мышления соответствует такому же подходу в рамках основных положений теории о природе и видах мышления (выделению теоретического и практического мышления). Метод «Шляпы мышления» как раз и предназначен для повышения эффективности взвешенного типа мышления.

Почему шляпы?

Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами - цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Шесть шляп позволят нам «дирижировать оркестром своих мыслей». Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления. В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Вот краткое описание каждого из режимов:

Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы- вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?

Красная шляпа. Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества?

Черная шляпа. Черный цвет мрачный, зловещий, словом - недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?

Зеленая шляпа. Зеленый цвет - это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.

Синяя шляпа. Синий цвет - это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?

Во- вторых, шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления в зависимости от поставленной задачи, и делать это с такой же легкостью, как снимать и надевать шляпу. В традициях и христианской и восточной молитвенных практик присутствует следующий подход: необходимо свершать молитвенные действия, даже если ваши мысли и чувства в этот момент настроены совсем на другое. Пройдет некоторое время, и внутренние переживания молящегося человека придут в соответствие с его действиями. Иными словами: «настройка» тела повлечет за собой «настройку духа». Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести спокойное состояние сознание, сосредоточиться на выполнении определенных мыслительных операций.

В- третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, в большинстве ситуаций отнимающих время без всякой пользы. Как правило, каждый человек имеет свой взгляд на предмет, и чем выше интеллектуальные способности человека, тем сильнее он будет защищать свою позицию, свое представление о предмете. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении. Можно попросить человека надеть черную шляпу и подумать о минусах, которые содержаться в его собственной идее, или, под полями желтой шляпы подумать о плюсах, которые, с той же очевидностью, содержаться в идеях других людей.

Ну, и наконец, самое главное достоинство метода в том, что он дает возможность определять правила игры. Люди хорошо распознают, по каким правилам ведется та или иная игра. Изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний в детские годы. С помощью шести мыслеварительных шляп устанавливаются определенные правила «игры в человека, думающего именно так», что принципиально отличается от всем известной практики «ведения боя без правил». Чтобы понять, в чем заключаются преимущества ведения спора, дискуссии или беседы по правилам, рассмотрим более подробно назначение и правила работы под полями каждой из шести мыслеварительных шляп.

Красная шляпа.

Образ мыслей под полями красной шляпы связан с чувствами, с проявлением эмоций. Эмоции - это субъективное отношение к факту, которое нельзя не принимать во внимание. Эмоции являются отражением потребностей человека в связи с оцениванием ситуации. Согласно общепринятой точке зрения, разум и эмоции противоположны друг другу. Это не так. Наши чувства имеют огромное влияние на наше сознание. Наибольшее влияние оказывают так называемые сильные эмоции, такие как страх, гнев, ненависть, ревность, подозрение, любовь. Подобный эмоциональный фон «застилает» собой все восприятие. Степень влияния сильных эмоций бывает так велика, что они оказываются способны практически полностью подчинить себе ход мыслей человека, его разум.

Обязанность мышления в красной шляпе состоит в том, чтобы выделить эмоции, и в процессе принятия решения учитывать их воздействие, потому что укрыться от их влияния невозможно: эмоции, чувства, предчувствия, интуиция обладают удивительной проникающей способностью и представляют из себя реальную силу. Если чувствам и эмоциям «закрыт ход» к процессу мышления, они найдут возможность и будут воздействовать косвенно.

Этот тип мышления почти прямо противоположен холодному и объективному образу мыслей под полями белой шляпы. Мышление в белой шляпе не позволяет человеку преподнести окружающим свое мнение. Если же человек находится в красной шляпе мышления, он может выразить свое мнение, основанное на чувствах, эмоциях, интуиции. Красная шляпа дает возможность человеку «включать» и «выключать» свои эмоции непосредственно в нужные моменты. Он надевает красную шляпу, выражает свои чувства, настроения, переживания, и снова снимает ее. Такие взгляды и мнения воспринимаются собеседниками более формально. Процесс мышления в красной шляпе уменьшает число конфликтных ситуаций. Ведь нередко сильное проявление чувств может быть грубым, агрессивным и обижать собеседников. А проявление чувств под полями красной шляпы воспринимается окружающими более безболезненно, а значит ущерб для взаимоотношений в таких ситуациях минимизируется.

После того, как благодаря стратегии красной шляпы накопленные эмоции оказались «выпущенными на свободу», наступает момент, когда появляется возможность трезво, четко, обстоятельно подумать о том, как и что можно изменить в обсуждаемой проблеме.

Очевидно, что выделенный Эдвардом де Боно процесс мышления в красной шляпе по существу есть эмоциональное мышление, которое было обозначено в структуре мышления в рамках основных положений теории о природе и видах мышления.

Белая шляпа.

В отличии от жителей Америки и Европы, японцы по своей природе никогда не были спорщиками. Наверное, потому, что в традиционном укладе их жизни выражение несогласия воспринималось как проявление неучтивости, что несло с собой большую опасность для здоровья и благополучия. А может быть, присущее самой натуре японцев взаимное уважение не допускало возможности словесных нападок. Рассмотрение вопроса в «японском стиле» изначально не представляет собой обсуждение альтернатив. Участники переговоров усаживаются за стол, не имея в голове заранее готового ответа на рассматриваемый вопрос. Смысл поиска решения сводиться к тому, чтобы слушать друг друга, где каждый участник доводит до мнения слушающих свою часть подготовленной к рассмотрению информации.

Если же обсуждение вопроса проводится по «западному образцу», то участники дискуссии садятся за стол переговоров с уже сложившейся точкой зрения, и в большинстве случаев ясно представляют окончательное решение. Дальнейшее обсуждение сводится к противостоянию различных точек зрения.

На Западе принято считать, что идея рождается в процессе спора. В Японии полагают, что идея подобна ростку, который становиться сильнее и краше благодаря усилиям людей, ухаживающих за ним. Основное отличие между «западным» и «японским» стилем мышления как раз и состоит в разных способах получения и работы с информацией.

Использование белой шляпы дает нам механизм, способный помочь нам избежать ненужных споров там, где необходимо умение выслушать друг друга. Образ мыслей в белой шляпе направлен на факты, недостающую информацию. Но следует обратить внимание на то, что зачастую к фактам обращаются, когда нужно кого-нибудь в чем-нибудь убедить или переубедить. В таких ситуациях факты и цифры не остаются «беспристрастными»; они непременно «выступают» на чьей-либо стороне. Режим работы в белой шляпе требует беспристрастности и объективности, он исключает «личные соображения».

Используя белую шляпу мышления и соответствующий ей образ мыслей, необходимо стремиться к накоплению как можно большего количества достоверной информации.

Черная шляпа.

Цифры, факты... Истина и факт связаны между собой не так тесно, как большинство людей себе это представляют. Между истиной «большинство лебедей- белые» и фактом «в природе встречаются черные лебеди» лежит огромное количество логических операций, в результате которых одно будет следовать из другого. Режим работы в черной шляпе как раз и предполагает обращаться к фактам с целью аргументации своей точки зрения. Только данная точка зрения заключается в выделении слабых сторон в рассматриваемом вопросе. Главное достоинство мышления в черной шляпе состоит в том, что надевающие ее люди проводят четкую границу между отрицанием, выстроенном на эмоциях, и отрицанием, построенном на основе неумолимых фактов. Все приводимые доводы должны выглядеть обоснованно. Надевающий черную шляпу человек сосредоточивает свое внимание на обнаружении «слабых» мест в обсуждаемой проблеме.

В современном мире все большее количество людей начинают считать, что основное назначение мышления состоит в способности критиковать все и вся. Обилие экспансивной, во многом агрессивной, навязчивой, раздражающей информации, которая обрушивается на нас в различных шоу- передачах, в фильмах западных и русских западного образца, в колоссальном количестве рекламы на телевидении способствуют такому восприятию действительности. К несчастью, подобные настроения перечеркивают все продуктивные, созидательные, творческие аспекты мышления.

И, тем не менее, образ мыслей, сформированный черной шляпой, представляет собой важную часть мышления. Процесс мышления в черной шляпе отличается строгой логикой и обоснованностью позиций. Эдвард де Боно предлагает четыре основных правила, которые следует использовать при построении критических умозаключений под полями черной шляпы:

  • Уместна ли и насколько оправдана исходная точка зрения?

  • Насколько логично обоснованы сделанные на этой основе выводы?

  • Вполне ли закономерно из рассуждений проистекает именно этот вывод?

  • Существует ли возможность выстроить на той же основе какие-либо другие выводы?

Итак, надевающий черную шляпу человек занят поисками того, что в данном предложении неправильно, ошибочно, и что самое главное, нуждается в доработке. Его дело - указать на то, что не сработает, и предупредить о возможной опасности. Выводы, сделанные под полями черной шляпы, заставляют принять во внимание все погрешности, доработать планы и довести решения почти до совершенства. Именно в этом и заключается польза от процесса мышления в черной шляпе.

Желтая шляпа.

Несмотря на положительные моменты мышления в черной шляпе, все новые идеи, новые перспективы и новые повороты в судьбе следует встречать в желтой шляпе. Ведь может случиться, что идея не выдержит критики и будет «отброшена», как неперспективная. А может быть именно эта идея под полями желтой шляпы и станет тем самым прорывом, к которому стремился человек или команда единомышленников.

Необходимо заметить, что большинство людей настраивается на позитивный лад при выдвижении своей собственной идеи. Многие считают идею хорошей, если обнаружат в ней нечто хорошее для себя. Наличие собственной выгоды - важное условие для формирования позитивного восприятия идеи.

Мышление в желтой шляпе основано на другой мотивации. Позитивизм желтой шляпы основан не на выявлении личностной выгоды от идеи, а на готовности эту идею принять и сознательно найти в ней положительные моменты. Образ мыслей в желтой шляпе требует от человека такой же дисциплины, как и типы мышления в шляпах белой и черной. Человек, использующий данный тип мышления, должен сделать все, чтобы найти обоснование своему оптимизму. Основная задача мышления в желтой шляпе заключается в обнаружении положительных моментов и их логическом обосновании.

Существует мнение, что, раз уж положительные моменты в том или ином деле не лежат на поверхности, значит, это дело не имеет большой ценности. Это обманчивое впечатление. В каждом деле могут присутствовать положительные моменты, не заметные с первого взгляда. Это похоже на работу менеджера: он должен обнаружить скрытую ценность в том, в чем другие ее еще не заметили. Отсюда вывод: выгода не всегда лежит на поверхности.

Итак, мышление под полями желтой шляпы отвечает за выявление позитивных моментов в рассматриваемом вопросе, за появление конструктивных идей, перспектив развития. Выдвинутая идея получает дальнейшее развитие, она дорабатывается, усовершенствуется и доводится до степени «внедрения в жизнь». Под «совершенствующим аспектом» мышления в желтой шляпе понимается направленный поиск позитивных аспектов для исправления присутствующих в идее недостатков, обнаруженных с помощью мышления в черной шляпе. Типы мышления под полями желтой и черной шляпы являются противоположными, но при этом взаимно дополняют друг друга. Выстраивая свою деятельность, необходимо уметь предпринять меры, обеспечивающие реальный минимум безопасности, например, страхование фондов или личного имущества на случай пожара. Предупредить об этом должно мышление в черной шляпе, а принять во внимание - мышление в желтой шляпе.

Несложно заметить, что выделенные Эдвардом де Боно процессы мышления в белой, черной и желтой шляпах построены на использовании основных логических операций (сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение), которые были обозначены в структуре мышления в рамках основных положений теории о природе и видах мышления.

Зеленая шляпа.

В обыденной жизни человек мастерски может использовать желтую шляпу, но... оставаться не способным к творческим начинаниям. Творческое начало напрямую связано с нововведениями, изобретениями, рождением новых идей. Мышлению же в желтой шляпе свойственно эффективное применение старых идей. Для данного типа мышления эффективность использования старых идей важнее поиска новых.

Здесь уместно остановиться на понятии «творчество». В английском языке данное слово имеет широкий спектр толкований. Первое значение этого слова - «созидание», «осуществление». Плотник создает стул, швея шьет платье, предприниматель осуществляет свои действия в бизнесе и т.д. Второе значение слова «творчество» связано с понятием новизны. Здесь снова уместно остановиться и определить, что следует понимать под новизной. Существует понятие относительной новизны. Если для кого-то в конкретной ситуации при конкретных обстоятельствах что-то является действительно новым, неизвестным, но где-то об этом уже давно знают и используют, то такая новизна относительна. Второй вид новизны - абсолютная новизна; здесь речь идет об изобретении или рождении концепции, до сих пор никому неизвестной.

Мышление в желтой шляпе имеет напрямую связано с относительной новизной; берем известную идею и можем использовать ее по-новому. Мышление в зеленой шляпе имеет прямое отношение к абсолютной новизне. Зеленая шляпа ответственна за рождение новых идей, принципиально новых подходов к решению вопросов.

Применительно к мышлению в зеленой шляпе Эдвард де Боно вводит термин латеральное мышление (данный термин был введен автором в употребление в 1967 году, и в настоящее время он официально занесен в словарь научных терминов Оксфордского университета). Латеральное мышление - это изменение стереотипов в сознании через использование принципа асимметрии. Например, всем известно правило «продавцы должны обслуживать покупателей». Если применить принцип асимметрии к данному правилу, то получиться - «покупатели должны обслуживать продавцов». Давайте, используем получившееся новое правило как промежуточный шаг и подумаем, что можно в нем изменить, чтобы данное правило стало применимо в нашей жизни. У каждого может возникнуть большое разнообразие идей, и среди них наверняка найдется место и такой идее- «покупатели должны обслуживать себя сами». Именно так на занятиях Эдварда де Боно с одной продающей продукты питания компанией и появился принцип самообслуживания.

Принцип действия латерального мышления - бросить вызов привычному взгляду на вещи подчеркнуто провокационными, заведомо неприемлемыми идеями, воспринимаемыми как совершенно нелогичные, а затем использовать их в качестве промежуточного шага и подумать о том, как сделать провокационные идеи применимыми к жизни. Разуму свойственно следовать устоявшимся стереотипам и отвергать все, что вступает с ним в сколько-нибудь явное противоречие. Латеральное мышление содержит в себе вызов всему устоявшемуся, привычному, оно толкает человека на изменение устоявшихся понятий и точек зрения, представляющих собой коллекцию моделей поведения и стереотипов мышления, сложившихся в процессе накопленного нами жизненного опыта.

Итак, идея родилась. Следующий этап ее развития- проверка на жизнеспособность с использованием мышления в желтой шляпе, в конструктивном развитии идеи, ее позитивной оценке и выявлении всех преимуществ. После этого на сцену выходит мышление в черной шляпе. Мышление в белой шляпе берет слово в тот момент, когда появляется необходимость в предоставлении фактов, отражающих сущность данной идеи. На заключительном этапе слово передается мышлению в красной шляпе, призванному на уровне эмоций ответить на вопрос: нравиться ли нам эта идея? Если идея способна вызвать энтузиазм даже на заключительном этапе своего рассмотрения, то, скорее всего, она будет иметь большой успех.

Синяя шляпа.

Остался последний вопрос. Как регулируется порядок в ситуациях обсуждения непростых вопросов, кто решает, какую шляпу следует надеть в конкретный момент обсуждения, чтобы в максимальной степени эффективно исследовать тот или иной вопрос? За все это отвечает синяя шляпа, или вернее тот, кто берет на себя ответственность работать под полями синего цвета. Человек в синей шляпе должен отчетливо представлять себе план действий, последовательность шагов, необходимые для достижения поставленной цели и критерии оценки эффективности работы на каждом шаге, а также строго следить за тем, чтобы намеченный протокол безукоризненно соблюдался.

У синешляпного мышления есть еще очень важная функция- объединение, обобщение всей информации, что была накоплена в процессе обсуждения, и на этой основе планирование, определение направлений последующих действий. Очень важно точно определить суть проблемы и ее границы, сосредоточить, сфокусировать свое внимание на поставленной проблеме.

Работа под полями синей шляпы самая сложная и ответственная. Есть еще один важный момент для процесса мышления в синей шляпе- очень важно суметь в нужный момент настроить присутствующих на рассмотрение вопроса под конкретным углом зрения. Здесь особую роль приобретает дисциплина, выражающаяся в сознательном стремлении каждого настроиться на определенный тип восприятия; иначе может случиться процесс обсуждения под названием «переливание из пустого в порожнее», где главным содержанием являются бессмысленные, бессодержательные споры.

«Синий цвет символизирует всеобъемлющий контроль; он сродни образу неба, неустанно следящего за тем, что происходит на вверенной его заботам земле». Важным моментом при использовании синей шляпы является волевой самоконтроль не только для того, кто работает под ее полями, но и для каждого участника обсуждения.

Предлагаемые технологии «Перспектива», «Вариант», «Альтернатива» как раз и ориентированы на:

  • Усиление компонента осознанного отношения к жизненным ситуациям, осознанного подхода к мышлению;

  • Развитие навыков конструктивного, упорядоченного, структурированного мышления;

  • Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;

  • Развитие способности видеть эмоции, чувства (не только свои, но и других людей) и понимать их роль в процессе мышления.

Данные технологии можно применять в различных ситуациях, как на уроках, так и в процессе воспитательной работы с детьми. Предлагаемые технологии универсальны с точки зрения возрастных границ, их можно применять и при работе с педагогами. Приведенные ниже материалы являются не только сценарными описаниями, но и примерами использования названных технологий в конкретных ситуациях для решения определенных образовательных, воспитательных, просветительских задач.

Инструменты «Шляпного мышления» внимание сознательно направляется на различные аспекты мышления. Эти аспекты кристаллизуются в конкретных инструментах, которые затем применяются на практике. В результате у учащегося вырабатываются соответствующие навыки мышления, а инструменты со временем отходят на второй план.

  • PMI(+ - интересно)

+

-

интерес


На обдумывание каждого положения до 5-7 минут, затем обсуждение (свое мнение или факт, почему так думаешь по каждому пункту) выводы . Требуется 40 минут

  • Последствия

Временной вектор

краткосрочные

немедленные

среднесрочные

долгосрочные

Пример: кролики, охота ,бизнес, вред сельское хозяйство(поедали у соседей), подали в суд, государственный уровень, уничтожают кроликов, разорение.

  • Факторы

Рассмотреть проблему с разных сторон зрения. Применяют модели: мишень, бусы, вектор.

  • Пояснить позиции

Для выяснения понимаем ли мы друг друга

  1. Берут карточки с геометрическими фигурами

  2. 2 человека ставят друг к другу спиной

  3. один по карточке должен объяснить

  4. другой нарисовать или записать (при первом подходе можно задавать вопросы)

  5. запретить обратную связь ,показать ,что получилось

Вывод мы не понимаем друг друга

Мысли которые мы выражаем не всегда понятны другим. Этот инструмент помогает научиться выражать свои мысли. Правило оратора, чтобы донести мысль надо 3 раза повторить в разных формах

  • Информация есть ,информации нет

Вы получили телеграмму: «Я вылетаю в 9 утра понедельник рейсом из Москвы» Вам понятно?

Информация есть

Информация нет

Когда

Откуда

Просьба

Время

Рейс

Кого встретить

Число вылета

Где встретить

Кому встретить

Факты информации: четкость, изменяемость.

Можно применять для работы в группе.

  • Да, нет, подумаем

Задаются вопросы где ответ да или нет, вопросы вызывающие затруднения - подумаем. Можно использовать для закрепления. Это тест на внимание

  • Случайный ввод

  1. найти случайное понятие(оно должно быть из совершенно другой сферы нежели рассматриваем)

  2. выделить свойства случайного понятия

  3. применить выделенные свойства к рассматриваемому понятию

пример: книга

Книга

Апельсин

Закладка

Суперобложка

Запах

Футляр

Аромат

оранжевый

Дольки

Сочный

косточки

шкурка


  • Вызов стериатипам

  1. выделить доминирующее свойство по отношению к рассматриваемому понятию

  2. бросить вызов этому свойству

В таблице представлена трансформация методов обучения за счет использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств.

Традиционные методы обучения

Традиционные средства и их дидактические возможности

Компьютерные средства и их дидактические возможности

Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж

Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги)

Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения.

Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями.

Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание.

Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию.

Наглядные: демонстрация, макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация

Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы.

Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами.

Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях

Практические: упражнение, практические и лабораторные работы

Учебные задания для практической работы

Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ

Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций,

Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка

Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации

Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала

Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов

13

© 2010-2022