- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья Особенности коммуникативной сферы одарённых детей
Статья Особенности коммуникативной сферы одарённых детей
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гайдай Л.А. |
Дата | 22.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Троельникова Татьяна Дмитриевна, педагог - психолог
МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» г. Новосибирск
Шалак Татьяна Харитоновна, социальный педагог, педагог-психолог МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» г. Новосибирск
Особенности коммуникативной сферы одарённых детей.
05.11.2014 г. Прошёл психолого - педагогический семинар по теме «Особенности коммуникативной сферы одарённых детей» Участниками семинара стал весь педагогический состав гимназии.
Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. В силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.
На семинаре были рассмотрены основные особенности коммуникативной сферы одарённых детей, выявлены трудности, возникающие при их взаимодействии, как со взрослыми, так и со сверстниками. Всё отражено в презентации по теме семинара.
Решая данные трудности каждый, прежде всего, начинает с себя. Исходя из этого, была предложена установка «здесь и сейчас»: участники были включены в процесс осознания собственного состояния и настроя.
Были предложены следующие формы работы:
-
Прочувствовать своё состояние под воздействием разных музыкальных композиций. Данное упражнение было предложено исходя из того, что первоначальный личный настрой будет предопределять характер коммуникаций.
-
Упражнение на ассоциации.
На характер коммуникации влияют те ценности, которые заложены в каждом участнике коммуникативного процесса. Проработка данного упражнения дала возможность каждому участнику семинара выявить свои глубинные ценности относительно данного процесса. Приведём несколько положительных ассоциаций: доброта, смысл жизни, любовь, понимание, своя позиция, честность, сотрудничество, способ самовыражения, интерес, ответственность, праздник души. Радует то, что большая часть участников семинара, показали положительный настрой на взаимодействие.
-
Далее участникам была предложена ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Техника открытого выражения чувств или «я-высказывания».
Открытое выражение чувств - это признак уверенного в себе человека.
Название своих чувств и осознание собственной ответственности за то, что происходит с вами, не может никого обидеть и вызвать агрессию. Данная техника позволяет предоставить возможность второй стороне общения принимать решения относительного своего поведения.
Это побуждает далее поддерживать общение бесконфликтно.
Для практического закрепления были предложены ситуации, с которыми может столкнуться педагог в своей работе.
-
Эффективность данной техники подтвердили педагоги, активно использующие её: Павлоцкая Светлана Александровна, Лузенкова Татьяна Юрьевна.
По окончанию семинара 50% участников написали обратную связь, где отметили:
- заинтересованность в данной теме;
- актуальность;
- желание её использовать в практической деятельности.
В качестве методического материала на кафедры были выданы разработки упражнения на развитие коммуникативных компетенций.
Я тебя слышу!