Рабочая программа для 7-9 классов «Лабиринты моего Я»

Учебная программа факультативного курса «Лабиринты моего «Я» для 7-9 классов. Цель курса «Лабиринты моего «Я»»: повышение социального интеллекта учащихся. Задачи: донести до учащихся в доступной (игровой) форме основополагающие понятия и принципы социальной психологии; научить подростков определять и корректировать причины неудовлетворенности и/или неэффективности общения; теоретически и практически показать школьникам, как принадлежность к той или иной группе оказывает влияние на их поведение и...
Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Рабочая программа факультативного курса

Лабиринты моего «Я»

для 7-9 классов









Составитель: педагог-психолог

Троц Наталья Александровна













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Учебная программа факультативного курса «Лабиринты моего «Я» для 7-9 классов составлена на основе учебных программ и в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования:

  • Андриенко Е. В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2000г.

  • Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебник для средних специальных учебных заведений. - М.: Логос, 2005г.

Учебная программа факультативного курса «Лабиринты моего «Я»» разработана для психолого-лингвистического профиля, назначение которого - развитие языковой и коммуникативной компетентности учащихся. Лингвистический (иноязычный) компонент коммуникации и особенности общения постигаются учащимися в процессе углубленного изучения английского и французского языков.

Цель курса «Лабиринты моего «Я»»: повышение социального интеллекта учащихся.

Задачи:

  1. донести до учащихся в доступной (игровой) форме основополагающие понятия и принципы социальной психологии;

  2. научить подростков определять и корректировать причины неудовлетворенности и/или неэффективности общения;

  3. теоретически и практически показать школьникам, как принадлежность к той или иной группе оказывает влияние на их поведение и развитие;

  4. формировать осознанную адекватную самооценку социальных качеств.

Учебно-методическое обеспечение

для учителя:

  1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 2009г.

  2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб: Питер, 2009г.

  3. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. / Под редакцией Л.П.Петровской. - М.: Прогресс, 2010г.

4. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Кн. для учащихся старших классов

сред.шк. - М.: Просвещение, 2010г.

5. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб:

Питер, 2000г.

  1. Пакет психодиагностических методик. Под ред. В.Г.Асеева. - Иркутск, 2009г.

для учащихся:

  1. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия ,2004г.

  2. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. - М.: Вако, 2006г.

  3. Игры, обучение, тренинг, досуг... / Под редакцией В.В.Петрусинского // В четырех книгах. - М.: новая школа, 2008г.

Информационное обеспечение:

1. 1september.ru

2. 21svek6.ucoz.ru

3. psy.msu.ru

4. psihologu.info

5. klimm.ucoz.ru


Место предмета

Программа рассчитана на 3 года обучения, с 7 по 9 класс (1 час в неделю -32 часа в год, всего 96 часов). Каждому году обучения соответствует свой раздел: «Психология общения» (7 класс), «психология группы» (8 класс), «Психология личности (9 класс).

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, учебно-методическое и информационное обеспечение, основное содержание, распределение учебных часов программы, тематическое планирование учебного материала, описание разделов программы, календарно-тематическое планирование, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для обучающихся и учителя.

Планируемые результаты

  • личностные:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- развитие психологической культуры учащихся;

- формирование и развитие способности к рефлексии.

  • метапредметные:

- освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

- выработка навыков самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

  • предметные:

- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений;

- овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.



СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

1. Общение «под микроскопом»


1. Что такое общение? Общение (определение). Смысл понятия «информация».
Непосредственное, опосредованное общение. Фатическое, информационное, личностное общение. Диалогическое, монологическое общение. Императивное, манипулятивное общение. Функции общения: психологические, социальные, инструментальные. Критерии удовлетворенности общением: удовлетворение потребности в стимуляции, в событиях, в узнавании, в достижении и признании, в структурировании времени.

2. Из чего состоит общение? Фазы контакта: взаимонаправленность, взаимоотражение, взаимоинформирование, взаимоотключение. Ролевые позиции: «позиция неучастия», «пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка рядом».

3. Каким бывает общение ? Уровни общения: примитивный, манипулятивный, стандартизованный, конвенциальный, игровой, деловой, духовный. Стороны общения: коммуникация (обмен информацией), интеракция (обмен действиями), социальная перцепция (восприятие друг друга).

Диагностика - Измерение мотивации аффилиации: стремления к принятию и страха отвержения, КОС, Шкала самооценки мотивации одобрения (Д.Марлоу, Д.Краун).

Тренинг - Формирование навыков вербального общения. Упражнения: «Счет», «Каждый о своем» «Обращение», «Дикция», «Скороговорки», «Интонация». Формирование невербальных навыков установления контакта, развитие эмпатии. Упражнения: «Зеркало», «Невербальный контакт», «Ведение беседы в разных позициях», «Определение эмоционального состояния».

2. Слышим, видим, чувствуем...


1. С помощью чего мы передаем информацию? Виды информации: побудительная, констатирующая. Средства коммуникации: вербальная и невербальная коммуникации. Схема передачи сообщения: коммуникатор - реципиент. Основные знаковые системы: оптико-кинетическая, паралингвистическая и экстралингвистическая, организация пространства и времени, визуальный контакт. Невербальные компоненты общения: поза, мимика, жестикуляция, дистанцирование, интонация.

  1. От улыбки хмурый день светлей! Мимика: первичные и вторичные сигналы; три части лица; горизонтальные и вертикальные складки лба; контакт глаз; рот; подбородок; сигналы головы.

  2. Подойди поближе... Зоны и дистанции: сигналы дистанцирования; интимная, личная, общественная, открытая зоны.

  3. «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя...» Интонация: ритм речи, скорость речи, паузы, громкость, отчетливость, смех.

  4. О чем говорят наши позы и жесты? Позы и жестикуляция: походка, открытость и закрытость, оценка, готовность; напряженность; уверенность; нервозность; самоконтроль; скука; расположение. Культурные различия. Сочетание эмоций с внешними признаками.
    Диагностика - Тест Гилфорда до и после изучения курса.

Тренинг - Развитие умений приема и передачи информации: «Запаздывающее движение», «Сообщение», «Невербальный прикол», «Два автобуса).

3. Встречаем по одежде, провожаем по уму...


1. По Сеньке и шапка. Определение понятий «социальная перцепция», «межличностное восприятие». Процессы познания другого человека: эмоциональная оценка, попытка понять причины поступков, построение стратегии своего поведения. Виды поступков:

уникальность - типичность, желательность - нежелательность. Механизмы искажения восприятия: эффекты первичности и новизны, эффект ореола.

2. Всех под одну гребенку. Механизмы формирования образа: идентификация, социально-психологическая рефлексия, эмпатия, стереотипизация. Основные положения каузальной атрибуции. Уровни воспринимаемого образа: биологический, психологический, социальный.

Диагностика-Способность к эмпатии. Тест-опросник субъективной локализации контроля С.Р.Пантелеева и В.В. Столина.

Тренинг - Формирование перцептивных навыков общения: «Маскировка цели», «Третий слог», «Понять партнера», «Сплетня», «Телепатия», «Синестезия».

5. Как аукнется, так и откликнется


1. Ты - мне, я - тебе Типы взаимодействия: кооперация, конкуренция. Области взаимодействий: область позитивных эмоций, область постановки проблем, область негативных эмоций, область решения проблем. Фазы взаимодействия: побуждение, уточнение ситуации, непосредственное действие, завершение, Интеракция. Психологическая совместимость, Социальные качества, влияющие на качество общения: экстравертированный - интровертированный, мобильный - ригидный, доминантный -недоминантный.

  1. Берись дружно, не будет грузно Стратегии взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление, избегание.

  2. Журавль в небе или синица в руках? Системы ценностных ориентации: альтруизм, эгоизм, ассертивность.

4. Несчастья бояться - счастья не видать Конфликт. Виды: внутриличностный, межличностный, между группами. Межгрупповые конфликты (определение). Причины межгрупповых конфликтов. Внутриличностный конфликт: мотивационный, ролевой. Стратегии преодоления внутриличностных конфликтов. Межличностные конфликты: ценностные, конфликты интересов, нормативные. Типы конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, педант, бесконфликтный.

5. Искру туши до пожара, беду отводи до удара Стратегии поведения в межличностных конфликтных ситуациях: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблем. Правила разрешения конфликта. Позитивные функции конфликта. Примитивные межличностные реакции: амбиции, самодовольство, зависть, злорадство, захват, агрессия,
присвоение, безразличие.

Диагностика - Тест К.Томаса, «Понимание пословиц», ЦОЛ.

Тренинг - Формирование навыков интерактивного общения: «Зеркало», «Роботы-операторы», «Змея», «Воображаемая картина», «Связь», «Копия».




СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «ПСИХОЛОГИЯ ГРУППЫ»

1. «Социальные группы»


  1. Строение общества. Стратификация. Социальные слои. Доход, власть, престиж. Рабство, каста, сословие.

  2. Социальная группа. Определение. Признаки. Функции групп. Интеграция, дифференциация.

  3. Народы, классы, профессии. Формальные, неформальные. Реальные, номинальные. Референтные, группы членства. Первичные, вторичные. Коллектив, корпорация.

  4. Большие и малые группы. Большая группа, малая группа, триада, диада. Особенности создания, целей, взаимодействия участников.

Диагностика - Внешнегрупповая референтометрия.

Тренинг - Развитие навыков кооперации

2. «Групповые процессы»


1. Культурные нормы Определение. Материальная, духовная культура. Культурный комплекс. Культурное наследие. Культурный ареал. Социально-культурные нормы: обычаи, традиции, нравы, законы, ценности.

2. Стражники и охранники. Социальный контроль. Санкции: позитивные, негативные; формальные, неформальные. Самоконтроль: совесть, волевое усилие. Внешний контроль: формальный, неформальный.

3. Алый парус. Стадии развития группы. Формирование групповых норм. Модели взаимодействия! Сплоченность. Конформизм, негативизм, нонконформизм.

4.Один ум хорошо, а два лучше? Стадии процесса принятия решений. Виды взаимодействий. Плюсы - минусы. Огруппление мышления. Факторы, симптомы огруппления мышления. Последствия. Способы предотвращения огруппления мышления.

Диагностика - Тест Т.Лири. Методика выявления отношения к другому (А.А.Бодалев, Ю.В.Александров).

Тренинг - «Развитие навыков творческого решение проблем».

3. Структура группы


1. Кто есть кто. Статус. Статусный набор. Главный статус. Личный, социальный статус. Приписываемый, достигаемый, смешанный статусы. Элементы статуса: модель поведения, образ, права, обязанности, символы.

2.Мы - команда или каждый сам по себе? Композиция, структура. Факторы, влияющие на структуру группы. Статусная иерархия в группе. Структура творческой группы. Распределение ролей в творческой группе.

3.Хорошо ли нам вместе? Определение психологической совместимости. Компоненты СПК: индивидуальные особенности, эмоциональные состояния, ценностно-ориентационное единство, межличностные отношения, совместная деятельность. Виды психологической совместимости: психофизиологическая, социально-психологическая. Типы коммуникативного поведения: лидер, коллективист, индивидуалист, приспосабливающийся. Механизмы взаимопонимания: рефлексия, идентификация. Социотипы.

4.Что значит иметь авторитет? Лидерство, лидер (определение). Функции лидерства. Оценка статуса лидера. Причины смены лидера. Лидерские качества. Виды лидерства: вдохновитель - исполнитель, универсальный - ситуативный, авторитарный - демократический. Типы лидерства. Стили руководства. Авторитет, ложный авторитет.

Диагностика - Метод социометрического измерения Дж.Морено. Методика Ф.Фидлера (оценка психологической атмосферы в коллективе). Метод Дюке. Методика изучения межличностных отношений и комплектования малых групп.

Тренинг - «Ценность индивидуальности».

4. Асоциальные группы


1. Формы культуры. Элитарная, народная, массовая культура. Субкультура. Молодежная субкультура. Контркультура.

2. Гении и злодеи. Отклоняющееся поведение (определение). Одобрение - осуждение отклоняющегося поведения. Виды отклоняющегося поведения. Преступное поведение. Группа риска.

3. Группы, в которые лучше не попадать. Группы, деятельность которых направлена на попрание общественных норм. Внутригрупповые роли. Определение. «Неписаные правила». Секты (цель, методы, признаки, примеры, последствия). Кто является уязвимым? Техники контроля сознания, применяемые в сектах. Признаки того, что человек попал в тоталитарную секту. Что делать.

Диагностика - Тенденция к риску.

Тренинг - «Помогать другим и принимать помощь».

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»


1. Развитие человека


  1. Человек - Природа - Культура Человек, индивид, личность. Целостное исследование особенностей человеческой природы. Культура, символическая среда, картина мира. Менталитет, национальный характер, культурация.

  2. Развитие культуры Культура (определение, функции, компоненты). Взаимодействие культур (структура, процессы).

  3. Развитие общества Социальная зависимость. Взаимодействия, символы, «проводники». Социальные изменения. Действующие силы и источники социальных изменений. Уровни социальных изменений. Что заставляет людей сопротивляться социальным изменениям.

  4. Развитие личности Понятие социализации. Внешний и внутренний процесс. Особенности современной социализации: длительность, гуманизация детства, образование и приобретение профессии, творчество, новые требования к характерологическим чертам личности. Стадии развития личности в процессе социализации: адаптация, индивидуализация, интеграция. Феральные люди. Механизмы социализации: подражание, имитация, идентификация; социальная оценка желаемого поведения (фасилитация, ингибиция). Институты социализации (определение). Человек как жертва социализации.

Диагностика - Шкала мускулинности - фемининности. Тест Басса-Дарки. Тест К.Леонгарда - Шмишека.

Тренинг - Тренинг личностного роста.

2. У души мак у птицы - крылья!


  1. Хочу - могу - надо Потребность. Иерархия потребностей. Фрустрация. Мотивация. Социальная мотивация: мотив достижения, мотив власти, мотив помощи. Профессиональная мотивация. Интересы: материальные - духовные, непосредственные - опосредованные.

  2. От любви до ненависти Эмоции: положительные - отрицательные; стенические - астенические; низшие - высшие. Аффекты - страсти - эмоции - настроения - чувства - стресс. Функции эмоций: приспособительная, сигнальная, оценочная, регуляторная, коммуникативная, адаптивная.

3. Характер. Характер. Темперамент. Типология Хейманса-ЛеСенна. Психология конституциональных различий У.Шелдона. Психофизиологическая типология Павлова и Гиппократа. Акцентуации характера.

4.«Я» и мой идеал Самосознание личности. - Объект самосознания. Я-концепция. Уровень субъективного контроля. Уровневое строение самосознания: организм, социальный индивид, личностное самоопределение. Виды осмысления и переживания личностью поступка: раскаяние, ожесточение, смятение, дискредитация, самообман, вытеснение. Психологическая защита, её функции pi виды. Психологические условия развития самосознания (фрустрация, образ «Я»: сравнение, подражание, эмансипация самосознания, ценности референтной группы, половая идентификация, интимизация внутреннего мира, социальная среда, деформация самосознания, чувство ответственности, способность анализировать свои поступки (человек - автор своих поступков).

5.Что такое счастье? Условия личностной самореализации. Понятие самореализации. Самоуважение. Сила «Я». Адекватность самооценки. Способы компенсации пониженного самоуважения. Выбор субъективно-оптимального жизненного пути. «Индикаторы» неверного выбора. Варианты преодоления бессмысленности существования.

Диагностика - Тест Хейманса - Ле Сенна. Шкала личностной и ситуативной тревожности. Потребность в достижении. Направленность личности. Характерологический опросник Айзенка.

Тренинг - Тренинг личностного роста.

3.На златом крыльце сидели...


  1. Формула успеха. Выбор профессии и другие выборы. Новый тип личности -
    «рыночный». Уровень притязаний, успех и самооценка. Какой выбор можно считать правильным? Соответствие желаний, возможностей и требований.

  2. Способности и профессиональная пригодность. Задатки, способности, талант, гениальность. Мышление. Внимание. Память. Двигательные навыки. Здоровье.

  3. Типология профессий. Профессии типа «Человек - Человек», «Человек - Природа», «Человек - Техника», «Человек - Знаковая система», «Человек - Художественный образ».

  4. Как сдавать экзамены. Чему учат в училищах, техникумах, в высших учебных заведениях. Подготовка к экзамену. Сдача экзамена. Экзамен - это стресс. Тревожность. Как выпустить «лишний пар». Десять шагов уверенности в себе.

Диагностика - «Определение типа будущей профессии», «Опросник профессиональных предпочтений», «Матрица выбора профессий», «Тревожный ли ты человек», «Уверенность в себе».

Тренинг - Деловая игра

Календарно-тематическое планирование, 7 класс

Раздел

Тема

урока

Тип урока

Элементы содержания

Предметные результаты

Личностные и метапредметные результаты

Вид контроля

Измерители

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1. Общение «под микроскопом» (8 часов)

1-2

Что такое общение?

Уроки «открытия» нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии.

Познакомить с понятием «общение» и «информация», видами и типами общения, его функциями, критериями удовлетворенности общением.

Обучающийся получит представление о структуре понятия «общение»;

научится определять тип и вид общения, применять полученные знания в тренинге.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: четко и ясно формулируют свои мысли; подстраивать свою деятельность под работу группы.

Устный опрос.

3-4

Из чего состоит общение?

Уроки «открытия» нового знания; уроки отработки умений и рефлексии.

Знакомство с фазами контакта и ролевыми позициями.

Обучающийся научится: распознавать фазы контакта, анализировать ролевые позиции;

получит возможность определять и раскрывать данные категории на собственной практике.

.

Регулятивные УУД: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Познавательные УУД: понимать общий способ действия, ориентироваться на него при решении учебной задачи

Личностные УУД: Самостоятельно организовывать свое поведение в соответствии с целью работы группы.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, отвечать на вопросы других в процессе дискуссии.

Устный опрос.

5-8

Каким бывает общение?

Уроки «открытия» нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии;

уроки развивающего контроля.

Знакомство с уровнями и сторонами общения.

Обучающийся научится: распознавать уровни и стороны общения;

получит возможность определять и раскрывать уровни и стороны общения в тренинге.

.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Защита творческих проектов

Раздел 2. Слышим, видим, чувствуем… (9 часов)

9

С помощью чего мы передаем информацию?

Урок «открытия» нового знания;

урок отработки умений и рефлексии

Знакомство с видами информации, средствами коммуникации, основными знаковыми системами, невербальными компонентами.

Обучающийся научится различать основные составляющие процесса передачи информации; получит возможность научиться

применять данные знания на практике.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Экспресс-контроль

10

От улыбки хмурый день светлей.

Урок «открытия» нового знания;

урок отработки умений и рефлексии

Знакомство с мимическим компонентом передачи информации.

Обучающийся получит представление об основных мимических компонентах передачи информации; обучающийся научиться

применять данные знания на практике.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Самостоятельная работа

11

Подойди поближе…

Урок «открытия» нового знания;

урок отработки умений и рефлексии

Знакомство с дистанциями между общающимися (зоны общения).

Обучающийся получит представление об основных зонах общения; обучающийся научиться

применять данные знания на практике.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Устный опрос

12

То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя…

урок «открытия» нового знания;

урок отработки умений и рефлексии

Интонация, ритм речи, скорость речи, и громкость, отчетливость, смех

Обучающийся получит представление об психологических характеристиках речи; обучающийся научиться

применять данные знания на практике.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме, с учетом интересов участников группы

Фронтальный опрос

13-14

О чем говорят наши жесты и позы?

уроки «открытия» нового знания;

уроки развивающего контроля;

уроки отработки умений и рефлексии

Изучение культурных различий в понимании жестикуляции, также, изучение сочетание эмоций с внешними признаками.

Обучающийся получит представление об культурных различиях жестикуляции; обучающийся научиться

применять данные знания на практике.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Тестирование

Раздел 3. Встречаем по одежде, провожаем по уму… (4 часа)

15-17

По Сеньке и шапка

уроки «открытия» нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии

Изучение психологических терминов «социальная перцепция», «межличностное восприятие», процессов познания другого человека.

Обучающийся научится приемам конструктивного взаимодействия. Обучающийся получит возможность применять на практике способы конструктивного общения.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Взаимопроверка

18-19

Всех под одну гребенку

уроки «открытия» нового знания;

уроки развивающего контроля;

уроки отработки умений и рефлексии

Изучение механизмов формирование образа, основных положений каузальной атрибуции.

Обучающийся научится правилам высказывания собственного мнения с учетом личностных особенностей оппонента. Обучающийся получит возможность применять данные правила на группе.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

тестирование

Раздел 5. Как аукнется, так и откликнется (11 часов)

20-21

Ты - мне, я - тебе

уроки «открытия» нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии

Типы, области и фазы взаимодействия.

Обучающийся научится применять на практике полученные знания;

получит возможность научиться способам развития межличностного общения.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме, с учетом интересов участников группы

Защита творческих проектов

22-23

Берись дружно, не будет грузно

уроки «открытия» нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии

Изучение стратегий взаимодействия

Обучающийся научится: различать стратегии взаимодействия. Обучающийся получит возможность применить полученные знания по практике.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Устный опрос

24-25

Журавль в небе или синица в руках

уроки «открытия» нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии

Изучение системы ценностных ориентаций.

Обучающийся получит представление о системе ценностных ориентаций: альтруизм, эгоизм, ассертивность. Обучающийся получит возможность применить полученные знания на практике.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

26

Несчастья бояться - счастья не видать.

урок «открытия» нового знания;

урок отработки умений и рефлексии

Познакомиться с психологией конфликтного поведения, его видами и типами. Изучить пути решения конфликтов.

Обучающийся научится: различать конфликты по типам и видам, прие6мам разрешения конфликтных ситуаций. Обучающийся получит возможность научиться применять способы решения конфликтов на тренинговой группе.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Устный опрос

27-30

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

уроки «открытия» нового знания;

уроки развивающего контроля;

уроки отработки умений и рефлексии

Изучение стратегии поведения в межличностных конфликтных ситуациях.

Обучающийся научится: различать конфликты по типам и видам, прие6мам разрешения конфликтных ситуаций. Обучающийся получит возможность научиться применять способы решения конфликтов на тренинговой группе.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Тестирование

31-32

резерв
































Календарно-тематическое планирование, 8 класс

Раздел

Тема

урока

Тип урока

Элементы содержания

Предметные результаты

Личностные и метапредметные результаты

Вид контроля

Измерители

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1. Социальные группы (8 часов)

1-2

Строение общества

Уроки «открытия» нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии.

Стратификация. Социальные слои. Доход, власть, престиж. Рабство,

каста, сословие.

Обучающийся получит представление о структуре общества;

научится анализировать структуру общества.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: четко и ясно формулируют свои мысли; подстраивать свою деятельность под работу группы.

Устный опрос.

3

Социальная группа

Урок «открытия» нового знания; уроки отработки умений и рефлексии.

Определение. Признаки. Функции групп. Интеграция,

дифференциация.

Обучающийся получит представление о социальных группах;

получит возможность научиться анализировать социальные группы на основании полученных данных.

.

Регулятивные УУД: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Познавательные УУД: понимать общий способ действия, ориентироваться на него при решении учебной задачи

Личностные УУД: Самостоятельно организовывать свое поведение в соответствии с целью работы группы.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, отвечать на вопросы других в процессе дискуссии.

Фронтальный опрос.

4-5

Народы, классы, профессии.

Уроки «открытия» нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии

Формальные, неформальные. Реальные, номинальные.

Референтные, группы членства. Первичные, вторичные. Коллектив, корпорация.

Обучающийся получит представление о народах, классах, профессиях;

получит возможность научиться анализировать взаимосвязь между народами, классами и профессиями.

.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Защита творческих проектов

6-8

Большие и малые группы.

Уроки «открытия» нового знания; уроки отработки умений и рефлексии

Большая группа, малая группа, триада, диада. Особенности

создания, целей, взаимодействия участников.

Обучающийся получит представление о больших и малых группах;

получит возможность научиться анализировать особенности

создания, целей и взаимодействия участников.

.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Устный опрос

Раздел 2. «Групповые процессы» (8 часов)

9-10

Культурные нормы

Уроки «открытия» нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии

Определение. Материальная, духовная культура. Культурный

Комплекс. Культурное наследие. Культурный ареал. Социально-культурные нормы:

обычаи, традиции, нравы, законы, ценности.

Обучающийся получит представление о культурных нормах;

получит возможность научиться анализировать социально-культурные нормы.

.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Экспресс-контроль

11-12

Стражники и охранники

уроки «открытия» нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии

Социальный контроль. Санкции: позитивные, негативные;

формальные, неформальные. Самоконтроль: совесть, волевое усилие. Внешний контроль:

формальный, неформальный.

Обучающийся получит представление о социальном контроле, самоконтроле, внешнем контроле;

получит возможность научиться анализировать виды контроля.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме, с учетом интересов участников группы

Самостоятельная работа

13

Алый парус

урок «открытия» нового знания, урок развивающего контроля;

урок отработки умений и рефлексии

Стадии развития группы. Формирование групповых норм. Модели

Взаимодействия. Сплоченность. Конформизм, негативизм, нонконформизм.

Обучающийся получит представление о групповых процессах и их составляющих;

получит возможность научиться анализировать групповые процессы, групповые стратегии поведения.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Взаимопроверка

14-16

Один ум хорошо, а два лучше

Уроки «открытия» нового знания; уроки развивающего контроля;

уроки отработки умений и рефлексии

Стадии процесса принятия решений. Огруппление мышления.

Обучающийся получит представление о стадиях процесса принятия решений, огрупплении мышления;

получит возможность научиться применить полученные знания на практике.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Тестирование

Раздел 3.Структура группы (9 часов)

17

Кто есть кто…

урок «открытия» нового знания;

урок отработки умений и рефлексии

Статус. Статусный набор. Главный статус. Личный, социальный статус.

Приписываемый, достигаемый, смешанный статусы. Элементы статуса: модель

поведения, образ, права, обязанности, символы.

Обучающийся получит представление о статусе человека, его составляющих;

получит возможность научиться анализировать составляющие статусного набора.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Устный опрос

18-19

Мы - команда или каждый сам по себе?

уроки «открытия» нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии

Композиция и структура группы. Факторы, влияющие

на структуру группы. Статусная иерархия в группе. Структура творческой группы.

Распределение ролей в творческой группе.

Обучающийся получит представление о композиции и структуре группы;

получит возможность научиться анализировать структуру творческой группы, групповые роли.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

20-22

Хорошо ли нам вместе?

уроки «открытия» нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии

Определение психологической совместимости. Компоненты

СПК: индивидуальные особенности, эмоциональные состояния, ценностно-ориентационное единство, межличностные отношения, совместная деятельность. Виды психологической совместимости: психофизиологическая, социально-психологическая. Типы коммуникативного поведения: лидер, коллективист, индивидуалист, приспосабливающийся. Механизмы взаимопонимания: рефлексия, идентификация. Социотипы.

Обучающийся получит представление о психологической совместимости;

получит возможность научиться анализировать психологическую совместимость и применять полученные знания на практике

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Фронтальный опрос

23-25

Что значит иметь авторитет?

уроки «открытия» нового знания, уроки развивающего контроля;

уроки отработки умений и рефлексии

Лидерство, лидер (определение). Функции лидерства.

Оценка статуса лидера. Причины смены лидера. Лидерские качества. Виды лидерства:

вдохновитель - исполнитель, универсальный - ситуативный, авторитарный - демократический. Типы лидерства. Стили руководства. Авторитет, ложный авторитет.

Обучающийся получит представление о понятии «лидерство» и его составляющих;

получит возможность научиться анализировать типы лидерства, лидерские качества и т.д. и применять полученные знания на практике

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Тестирование

Раздел 4. Асоциальные группы (7 часов)

26

Формы культуры

урок «открытия» нового знания;

урок отработки умений и рефлексии

Элитарная, народная, массовая культура. Субкультура. Молодежная

субкультура. Контркультура.

Обучающийся получит представление о формах культуры;

получит возможность научиться анализировать формы культуры.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме, с учетом интересов участников группы

Устный опрос

27-28

Гении и злодеи

уроки «открытия» нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии

Отклоняющееся поведение (определение). Одобрение - осуждение

отклоняющегося поведения. Виды отклоняющегося поведения. Преступное поведение.

Группа риска.

Обучающийся получит представление об отклоняющимся поведении;

получит возможность научиться анализировать виды отклоняющегося поведения.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Взаимопроверка

29-32

Группы, в которые лучше не попадать

уроки «открытия» нового знания; уроки развивающего контроля;

уроки отработки умений и рефлексии

Группы, деятельность которых направлена на

попрание общественных норм. Внутригрупповые роли. Определение. «Неписаные

правила». Секты (цель, методы, признаки, примеры, последствия). Кто является

уязвимым? Техники контроля сознания, применяемые в сектах. Признаки того, что

человек попал в тоталитарную секту.

Обучающийся получит представление об группах, деятельность которых направлена на

попрание общественных норм;

получит возможность научиться анализировать группы, деятельность которых направлена на

попрание общественных норм.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Тестирование




















Календарно-тематическое планирование, 9 класс

Раздел

Тема

урока

Тип урока

Элементы содержания

Предметные результаты

Личностные и метапредметные результаты

Вид контроля

Измерители

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1. Развитие человека (9 часов)

1

Человек - Природа - Культура

Урок «открытия» нового знания;

урок отработки умений и рефлексии

Человек, индивид, личность. Биосфера, ноосфера,

психосфера. Целостное исследование особенностей человеческой природы. Культура,

символическая среда, картина мира. Менталитет, национальный характер, культурация,

культурный шок.

Обучающийся получит представление о взаимосвязи человек-природа-культура;

получит возможность научиться анализировать составляющие данной взаимосвязи.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: четко и ясно формулируют свои мысли; подстраивать свою деятельность под работу группы.

Устный опрос.

2

Развитие культуры

Урок «открытия» нового знания;

урок отработки умений и рефлексии

Культура (определение, функции, компоненты). Взаимодействие

культур (структура, процессы).

Обучающийся получит представление о культуре;

получит возможность научиться анализировать взаимодействие культур.

.

Регулятивные УУД: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Познавательные УУД: понимать общий способ действия, ориентироваться на него при решении учебной задачи

Личностные УУД: Самостоятельно организовывать свое поведение в соответствии с целью работы группы.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, отвечать на вопросы других в процессе дискуссии.

Экспресс-кнотроль.

3

Развитие общества

Урок «открытия» нового знания;

урок отработки умений и рефлексии

Социальная зависимость. Взаимодействия, символы, «проводники».

Социальные изменения. Действующие силы и источники социальных изменений. Уровни

социальных изменений. Что заставляет людей сопротивляться социальным изменениям.

Обучающийся получит представление о развитии общества;

получит возможность научиться анализировать структуру общества, его компоненты.

.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Самостоятельная работа

4-9

Развитие личности

Уроки «открытия» нового знания;

уроки развивающего контроля;

уроки отработки умений и рефлексии

Понятие социализации. Внешний и внутренний процесс. Особенности современной социализации: длительность, гуманизация детства, образование и приобретение профессии, творчество, новые требования к характерологическим чертам личности. Стадии развития личности в процессе социализации: адаптация, индивидуализация, интеграция. Феральные люди. Механизмы социализации: подражание, имитация, идентификация; социальная оценка желаемого поведения (фасилитация, ингибиция). Институты социализации (определение). Человек как жертва социализации.

Обучающийся получит представление о стадиях развития личности и ее компонентах;

получит возможность научиться анализировать процесс развития личности.

.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Тестирование

Раздел 2. У души мак у птицы - крылья! (12 часов)

10-11

Хочу - могу - надо

Уроки «открытия» нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии

Потребность. Иерархия потребностей. Фрустрация. Мотивация.

Социальная мотивация: мотив достижения, мотив власти, мотив помощи. Профессиональная

мотивация. Интересы: материальные - духовные, непосредственные - опосредованные.

Обучающийся получит представление о потребностях человека, иерархии потребностей;

получит возможность научиться анализировать свои и чужие потребности, мотивацию.

.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Защита творческих проектов

12-13

От любви до ненависти

уроки «открытия» нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии

Эмоции: положительные - отрицательные; стенические -

астенические; низшие - высшие. Аффекты - страсти - эмоции - настроения - чувства -

стресс. Функции эмоций: приспособительная, сигнальная, оценочная, регуляторная, коммуникативная, адаптивная.

Обучающийся получит представление об эмоциях человека;

получит возможность научиться анализировать эмоциональную сторону человеческого развития.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме, с учетом интересов участников группы

Устный опрос

14-15

Характер.

уроки «открытия» нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии

Характер. Темперамент. Типология Хейманса-ЛеСенна. Психология конституциональных различий У.Шелдона. Психофизиологическая типология Павлова и Гиппократа. Акцентуации характера.

Обучающийся получит представление о типологии темперамента и характера;

получит возможность научиться анализировать и диагностировать темперамент и характер человека.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

16-17

«Я» и мой идеал

уроки «открытия» нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии

Самосознание личности. - Объект самосознания. Я-концепция. Уровень

субъективного контроля. Уровневое строение самосознания: организм, социальный индивид, личностное самоопределение. Виды осмысления и переживания личностью поступка: раскаяние, ожесточение, смятение, дискредитация, самообман, вытеснение. Психологическая защита, её функции и виды.

Обучающийся получит представление о самосознании личности;

получит возможность научиться применить полученные знания на практике.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений

Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Фронтальный опрос

18-21

Что такое счастье?

уроки «открытия» нового знания;

уроки развивающего контроля;

уроки отработки умений и рефлексии

Условия личностной самореализации. Понятие самореализации.

Самоуважение. Сила «Я». Адекватность самооценки. Способы компенсации пониженного

самоуважения. Выбор субъективно-оптимального жизненного пути. «Индикаторы» неверного выбора. Варианты преодоления бессмысленности существования

Обучающийся получит представление об условиях личностной самореализации;

получит возможность применить полученные знания на практике.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Тестирование

Раздел 3. На златом крыльце сидели... (11 часов)

22

Формула успеха

урок «открытия» нового знания;

урок отработки умений и рефлексии

Выбор профессии и другие выборы. Новый тип личности -

«рыночный». Уровень притязаний, успех и самооценка. Какой выбор можно считать

правильным? Соответствие желаний, возможностей и требований.

Обучающийся получит представление о профессиях человека;

получит возможность научиться анализировать соответствие желание, возможностей и требований с желаниями человека..

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Устный опрос

23-25

Способности и профессиональная пригодность

уроки «открытия» нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии

Задатки, способности, талант, гениальность. Мышление. Внимание. Память. Двигательные навыки. Здоровье.

Обучающийся получит представление о задатках и способностях человека;

получит возможность научиться анализировать профессиональную пригодность совместно со способностями человека.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Защита творческих проектов

26-27

Типология профессий

уроки «открытия» нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии

Профессии типа «Человек - Человек», «Человек - Природа»,

«Человек - Техника», «Человек - Знаковая система», «Человек - Художественный

образ».

Обучающийся получит представление о типологии профессий;

получит возможность научиться анализировать типы профессий.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Устный опрос

28-32

Как сдавать экзамены

уроки «открытия» нового знания, уроки развивающего контроля;

уроки отработки умений и рефлексии

Чему учат в училищах, техникумах, в высших учебных

заведениях. Подготовка к экзамену. Сдача экзамена. Экзамен - это стресс. Тревожность.

Как выпустить «лишний пар». Десять шагов уверенности в себе.

Обучающийся получит представление о техниках уверенного поведения на экзаменах;

получит возможность научиться анализировать уровень тревожности перед экзаменом.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности, принятие учебно-познавательной задачи, планирование действий

Познавательные УУД: осознание учебно-практической, учебно-экспериментальной задачи; осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач литературных источников, собственных наблюдений Личностные УУД: осмысленное учение, обеспечивание значимости решения учебных задач

Коммуникативные УУД: сознательно и произвольно строить высказывания в устной, письменной, практической форме

Тестирование

















Рабочая программа для 7-9 классов «Лабиринты моего Я»

11


© 2010-2022