- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья Соотношение типа темперамента и успеваемости учащихся
Статья Соотношение типа темперамента и успеваемости учащихся
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гилязова Т.Б. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Соотношение типа темперамента и успеваемости учащихся
Гилязова Татьяна Борисовна,
учитель математики
МБОУ «СОШ № 33 » ,
г.Нижнекамск, Татарстан.
Согласно типологии К. Юнга, людей можно разделить на типы по следующим характеристикам: 1) экстраверсия - интроверсия; 2) рациональный - иррациональный; 3) мыслительный тип (логик) - эмоциональный тип (этик); 4) ощущающий тип (сенсорик) - интуитивный тип (интуит). Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности.
В зависимости от психотипа, обучающиеся по-разному воспринимают информация, по-разному мыслят, своеобразно принимают решения, склонны к различному стилю обучения и усвоения, специфически ведут себя в конфликтных отношениях, склонны к специфическим видам взаимодействий с партнерами различных психосоциотипов. В педагогической практике все острее встает необходимость более полного учета особенностей психосоциотипов обучающихся при выборе педагогом методов обучения и воспитания [3, с. 184].
Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Другими словами, от темперамента зависит характер психической деятельности человека.
В настоящее время под типом темперамента принято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей. Свойства же темперамента, основанные на определенном типе нервной системы, наиболее устойчивы по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Проблема соотношения типов темперамента и успеваемости чрезвычайно интересна еще и потому, как мало она освещена в психолого-педагогической литературе. В процессе обучения и воспитания зачастую забывают о том, что важно учитывать не только возрастные особенности ученика, но и его особенности темперамента.
В процессе работы, при рассмотрении психологической характеристики типов темперамента, я предположила, что ученики-сангвиники и ученики-холерики лучше будут усваивать математические знания. Моя задача состояла в том, чтобы совместно со школьным психологом выяснить при каком типе темперамента учебная деятельность (в данном случае математическая) проходит успешнее.
В первой серии эксперимента мы использовали опросник Айзенга [2, с. 55-59] (оценки типологических свойств и особенностей темперамента), с помощью которого можно судить о силе и подвижности основных нервных процессов, о выраженности экстраверсии. Задача испытуемого состояла в том, чтобы ответить на 57 вопросов опросника. Во второй серии мы сравнивали результаты теста с оценками ребят. В эксперименте принимали участие 24 ученика пятого класса (результаты исследования представлены в таблице).
Результаты психологического исследования пятиклассников
№
Ученик
Экстраверсия
Нейротизм
Лживость
Успеваемость
1
11
17
0
средняя
2
10
10
3
средняя
3
14
20
3
слабая
4
12
6
2
средняя
5
15
19
5
очень слабая
6
18
14
3
хорошая
7
13
10
1
средняя
8
14
16
6
средняя
9
14
11
3
хорошая
10
8
18
5
очень слабая
11
11
17
4
средняя
12
11
6
1
средняя
13
12
17
5
слабая
14
12
17
2
средняя
15
10
11
1
хорошая
16
11
17
2
слабая
17
12
14
2
средняя
18
9
15
4
слабая
19
13
23
2
слабая
20
10
15
1
средняя
21
8
22
0
очень слабая
22
16
11
6
хорошая
23
13
16
5
хорошая
24
12
19
1
средняя
Сопоставление данных таблицы показало, что чем больше выражена экстраверсия, чем меньше нейротизм, тем выше успеваемость ребят по математике.
Так, как высокой экстравертированностью обладают холерики и сангвиники, то можно с уверенностью сказать, что этот тип темперамента наиболее успешно усваивает математические предметы. Хочется отметить, что по отношению к сангвинику главной задачей является воспитание у него усидчивости и выдержки. Слабое место у холериков - переключение внимания.
Преломляя мысль Песталоцци о индивидуализации подхода к ребенку и в процессе воспитания и обучения, и учитывая, что успеваемость зависит и от типа темперамента, необходимо вспомнить некоторые методические рекомендации, относительно индивидуального подхода к ученикам с различными типами темперамента.
Ребенок - это еще не зрелое существо, но он - становящаяся личность, индивидуальность, имеющая свои особые потребности, склонности и интересы, свои глубоко переживаемые отношения со взрослыми и другими детьми, свою богатую эмоциональную жизнь. И во всем этом ребенок целостен, един.
Пути индивидуализации воспитания не могут быть найдены, если не выяснено, что мы вкладываем в понятие «индивидуальность». Индивидуальность - своеобразие личности, делающее ее неповторимой, единственной.
Между тем надо иметь в виду, что особенности - это не нечто неизменное и вечное, что присуще ученикам одного возраста и одного типа темперамента. Сами эти особенности довольно резко изменяются во времени.
Каждый тип темперамента характеризуется по всем выделенным психологическим особенностям и их различным сочетаниям. Эти характеристики представляют особую значимость в работе учителя для осуществления индивидуального подхода к учащимся. Однако педагог должен учитывать, что в чистом виде, как правило, тип темперамента в жизни не встречается и можно только говорить о преобладании тех или других его черт.
Ученик с преобладанием темперамента сангвиника на уроках излишне подвижен, легко отвлекается, словоохотлив. Для него типична поспешность в выполнении поручений, мимика и речь выразительны, жестикуляция богатая.
Главной заботой преподавателя по отношению к ученику-сангвинику является воспитание у него выдержки, усидчивости.
Школьник с преобладанием черт холеристического типа имеет кое-что общее с сангвиником - у него также быстрые реакции, но в силу ригидности холерик глубже уходит в какое-то дело и с трудом переключается на новое. Из-за преобладания реактивности он всегда возбужден, может быть ведущим. Быстро обижается и ссорится, если встречает препятствие.
У холериков необходимо воспитывать тормозные механизмы, переключение внимания. Весьма опасно захваливать холерика, так как он иногда и сам склонен переоценивать себя. Учитывая силу его нервной системы, учитель может в некоторых случаях сильно и резко воздействовать на него, наказать, приказать.
Дети с преобладанием флегматического темперамента из-за склонности к ригидности редко возбуждаются. Требуется особенно сильное впечатление, чтобы вызвать у них бурную реакцию. Речь их спокойна, эмоционально слабо окрашена. Мимика, жесты выражены неярко, сдержаны. Медлительность этих детей приводит к тому, что они не всегда усваивают материал, должны повторять его, иногда работать дополнительно.
Особенности флегматика во время занятий, как правило, очень быстро проявляется. Этот ученик всегда отстает в работе, не успевает, обычно дольше других вживается в коллектив класса. Учитель обязательно должен проводить с этими учащимися индивидуальную работу. Детей-флегматиков надо включать в выполнение таких заданий, которые способствуют выработке у них быстроты мысли и действий.
Дети-меланхолики требуют к себе особого внимания. Они отличаются большой впечатлительностью, быстро утомляются, у них может появится длительное тормозное состояние. Эти дети легко ранимы, могут замкнуться, отойти от коллектива. Меланхолик, как известно, в своей основе имеет слабый тип высшей нервной деятельности. Для меланхолика каждое новое событие, новое общение всегда связано с переживаниями. Меланхолик очень остро чувствует свои ошибки.
В воспитательной работе с меланхоликами надо быть спокойным, особенно душевным, чутким. Для меланхолика очень важно одобрение, подбадривание. Именно таким путем можно прежде всего выработать у меланхолика черты, свойственные сильному типу высшей нервной деятельности [3, с. 183].
Итак, следует подчеркнуть предметом особой заботы учителей должны быть дети с повышенной реактивностью, а также меланхолики, обладающие повышенной чувствительностью и слабой нервной системой. Первых надо удержать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию, воспитывать у них привычку к спокойной и равномерной работе. У вторых нужно развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность. Дети со слабой нервной системой требуют четкого режима дня и определенного ритма в работе, так как динамический стереотип перестраивается у них болезненно.
В воспитательной работе следует учитывать и случаи маскировки темпераментов. Как уже говорилось, у человека влияние жизненного опыта и воспитания очень велико. Чрезмерная легкость смены интересов, увлечений, безразличие, несдержанность, пугливость и другие отрицательные свойства ребенка могут быть не проявлением темперамента, а результатом воспитания.
Хочется подчеркнуть также, что подход к изучению темперамента не должен быть оценочным и, что в жизни мы чаще встречаем людей со смешанным темпераментом. Помимо особенностей темперамента в процессе обучения следует так же учитывать и другие индивидуальные и психологические особенности личности.
Мысль великого педагога Песталоцци о том, что к каждому ребенку, соответственно его особенностям, необходим индивидуальный подход, стала достоянием большинства педагогов и прочно вошла в их сознание. Однако в самом понимании индивидуализации, в выборе ее путей нет ясности.
Список использованной литературы
Глейзер, Г.Д. Повышение эффективности обучения математики в школе. - М.: Просвещение, 1984. - 276 с.
Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. В 2 т. - М.: Владос, 2001. - Т. 1. - 32 с.
Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 544 с.
Юнг, К. Психологические типы. - М.: МГУ, 1993. - 187 с.
.