Исследовательская работа на тему Определение типа темперамента

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ



Исследовательская работа

на тему:

Определение типа темперамента



Выполнили:

Сафин Рамир Азатович, Галяутдинова Лейсан Альбертовна,

Кадесникова Татьяна Игоревна, Быкова Ирина Николаевна,

Гильметдинова Аделина Фаритовна, Иликаева Татьяна Алимбековна
Трегубина Юлия Валерьевна

студенты группы ПНК-2

Проверила: Шарифуллина М.Ф.

преподаватель ГБПОУ БМПК







Благовещенск, 2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Глава I. Общее понятие о темпераменте.

4

1.1. Отрывки из истории о темпераменте

4

1.2.Особенности проявления темперамента у младших школьников

5

Глава II. Диагностирование учеников на определение типа темперамента

9

2.1. Описание диагностирования

9

2.2. Результаты исследования

10

Заключение

11

Литература

12

Приложение

13

Введение

Актуальность психологического изучения проблемы темперамента связана с представлением о человеке как субъекте всего многообразия видов деятельности. В современных условиях при обострении глобальных проблем и повышении числа стрессогенных факторов особенно остро звучит проблема саморегуляции поведения индивида и его социальной адаптации. Учет роли темперамента человека в его деятельности необходимы современному человеку в повседневной жизни и межличностном общении. Осознание положительных и отрицательных сторон своего темперамента и выработка умения владеть и управлять ими составляют одно из важнейших условий успешной социальной адаптации человека. Это определяет актуальность данного исследования.

Цель исследования - изучить современные представления о темпераменте и его свойствах.

Задачи:

1. Анализ литературы

2. Поведение диагностики

3. Выполнить количественный и качественный анализ

Объектом исследования - процесс развития темпераментальных особенностей младших школьников.

Предмет исследования - особенности темперамента младших школьников.

Гипотеза:

Темперамент - самостоятельное устойчивое динамическое образование психики.

Методы исследования:

1. Теоретический метод - анализ и синтез литературы

2. Эмпирический - Определение типа темперамента

3. Метод образования данных - Количественный и качественный анализ.

Глава I. Общее понятие о темпераменте.

1.1. Отрывки из истории темперамента.

Темперамент изучают с точки зрения его физиологической основы, а также исходя из особенностей его проявления в виде различных психологических качеств и характеристик. При этом первые исследования темперамента были связаны именно с первым направлением - на протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.

Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», являющегося переводом греческого слова «krasis», и означает «надлежащее соотношение частей».

Темпера́мент - устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера.

В истории развития учения о темпераменте четко выделяются два аспекта: первый связан с трансформацией представлений о биологических основах темперамента, второй - с изменением понимания самих психологических составляющих темперамента.

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический. Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом.

Основной отличительный признак темперамента в том, что его проявления характеризуют динамику отдельных психических процессов и динамику всей психической деятельности в целом. Индивидуальные особенности динамики психической деятельности обуславливают также темперамент и другими психическими свойствами личности, прежде всего мотивами и отношениями личности.

Одна из первых попыток изучения структуры темперамента принадлежит английскому психологу С. Берту. В своем исследовании он использовал только эмоциональные характеристики темперамента, а именно 11 эмоций: гнев, страх, нежность, любопытство, чувство безопасности, дружелюбие, удовольствие, ощущение неприятности, половое влечение, отвращение и покорность.

Взгляды Берта на структуру темперамента не получили широкого распространения. В его классификации свойств темперамента, с одной стороны, отсутствуют характеристики активности, а с другой - не предложено диагностических методов, с помощью которых можно было бы измерять выделенные факторы.

Одной из современных и достаточно широко используемых концепций темперамента является теория, разработанная под руководством В.М. Русалова в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН.

Исследователями были сформулированы следующие критерии темперамента:

1) независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект поведения);

2) динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой);

3) универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

4) раннее проявление в детстве;

5) устойчивость в течение длительного периода жизни человека;

6) высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);

7) наследуемость.

Для анализа биологической системы человека В.М. Русалов выдвинул концепцию общих и частных конституций организма человека. Согласно этой концепции, в основе темперамента лежат свойства общей конституции человеческого организма, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций, т. е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате.

Следовательно, согласно Русалову, темперамент - это особая психобиологическая категория, охватывающая обобщенные формально- динамические аспекты всего поведения человека. Включение темперамента в структуру личности позволяет глубже понять те психологические механизмы, которые ответственны за формирование и функционирование собственно личностных качеств индивида.

1.2. Особенности проявления темперамента у младших школьников

В процессе учебной деятельности младших школьников выделяются исследователями и педагогами следующие особенности 4 типов темперамента.

1. Сангвиник.

Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, вертит что-нибудь в руках. Часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы - увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю - разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ - заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Настроение его часто меняется. Получив замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень быстро совершенно забывает об этом, начиная бегать, играть с друзьями. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят.

Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная.

Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д.

2. Холерик.

Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив (его рисунки обычно крупные). Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.

У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением.

Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.

Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные жесты.

3. Флегматик.

Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Больше всего любит занятия по математике. Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить.

Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно мало выразительная. Обычно учителю трудно добиться у них выразительности при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью.

Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже медленно, во время диктантов отстает от класса. Школьник- флегматик, хорошо владеющий навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа. Движения его спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная, жесты - редкие, неэнергичные.

4. Меланхолик

На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный.

Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.

Меланхолики- ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей.

Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На уроках такие ученики сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые.

Выводы по 1 главе

Существуют различные концепции и теории темперамента. При всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 4 типа темперамента.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Глава II. Диагностирование учеников на определение типа темперамента.

1.1. Описание диагностирования.

Как определить свой тип темперамента?

Цель данного теста-опросника - определение преобладания типа темперамента.

Ни про один темперамент нельзя сказать, что он "хороший" или "плохой". Поэтому наша с вами задача - не пытаться изменить свой темперамент, так как это невозможно, а грамотно использовать его положительные стороны и постараться нейтрализовать отрицательные проявления.

Кроме того, ни одному человеку не присущ какой-либо тип темперамента в чистом виде. Обычно это смесь различных типов, но один из них преобладает.

Тест включает в себя 56 вопросов[см. Приложение]. На эти вопросы следует отвечать "+"(утверждение, которое соответствует твоей личности) или "-"(данное утверждение не соответствует твоей личности).

В тесте 4 "группы" вопросов, в каждой группе по 14 утверждений:

1. с 1 по 14 - описание холерика

2. с 15 по 28 - характеристика сангвиника

3. с 29 по 42 - портрет флегматика

4. с 43 по 56 - описание меланхолика

Если в какой-то из групп больше 10 "+", то этот тип темперамента преобладает. Если количество "+" - с 5 до 9, то эти черты выражены в значительной мере. И если положительных ответов меньше 4, то черты такого типа темперамента слабо выражены.

1.2. Результаты исследования

Мы провели анонимное диагностирование 4 учеников начальных классов. Давайте сейчас подведем результаты нашего исследования. Работы прилагаются[см. Приложение.].

1 ученик

У этого ученика преобладает тип темперамента сангвиник, в значительной мере выражены черты холерика, флегматика, меланхолика.

2 ученик

У данного ученика преобладает флегматический тип и холерический, в значительной мере выражены сангвиник и меланхолик.

3 ученик

Преобладают холерический тип, на одном уровне расположились сангвиник и меланхолик, в значительной мере выражен флегматический тип.

4 ученик

У данного ученика очень интересные показатели. На одном уровне расположились преобладающие холерический и флегматический типы, так же на одном уровне расположились ярко выраженные сангвинический и меланхолический типы темперамента.

Вот такие результаты получились при диагностировании.

Заключение

Поведение человека зависит не только от его направленности и характера, но и от темперамента, т.е. такого психологического свойства личности, в котором проявляется динамика протекания психических процессов и проявления других свойств личности.

В основе всей психической деятельности человека, как известно, лежат два процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение - это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга, обеспечивающая образование и оживление условнорефлекторных связей, на основе которых приходят в действие механизмы памяти, мышления и т.д. Торможение - это процесс затухания корковых связей, прекращения активности нервных клеток и центров, на основе которого происходит забывание, ослабление внимания и т.п.

Основными свойствами процессов возбуждения и торможения являются сила, равновесие и подвижность. Сила нервных процессов служит показателем работоспособности нервных клеток и в целом нервной системы. Под силой возбуждения понимается способность нервных клеток и центров коры головного мозга к замыканию связей и активизации этих связей в самых различных условиях. Человек с сильным процессом возбуждения может долгое время напряженно работать, преодолевать большие психические и физические нагрузки. У человека со слабым возбуждением корковые связи в неблагоприятных условиях не активизируются. Для него характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и медленное восстановление сил.

Равновесие нервных процессов - это соотношение силы возбуждения и торможения. Они могут быть уравновешенными или неуравновешенными - один процесс может быть сильнее, чем другой. Подвижность - это быстрота смены одного процесса другим, обеспечивающая приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств. Различное сочетание силы, равновесия и подвижности процессов возбуждения и торможения характеризует специфические типы высшей нервной деятельности, каждому из которых соответствуют свои особенности протекания психических процессов.

Список литературы

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.

3. Маклаков А.Г. Общая психология.

4. Немов Я.С. Общая психология.

5. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология человека.

6. lib.rosdiplom.ru/

7. ped-kopilka.ru/

Приложение

Тест

1. Ты неусидчива.

2. Ты вспыльчива и импульсивна.

3. Обычно ты нетерпелива.

4. Ты инициативна и решительна.

5. Ты упорна и даже упряма.

6. Ты находчива, быстро ориентируешься в споре.

7. Ритм твоей деятельности неравномерный, скачкообразный.

8. Ты любишь рисковать.

9. Ты легко прощаешь обиды.

10. Твоя речь отличается быстротой и эмоциональностью.

11. Ты часто страдаешь от своей неуравновешенности.

12. Ты не терпишь ничьих недостатков.

13. Тебя привлекает все новое.

14. У тебя часто меняется настроение.

15. Ты веселый и жизнерадостный человек.

16. Ты всегда собранна, и энергия бьет ключом.

17. Ты часто бросаешь начатое дело на полпути.

18. Ты не всегда правильно оцениваешь свои силы.

19. Твои интересы и увлечения часто меняются.

20. Ты легко привыкаешь к новым обстоятельствам.

21. Тебе не трудно отвлекаться от своих дел, и ты быстро разбираешься с чужой проблемой.

22. Кропотливый труд, требующий терпения, не для тебя.

23. Ты общительна и отзывчива.

24. У тебя внятная и громкая речь.

25. У тебя отличное самообладание, и ты не паникуешь даже в сложных ситуациях.

26. Ты легко засыпаешь и быстро просыпаешься.

27. Тебе трудно сосредоточиться и принять обдуманное решение.

28. Ты рассеянна и невнимательна.

29. Ты сдержанна и хладнокровна.

30. Ты последовательна в словах.

31. Ты осторожна и рассудительна.

32. Тебе свойственна выдержка, ты умеешь выжидать.

33. Ты не слишком разговорчива и не любишь пустой болтовни.

34. У тебя размеренная и спокойная речь.

35. Ты правильно распределяешь свои силы и никогда не выкладываешься полностью.

36. Ты планируешь свои дела придерживаешься четкого режима дня.

37. Ты спокойно воспринимаешь критику.

38. Тебе трудно с ходу переключиться на другую деятельность.

39. У тебя ровные, хорошие отношения с людьми.

40. Ты аккуратна даже в мелочах.

41. Тебе сложно приспособиться к новой обстановке.

42. Ты очень медлительна.

43. Ты застенчива.

44. Новая обстановка приводит тебя в замешательство.

45. Ты не уверена в себе, в своих силах.

46. Одиночество тебя не тяготит.

47. Неудачи и неприятности надолго выбивают тебя из колеи.

48. В сложные жизненные периоды ты замыкаешься в себе.

49. Ты не слишком вынослива, быстро устаешь.

50. У тебя тихая, иногда невнятная речь.

51. Ты автоматически перенимаешь черты характера собеседника и его манеру говорить.

52. Ты очень впечатлительна и чувствительна.

53. У тебя завышенные требования к себе и окружающему миру.

54. Тебе присущи некоторая мнительность и подозрительность.

55. Тебя легко обидеть.Исследовательская работа на тему Определение типа темперамента

56. Тебе приятно, когда окружающие тебе сопереживают.

Работы учеников:



Исследовательская работа на тему Определение типа темперамента















Исследовательская работа на тему Определение типа темперамента













Исследовательская работа на тему Определение типа темперамента

18


© 2010-2022