Тренинг для родителей по теме Стили семейного воспитания

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг для родителей «Стили воспитания в семье »

Цель: познакомить участников и выяснить их ожидания, способствовать сплоченности группы и создание комфортной атмосферы для успешной работы. Обосновать необходимость выработки и соблюдения определенных правил работы в группе, способствовать продуктивной тренинговой работе .
выяснить представление участников о себе в роли родителей и определить их ожидания по отношению к личности своих детей. познакомить участников со стилями родительского поведения

План .
1.Знакомство . Принятие правил работы в группе (5 мин . )
2 . Упражнение «Мы родители» (20 мин . )
3 . Упражнение «Мозаика стилей родительского воспитания» (15 мин. )
4. Подведение итогов(10 мин . )
Ход работы

1.Знакомство. Принятие правил работы в группе ( 5 мин .)

Каждый участник называет свое имя и говорит о том, что он больше всего любит и что ожидает от сегодняшнего занятия
Психолог предлагает участникам считать на тренинге их группу большой семьей, в кругу которой будут обсуждаться вопросы взаимоотношений в семье, воспитания ребенка.
Формулируем правила совместного взаимодействия, способствующие продуктивной работе в ходе тренинга .

Правила:

• говорить по очереди ( правило руки);
• быть положительными к себе и другим ;
• соблюдать регламент ;
• быть активными ;
• работать в группе от начала до конца .
2. Упражнение «Мы - родители».

Психолог предлагает на каждом из них продолжить предложение (относительно своей реальной ребенка) :
• - « Как мать(отец) я хочу видеть своего ребенка ...»;
• - «Как мать (отец) для этого я делаю ...»;
• - « Как мать(отец) я никогда ... ».

Психолог записывает ответы родителей на соответствующий лист и озвучивает результаты.
Вопросы для обсуждения.
1 . Какие мысли возникли у Вас при выполнении этого упражнения ?
2 . Задумывались ли Вы над путями достижения того , что Вы хотите ?
3 . Легко было продолжить предложение «Как иметь для этого я делаю ... » и сформулировать конкретные действия ? Почему ?
4 . Всегда удается Вам в реальной жизни выполнять то , что Вы задекларировали в варианте окончания предложения « Как мать я никогда ...»? Объясните свой ответ.
3. Упражнение «Мозаика стилей родительского воспитания ».

Все родители объединяются в группы. Каждой группе предлагается информация о стиле родительского поведения. Участники знакомятся с предложенным материалом и анализируют стиль родительского поведения с точки зрения положительных и отрицательных особенностей его влияния на процесс воспитания и развития ребенка. В завершение группы характеризуют определенный стиль родительского поведения, определяя положительные и отрицательные стороны.

Вопросы для обсуждения:

  1. Есть четкая граница между разными стилями родительского поведения? Обоснуйте свою точку зрения.
    2. Бывают ли случаи, когда целесообразно использование авторитарного стиля родительского поведения? Если «да» , то в каких именно случаях ?

4. Подведение итогов
По словам Адлера , ни один ребенок не является безнадежным . Мы должны осознавать влияния , идущего на наших детей , и примера , который даем им своим постановлением и поведением :

Если ребенок растет в атмосфере критики , он учится осуждать.
Если ребенок растет в атмосфере вражды, учится бороться
Если над ребенком издеваются, он становится застенчивой.
Если ребенок живет под страхом, он становится робкой.
Если ребенка постоянно стыдят, он привыкает чувствовать себя виноватым.
Если ребенок растет в толерантном среде, он учится быть терпеливым .
Если ребенка часто подбадривают , он учится уверенности.
Если ребенок растет в сфере принятия , он учится любви.
Если ребенок растет в атмосфере похвалы , он учится любить самого себя.

Если ребенок живет в честном среде , он приходит к пониманию , что такое правда .
Если ребенок живет в справедливом среде, он учится быть справедливым.
Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится доверять себе и тем, кто рядом с ней.
Если ребенок окружен любовью, он учится наблюдать мир как хорошее место, чтобы жить, любить и быть любимым.



«Родители - друзья, партнеры, помощники»

Родители положительно воспринимают собственного ребенка , несмотря на его сегодняшние успехи и неудачи . Они спокойно относятся к его неудачам, поддерживают и радуются в моменты успеха. Хорошо знают своих детей, их недостатки и достоинства, слабые и сильные стороны. Никогда не прибегают к тотальной критики ребенка. Разговор об определенных недостатках в поведении строится с позиций оптимистического оценивания личности ребенка в целом, поощрение к самостоятельному анализу и выработке позиции. Демонстрируют уважение и доверие к детям, видя в них равноправных партнеров, которые могут иметь свое мнение на то или иное явление.
Постоянно заботятся о поддержании уважительного отношения ребенка к себе благодаря содействию в достижении им положительных результатов в деятельности и общении, одобряют любые попытки проявить самостоятельность, исполнительность, требовательное отношение к себе. В воспитании своих детей ориентированы на ценности, которые являются значимыми не только на короткий промежуток, а на всю жизнь: самостоятельность, исполнительность, высокие моральные качества.
Родители поддерживают детей, выражают оптимистичные суждения. Например: «Не страшно, в следующий раз получится», «Я верю в тебя», «Ты -молодец, хорошо постарался» Поощряют детей к же оценки: «А тебе самому нравится?».

«Взрослые - опекуны»

Родители с указанным типом ценностного отношения к своим детям игнорируют возможности возраста способностью к самовыражению через самостоятельность, собственноручно изготовленный продукт, стремление к признанию связывают лишь с потребностью постоянно одобрять поступки ребенка. Воспринимают ребенка как маленького, неумелого, не способного к продуктивной деятельности, поступков, не усматривают возможности сотрудничества с ней в различных совместных делах. От ребенка не ожидают серьезных, осмысленных решений, ответственных (на уровне возраста) поступков. Поэтому чаще подменяют активность ребенка собственной активностью: его одевают и раздевают, не считают лишним покормить с ложки, выполняют вместо него задачи и поручения учителя.
Оценивая сделанное ребенком, прибегают к преувеличениям с приставкой «самый»: «Ты у нас самый умный» , «У тебя лучший рисунок » , « Ты была просто совершенной » , или вообще игнорируют детские достижения или удовлетворяются формальными оценочными суждениями . Поведение таких взрослых непоследовательная: то зацеловывают ребенка, то быстро готовы применить ремень. Такие подходы дезориентируют ребенка, лишают его возможности составить реалистичное представление о своих достоинствах и недостатках.

«Родители - руководители и контролеры»

Для родителей с таким типом ценностного отношения характерно эмоциональное неприятие ребенка. Это бывает по разным причинам и часто существует на подсознательном уровне. Возможно, дети не оправдали в большей или меньшей степени их ожиданий относительно характера, умственного и физического развития, возможно родились не вовремя, возможно, ожидалось появление ребенка противоположного пола есть и другая категория родителей, для которых этот стиль поведения является единственно принятым во взаимоотношениях с окружающими.
При таком типа отношения эмоциональные контакты с детьми ограничены и чаще сводятся к нотациям, нравоучениям. Широко используются приказы, распоряжения, команды («Не делай ...», «Быстро убери ...», «Я кому сказал!") . Поведение детей находится под постоянным контролем, при этом все, что выходит за пределы понимания взрослого, осуждается и не принимается. Мыслям, идеям, подходам ребенка не уделяется надлежащего внимания, поэтому совместная деятельность со взрослым возможна только при условии доминирования последних. Ребенок расценивается как объект, в отношении которого выбор способов воспитания целиком зависит от взрослого.

Используют такие наказания: физические наказания, ограничения двигательной активности, эмоциональная агрессия, лишения перспективы радости. Родители хвастаются детьми в присутствии посторонних, заставляют их хвастаться своими успехами.

© 2010-2022