Лекция на тему: Работа со слабоуспевающими детьми

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими учащимися принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учеников в школах составляет 10-15%. Чтобы такая категория учеников не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися все служб образовательного учреждения.

Эти дети требуют особого подхода к организации учебного процесса. Они нуждаются в поддержке со стороны учителя. При отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того этим детям необходимо большее количество повторений на отработку навыков.

В процессе изучения нового материала внимание «слабого» ученика концентрируется на наиболее важных и сложных разделах новой темы, учитель чаще обращается к нему с вопросом, выясняющим степень понимания учебного материала. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допущенных ими при ответах в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий; отмечают типичные затруднения в работе и указывают способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. При организации домашней работы подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок. Это могут быть карточки-задания, задания на повторение материала, который необходим для изучения новой темы.

С целью ликвидации пробелов в знаниях, приобретения умений и навыков следует использовать следующие виды деятельности:

Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду и т.п.)

Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий)

Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности

Помощь в планировании учебной деятельности

При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и ученика, который будет с ним заниматься при большой запущенности программного материала лучше, если учитель сам будет проводить дополнительные занятия.

Причины неуспеваемости и невоспитанности ученика.

Внутренние по отношению к школьнику

Недостатки биологического развития личности;

а) Дефекты органов чувств

б) Соматическая ослабленность

в) Особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на обучение.

г) Психологические отклонения

Недостатки психического развития личности:

а) Слабое развитие интеллекта

б) Слабое развитие воли

в) Слабое развитие эмоциональной сферы личности

г) Отсутствие должных познавательных интересов

Недостатки воспитанности личности:

а) Недостатки в развитии моральных качеств личности

б) Недостатки в отношениях ученика с учителем, коллективом, семьей и др.;

в) Недостатки в трудовом воспитании

Внешние по отношению к школьнику

Недостатки образовательного опыта личности

а) Пробелы в знаниях, специальных умениях

б) Пробелы в навыках учебного труда

Недостатки влияния школы

а) Недостатки процесса обучения, учебных пособий, и др.;

б) Недостатки процесса воспитания в школе (со стороны педагогического коллектива, коллектива учащихся и др.)

Недостатки влияния внешкольной среды

а) Недостатки влияния семьи

б) Недостатки влияния сверстников

в) Недостатки влияния культурно-производственного окружения.

10 правил работы со слабоуспевающими учащимися.

Верь в способности любого ученика и старайся передать ему эту веру. Радуйся каждому шагу вперед своего воспитанника.

Помни, что для слабоуспевающих необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха ученика.

Начав работать со слабыми на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется в свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.

Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок - это продолжение предыдущих, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель по теме, состоящей из 15-20 уроков, отработает главные вопросы, при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.

Не нужно гнаться за обилием излагаемого материала. Умейте выбирать главное, изложите его, повторите и закрепите.

Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций. Чувств, интереса к учению, формированию общеучебных умений и навыков. Методика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере развития учащихся.

Общение - главная составляющая любой методики, не наладив общение со слабыми, не получишь результатов обучения.



© 2010-2022