- Преподавателю
- Школьному психологу
- Лекция на тему: Работа со слабоуспевающими детьми
Лекция на тему: Работа со слабоуспевающими детьми
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сулекина Н.М. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими учащимися принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учеников в школах составляет 10-15%. Чтобы такая категория учеников не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися все служб образовательного учреждения.
Эти дети требуют особого подхода к организации учебного процесса. Они нуждаются в поддержке со стороны учителя. При отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того этим детям необходимо большее количество повторений на отработку навыков.
В процессе изучения нового материала внимание «слабого» ученика концентрируется на наиболее важных и сложных разделах новой темы, учитель чаще обращается к нему с вопросом, выясняющим степень понимания учебного материала. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допущенных ими при ответах в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий; отмечают типичные затруднения в работе и указывают способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. При организации домашней работы подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок. Это могут быть карточки-задания, задания на повторение материала, который необходим для изучения новой темы.
С целью ликвидации пробелов в знаниях, приобретения умений и навыков следует использовать следующие виды деятельности:
Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду и т.п.)
Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий)
Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности
Помощь в планировании учебной деятельности
При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и ученика, который будет с ним заниматься при большой запущенности программного материала лучше, если учитель сам будет проводить дополнительные занятия.
Причины неуспеваемости и невоспитанности ученика.
Внутренние по отношению к школьнику
Недостатки биологического развития личности;
а) Дефекты органов чувств
б) Соматическая ослабленность
в) Особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на обучение.
г) Психологические отклонения
Недостатки психического развития личности:
а) Слабое развитие интеллекта
б) Слабое развитие воли
в) Слабое развитие эмоциональной сферы личности
г) Отсутствие должных познавательных интересов
Недостатки воспитанности личности:
а) Недостатки в развитии моральных качеств личности
б) Недостатки в отношениях ученика с учителем, коллективом, семьей и др.;
в) Недостатки в трудовом воспитании
Внешние по отношению к школьнику
Недостатки образовательного опыта личности
а) Пробелы в знаниях, специальных умениях
б) Пробелы в навыках учебного труда
Недостатки влияния школы
а) Недостатки процесса обучения, учебных пособий, и др.;
б) Недостатки процесса воспитания в школе (со стороны педагогического коллектива, коллектива учащихся и др.)
Недостатки влияния внешкольной среды
а) Недостатки влияния семьи
б) Недостатки влияния сверстников
в) Недостатки влияния культурно-производственного окружения.
10 правил работы со слабоуспевающими учащимися.
Верь в способности любого ученика и старайся передать ему эту веру. Радуйся каждому шагу вперед своего воспитанника.
Помни, что для слабоуспевающих необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха ученика.
Начав работать со слабыми на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется в свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.
Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок - это продолжение предыдущих, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель по теме, состоящей из 15-20 уроков, отработает главные вопросы, при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.
Не нужно гнаться за обилием излагаемого материала. Умейте выбирать главное, изложите его, повторите и закрепите.
Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций. Чувств, интереса к учению, формированию общеучебных умений и навыков. Методика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере развития учащихся.
Общение - главная составляющая любой методики, не наладив общение со слабыми, не получишь результатов обучения.