- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Программа Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Савельева Ю.В. |
Дата | 10.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Цель:
На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Задачи:
-
Обогащение чувственного познавательного опыта, нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения.
-
Формирование на основе, активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений, и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
-
Коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве.
-
Формирование пространственно-временных ориентировок.
-
Развитие слухоголосовых координаций.
-
Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цвет, вкус, запах, звук, ритм).
-
Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
-
Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.
-
Исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации.
-
Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Этапы программы:
-
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
-
Восприятие пространства.
-
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.
-
Восприятие времени.
-
Восприятие особых свойств предметов.
-
Тактильно-двигательное восприятие.
-
Кинестетическое и кинетическое развитие.
-
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
-
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Учащиеся должны уметь:
-
Ориентироваться на сенсорные эталоны;
-
Узнавать предметы по заданным признакам;
-
Сравнивать предметы по внешним признакам;
-
Классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению;
-
Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
-
Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
-
Давать полное описание объектов и явлений;
-
Различать противоположно направленные действия и явления;
-
Видеть временные рамки своей деятельности;
-
Определять последовательность событий;
-
Ориентироваться в пространстве;
-
Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
-
Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
-
Опосредовать свою деятельность речью.
Методический комплекс:
-
Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». №6, №4. 2004 г.
-
Т.Ю.Андрущенко «Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет».
-
Т.Б.Мазепина «Развитие познавательных процессов ребенка».
-
Т.Б.Мазепина «Развитие навыков общения ребенка».
-
Т.Б.Мазепина «Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка».
-
Н.П.Вайзман «Психомоторика детей-олигофренов».
Тематическое планирование по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов»
1 класс
Дата
Кол-во часов
Тема занятия
Упражнения
Цель
2
Обследование детей
1 раздел «Развитие крупной и мелкой моторики и графомоторных навыков» (14 часов).
2
Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога
Броски в цель, ходьба по «дорожке следов»
Развитие крупной моторики
2
Согласованность действий и движений разных частей тела
Повороты и броски, наклоны и повороты
Развитие крупной моторики
1
Развитие координации движений кисти рук и пальцев
Пальчиковая гимнастика
Развитие графомоторных навыков
1
Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей
Развитие мелкой моторики
2
Развитие координации движений рук и глаз
Нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков
Развитие координации движений
1
Рисование, обводка, штриховка по трафарету
Геометрические фигуры
Развитие графомоторных навыков
1
Аппликация
«Солнышко»
Развитие воображения и мелкой моторики
2
Оригами
«Самолет»
Развитие мелкой моторики
2
Вырезывание ножницами
полоски, геометрические фигуры (по шаблону)
Развитие мелкой моторики
2 раздел «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» (18 часов).
3
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)
«Узнай фигуру»
Развитие сенсорных эталонов
2
Классификация предметов и их изображений по форме (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)
«Разложи по форме»
Развитие мыслительной деятельности
2
Выделение признака формы, называние основных геометрических фигур
«Назови правильно»
Развитие восприятия формы
3
Работа с геометрическим конструктором
Постройка несложных предметов
Развитие навыка конструирования
2
Сопоставление размеров двух предметов контрастных по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение различий словом.
«Подбери и скажи»
Развитие операции сравнения
2
Различение и выделение основных цветов красный, синий, желтый, зеленый.
Работа с предметными картинками
Развитие восприятия цвета
2
Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали).
«Составь фигуру»
Развитие навыка конструирования
2
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-4 детали)
Разрезные картинки
Развитие зрительного анализа и синтеза
3 раздел «Восприятие пространства» (7 часов).
1
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела
«Покажи право - лево»
Развитие пространственной ориентировки
1
Определение расположения предметов в пространстве
«Справа - слева»,
«Ниже - выше»
Развитие восприятия пространства
1
Движение в заданном направлении в пространстве
«Паровозик»
Развитие пространственной ориентировки
1
Ориентировка в помещении по инструкции педагога
«Где стоит парта…»
Развитие восприятия пространства
1
Ориентировка в линейном ряду (порядок следования)
«Кто за кем»
Развитие пространственной ориентировки
1
Пространственная ориентировка на листе бумаги
«Куда пошла Матрешка и кого она встретила?»
Развитие пространственной ориентировки
1
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур
«Составь рисунок»
Развитие воображения
4 раздел «Восприятие времени» (5 часов).
1
Сутки. Части суток.
Работа с графической моделью «Сутки»
Развитие навыка ориентировки во времени
1
Обозначение в речи временных представлений
«Скажи, что ты знаешь о времени?»
Развитие восприятия времени
1
Последовательность событий (смена времени суток)
«Режим дня»
Развитие знаний о последовательности событий
1
Сегодня, завтра, вчера.
«Лента времени»
Развитие восприятия времени
1
Дни недели
Работа по карточкам
Развитие временных эталонов
5 раздел «Восприятие особых свойств предметов» (4 часа).
1
Контрастные температурные ощущения
«Холодное-горячее»
Развитие температурных ощущений
1
Различия на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый)
«Угадай по вкусу»
Развитие вкусовых качеств
1
Обозначение словом собственных ощущений, запах приятный и неприятный.
«Угадай по запаху»
Развитие обоняния
1
Различение и сравнение разных предметов по признаку веса
«Тяжело - легко»
(стул, подушка, бумага)
Развитие восприятия особых свойств предметов
6 раздел «Тактильно-двигательное восприятие» (4 часа).
1
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины.
«Потрогай и скажи»
Развитие тактильных ощущений
1
Работа с пластилином
Лепка геометрических фигур разной величины
Развитие тактильно-двигательного восприятия
2
Игры с крупной мозаикой
«Самоделки»
Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений
7 раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» (4 часа).
1
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы
Выполнение различных движений
Развитие кинетических ощущений
1
Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела
Выполнение физических упражнений
Развитие кинестетических ощущений
2
Выразительность движений
Имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах
Развитие кинетических и кинестетических ощущений
8 раздел «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти» (5 часов).
1
Различение звуков окружающей среды
Стук, стон, звон, гудение, жужжание
Развитие слухового восприятия
2
Различение речевых и неречевых звуков
Звук дождя - мяуканье кошки
Развитие слухового восприятия и памяти
2
Подражание неречевым и речевым звукам
Имитация звуков
Развитие слухового восприятия и памяти
9 раздел «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» (7 часов).
2
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза
Обследование предметов состоящих из 2-3 деталей
Развитие зрительного восприятия
2
Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов; нахождение отличительных и общих признаков
«Найди отличия»
Развитие зрительного восприятия
1
Определение изменений в предъявленном ряду
«Что изменилось?»
Развитие зрительной памяти
1
Нахождение «лишней» игрушки и картинки
«Четвертый лишний»
Развитие зрительной памяти
1
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Тренажер глаз
Развитие зрения
10 раздел «Развитие зрительного анализа и синтеза»
-
Лото:
-
«В мире животных»
-
«Овощи»
-
«Фрукты»
-
«Ягоды»
-
«Растения».
-
-
Числовой ряд - «Закрой цифрой количество предметов».
-
Обведение фигур по трафарету.
-
Буквы заблудились.
-
Буквы рассыпались.
-
Составление слов из букв.
-
Составление предложений из слов.
-
Вставь букву в слово.
-
Вставь слово в предложение.
-
Разрезные картинки:
-
Овощи
-
Фрукты
-
Животные
-
Птицы
-
Сказки.
-
Викторина загадок.
-
Рисование по замыслу.
-
Рисование отгадок по загадкам.
-
Вопросы для эрудитов.
-
Кроссворды.
-
Ребусы.
Тематическое планирование по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов»
2 класс
Дата
Кол-во
часов
Тема занятия
Упражнения
Цели
1 раздел «Развитие крупной и мелкой моторики и графомоторных навыков» (14 часов).
1
Выполнение движений по инструкции педагога
Броски в цель, ходьба по «дорожке следов», движения по команде
Развитие координации движений
2
Выполнение действий и движений руками и ногами, головой и телом
Наклоны и повороты влево - вправо,
Развитие крупной моторики
2
Пальчиковая гимнастика
«Обведи рисунок», «Пианист», «Дорисуй узор»
Развитие мелкой моторики
2
Развитие координации движений и глаз
Нанизывание бус из крупного бисера, пришивание пуговиц, шнуровка
Развитие глазомера и мелкой моторики руки
1
Оригами, сгибание бумаги
Сгибание по инструкции
Развитие крупной и мелкой моторики, внимания
2
Аппликация
«Ромашка»
Развитие мелкой моторики, воображения
2
Обводка и штриховка по трафарету
Обведи по трафарету
Развитие крупной моторики
2
Работа с ножницами
Вырезание по образцу (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник)
Развитие крупной моторики
2 раздел «Восприятие пространства» (7 часов).
2
Ориентировка в помещении, понятия «близко - далеко», «ближе - дальше», «между», «за - перед»
Построение и перестроение в классе
Развитие пространственной ориентировки
1
Движение в заданном направлении; обозначение, словом направление движения
Ходьба по команде
Развитие пространственной ориентировки
1
Ориентировка на листе бумаги
«Кто где?»
Развитие пространственной ориентировки
1
Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа
«Покажи как я», «Сделай, как я скажу»
Развитие пространственной ориентировки
1
Словестное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами
«Скажи кто где»
Развитие пространственной ориентировки
1
Пространственная ориентировка на поверхности парты
«Положи, куда я скажу»
Развитие пространственной ориентировки
3 раздел «Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов» (18 часов).
3
Классификация предметов и их изображений по форме
«Узнай по фигуре», «Мешочек», «Разложи геометрические фигуры по форме»
Развитие восприятия формы
3
Работа с геометрическим конструктором
«Построй дом»
Развитие навыка конструирования
3
Сопоставление размеров двух, трех предметов, одинаковых или различных по высоте, длине, толщине, ширине; обозначение различий словом
«Найди «большой - маленький», «широкий - узкий» и т.д.
Развитие восприятия величины
2
Развитие цветовосприятия предметов и их формы
«Домино», «Подбери пару»
Развитие восприятия цвета
2
Развитие пространственно-ориентировочных и временных ориентировок
«Какая рука», «Что где находится», «Сутки»
Формирование пространственной ориентировки на бумаге, собственном теле
2
Составление целого из частей
Разрезные картинки, крупные пазы
Развитие навыка конструирования
3
Конструирование геометрических фигур и предметов из 3-4 деталей
Доска Сегена, кубики Кооса
Развитие навыка конструирования
4 раздел «Восприятие времени» (5 часов).
1
Сутки; единица времени, обозначение времени суток; направление движения стрелок
« Определи часть суток »
Развитие памяти при запоминании единиц времени
1
Дни недели. Мера времени - час, минута, секунда
«Разложи по порядку дни недели»
Развитие восприятия времени
2
Измерение времени по часам с точностью до 1 часа (полчаса)
«Что, где, когда?», «Который час?»
Развитие памяти и восприятие времени
1
Название месяцев, их порядок следования друг за другом
«Лента времени»
Развитие памяти и восприятие времени
5 раздел «Восприятие особых свойств предметов» (4 часа).
1
Контрастные температурные ощущения
«Горячо, холодно, тепло»
развитие температурных ощущений
1
Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок…), словесное обозначение барических ощущений
Сравнение предметов по весу
Развитие барических ощущений
2
Узнавание предмета по вкусу, и запаху (кислый, сладкий, соленый, горький)
«Попробуй (понюхай) и скажи»
Развитие осязания и обоняния
6 раздел «Тактильно - двигательное восприятие» (4 часа).
1
Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые).
«Определи на ощупь»
Развитие тактильных ощущений
1
Определение на ощупь с закрытыми глазами форму предмета
«Чудесный мешочек»
Развитие тактильных ощущений
1
Работа с пластилином
Раскатывание, скатывание, вдавливание
Развитие мелкой моторики
1
Игры с мозаикой среднего размера
Выложи букву, цифру
Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики
7 раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» (4 часа).
1
Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положение различных частей тела.
Выполнение различных движений по команде
Развитие кинестетических навыков
1
Выразительность движений (имитация повадок животных)
«В мире животных», «Полет птиц»
Развитие умения владеть своим телом
2
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы
Выполнение различных движений и поз
Развитие кинестетических навыков
8 раздел «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти» (5 часов).
1
Различение звуков окружающей среды (звуки природы)
«Послушай и повтори»
Умение управлять голосом
2
Различение речевых и неречевых звуков
«Кто сказал…?»
Развитие слухового восприятия
1
Подражание речевым и неречевым звукам
«Попугай»
Развитие слуховой памяти и умение управлять своим голосом
1
Запоминание слов на слух
Работа с предметными картинками
Развитие слуховой памяти
9 раздел «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» (7 часов).
1
Создание образа на основе схематического изображения
«Волшебные картинки»
Развитие зрительного восприятия
1
Складывать из частей целое
«Сложи квадрат»
Развитие логического мышления
2
Нахождение отличительных и общих признаков
«Найди отличия»
Развитие зрительного восприятия
1
Определение изменений в предъявленном ряду
«Посмотри, и скажи, что изменилось»
Развитие зрительной памяти
1
Нахождение лишней игрушки и картинки
«Четвертый лишний»
Развитие мышления, памяти
1
Запоминание предложенных предметов, картинок и называние их по памяти
«Посмотри , запомни и скажи»
Развитие зрительного восприятия и памяти
1
Повторение и закрепление умений и навыков
Тематическое планирование по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов»
3 класс
Дата
Кол-во часов
Тема занятия
Упражнения
Цели
1 раздел «Развитие крупной и мелкой моторики и графомоторных навыков» (14 часов).
1
Выполнение действий и движений по инструкции педагога
«Кольцеброс», «Повтори за мной»
Развитие координации движений
2
Выполнение действий и движений разными частями тела
Физические упражнения
Развитие крупной моторики
2
Пальчиковая гимнастика
Инсценировка потешек
Развитие мелкой моторики
2
Развитие зрительно-двигательной координации
«Близнецы», игра со счетными палочками
Развитие мелкой моторики
1
Сгибание бумаги
«Конверт», «Лягушка»
Развитие мелкой моторики
2
Аппликация
«Утки на пруду»
Развитие воображения и мелкой моторики
2
Обводка по трафарету, штриховка
«Обведи» (дикие и домашние животные)
Развитие мелкой моторики и глазомера
2
Работа с ножницами
«Вырежи по контуру»
Развитие мелкой моторики и глазомера
2 раздел «Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов» (18 часов).
2
Развитие конструкторских способностей
«Сложи квадрат», «Колумбово яйцо»
Развитие аналитико-синтетической деятельности
3
Развитие цветовосприятия предметов и их формы
«Подбери подходящий лепесток»; «Узнай по цвету»; «Кто назовет больше предметов»
Развитие восприятия цвета и формы
2
Классификация геометрических фигур по форме, цвету, величине
«Разложи по форме, цвету, величине»
Развитие мышления
4
Работа с геометрическим конструктором
«Сделай сам»
Развитие моторики
2
Сопоставление размеров 3-4 предметов, разных по форме, величине
«Найди и скажи»
Развитие мышления
2
Развитие пространственных отношений между предметами
«Из каких фигур?», «Кого ты видишь?»
Развитие пространственных представлений
3
Составление целого из частей (4-6)
«Разрезные картинки»
Развитие мыслительной деятельности
3 раздел «Восприятие времени» (5 часов).
1
Закрепление представления о сутках; сутки - 24 часа
«Определи время»
Развитие восприятия времени
1
Развитие понятия о днях недели
Работа с карточками
Развитие ориентировки во времени
1
Месяц (группировка месяцев по сезонам)
«12 месяцев»
Развитие восприятия времени
1
Календарь: отрывной, настольный (определение последовательности событий)
Беседа, рассказ
Развитие умения ориентироваться в календарях
1
Закрепление понятий о часе, минуте (четверть часа)
Определение на часах времени с точностью до часа, получаса, четверти часа
«Который час»
Развитие ориентировки во времени
4 раздел «Восприятие особых форм предметов» (4 часа).
1
Контрастные температурные ощущения
Жарко, горячо, тепло, холодно
Развитие восприятия температурных ощущений
1
Различение и сравнение разных предметов по признаку веса, высоте, толщине, пластичности
«Тяжелее, легче, самый легкий»
Развитие восприятия величин
1
Узнавание предмета по вкусу, на ощупь
«Найди нужное»
Развитие вкусовых ощущений
1
Узнавание предмета по запаху
«Понюхай и скажи»
Развитие обоняния
5 раздел «Тактильно-двигательное восприятие» (5 часов).
1
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь
Мягкие - жесткие, мелкие - крупные
Развитие тактильных ощущений
1
Восприятие тактильных ощущений (гладкая, шершавая, колючая, пушистая)
«Потрогай и скажи»
Развитие тактильного восприятия
1
Нахождение нужного предмета из 2-3 предложенных на ощупь
«Чудесный мешочек»
Развитие сенсорных эталонов
1
Работа с тестом и пластилином
Лепка овощей и фруктов
Развитие мелкой моторики
1
Игры с сюжетной мозаикой
«Составь картинку»
Развитие тактильного восприятия и мелкой моторики
6 раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» (4 часа).
2
Развитие выразительности движений
Имитация повадок зверей и птиц.
«Ворона и лисица»
Развитие кинестетических ощущений
1
Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положение различных частей тела
Выполнение гимнастических упражнений и оречевление своей деятельности
Развитие кинестетических ощущений
1
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы
Физические упражнения
Развитие кинестетических ощущений
7 раздел «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти» (4 часа).
1
Различение речевых и неречевых звуков на слух
Речь людей и звуки животных
Развитие слухового восприятия
1
Различение звуков окружающей среды
Звуки природы
Развитие слухового восприятия
1
Развитие слуховой памяти
«Послушай и повтори» (стук)
Развитие слуховой памяти
1
Выполнение движений под музыку по инструкции педагога
Имитация движений птиц и животных
Развитие слухового восприятия и памяти
8 раздел «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» (7 часов).
2
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза
«Собери предложение из слов»
Развитие мыслительных операций
2
Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов, нахождение общих и отличительных признаков
«Сравни»
Развитие зрительного восприятия
1
Дорисуй предметы и раскрась их
Развитие зрительной памяти и восприятия
1
Нахождение лишней картинки
«4 лишний»
Развитие мыслительной деятельности
1
Развитие зрительной памяти
«Посмотри, что изменилось?»
Развитие зрительной памяти
9 раздел «Восприятие пространства» (7 часов).
2
Ориентировка в помещении, словесное обозначение пространственных отношений с использованием предметов
«Скажи, где?»
Развитие ориентировки в пространстве
1
Развитие пространственного праксиса
«Что, где?»
Развитие ориентировки на собственном теле
2
Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга по инструкции педагога
Кукольная мебель
Развитие восприятия пространства
2
Ориентировка на листе бумаги
«Слушай и рисуй», «Лабиринт»
Развитие восприятия пространства
Тематическое планирование по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов»
4 класс
Дата
Кол-во часов
Тема занятия
Упражнения
Цели
1 раздел «Развитие крупной и мелкой моторики и графомоторных навыков» (14 часов).
1
Выполнение действий и движений по инструкции педагога
«Броски в цель», «Вышибалы»
Развитие координации движений
2
Выполнение действий и движений рук и ног, туловища и головы
Физические упражнения
Развитие крупной моторики
2
Пальчиковая гимнастика
Разыгрывание небольших сценок
Развитие мелкой моторики
1
Развитие глазомера
Проведи линию без отрыва
Развитие графомоторных навыков
2
Оригами
«Поросенок», «Кораблик»
Развитие мелкой моторики
2
Аппликация
«Осенний пейзаж»
Развитие воображения и мелкой моторики
2
Штриховка и обводка по трафарету
Обведи и раскрась
Развитие моторики
2
Работа с иглой
Пришиваем, вышиваем
Развитие мелкой моторики
2 раздел «Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов» (18 часов).
4
Работа с геометрическим конструктором
Строительство дома, улицы, парка
Развитие навыков конструирования
2
Классификация предметов по форме, цвету, величине
«Разложи правильно»
Развитие мыслительной деятельности
3
Сопоставление предметов контрастных по высоте, длине, толщине
«Найди такой же»
Развитие восприятия
2
Развитие цветовосприятия предмета и его формы
«Определи по цвету и форме»
Развитие восприятия цвета и формы
2
Составление целого из частей
Разрезные картинки (5 и более деталей)
Развитие аналитика - синтетической деятельности
3
Конструирование геометрических фигур и предметов
Геометрическая мозаика
Развитие навыка конструирования
2
Зашторенные рисунки
«Угадай, кого ты видишь?»
Развитие восприятия
3 раздел «Восприятие пространства» (6 часов).
1
Координация движений по инструкции педагога (за, перед, между)
Построение, перестроение
Развитие координации движений
1
Ориентировка в помещении и на улице, словесное обозначение пространственных отношений
«Где находится предмет?»
Развитие ориентировки в пространстве
1
Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций, словесный отчет
Фантазирование на тему «Перестановка мебели в классе»
Развитие восприятия пространства
1
Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движений
Ходьба в разные направления
Развитие восприятия пространства
2
Ориентировка на листе бумаги разного формата, с разным расположением на плоскости, при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение предметов
«Твой путь», графический диктант
Развитие ориентировки на листе бумаги
4 раздел «Восприятие времени» (5 часов).
1
Части суток, знакомство с единицами измерения времени: минута, час
«Разложи по порядку»
Развитие восприятия времени
1
Месяц, квартал (три месяца)
Работа с календарем
Развитие восприятия времени
1
Времена года, год, полгода (количество дней в году)
Работа с сюжетными картинками
Развитие временных эталонов
1
Виды календарей; время на циферблате
Упражнения в определении времени на часах с точностью до минуты
Развитие восприятия времени
1
Дни недели; век - столетие
«Реши задачу»
Развитие восприятия времени
5 раздел «Восприятие особых свойств предметов» (4 часа).
1
Разнообразные ощущения температуры
«Что ты чувствуешь?»
Развитие чувства восприятия
1
Определение веса, высоты, толщины, пластичности
«на глаз», на ощупь
Развитие сенсорного восприятия
1
Узнавание предмета по вкусу
«Попробуй на вкус»
Развитие вкусовых качеств
1
Узнавание предмета по запаху
«Понюхай и скажи»
Развитие обоняния
6 раздел «Тактильно - двигательное восприятие» (4 часа).
1
Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы
«Какой?» (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, гладкий, холодный…)
Развитие тактильного восприятия
1
Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных
«Волшебный мешочек»
Развитие тактильных ощущений
2
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной
Лепка на свободную тему
Развитие тактильно - двигательных ощущений
1
Игры с мелкой мозаикой
Выкладывание сюжетных картинок
Развитие тактильно - двигательного восприятия
7 раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» (4 часа).
2
Выразительность движений (имитация повадок животных)
Инсценировка сказки «Теремок»
Развитие кинестетических ощущений
1
Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначая словом положение различных частей тела
Гимнастические упражнения
Развитие кинетических ощущений
1
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы
Различные физические упражнения
Развитие координации
8 раздел «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти» (5 часов).
1
Различение звуков окружающей действительности
Звуки природы, улицы
Развитие слухового восприятия
1
Различение речевых и неречевых звуков
Звуки животных, птиц, дождя…
Развитие слухового восприятия
2
Развитие слуховой памяти
«Послушай и повтори»
Развитие слуховой памяти
1
Выполнение движений с усложнением под музыку
Имитация повадок животных
Развитие слухового восприятия и памяти
9 раздел «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» (7 часов).
1
Определение изменений в предъявленном ряду
«Что изменилось?»
Развитие зрительной памяти
1
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза
«Составь из деталей целое и наоборот»
Развитие зрительного анализа и синтеза
1
Развитие зрительной памяти
Работа с сюжетными картинками и предметами
Развитие зрительной памяти
1
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Гимнастика для глаз, тренажер глаз
Коррекция зрения
1
Нахождение лишнего предмета
«Кто лишний?»
Развитие зрительного восприятия
2
Дифференциация зрительного восприятия 6-8 предметов. Нахождение отличительных и общих признаков.
«Сравни»
Развитие зрительного восприятия и памяти