- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья Практические шаги школьного психолога
Статья Практические шаги школьного психолога
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Серкина Е.В. |
Дата | 26.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Практические шаги школьного психолога
Каждый из нас: и тот, кто только начинает работать, и тот, кто отдал не один год этой профессии, часто спрашивает себя: чем привлекает такая работа? Вопрос этот принадлежит к разряду вечных и всякий отвечает на него по-своему. Мое мнение: "Ни с чем несравненная радость стоять у колыбели мысли и личности ученика, возможность видеть незаметный для многих процесс становления человека, его социализацию". И я, практический психолог, не просто причастна к тайне внутри личности школьника, от меня зависят и направление, и скорость, и сам характер этого сложного и ответственного процесса.
Как сделать, чтобы годы обучения в общеобразовательной школе стали для каждого ребенка точкой опоры на всю последующую жизнь?
В начале своей деятельности я столкнулась с мыслью, что практически все учащиеся «группы риска» имеют проблемы во внутрисемейных отношениях. Откуда возникло такое утверждение? Каждый раз старалась убедить себя в обратном, что это не так, но снова и снова встречалась с «трудностями» в семье.
Основным содержанием своей работы я считаю общение с учениками любой категории. Каким будет это общение, зависит от ситуации. С первых минут (по опыту работы) необходимо ощутить и понять дух эмоционального состояния ребенка и установить доброжелательные отношения. Только в такой атмосфере он "раскрывается". Для повышения мотивации в начале встречи интригую умением совместно решить сложившуюся ситуацию, например: методический прием «Человечек»... смотри, это твой ровесник. Его зовут…. Сейчас мы будем решать его проблемы. Правда, я, мало, знаю о его обстоятельствах и жизненных трудностях. Тебе тоже придется немного рассказать о нем. При этом использую 4-5 видов деятельности: "Автопортрет" - отношение к самому себе; "Необитаемый остров" - "открытые" сферы интересов; «Психологический контакт» - налаживание начального эмоционально-положительного отношения; «Давай думать вместе» - нейтрализация устремления школьника на получение готового совета. Использования таких приемов создает наиболее благоприятные условия для самораскрытия ребенка, в каком возрасте и положении он не оказался. Дети не просто слушают, а постоянно сотрудничают в режиме диалога, высказывают личные мысли, делятся своим пониманием обстоятельств; утверждаются в том, что и в ходе беседы и в жизни нет правильных и неправильных решений и ответов, это все - разные точки зрения.
Продолжение работы и отслеживание результатов основываю на технологии личностно-ориентированной системы, которая является ключевой в интерактивном обучении, ее суть - постоянное взаимодействие, где ребенок и взрослый - равноправные субъекты общения. Кредо такого обучения, несколько измененное выражение китайского педагога Конфуция:
-
То, что я слышу, я забываю.
-
То, что я вижу и слышу, я немного помню.
-
То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
-
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и привычки.
-
Когда я передаю знание другим - я становлюсь мастером.
Важную роль в последующей работе считаю параллельную работу с родителями. Зачастую на родительские собрания приходит треть от общего количества родителей учащихся, обучающихся в том или ином классе. Интересная закономерность - чем выше класс по ступени - тем хуже посещаемость таких собраний. Для исключения этого начинаю со знакомства с родителями будущих первоклассников еще в мае месяце, задолго до того как они станут «нашими». Пытаюсь заинтересовать, проводя тренинги или занятия с элементами тренинга, не называя их этим сложным и непонятным для них словом, а предлагаю поиграть, так как учиться, играя, всегда легче.
Основной линией бесед с родителями о воспитании и развитии добрых взаимоотношений в семье является мысль, что не бывает плохих детей, бывают поступки, которые дети совершают, преследуя определенный мотив; и не стоит искать правильных и допустимо неправильных методов воспитания, важен конечный результат!
В подтверждении этого, хочу отметить, что проработав три года в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, я слышала единичные негативные высказывания воспитанников в адрес своих родителей, и бегут дети из школы именно к ним, к маме и папе, какое бы социальное положение и образ жизни они не вели.
Давайте вместе проанализируем высказывания детей, которые развиваются в нормальных, естественных для нас условиях. Проведенное обследование в шестом классе общеобразовательной школы, а это 25 человек, из них девочек -13, 52% и мальчиков - 12, 48% показали, что только 68% детей считают семьи, в которых воспитываются - благополучными. Удовлетворительные взаимоотношения отметили 32% (из них девочки - 2, 25%, мальчики - 6, 75%) учащихся. Неблагополучных - не было. Начинаю отслеживать причины, по которым дети определяют степень неудовлетворенности в семейном воспитании и это
-
ограничение самостоятельности и зачастую настаивание на том, что бы подростки поступали только согласно их желаниям,
-
применение строгих, жестких методов воспитания, без оценивания ситуации,
-
отсутствие в семье общности интересов и увлечений.
Теперь готовы темы, которые необходимо обсудить на собрании. И итоги анонимного анкетирования обязательно будут доведены до сведения родителей.
Данный в окончании проделанной с детьми работы тест незаконченные предложения, дает возможность определить самопонимание, ориентировку на определенную социальную позицию по отношению к членам семьи. В некоторых случаях в окончаниях фраз прослеживались признаки напряженности, конфликта, что привлекло особое внимание к ответам, поскольку дезадаптация в любой из сфер межличностных отношений может привести к симптомом аномального развития. Результаты выявили следующее:
-
Я думаю, что мама
-
Чаще моет посуду, делает уборку, чем папа;
-
Ругает меня чаще, чем младшую сестру;
-
Думает обо мне и переживает;
-
Помогает мне в трудную минуту;
-
Уделяет внимание всей семье;
-
Любит давать советы, но хорошие;
-
Чаще добрая по отношению ко мне, чем злая и P.S. Я люблю маму, но когда она в хорошем настроении, еще больше.
-
-
Отцы иногда
-
Помогают что-то сделать самодельное;
-
Ругают;
-
Бывают и очень строгие;
-
Дорожат семьей;
-
Звонят из Москвы и приезжают;
-
Правильные, сильные, мудрые;
-
Любят шутить;
-
Могут поругать ни за что, когда усталые приходят с работы;
-
Не присутствуют в интересных моментах.
-
Хочу чтобы наш папа
-
Не ездил в Москву на заработки, приезжал почаще и жил с нами;
-
Зарабатывал большие деньги и жил с нами;
-
Вернулся домой, опять жил с нами;
-
Чтобы папа закодировался;
-
Всегда был рядом со мной и мамой;
-
Меньше смотрел футбол;
-
Не сорился с мамой.
-
Ребенок в семье
-
К радости и богатству;
-
Член семьи;
-
Счастье и любовь;
-
Большая находка;
-
Много хлопот;
-
Самый главный;
-
Приносит удачу;
-
Появиться новый и мама разлюбит другого;
-
Должен слушать и помогать, уважать родителей;
-
Большие затраты, но огромное счастье;
-
Улучшает взаимоотношения между родителями;
-
Наследник семьи.
-
-
Мои близкие думают обо мне
-
Что я талантливая;
-
Что я очень любознательный;
-
Что я в безопасности;
-
Что я ленивая, потому что не хочу ничем заниматься;
-
Что я их счастье и их идеал;
-
Что я с каждым днем взрослею, но в душе я все еще ребенок.
-
Такие ответы обязательно сообщаю родителям и оставляю для самостоятельного обдумывания. И тогда они сами идут на контакт, выискивая свободное время, чтобы понять, все ли в их семье «благополучно»…
4