Статья Практические шаги школьного психолога

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Практические шаги школьного психолога Практические шаги школьного психолога


Каждый из нас: и тот, кто только начинает работать, и тот, кто отдал не один год этой профессии, часто спрашивает себя: чем привлекает такая работа? Вопрос этот принадлежит к разряду вечных и всякий отвечает на него по-своему. Мое мнение: "Ни с чем несравненная радость стоять у колыбели мысли и личности ученика, возможность видеть незаметный для многих процесс становления человека, его социализацию". И я, практический психолог, не просто причастна к тайне внутри личности школьника, от меня зависят и направление, и скорость, и сам характер этого сложного и ответственного процесса.

Как сделать, чтобы годы обучения в общеобразовательной школе стали для каждого ребенка точкой опоры на всю последующую жизнь?

В начале своей деятельности я столкнулась с мыслью, что практически все учащиеся «группы риска» имеют проблемы во внутрисемейных отношениях. Откуда возникло такое утверждение? Каждый раз старалась убедить себя в обратном, что это не так, но снова и снова встречалась с «трудностями» в семье.

Основным содержанием своей работы я считаю общение с учениками любой категории. Каким будет это общение, зависит от ситуации. С первых минут (по опыту работы) необходимо ощутить и понять дух эмоционального состояния ребенка и установить доброжелательные отношения. Только в такой атмосфере он "раскрывается". Для повышения мотивации в начале встречи интригую умением совместно решить сложившуюся ситуацию, например: методический прием «Человечек»... смотри, это твой ровесник. Его зовут…. Сейчас мы будем решать его проблемы. Правда, я, мало, знаю о его обстоятельствах и жизненных трудностях. Тебе тоже придется немного рассказать о нем. При этом использую 4-5 видов деятельности: "Автопортрет" - отношение к самому себе; "Необитаемый остров" - "открытые" сферы интересов; «Психологический контакт» - налаживание начального эмоционально-положительного отношения; «Давай думать вместе» - нейтрализация устремления школьника на получение готового совета. Использования таких приемов создает наиболее благоприятные условия для самораскрытия ребенка, в каком возрасте и положении он не оказался. Дети не просто слушают, а постоянно сотрудничают в режиме диалога, высказывают личные мысли, делятся своим пониманием обстоятельств; утверждаются в том, что и в ходе беседы и в жизни нет правильных и неправильных решений и ответов, это все - разные точки зрения.

Продолжение работы и отслеживание результатов основываю на технологии личностно-ориентированной системы, которая является ключевой в интерактивном обучении, ее суть - постоянное взаимодействие, где ребенок и взрослый - равноправные субъекты общения. Кредо такого обучения, несколько измененное выражение китайского педагога Конфуция:

  • То, что я слышу, я забываю.

  • То, что я вижу и слышу, я немного помню.

  • То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.

  • Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и привычки.

  • Когда я передаю знание другим - я становлюсь мастером.

Важную роль в последующей работе считаю параллельную работу с родителями. Зачастую на родительские собрания приходит треть от общего количества родителей учащихся, обучающихся в том или ином классе. Интересная закономерность - чем выше класс по ступени - тем хуже посещаемость таких собраний. Для исключения этого начинаю со знакомства с родителями будущих первоклассников еще в мае месяце, задолго до того как они станут «нашими». Пытаюсь заинтересовать, проводя тренинги или занятия с элементами тренинга, не называя их этим сложным и непонятным для них словом, а предлагаю поиграть, так как учиться, играя, всегда легче.

Основной линией бесед с родителями о воспитании и развитии добрых взаимоотношений в семье является мысль, что не бывает плохих детей, бывают поступки, которые дети совершают, преследуя определенный мотив; и не стоит искать правильных и допустимо неправильных методов воспитания, важен конечный результат!

В подтверждении этого, хочу отметить, что проработав три года в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, я слышала единичные негативные высказывания воспитанников в адрес своих родителей, и бегут дети из школы именно к ним, к маме и папе, какое бы социальное положение и образ жизни они не вели.

Давайте вместе проанализируем высказывания детей, которые развиваются в нормальных, естественных для нас условиях. Проведенное обследование в шестом классе общеобразовательной школы, а это 25 человек, из них девочек -13, 52% и мальчиков - 12, 48% показали, что только 68% детей считают семьи, в которых воспитываются - благополучными. Удовлетворительные взаимоотношения отметили 32% (из них девочки - 2, 25%, мальчики - 6, 75%) учащихся. Неблагополучных - не было. Начинаю отслеживать причины, по которым дети определяют степень неудовлетворенности в семейном воспитании и это

  1. ограничение самостоятельности и зачастую настаивание на том, что бы подростки поступали только согласно их желаниям,

  2. применение строгих, жестких методов воспитания, без оценивания ситуации,

  3. отсутствие в семье общности интересов и увлечений.

Теперь готовы темы, которые необходимо обсудить на собрании. И итоги анонимного анкетирования обязательно будут доведены до сведения родителей.

Данный в окончании проделанной с детьми работы тест незаконченные предложения, дает возможность определить самопонимание, ориентировку на определенную социальную позицию по отношению к членам семьи. В некоторых случаях в окончаниях фраз прослеживались признаки напряженности, конфликта, что привлекло особое внимание к ответам, поскольку дезадаптация в любой из сфер межличностных отношений может привести к симптомом аномального развития. Результаты выявили следующее:

  1. Я думаю, что мама

    • Чаще моет посуду, делает уборку, чем папа;

    • Ругает меня чаще, чем младшую сестру;

    • Думает обо мне и переживает;

    • Помогает мне в трудную минуту;

    • Уделяет внимание всей семье;

    • Любит давать советы, но хорошие;

    • Чаще добрая по отношению ко мне, чем злая и P.S. Я люблю маму, но когда она в хорошем настроении, еще больше.

  2. Отцы иногда

  • Помогают что-то сделать самодельное;

  • Ругают;

  • Бывают и очень строгие;

  • Дорожат семьей;

  • Звонят из Москвы и приезжают;

  • Правильные, сильные, мудрые;

  • Любят шутить;

  • Могут поругать ни за что, когда усталые приходят с работы;

  • Не присутствуют в интересных моментах.

  1. Хочу чтобы наш папа

  • Не ездил в Москву на заработки, приезжал почаще и жил с нами;

  • Зарабатывал большие деньги и жил с нами;

  • Вернулся домой, опять жил с нами;

  • Чтобы папа закодировался;

  • Всегда был рядом со мной и мамой;

  • Меньше смотрел футбол;

  • Не сорился с мамой.

  1. Ребенок в семье

    • К радости и богатству;

    • Член семьи;

    • Счастье и любовь;

    • Большая находка;

    • Много хлопот;

    • Самый главный;

    • Приносит удачу;

    • Появиться новый и мама разлюбит другого;

    • Должен слушать и помогать, уважать родителей;

    • Большие затраты, но огромное счастье;

    • Улучшает взаимоотношения между родителями;

    • Наследник семьи.

  2. Мои близкие думают обо мне

    • Что я талантливая;

    • Что я очень любознательный;

    • Что я в безопасности;

    • Что я ленивая, потому что не хочу ничем заниматься;

    • Что я их счастье и их идеал;

    • Что я с каждым днем взрослею, но в душе я все еще ребенок.

Такие ответы обязательно сообщаю родителям и оставляю для самостоятельного обдумывания. И тогда они сами идут на контакт, выискивая свободное время, чтобы понять, все ли в их семье «благополучно»…





4

© 2010-2022