Программа по учебной дисциплине Основы девиантологии

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

Амурской области

«Амурский педагогический колледж»









Рабочая программа учебной дисциплины

Основы девиантологии







2015



Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с программой подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 44.02.01Дошкольное образование.

Разработчик:

Гуменюк Ольга Юрьевна, преподаватель ГПОАУ «Амурский педагогический колледж».

Рекомендована предметно-цикловой комиссией преподавателей психологии, педагогики, частных методик дошкольного образования , специального дошкольного образования и социальных дисциплин ГПОАУ «Амурский педагогический колледж»

Протокол № _____ от «______» сентября 201 г.

Председатель предметно-цикловой комиссии ___________________________________

Заключение Научно-методического совета ГОАУ СПО «Амурский педагогический колледж»:

Утверждена рабочая программа учебной дисциплины «Основы девиантологии» по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 44.02.01 Дошкольное образование

Протокол № от « » 20 г.

Председатель Научно-методического совета:

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13


1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ДЕВИАНТОЛОГИИ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы девиантологии» является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 44.02.01 Дошкольное образование

Рабочая программа «Основы девиантологии» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ подготовки кадров учреждений СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина «Основы девиантологии» относится к вариативному циклу общепрофессиональных дисциплин и является логическим продолжением цикла психологических наук (общей, возрастной, педагогической, социальной).

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Цель: углубление знаний студентов в области развития девиаций поведения, а также организации просветительской работы с родителями в данном направлении.

Задачи:

- сформировать теоретическую базу знаний по данной дисциплине;

- использовать знания, приобретенные в объеме изученных дисциплин по общей, возрастной психологии;

- развитие представлений об организации системы работы с родителями в области профилактики отклонений в поведении;

- приобретение практических навыков, необходимых для самостоятельной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять наблюдение за детьми;

- составлять план работы по профилактике девиантного поведения детей;

- представлять результаты собственной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- специфику социально-психологических особенностей формирования и проявления девиаций поведения в детском и подростковом возрасте;

- модели и подходы к проектированию и моделированию деятельности в области поведенческой девиации;

- социально- психологическое влияние семьи на развитие отклонений в поведении;

- методы профилактики отклонений в поведении детей;

- особенности просветительской работы с родителями дошкольников.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.












2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

16

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


Конспектирование статей

Составление таблиц

Оформление диагностического альбома

Подготовка презентаций

Проведение диагностических методик

Моделирование планов- конспектов


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта


  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.Поведенческая норма, патология, девиации


Тема 1.1.Подходы к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций

Содержание учебного материала



1.

Общая характеристика состояния психологии девиантного (отклоняющегося) поведения: биологическая трактовка природы и причин девиантного поведения; социологический, психологический, психиатрический, этнокультурный, возрастной, гендерный, профессиональный подходы.

1


2

Семинарское занятие История зарубежной девиантологической мысли

  1. Зарождение девиантологических идей

  2. Основные направления девиантологической мысли (биологическое или антропологическое, психологическое направление, социологическое направление)

  3. Современные девиантологические теории

  4. Становление отечественной социологии девиантности и социального контроля (девиантологии) как специальной социологической теории

2




2

Самостоятельная работа обучающихся, подготовка сообщенений

Взгляды отечественных и зарубежных педагогов и психологов на природу отклонения в поведении - написание рефератов.

1


Тема 1.2. Психология гармоничного и нормативного поведения

Содержание учебного материала



1.

Классификация уровней индивидуальности, совокупность специфических качеств и свойств личности. Темпераментная сбалансированность. Соматотипы по У. Шелдону, классификация параметров темперамента С.Л. Рубинштейна, А. Томаса и С. Чесса. Гармоничность характера, сравнительная характеристика гармоничных и дисгармоничных черт характера. Личностная гармония.

Формирование характера на базе свойств темперамента; типы воспитания и типы характера.

1



2

Раздел 2. Типы, формы и структура девиантного поведения



Тема 2.1. Структура девиантного поведения

Содержание учебного материала



1.

Индивидуальные (изолированные) девиации, групповые девиации, семейные разновидности групповых девиаций, Взаимодействие индивида с реальностью.

1

Семинарское занятие «Варианты девиантного поведения»

  1. Этнокультурные варианты девиантного поведения

  2. Гендерные варианты девиантного поведения

  3. Возрастные варинаты девиантного поведения

  4. Профессиональные варианты девиантного поведения

4


Практическое занятие

  1. Диагностика отклоняющегося поведения (наблюдение, анкетирование родителей, тестирование, анализ документации, анализ продуктов деятельности,)

  2. Составление социальных паспортов группы

  3. Создание базы данных семей, находящихся в зоне риска

2


Тема 2.2 Модели девиантного поведения

Содержание учебного материала



Общая характеристика моделей поведения. Личностный, ситуативный, ситуационный и средовый уровни особенностей личности девианта.

4


Самостоятельная работа обучающихся. Составление глоссария по дисциплине

  1. Понятия «метод», «методика», «модель»

4


Тема 2.3 Типология отклоняющегося поведения

Содержание учебного материала



1.

Феномен творчества. Социальная дискомфортность и творчество. Страхи и навязчивости. Патологические привычные действия. Критерии патологической трансформации. Заторможенность в поведении ребенка. Черный юмор как форма девиантного поведения.

1

Самостоятельная работа обучающихся. Написание творческой работы

  1. Практическая ценность моделей девиантного поведения

4

Семинарское занятие Аффективные нарушения у детей

  1. Меланхолическая депрессия

  2. Адинамическая депрессия

  3. Астеническая депрессия

  4. Тревожная (ажитированная) депрессия

  5. Депрессия с идеями вины, с дисфорией

  6. Депрессии с навязчивостями, сдеперсонализированными расстройствами.

  7. Течение аффективных расстройств в детстве.

2




2


Тема 2.4. Возрастные варианты девиантного поведения

Содержание учебного материала



1.

Возрастная поведенческая норма. Специфические детские формы отклоняющегося поведения. Поведенческие стереотипы, их характеристика. Возрастная приоритетность поведенческих девиаций. Методы диагностики отклоняющегося поведения

1

Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по статьям

  1. Зеленкова С. М. Детско-подростковая экспедиция: коррекция и профилактика девиантного поведения / С. М. Зеленкова // Соц. педагогика. - 2011. - № 3. - С. 75-81.

  2. Евлашкина Н. М. Мотивация аффилиации и динамика агрессивного поведения у детей с девиантным поведением / Н. М. Евлашкина, А. Б. Холмогорова // Дефектология. - 2011. - № 4. - С. 65-72.

4


Раздел 3. Воздействие на девиантное (отклоняющееся) поведение



Тема 3.1. Превенция и интервенция девиантного (отклоняющегося) поведения

Содержание учебного материала



1

Социально- психологическое воздействие на девиантное (отклоняющееся) поведение. Психологическая интервенция девиантного (отклоняющегося) поведения. Стратегии социально- психологического вмешательства при различных формах девиантного (отклоняющегося) поведения

2


Тема 3.2. Семья как фактор развития девиантного поведения ребенка

Содержание учебного материала



1.

Социально- психологическая характеристика неблагополучных семей и семей «группы риска», семьи, находящие в пограничной зоне. Материнская депривация. Взаимосвязь девиантного поведения и социальной среды. Причины и признаки неблагополучия ребенка в семье.

2

2.

Педагогические запущенные дети. Основные причины девиантных форм поведения педагогически запущенных детей. Психологическая характеристика педагогически запущенных детей с признаками девиантного поведения.

2

Практическое занятие

Формы и методы работы с разными категориями семей (диагностика, индивидуальная и групповая просветительская работа с семьей, профилактические мероприятия, социально-педагогическая защита прав ребенка)

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Винокуров Л. Н. Факторы риска школьной дезадаптации / Л. Н. Винокуров // Соц. педагогика. - 2012. - № 6. - С. 17-30.

3


Тема 3.3. Особенности создания программ превентивной работы для учреждений дошкольного образования

Содержание учебного материала



1.

Учет общих аспектов развития ребенка в дошкольном возрасте.

Организация работы ДОУ с проблемными и неблагополучными семьями

Система взаимодействия служб в работе с семьями, находящимися в зоне риска

2

Самостоятельная работа обучающихся

Опыт дошкольных учреждений по реализации программ превентивной работы

2

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета специальной психологии.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- информационный стенд с демонстрационной системой;

- УМК учебной дисциплины;

- методические рекомендации по организации самостоятельной работе студентов;

- методические рекомендации к практическим занятиям;

- наглядные пособия;

- диагностический инструментарий.

Технические средства обучения:

- Телевизор,

- Видеоплеер,

- Магнитофон,

- Компьютер,

- Мультимедийный аппарат,

- Интерактивный экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии.- М., Просвещение, - 1992

  2. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева , Н. В. Ялпаева. - 3-е изд. - М. : Академия, 2010. - 269 с.

  3. Девиантология : хрестоматия / ред. Ю. А. Клейберг. - СПб. : Речь, 2007. - 407 с.

  4. Дети группы риска/ под ред. С.В. Титовой.- СПб.- Питер, 2008

  5. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).- М.- Академия, 2003

  6. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения.- М.- Сфера, 2003

  7. Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков : практ. руководство. Ч. 2 : Отклонения и нарушения / Г. В. Лаут, У. Б. Брак, Ф. Линдерамп. - М. : Академия, 2005. - 352 с.

  8. Менделевич В.М. Психология девиантного поведения. Учебное пособие.- СПб.- Речь,- 2005

  9. Пахальян Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст.- СП.-Питер, 2006

  10. Практикум по девиантологии / ред. Ю. А. Клейберг. - СПб. : Речь, 2007. - 140 с. - (Психологический практикум).

  11. Профилактика аддиктивного поведения школьников / ред. А. Колеченко. - СПб. : Каро, 2006. - 282 с.

  12. Психопатология детского возраста. Хрестоматия / Сост. А.Ю. Егоров, Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев.- СПб- Дидактика плюс, 2002

  13. Трудные подростки : практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения. - М. : АРКТИ, 2007. - 82 с. - (Школьное образование).

  14. Фурманов, И. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / И. Фурманов. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 348 с. - (Библиотека психолога).

  15. Шипицына Л. М. Психология детского воровства : учебное пособие / Л. М. Шипицына. - СПб. : Речь, 2007. - 276 с. - (Психология детства).

Дополнительные источники:

  1. Журнал «Дошкольное образование»

  2. Журнал «Дошкольное воспитание»

  3. Журнал «Обруч»

  4. Журнал «Вопросы психологии»

  5. Журнал «Дошкольная педагогика»

Интернет- ресурсы

1. Институт психологии Российской Академии наук - ipras.ru/

2. Институт психологии РАО - pirao.ru/
3. Российское психологическое общество - rpo.rsu.ru
4. Федерация психологов образования России - rospsv.ru
5. Санкт-Петербургское психологическое общество - spbpo.ru
6. Самарское общество психологов - psy.samara.ru

7. Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург) - bekhterev.org

8. Психоаналитическая ассоциация Российской Федерации - psychoanalysis.ru
9. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига - oppl.kub.ru
10. Международная ассоциация развивающего обучения - centr-ro.ru

1. Институт практической психологии «Иматон» - imaton.ru

2. Институт групповой и семейной психологии и психотерапии - igisp.ru

3. Институт развития личности - ipd.ru

4. Московский Гештальт Институт - gestalt.ru

5.Институт психотерапии и клинической психологии - psyinst.ru










  1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять выбор методов для работы с детьмис девиантным отклонением;

Подбор литературы по курсу, понятийный словарь, сообщение к уроку, конспект, тестирование

Практический урок, составление таблиц, оформление выводов

- составлять план работы на основе системного подхода;

Моделирование и проведение работы с родителями

Анализ взаимодействия с семьей

- представлять результаты работы с детьми дошкольного возраста с отклоняющимся поведением.

Контрольная работа, анализ условий.

Тестирование.

Презентация результатов работы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- цели, задачи изучения дисциплины;

- факторы, влияющие на возникновение девиаций;

Текущий контроль в форме защиты и практических занятий, тестирование, анализ условий, оформление выводов.

- типологию девиантного поведения;

Семинар, анализ работы, контрольная работа, конспектирование статей

- методы предупреждения отклонений в поведении детей;

Устный опрос, практические занятия, решение проблемных ситуаций, тестирование

  • особенности профилактического взаимодействия;

Подбор литературы по курсу, понятийный словарь, сообщение к уроку, аннотация статей, тестирование


  • виды, причины и признаки аффективных состояний у детей;

Практический урок, составление рекомендаций, анализ журнальных статей, конспект


  • методы организации диагностики причин девиантного поведения

Практические занятия, подбор диагностического материала, проведение на практике диагностики и анализ ее результатов.


© 2010-2022