- Преподавателю
- Школьному психологу
- Социально-психолого-педагогическая служба МБОУ КСОШ
Социально-психолого-педагогическая служба МБОУ КСОШ
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Щербина Е.Р. |
Дата | 07.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение комаровская средняя общеобразовательная школа Утверждаю Директор МБОУ КСОШ _____________Е. В. Галкина «_____»__________2014г. |
ПРОГРАММА «ПАРТНЕРСТВО» |
СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
|
Разработчики программы: Социальный педагог Щербина Е.Р. Социальный педагог Леващёва Л.В. |
Сроки реализации 2015/2017 год |
ЗАТО Комаровский
Пояснительная записка.
По данным Всемирной организации здравоохранения основным условием нормального развития ребенка является его здоровая нервная система, спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая родителями, педагогами и другими специалистами образовательного учреждения, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, поддерживают комфортную психологическую атмосферу и выполнение режимных и дисциплинарных моментов, создают условия для реализации задатков и способностей ребенка. Особое значение придается созданию в учреждении особой духовно-нравственной атмосферы, утверждение ее стандартов как социального института, оптимизации взаимоотношений между всеми субъектами образовательно-воспитательного процесса - детьми, педагогами и родителями.
Основная цель деятельности социально - психологической деятельности образовательного учреждения (далее Службы) - обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья обучающихся, содействовать развитию личности детей и молодежи в процессе их воспитания, образования и социализации.
Осуществляя заданную цель, Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, становлению их индивидуальности, развитию творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению и познанию в целом. Кроме того, специалисты Службы должны определять социально - психологические причины нарушений личностного и социального функционирования и развития, а также осуществлять профилактику условий возникновения подобных нарушений.
Задачи социально - психологической службы:
1. Создание психолого-педагогических условий для полноценного психического, психофизического и личностного развития детей на всех этапах их школьного детства.
2. Содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития учащихся.
3. Содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
4. Оказание учащимся помощи в определении своих возможностей, исходя из знания своих способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
5. Содействие педагогам и родителям в воспитании учащихся в формировании у них деятельности и поведения на основе принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
6. Предупреждение возникновения проблем развития у ребенка и помощь ребенку в решении актуальных задач его самоактуализации, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и т.п.
7. Психологическое обеспечение эффективности усвоения учащимися образовательных программ и психолого-педагогическая поддержка вариативных форм школьного обучения и досуга.
Нужно учесть, что эти задачи несколько различаются по своим приоритетам на разных ступенях образования:
Начальная школа:
- Определение готовности к обучению в школе;
- Обеспечение адаптации к школе;
- Развитие познавательной и учебной мотивации;
- Развитие самостоятельности и самореализации;
- Поддержка в формировании желания и «умения учиться».
- Развитие творческих способностей.
Основная школа:
- Сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения.
- Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и самообразования.
- Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.
- Формирование жизненных навыков.
- Помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.
- Профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Старшая школа:
- Помощь в профильной ориентации.
- Развитие исполнительной компетенции.
- Развитие временной перспективы, способности к целеполаганию.
- Поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни).
- Профилактика девиантного поведения, табакокурения, наркозависимости.
Основные виды деятельности специалистов социально-психологической службы учреждения:
- профилактика;
- диагностика (индивидуальная и групповая);
- консультирование (индивидуальное и групповое);
- развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей;
- экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения, разработанных ими учебно - методических пособий и т.п.).
Состав социально-психологической службы образовательного учреждения: директор школы, заместитель директора по учебно- воспитательной работе, педагоги-психологи, социальный педагог, медицинская сестра.
Схема 1. Структура взаимодействия социально-психолого-педагогической службы с участниками образовательного процесса
Большинство из них должны стать организаторами и участниками деятельности психолого-медико-педагогического консилиума, который нацелен на углубленную, индивидуализированную работу с детским контингентом, особенно с теми детьми, которые находятся в социально неблагополучных условиях семейного воспитания, имеют ограниченные возможности здоровья, а также явные признаки школьной и/или социальной дезадаптации, испытывают острую потребность в кураторстве со стороны профильного специалиста Службы.
Направления деятельности Службы:
1. Психологическое просвещение - формирование у родителей, детей и педагогов потребности в психологических знаниях, возможности удовлетворения этой потребности и формирование умений использовать полученные знания в интересах развития детей и собственного развития, создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения учащихся.
2. Психологическая профилактика - предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитие познавательной активности, предупреждение возникновения дезадаптации учащихся, разработка рекомендаций учителям, администрации школы, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, развития и обучения.
3. Педагогическая диагностика - углубленная и этапная психологическая диагностика эмоционально - личностных и познавательных возможностей учащихся на протяжении всего периода их обучения в школе, определение индивидуальных особенностей и склонностей детей, их потенциальных возможностей в процессе обучения и социализации, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, обучении и социальной адаптации.
4. Психолого-педагогическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности и деятельности учащихся, нивелирование имеющихся и возможных отклонений в развитии, поведении и общении детей, осуществляемое комплексно и системно всеми специалистами службы образовательного учреждения с возможным привлечением сотрудников территориального, профильного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС центра).
5. Консультативная деятельность - оказание помощи учащимся, педагогам, администрации школы, родителям и другим субъектам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания, обучения и профессионального самоопределения по индивидуальным запросам и в форме психологического консультирования.
Схема 2. Формы повышения педагогической компетенции
Схема 3. Алгоритм деятельности социально - педагогической службы
Система работы социально- психолого- педагогической службы МБОУ КСОШ с родителями.
Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Родительское собрание может проходить в форме "круглого стола", тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Тематическая конференция - обмен опытом воспитания детей. Алгоритм проведения - раз в год. Требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие всех участников педагогического процесса.
Посещение семей - эффективная форма работы педагога с родителями. При посещении семьи педагог знакомится с условиями жизни ученика, информирует родителей о жизнедеятельности ребенка в школе.
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов. На такие вечера родители приглашаются с учетом возрастных особенностей детей (например, папы подростков, мамы учениц 9-х классов).
Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи.
Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.
Консультация - оперативная форма общения педагога и родителей (индивидуальная или групповая). Групповые консультации проводятся при наличии одной воспитательной проблемы у нескольких родителей или с целью профилактики ее возникновения. Индивидуальные консультации обусловлены специфичностью того вопроса, который требует уточнения и разъяснения. Индивидуальные консультации могут заранее планироваться педагогом, но чаще они касаются возникшей проблемы, конкретной ситуации, т.е. являются ситуативными.
Задачи, решаемые в процессе консультирования:
-
выявление и оценка возможности специалиста помочь семье в данной проблемной ситуации или определение показаний для оказания помощи другим специалистам;
-
оказание социально-педагогической помощи в решении данной конкретной проблемы;
-
выявление взглядов каждого члена семьи на проблему, определение причин в самодиагнозе;
-
повышение общей социально-педагогической компетентности родителей и мобилизация внутренних потенциальных возможностей каждого члена семьи, способствующих ее самоактуализации;
-
определение дальнейших путей сотрудничества с семьей; разработка коррекционной программы.
Схема 4. Работа с родителями.
Система работы социально- психолого- педагогической службы МБОУ КСОШ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
-
Диагностическая деятельность.
-
выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;
-
изучение уровня развития и воспитанности учащихся;
-
наблюдение за учащимися в различных ситуациях;
-
определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;
-
проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;
-
определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;
-
выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;
-
изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;
-
изучение особенностей характера и темперамента ребенка;
-
определение мотивов поведения и общения;
-
учет состояния здоровья ребенка;
-
наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).
-
Индивидуально-коррекционная работа.
-
индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;
-
изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;
-
ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 -го класса и передача дневника классному руководителю 5-го класса для дальнейшей последовательной работы;
-
индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;
-
создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.);
-
вовлечение учащихся в активную общественную работу;
-
ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;
-
проведение тренингов общения;
-
проведение тренингов психологической разгрузки;
-
привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;
-
индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.
-
Работа с семьей.
-
изучение социального положения ребенка в семье;
-
выступление учителей на родительских собраниях;
-
посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;
-
встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;
-
индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;
-
совместная профилактическая работа школы с родительскими комитетами классов: рейды «Подросток», «Семья» и др.;
-
вовлечение в работу с семьей родительских комитетов классов, школы, Совета по профилактике правонарушений и преступлений, Совета по питанию, Совета по охране материнства и детства;
-
оказание материальной поддержки неблагополучным семьям (акции «Милосердие», оказание материальной помощи, выделение бесплатного питания ученикам, обеспечение бесплатным пользованием школьными учебниками, взаимодействие с Фондом гуманитарной помощи и др.);
-
привлечение родителей к проведению родительских
собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях; -
проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;
-
привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов, сексопатологов, гинекологов, венерологов и др.);
-
организация работы Совета отцов;
-
приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.;
-
оперативное решение вопроса о лишении родительских прав (изоляция ребенка от вредного влияния родителей).
-
Межведомственное взаимодействие с органами профилактики.
-
сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;
-
сотрудничество с инспекцией по делам несовершеннолетних района;
-
сотрудничество с врачами: психологами, наркологами, сексопатологами, гинекологами, венерологами и др.;
-
сотрудничество с работниками правоохранительных и следственных органов;
-
сотрудничество с районной подростковой биржей занятости;
-
сотрудничество с городским Центром детского творчества.
5.Информационная, организационно-методическая деятельность.
-
проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;
-
взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);
-
составление психолого-педагогической характеристики учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, ПДН и КДН иЗП;
-
разработка материалов в помощь классному руководителю;
-
составление психолого-педагогической характеристики класса;
-
организация выставок литературы, плакатов;
-
проведение социометрического исследования классов.
6.Правовое просвещение учащихся.
-
изучение и обсуждение Устава школы «Правил для учащихся»; изучение УК и ГК РФ об ответственности несовершеннолетних;
-
организация встреч с работниками ГИБДД, ОВД, ПДН;
-
проведение месячника правовых знаний;
-
проведение тематических кинолекториев;
-
проведение диспутов, конференций.
Система работы МБОУ КСОШ по профилактике правонарушений