Социально-психолого-педагогическая служба МБОУ КСОШ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

комаровская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор МБОУ КСОШ

_____________Е. В. Галкина

«_____»__________2014г.

ПРОГРАММА «ПАРТНЕРСТВО»

СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Разработчики программы: Социальный педагог Щербина Е.Р. Социальный педагог Леващёва Л.В.

Сроки реализации 2015/2017 год

Социально- психолого- педагогическая служба МБОУ КСОШ

ЗАТО Комаровский

Пояснительная записка.

По данным Всемирной организации здравоохранения основным условием нормального развития ребенка является его здоровая нервная система, спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая родителями, педагогами и другими специалистами образовательного учреждения, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, поддерживают комфортную психологическую атмосферу и выполнение режимных и дисциплинарных моментов, создают условия для реализации задатков и способностей ребенка. Особое значение придается созданию в учреждении особой духовно-нравственной атмосферы, утверждение ее стандартов как социального института, оптимизации взаимоотношений между всеми субъектами образовательно-воспитательного процесса - детьми, педагогами и родителями.

Основная цель деятельности социально - психологической деятельности образовательного учреждения (далее Службы) - обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья обучающихся, содействовать развитию личности детей и молодежи в процессе их воспитания, образования и социализации.

Осуществляя заданную цель, Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, становлению их индивидуальности, развитию творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению и познанию в целом. Кроме того, специалисты Службы должны определять социально - психологические причины нарушений личностного и социального функционирования и развития, а также осуществлять профилактику условий возникновения подобных нарушений.

Задачи социально - психологической службы:

1. Создание психолого-педагогических условий для полноценного психического, психофизического и личностного развития детей на всех этапах их школьного детства.

2. Содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития учащихся.

3. Содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.

4. Оказание учащимся помощи в определении своих возможностей, исходя из знания своих способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.

5. Содействие педагогам и родителям в воспитании учащихся в формировании у них деятельности и поведения на основе принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

6. Предупреждение возникновения проблем развития у ребенка и помощь ребенку в решении актуальных задач его самоактуализации, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и т.п.

7. Психологическое обеспечение эффективности усвоения учащимися образовательных программ и психолого-педагогическая поддержка вариативных форм школьного обучения и досуга.

Нужно учесть, что эти задачи несколько различаются по своим приоритетам на разных ступенях образования:

Начальная школа:

- Определение готовности к обучению в школе;

- Обеспечение адаптации к школе;

- Развитие познавательной и учебной мотивации;

- Развитие самостоятельности и самореализации;

- Поддержка в формировании желания и «умения учиться».

- Развитие творческих способностей.

Основная школа:

- Сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения.

- Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и самообразования.

- Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.

- Формирование жизненных навыков.

- Помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.

- Профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Старшая школа:

- Помощь в профильной ориентации.

- Развитие исполнительной компетенции.

- Развитие временной перспективы, способности к целеполаганию.

- Поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни).

- Профилактика девиантного поведения, табакокурения, наркозависимости.

Основные виды деятельности специалистов социально-психологической службы учреждения:

- профилактика;

- диагностика (индивидуальная и групповая);

- консультирование (индивидуальное и групповое);

- развивающая работа (индивидуальная и групповая);

- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей;

- экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения, разработанных ими учебно - методических пособий и т.п.).

Состав социально-психологической службы образовательного учреждения: директор школы, заместитель директора по учебно- воспитательной работе, педагоги-психологи, социальный педагог, медицинская сестра.



Схема 1. Структура взаимодействия социально-психолого-педагогической службы с участниками образовательного процесса

Большинство из них должны стать организаторами и участниками деятельности психолого-медико-педагогического консилиума, который нацелен на углубленную, индивидуализированную работу с детским контингентом, особенно с теми детьми, которые находятся в социально неблагополучных условиях семейного воспитания, имеют ограниченные возможности здоровья, а также явные признаки школьной и/или социальной дезадаптации, испытывают острую потребность в кураторстве со стороны профильного специалиста Службы.Социально- психолого- педагогическая служба МБОУ КСОШ


Направления деятельности Службы:

1. Психологическое просвещение - формирование у родителей, детей и педагогов потребности в психологических знаниях, возможности удовлетворения этой потребности и формирование умений использовать полученные знания в интересах развития детей и собственного развития, создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения учащихся.

2. Психологическая профилактика - предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитие познавательной активности, предупреждение возникновения дезадаптации учащихся, разработка рекомендаций учителям, администрации школы, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, развития и обучения.

3. Педагогическая диагностика - углубленная и этапная психологическая диагностика эмоционально - личностных и познавательных возможностей учащихся на протяжении всего периода их обучения в школе, определение индивидуальных особенностей и склонностей детей, их потенциальных возможностей в процессе обучения и социализации, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, обучении и социальной адаптации.

4. Психолого-педагогическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности и деятельности учащихся, нивелирование имеющихся и возможных отклонений в развитии, поведении и общении детей, осуществляемое комплексно и системно всеми специалистами службы образовательного учреждения с возможным привлечением сотрудников территориального, профильного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС центра).

5. Консультативная деятельность - оказание помощи учащимся, педагогам, администрации школы, родителям и другим субъектам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания, обучения и профессионального самоопределения по индивидуальным запросам и в форме психологического консультирования.

Схема 2. Формы повышения педагогической компетенции

Схема 3. Алгоритм деятельности социально - педагогической службыСоциально- психолого- педагогическая служба МБОУ КСОШ

Система работы социально- психолого- педагогической службы МБОУ КСОШ с родителями.

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Родительское собрание может проходить в форме "круглого стола", тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Тематическая конференция - обмен опытом воспитания детей. Алгоритм проведения - раз в год. Требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие всех участников педагогического процесса.

Посещение семей - эффективная форма работы педагога с родителями. При посещении семьи педагог знакомится с условиями жизни ученика, информирует родителей о жизнедеятельности ребенка в школе.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов. На такие вечера родители приглашаются с учетом возрастных особенностей детей (например, папы подростков, мамы учениц 9-х классов).

Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.

Консультация - оперативная форма общения педагога и родителей (индивидуальная или групповая). Групповые консультации проводятся при наличии одной воспитательной проблемы у нескольких родителей или с целью профилактики ее возникновения. Индивидуальные консультации обусловлены специфичностью того вопроса, который требует уточнения и разъяснения. Индивидуальные консультации могут заранее планироваться педагогом, но чаще они касаются возникшей проблемы, конкретной ситуации, т.е. являются ситуативными.

Задачи, решаемые в процессе консультирования:

  • выявление и оценка возможности специалиста помочь семье в данной проблемной ситуации или определение показаний для оказания помощи другим специалистам;

  • оказание социально-педагогической помощи в решении данной конкретной проблемы;

  • выявление взглядов каждого члена семьи на проблему, определение причин в самодиагнозе;

  • повышение общей социально-педагогической компетентности родителей и мобилизация внутренних потенциальных возможностей каждого члена семьи, способствующих ее самоактуализации;

  • определение дальнейших путей сотрудничества с семьей; разработка коррекционной программы.

Схема 4. Работа с родителями.Социально- психолого- педагогическая служба МБОУ КСОШ

Система работы социально- психолого- педагогической службы МБОУ КСОШ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

  • Диагностическая деятельность.

  • выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;

  • изучение уровня развития и воспитанности учащихся;

  • наблюдение за учащимися в различных ситуациях;

  • определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;

  • проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;

  • определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;

  • выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;

  • изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;

  • изучение особенностей характера и темперамента ребенка;

  • определение мотивов поведения и общения;

  • учет состояния здоровья ребенка;

  • наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).


  • Индивидуально-коррекционная работа.

  • индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;

  • изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;

  • ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 -го класса и передача дневника классному руководителю 5-го класса для дальнейшей последовательной работы;

  • индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;

  • создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.);

  • вовлечение учащихся в активную общественную работу;

  • ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;

  • проведение тренингов общения;

  • проведение тренингов психологической разгрузки;

  • привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;

  • индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.



  • Работа с семьей.

  • изучение социального положения ребенка в семье;

  • выступление учителей на родительских собраниях;

  • посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;

  • встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;

  • индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;

  • совместная профилактическая работа школы с родительскими комитетами классов: рейды «Подросток», «Семья» и др.;

  • вовлечение в работу с семьей родительских комитетов классов, школы, Совета по профилактике правонарушений и преступлений, Совета по питанию, Совета по охране материнства и детства;

  • оказание материальной поддержки неблагополучным семьям (акции «Милосердие», оказание материальной помощи, выделение бесплатного питания ученикам, обеспечение бесплатным пользованием школьными учебниками, взаимодействие с Фондом гуманитарной помощи и др.);

  • привлечение родителей к проведению родительских
    собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;

  • проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;

  • привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов, сексопатологов, гинекологов, венерологов и др.);

  • организация работы Совета отцов;

  • приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.;

  • оперативное решение вопроса о лишении родительских прав (изоляция ребенка от вредного влияния родителей).



  • Межведомственное взаимодействие с органами профилактики.

  • сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;

  • сотрудничество с инспекцией по делам несовершеннолетних района;

  • сотрудничество с врачами: психологами, наркологами, сексопатологами, гинекологами, венерологами и др.;

  • сотрудничество с работниками правоохранительных и следственных органов;

  • сотрудничество с районной подростковой биржей занятости;

  • сотрудничество с городским Центром детского творчества.

5.Информационная, организационно-методическая деятельность.

  • проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;

  • взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);

  • составление психолого-педагогической характеристики учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, ПДН и КДН иЗП;

  • разработка материалов в помощь классному руководителю;

  • составление психолого-педагогической характеристики класса;

  • организация выставок литературы, плакатов;

  • проведение социометрического исследования классов.

6.Правовое просвещение учащихся.

  • изучение и обсуждение Устава школы «Правил для учащихся»; изучение УК и ГК РФ об ответственности несовершеннолетних;

  • организация встреч с работниками ГИБДД, ОВД, ПДН;

  • проведение месячника правовых знаний;

  • проведение тематических кинолекториев;

  • проведение диспутов, конференций.

Система работы МБОУ КСОШ по профилактике правонарушений



© 2010-2022