- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа занятий по коррекции психологического развития
Программа занятий по коррекции психологического развития
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пилипенко М.И. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ № 1909
Имени героя Советского Союза
А.К.Новикова
_______________________________
Нагорнова Л.В.
Программа курса «Коррекция психологического развития»
(для учащихся начальной школы)
Автор программы
Педагог-психолог ГБОУ СОШ №1909
Пилипенко М.И.
2014-2015 год
Программа занятий по коррекции психологического развития
(для учащихся начальной школы)
Цель программы - развитие основных психических функций, состояний, адекватного образа «Я» в мире окружающих предметов, людей.
Формы работы - психологические игры, упражнения, работа с наглядным материалом, обмен мнениями.
Развивающие моменты обеспечиваются за счет занятости всех учащихся, возможности сравнения своей работы с результатами других, выявления наиболее приемлемого варианта и его обсуждения.
№№ по порядку
Название раздела и темы занятия
Количество часов
I
Знакомство с учащимся, его окружающим миром, семьей
6ч.
1.
«Я и моя семья» (нарисовать семью в окружении значимых предметов
1ч.
2.
«Что Я знаю о самом себе» (2-3 рисунка о важных событиях своей жизни)
1ч.
3.
Изучение и формирование самооценки ребенка
1ч.
4.
«Что означает быть добрым, вежливым»- оцениваем свои поступки
1ч.
5.
«Я и мои друзья»-развитие навыков ведения беседы, спора с ровесниками
1ч.
6.
Круг собеседования по рисункам «Мой портрет»
1ч.
II
Коррекция психических процессов и состояний
16ч.
1.
«Мое настроение-каким оно бывает» ( с элементами психогимнастики)
1ч.
2.
Выделение свойств объекта, его описание. Узнавание предмета
1ч.
3.
Развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, классификации
1ч.
4.
Отработка навыков классификации, подведение под понятие
2ч.
5.
Развитие произвольного внимания и запоминания
2ч.
6.
«Я и мои чувства»
1ч.
7.
Развитие логического мышления. Карточки Кеттела
2ч.
8.
Установление связи между предметами. Элементы анализа, синтеза
2ч.
9.
Развитие образности мышления, представлений с элементами фантазирования
2ч.
10.
Развитие точности восприятия, основных модальностей: слуховой, зрительной, кинестетической
2ч.
11.
Активизация процессов восприятия, памяти, мышления
2ч.
12.
Активизация творческих возможностей, ресурсов
2ч.
III
Коррекция поведения и взаимоотношений с окружающими
5ч.
1.
« Как Я могу понять других людей»
1ч.
2.
«Учимся владеть собой, своим настроением»
1ч.
3.
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»- как Я это понимаю
1ч.
4.
« Умеем ли мы дружить»?
1ч
5.
Круг собеседования «Мои планы на будущее. Хочу быть…»
1ч.
Обзор программы занятий
-
«Моя семья» (нарисовать семью в окружении значимых предметов) -1ч.
Что такое «семья»? Из кого состоит семья?- ответы на вопросы.
Рисунок семьи. Рассказ по рисунку с демонстрацией его. Выбираем рисунок, который понравился и объясняем свой выбор.
-
«Что Я знаю о самом себе» (2-3 рисунка о важных событиях своей жизни) -1ч.
Представление о себе и том окружении, в котором живешь. Вспомнить и нарисовать события своей жизни, которые оставили след, впечатлили тебя.
Рисование по теме, обзор рисунков. Ответы на вопросы по рисункам:
- Чем тебе запомнилось событие ?
- Что ты чувствовал, когда находился там?
- Хотел бы ты что-то изменить в своем воспоминании?
-
Изучение и формирование самооценки - 1ч.
Ответы на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?». Выполнение теста «Лестница». Собеседование по вопросам: «Что я могу сделать, чтобы стать……?»
(по любому признаку, взятому из теста)
-
«Что означает быть добрым, вежливым»- оцениваем свои поступки - 1ч.
Представления детей о понятиях «доброта», «вежливость». Привести конкретные примеры из своей жизни, жизни окружающих, знакомых. Работа с дидактическим материалом из серии «Будь вежлив» и др. Проигрывание этюда «Мороженое», «Провинившийся».
-
«Я и мои друзья» -развитие навыков ведения беседы, спора с ровесниками - 1ч.
Чтение и анализ литературного произведения по теме (И.Василенко «Мостик»). Ответы на вопросы по рассказу с объяснением позиции. Объясните смысл пословицы «Умный винит себя, глупый - своего товарища», др. пословиц (вспомнить и объяснить их).
Практическое упр. Выстраивание диалога по теме «Я люблю….»
-
Круг собеседования по рисункам «Мой портрет» - 1ч.
Рисунок по теме «Мой портрет в лучах солнца», рассказ о себе с опорой на вопросы. Организация выставки автопортретов, обмен впечатлениями. Выбор самого удачного портрета с объяснением своей позиции.
-
«Мое настроение - каким оно бывает» (с элементами психогимнастики) - 1ч.
Изобразить свое настроение цветным фломастером на общем листе бумаги, по цепочке. Обозначить настроение группы по рисунку, ответив на вопросы.
Приводятся примеры различных настроений с описанием ситуации (веселье, тревога, обида, радость, вдохновение и др.). Проигрывание этюдов «Удовольствие», «В ловушке», «Ласка», «Два характера», «Встреча с другом», и др. Ответ по кругу «Настроение - это….»
-
Выделение свойств объекта, его описание. Узнавание предмета - 2ч.
Игра «Угадайка», «Черный мешочек» - описание свойств без называния, название дать в конце. Упр. «Развиваем наблюдательность» - назвать как можно больше предметов, имеющих одинаковые признаки.
Упр. «Узнай по голосу», «Найди ошибки» (по рисункам). Упр. «Закончи словосочетания», «Составляем определения».
Упр. «Ранжирование»- распределить предметы, понятия по определенному признаку.
-
Развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, классификации в
ходе изучения предметов - 2ч.
Выполнение упражнений ,связанных с развитием логических связей:
«Найди лишний», «Сравнение понятий или предметов», «Простые аналогии»,
Упр. «Печатная машинка», «Запомни строй».
Поиск предметов (из предложенных, из окружения), обладающих схожими
признаками и предметов с противоположными свойствами. Работа по
плакату «Найди лишнее». Описание картинок с использованием сравнения.
-
Отработка навыков классификации, подведение под понятие - 2ч.
Называние предметов со схожими свойствами одним словом. Привести
примеры понятий, наполнить их содержанием. Упр. « Выделение
существенных признаков». Тест «Обобщение понятий». Использование
практического материала из теста Айзенка, Вернона.
-
Развитие произвольного внимания и запоминания - 2ч.
Использование упражнений, направленных на тренировку внимания, памяти.
Упр. «Пропусти число», «Исправь ошибки» (на словесном материале), «Сравни картинки», «Алфавит». Тест «Корректурная проба» .
Упр. «Запоминаем по кругу», «Ассоциации» (использование опор при запоминании). Игра «Зрительная память», «Рыба. Птица. Зверь».
-
«Я и мои чувства» - воспроизведение чувства жалости ,обиды, радости
(психогимнастика) - 1ч.
Опознавание различных эмоций и переживаний по фотографиям, схемам.
Проигрывание этюдов на отображение различных чувств.
Рисунок по теме «Я чувствую….». Обсуждение рисунков.
-
Развитие логического мышления с использованием словесного и образного
материалов. Карточки Кэттела. - 2ч.
Использование изображений предметов, явлений для установления связи
между ними. Упр. «Найди закономерность». Тоже на словесном материале: «Расставь предложения в рассказе», «Обозначь предложения». Объяснение смысла пословиц. Составление рассказа по серии картинок
Работа по плакату « Найди похожее». Упр. «Переставь буквы в словах, чтобы получить новое слово»
-
Установление связи между предметами. Элементы анализа, синтеза - 2ч.
Выполнение заданий, связанных с поиском закономерностей между словами, предметами: «Найди нужное слово», «Что подходит», «Закончи предложение». Работа по плакату «Найди верное». Упр. «Угадай и собери» (поиск частей общей картинки). Решение анаграмм. Выстраивание целостных образов с помощью частей (кубики Косса). «От общего к частному», «Найди похожее и различия», «Допиши числа».
-
Развитие образности мышления, представлений с элементами выдумки,
фантазирования - 2ч.
«Пиктограмма» (запоминание и воспроизведение словосочетаний, рассказа по образам). Упр. «Конструирование фраз», «Продолжи фразу: «Апельсин больше всего похож на….»». Составление изображений из объектов (различных форм). Тест «Заполнение отсутствующих деталей в изображении». «Фантастический образ» (построение образа из заданных элементов)
-
Развитие точности восприятия, основных модальностей: слуховой,
зрительной, кинестетической - 2ч.
Игры и упражнения на межмодальный перенос: «Найди такой же» (на ощупь, с закрытыми глазами, находит показанные предметы), «Нарисуй звук, который слышен», «Почувствуй и запомни позу», «Покажи размер», «Запомни точно». Запоминание и воспроизведение скороговорок и речевок. «Повтори звук», «Узнай по голосу». «Определи вес предмета и покажи его». Игра «Покажи слово: Где бывал Я не скажу, но что видел покажу».
-
Активизация познавательных процессов восприятия, памяти, мышления - 2ч.
Упр. «Найди ошибки в тексте», «Расставь числа», «Самые набюдательные».
Игра «Составь предложение» (из букв, которые обозначены), «Слова наоборот», «Поставь розу в вазу » . Установление причинно-следственных отношений, отношений «вид-род», «целое-частное», функциональные отношения, выведение умозаключений.
-
Активизация творческих возможностей ресурсов - 2ч.
Упр. «Неоконченные рассказы», «Неоконченный рисунок»,«Три краски» (заполнить весь лист и придумать больше названий). Упр. «Бином» (придумать пары слов и связывающие их ассоциации), «Танец». Игра «Королевство сказок»
-
«Как Я могу понять других людей»-этюды на выражение основных эмоций -
2ч.
Назови переживания (по картинкам, изображениям, фотографиям) и расскажи о причине их возникновения- обсуждение по кругу. Выразительные жесты и движения, упражнения с использованием их. Этюды на отображение эмоций.
Упр. «Передай послание» ( без слов, с помощью жестов, движений, мимики).
-
«Учимся владеть собой, своим настроением» - приемы релаксации - 1ч.
Упражнения на расслабление различных групп мышц: «Штанга», «Кораблик», «Солнышко и тучка», «Пружинки», «Олени» и др. Преодоление двигательного автоматизма: «Запрещенное движение», «Пожалуйста».
Обсуждение способов преодоления негативных переживаний «Мой опыт».
-
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» - как Я это понимаю - 1ч.
Обсуждение содержаний слов - понятий: «Хорошо, когда…….»;
«Плохо, если…..». Выстраивание ассоциаций. Прослушивание и обсуждение рассказов: «Так и не так» Чуковский К., «Сторож» Осеева В. и др.
Проигрывание ситуаций, обсуждение разных способов поведения в них.
-
«Умеем ли мы дружить?» (уступать, мирить, прощать) - 1ч.
«Мой друг…..» - продолжи предложение и расскажи о нем. Вспоминаем случаи, когда ссорились с другом (почему, что чувствовали, кто помог и чем). Методика «Гости». «Как можно помириться?» - обсуждение по кругу, проигрывание ситуаций с использованием их. Рисуем «Дружбу».
-
Круг собеседования «Мои планы на будущее. Хочу быть….» - 1ч.
Рисунок на тему и обсуждение рассказов по ним. Ответы на вопросы:
«Кто был убедителен?», « Чей план заинтересовал тебя?» и др. Упр. на оказание поддержки «Я хочу тебе подарить…»
Литература:
-
Г.Ю. Айзенк Проверь свои способности - М,. 1972
-
И.Л. Никольская, Л.И. Тигранова Гимнастика для ума - М., 1997
-
Р.В.Овчарова Практическая психология в начальной школе- «Сфера», 1996
-
Психологическое развитие младших школьников \под редакцией В.В.Давыдова. - М., 1990
-
Н.В. Самоукина Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы -М., 1993.
-
А.В. Семенович Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте - М., 2001
-
Л.Ю.Субботина Развитие воображения у детей- Ярославль, 1996.
-
Л.Ф. Тихомирова Развитие интеллектуальных способностей школьника- Ярославль, 1996.
-
М.И. Чистякова Психогимнастика . - М., 1990.
-
Е.Д. Хомская Нейропсихология индивидуальных различий. - М., 1997