Программа занятий по коррекции психологического развития

Цель программы – развитие основных психических функций, состояний, адекватного образа «Я» в мире окружающих предметов, людей. Формы работы – психологические игры, упражнения, работа с наглядным материалом, обмен мнениями.   Развивающие моменты обеспечиваются за счет занятости всех учащихся, возможности сравнения своей работы с результатами других, выявления наиболее приемлемого варианта и его обсуждения. Мышление первоклассников преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и предст...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 1909

Имени героя Советского Союза

А.К.Новикова

_______________________________

Нагорнова Л.В.







Программа курса «Коррекция психологического развития»

(для учащихся начальной школы)



























Автор программы

Педагог-психолог ГБОУ СОШ №1909

Пилипенко М.И.







2014-2015 год





Программа занятий по коррекции психологического развития

(для учащихся начальной школы)

Цель программы - развитие основных психических функций, состояний, адекватного образа «Я» в мире окружающих предметов, людей.

Формы работы - психологические игры, упражнения, работа с наглядным материалом, обмен мнениями.

Развивающие моменты обеспечиваются за счет занятости всех учащихся, возможности сравнения своей работы с результатами других, выявления наиболее приемлемого варианта и его обсуждения.

№№ по порядку

Название раздела и темы занятия

Количество часов

I

Знакомство с учащимся, его окружающим миром, семьей

6ч.

1.

«Я и моя семья» (нарисовать семью в окружении значимых предметов

1ч.

2.

«Что Я знаю о самом себе» (2-3 рисунка о важных событиях своей жизни)

1ч.

3.

Изучение и формирование самооценки ребенка

1ч.

4.

«Что означает быть добрым, вежливым»- оцениваем свои поступки

1ч.

5.

«Я и мои друзья»-развитие навыков ведения беседы, спора с ровесниками

1ч.

6.

Круг собеседования по рисункам «Мой портрет»

1ч.

II

Коррекция психических процессов и состояний

16ч.

1.

«Мое настроение-каким оно бывает» ( с элементами психогимнастики)

1ч.

2.

Выделение свойств объекта, его описание. Узнавание предмета

1ч.

3.

Развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, классификации

1ч.

4.

Отработка навыков классификации, подведение под понятие

2ч.

5.

Развитие произвольного внимания и запоминания

2ч.

6.

«Я и мои чувства»

1ч.

7.

Развитие логического мышления. Карточки Кеттела

2ч.

8.

Установление связи между предметами. Элементы анализа, синтеза

2ч.

9.

Развитие образности мышления, представлений с элементами фантазирования

2ч.

10.

Развитие точности восприятия, основных модальностей: слуховой, зрительной, кинестетической

2ч.

11.

Активизация процессов восприятия, памяти, мышления

2ч.

12.

Активизация творческих возможностей, ресурсов

2ч.

III

Коррекция поведения и взаимоотношений с окружающими

5ч.

1.

« Как Я могу понять других людей»

1ч.

2.

«Учимся владеть собой, своим настроением»

1ч.

3.

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»- как Я это понимаю

1ч.

4.

« Умеем ли мы дружить»?

5.

Круг собеседования «Мои планы на будущее. Хочу быть…»

1ч.

Обзор программы занятий


  1. «Моя семья» (нарисовать семью в окружении значимых предметов) -1ч.

Что такое «семья»? Из кого состоит семья?- ответы на вопросы.

Рисунок семьи. Рассказ по рисунку с демонстрацией его. Выбираем рисунок, который понравился и объясняем свой выбор.


  1. «Что Я знаю о самом себе» (2-3 рисунка о важных событиях своей жизни) -1ч.

Представление о себе и том окружении, в котором живешь. Вспомнить и нарисовать события своей жизни, которые оставили след, впечатлили тебя.

Рисование по теме, обзор рисунков. Ответы на вопросы по рисункам:

- Чем тебе запомнилось событие ?

- Что ты чувствовал, когда находился там?

- Хотел бы ты что-то изменить в своем воспоминании?


  1. Изучение и формирование самооценки - 1ч.

Ответы на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?». Выполнение теста «Лестница». Собеседование по вопросам: «Что я могу сделать, чтобы стать……?»

(по любому признаку, взятому из теста)


  1. «Что означает быть добрым, вежливым»- оцениваем свои поступки - 1ч.

Представления детей о понятиях «доброта», «вежливость». Привести конкретные примеры из своей жизни, жизни окружающих, знакомых. Работа с дидактическим материалом из серии «Будь вежлив» и др. Проигрывание этюда «Мороженое», «Провинившийся».


  1. «Я и мои друзья» -развитие навыков ведения беседы, спора с ровесниками - 1ч.

Чтение и анализ литературного произведения по теме (И.Василенко «Мостик»). Ответы на вопросы по рассказу с объяснением позиции. Объясните смысл пословицы «Умный винит себя, глупый - своего товарища», др. пословиц (вспомнить и объяснить их).

Практическое упр. Выстраивание диалога по теме «Я люблю….»


  1. Круг собеседования по рисункам «Мой портрет» - 1ч.

Рисунок по теме «Мой портрет в лучах солнца», рассказ о себе с опорой на вопросы. Организация выставки автопортретов, обмен впечатлениями. Выбор самого удачного портрета с объяснением своей позиции.


  1. «Мое настроение - каким оно бывает» (с элементами психогимнастики) - 1ч.

Изобразить свое настроение цветным фломастером на общем листе бумаги, по цепочке. Обозначить настроение группы по рисунку, ответив на вопросы.

Приводятся примеры различных настроений с описанием ситуации (веселье, тревога, обида, радость, вдохновение и др.). Проигрывание этюдов «Удовольствие», «В ловушке», «Ласка», «Два характера», «Встреча с другом», и др. Ответ по кругу «Настроение - это….»


  1. Выделение свойств объекта, его описание. Узнавание предмета - 2ч.

Игра «Угадайка», «Черный мешочек» - описание свойств без называния, название дать в конце. Упр. «Развиваем наблюдательность» - назвать как можно больше предметов, имеющих одинаковые признаки.

Упр. «Узнай по голосу», «Найди ошибки» (по рисункам). Упр. «Закончи словосочетания», «Составляем определения».

Упр. «Ранжирование»- распределить предметы, понятия по определенному признаку.


  1. Развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, классификации в

ходе изучения предметов - 2ч.

Выполнение упражнений ,связанных с развитием логических связей:

«Найди лишний», «Сравнение понятий или предметов», «Простые аналогии»,

Упр. «Печатная машинка», «Запомни строй».

Поиск предметов (из предложенных, из окружения), обладающих схожими

признаками и предметов с противоположными свойствами. Работа по

плакату «Найди лишнее». Описание картинок с использованием сравнения.


  1. Отработка навыков классификации, подведение под понятие - 2ч.

Называние предметов со схожими свойствами одним словом. Привести

примеры понятий, наполнить их содержанием. Упр. « Выделение

существенных признаков». Тест «Обобщение понятий». Использование

практического материала из теста Айзенка, Вернона.


  1. Развитие произвольного внимания и запоминания - 2ч.

Использование упражнений, направленных на тренировку внимания, памяти.

Упр. «Пропусти число», «Исправь ошибки» (на словесном материале), «Сравни картинки», «Алфавит». Тест «Корректурная проба» .

Упр. «Запоминаем по кругу», «Ассоциации» (использование опор при запоминании). Игра «Зрительная память», «Рыба. Птица. Зверь».


  1. «Я и мои чувства» - воспроизведение чувства жалости ,обиды, радости

(психогимнастика) - 1ч.

Опознавание различных эмоций и переживаний по фотографиям, схемам.

Проигрывание этюдов на отображение различных чувств.

Рисунок по теме «Я чувствую….». Обсуждение рисунков.


  1. Развитие логического мышления с использованием словесного и образного

материалов. Карточки Кэттела. - 2ч.

Использование изображений предметов, явлений для установления связи

между ними. Упр. «Найди закономерность». Тоже на словесном материале: «Расставь предложения в рассказе», «Обозначь предложения». Объяснение смысла пословиц. Составление рассказа по серии картинок

Работа по плакату « Найди похожее». Упр. «Переставь буквы в словах, чтобы получить новое слово»


  1. Установление связи между предметами. Элементы анализа, синтеза - 2ч.

Выполнение заданий, связанных с поиском закономерностей между словами, предметами: «Найди нужное слово», «Что подходит», «Закончи предложение». Работа по плакату «Найди верное». Упр. «Угадай и собери» (поиск частей общей картинки). Решение анаграмм. Выстраивание целостных образов с помощью частей (кубики Косса). «От общего к частному», «Найди похожее и различия», «Допиши числа».


  1. Развитие образности мышления, представлений с элементами выдумки,

фантазирования - 2ч.

«Пиктограмма» (запоминание и воспроизведение словосочетаний, рассказа по образам). Упр. «Конструирование фраз», «Продолжи фразу: «Апельсин больше всего похож на….»». Составление изображений из объектов (различных форм). Тест «Заполнение отсутствующих деталей в изображении». «Фантастический образ» (построение образа из заданных элементов)


  1. Развитие точности восприятия, основных модальностей: слуховой,

зрительной, кинестетической - 2ч.

Игры и упражнения на межмодальный перенос: «Найди такой же» (на ощупь, с закрытыми глазами, находит показанные предметы), «Нарисуй звук, который слышен», «Почувствуй и запомни позу», «Покажи размер», «Запомни точно». Запоминание и воспроизведение скороговорок и речевок. «Повтори звук», «Узнай по голосу». «Определи вес предмета и покажи его». Игра «Покажи слово: Где бывал Я не скажу, но что видел покажу».


  1. Активизация познавательных процессов восприятия, памяти, мышления - 2ч.

Упр. «Найди ошибки в тексте», «Расставь числа», «Самые набюдательные».

Игра «Составь предложение» (из букв, которые обозначены), «Слова наоборот», «Поставь розу в вазу » . Установление причинно-следственных отношений, отношений «вид-род», «целое-частное», функциональные отношения, выведение умозаключений.


  1. Активизация творческих возможностей ресурсов - 2ч.

Упр. «Неоконченные рассказы», «Неоконченный рисунок»,«Три краски» (заполнить весь лист и придумать больше названий). Упр. «Бином» (придумать пары слов и связывающие их ассоциации), «Танец». Игра «Королевство сказок»


  1. «Как Я могу понять других людей»-этюды на выражение основных эмоций -

2ч.

Назови переживания (по картинкам, изображениям, фотографиям) и расскажи о причине их возникновения- обсуждение по кругу. Выразительные жесты и движения, упражнения с использованием их. Этюды на отображение эмоций.

Упр. «Передай послание» ( без слов, с помощью жестов, движений, мимики).


  1. «Учимся владеть собой, своим настроением» - приемы релаксации - 1ч.

Упражнения на расслабление различных групп мышц: «Штанга», «Кораблик», «Солнышко и тучка», «Пружинки», «Олени» и др. Преодоление двигательного автоматизма: «Запрещенное движение», «Пожалуйста».

Обсуждение способов преодоления негативных переживаний «Мой опыт».


  1. «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» - как Я это понимаю - 1ч.

Обсуждение содержаний слов - понятий: «Хорошо, когда…….»;

«Плохо, если…..». Выстраивание ассоциаций. Прослушивание и обсуждение рассказов: «Так и не так» Чуковский К., «Сторож» Осеева В. и др.

Проигрывание ситуаций, обсуждение разных способов поведения в них.


  1. «Умеем ли мы дружить?» (уступать, мирить, прощать) - 1ч.

«Мой друг…..» - продолжи предложение и расскажи о нем. Вспоминаем случаи, когда ссорились с другом (почему, что чувствовали, кто помог и чем). Методика «Гости». «Как можно помириться?» - обсуждение по кругу, проигрывание ситуаций с использованием их. Рисуем «Дружбу».


  1. Круг собеседования «Мои планы на будущее. Хочу быть….» - 1ч.

Рисунок на тему и обсуждение рассказов по ним. Ответы на вопросы:

«Кто был убедителен?», « Чей план заинтересовал тебя?» и др. Упр. на оказание поддержки «Я хочу тебе подарить…»



Литература:


  1. Г.Ю. Айзенк Проверь свои способности - М,. 1972

  2. И.Л. Никольская, Л.И. Тигранова Гимнастика для ума - М., 1997

  3. Р.В.Овчарова Практическая психология в начальной школе- «Сфера», 1996

  4. Психологическое развитие младших школьников \под редакцией В.В.Давыдова. - М., 1990

  5. Н.В. Самоукина Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы -М., 1993.

  6. А.В. Семенович Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте - М., 2001

  7. Л.Ю.Субботина Развитие воображения у детей- Ярославль, 1996.

  8. Л.Ф. Тихомирова Развитие интеллектуальных способностей школьника- Ярославль, 1996.

  9. М.И. Чистякова Психогимнастика . - М., 1990.

  10. Е.Д. Хомская Нейропсихология индивидуальных различий. - М., 1997





© 2010-2022