Психологический тренинг Адаптация молодых педагогов

Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника вуза может протекать длительно и сложно. Зачастую возникающие у молодого специалиста трудности связаны с адаптационно-коммуникативной проблемой. Она связана с тем, что молодой специалист попадает ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг "Адаптация молодых педагогов"

Пояснительная записка

Известно, что окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации - "вживания" в профессию. Между тем, молодой учитель сразу начинает работать с учащимися наравне со своими опытными коллегами, потому особенно значима проблема сокращения адаптационного периода. Не случайно к вопросу адаптации учителя в разное время обращались ученые, педагоги и психологи: Альберт А., Л.Г. Борисова, С.Г. Вершловский, Т.А. Воробьева, Ф.Н. Гоноболин, П.А. Жильцов, Н.А. Ершова, Л.М. Митина, A.Г. Мороз, Г.И. Насырова, С.В. Овдей, М.И. Педаяс, П.А. Просецкий, М.И. Скубий, В.А. Сластенин, А.И. Ходаков и др.

Дефицит педагогических кадров объясняется, прежде всего, их текучестью. Если учесть, что профессиональная устойчивость пропорциональна стажу работы, обосновывается следующий вывод: характер адаптационного периода в ходе овладения специальностью определяет профессиональную судьбу личности.

Данный тренинг направлен на адаптацию молодых учителей в рамках «Школы молодого педагога» на базе ММЦ Чулымского района. Он является одним из элементов ряда мероприятий, которые проходят для молодых учителей, а именно семинары, лектории, мастер-классы. Тренинг может быть использован педагогами-психологами района для адаптации, вновь пришедших педагогических кадров.

Цель тренинга: содействие успешной социально-психологической адаптации молодых учителей.

Задачи:

  • Помочь научиться быстро и оптимально устанавливать эмоциональный контакт.

  • Создание атмосферы сотрудничества в группе педагогов, формирование уверенности в себе, доверия к людям, принятие коллективных решений.

  • Отработка различных способов межличностного восприятия. Осознание педагогами своих личностных особенностей и изменение в позитивную сторону отношения к себе и другому человеку.

  • Предоставление возможности молодым педагогам и лучше узнать друг друга. Материалы: памятка для молодых учителей (Приложение 1), листы бумаги по количеству участников, цветные карандаши, фломастеры.

Категория участников: педагоги, чей стаж не превышает 1 год.

Количество участников: 10-15 человек.

Продолжительность: 45 минут

ХОД ТРЕНИНГА

  1. Упражнение «Настроение»

Психолог

«Пусть каждый из вас по очереди займет такую позу, которая отражает его настроение в настоящий момент». (Вся группа по сигналу повторит эту позу. Затем изобразит свое настроение следующий участник).

  1. Упражнение «Сигнал»

Психолог

«Сейчас всем участникам нужно встать и взяться за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется автору». (В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения).

  1. «Я в школе…»

Психолог

«Все люди отличаются друг от друга. Отличаются своим восприятием окружающего, отношением к тому, что происходит вокруг них. Разные люди имеют разные способности к адаптации к новым жизненным условиям, к коллективу тех сотрудников, которые их окружают. Одному человеку для того, чтобы чувствовать себя уверенно в новом коллективе, на новой работе необходимо небольшое количество времени, другому человеку, напротив, этого времени нужно намного больше. Но, так или иначе, все педагоги, пришедшие впервые в учреждение, сталкиваются с проблемами и всем необходим адаптационный период для того, чтобы приспособиться к новым условиям жизнедеятельности.

Некоторые молодые учителя описывают период своей адаптации к учреждению как сложный, напряженный. Другие наоборот отмечают, что им было довольно легко адаптироваться к новым условиям.

Давайте попытаемся вспомнить, что происходило с вами, когда вы впервые попали в свою школу. Попытайтесь вернуть те ощущения, которые вы испытывали, вспомните о своих переживаниях. После этого подумайте, что изменилось сейчас. Можно ли сказать, что вы приспособились к специфическим условиям вашей деятельности, изменилось ли ваше отношение к своей работе, ваше восприятие происходящего. А сейчас каждый выскажется по кругу, обращая внимания на следующие вопросы».

  • На что я обратила внимание, придя первый раз в данную школу?

  • Какие чувства я испытывала при этом?

  • Что я обо всем этом подумала?

  • Как изменились сейчас мои первоначальные представления?

Психолог

Итак, мы убедились, что социально-психологическая адаптация сотрудника представляет собой процесс включения специалиста в новый трудовой коллектив.

  1. Упражнение ««Мои профессиональные планы»

Психолог

«Каждому из вас нужно на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов вы выбираете сами в соответствии со своими ощущениями.
После выполнения задания мы обсудим представленные рисунки».
Вопросы, которые могут задаваться:

  • Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?

  • Какая между ними связь?

  • Чем отличаются ваши рисунки? и т.д.


  1. Упражнение «Хорошо и плохо»

Психолог

«Я предлагаю вам назвать несколько профессионально качеств учителя и записать их на листах бумаги. По кругу каждый участник выскажет свое мнение о данном качестве. При этом первый участник свое высказывание начинает со слов «хорошо быть (выбранное качество), потому что …», а следующий участник начинает со слов «плохо быть (выбранное качество), потому что…» и так далее попеременно. Проводится 2 круга для того, чтобы каждый мог отразить и позитивную и негативную сторону качества».

  1. Упражнение «Подарок»

Психолог

«Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с меня, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа.

  1. Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Психолог

«Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг к другу.

Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!» оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, замкнуть круг и завершить церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Список использованной литературы


  1. Алиева М.А, Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г., Я строю свою жизнь./ Под.ред. Е.Г. Трошихиной. - СПб.:Речь, 2003.

  2. Интернет источник: otherreferats.allbest.ru›Психология›00116734_0.html



4


© 2010-2022