- Преподавателю
- Школьному психологу
- Арт-терапевтическое тренинговое занятие для младших школьников Маска-талисман
Арт-терапевтическое тренинговое занятие для младших школьников Маска-талисман
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Астапова А.В. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Арт-терапевтическое тренинговое занятие для младших школьников
"Маска-талисман"
Цели: - формирование регулятивных и личностных УУД, развитие произвольной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе; снятие психоэмоционального и физического напряжения и восстановление сил, обучение приемам саморегуляции, через арт-терапевтические средства; формирование навыков рефлексии, умения анализировать чувства; формирование навыков взаимодействия со сверстниками; развитие творческого мышление, способность концентрироваться.
Материалы: бумага (белая, А4), фломастеры, карандаши, ножницы, трафарет маски. (все по числу участников занятия).
Организация работы
-
Организационный момент (2 мин.);
-
Приветствие, разминка, упражнения (8 мин.);
-
Чтение сказки, вопросы и выводы (7 мин.);
-
Рисунок маски (15-20 мин.);
-
Ритуал наделение маски волшебной силой (2 мин.);
-
Завершение «дерево дружбы»(2-3 мин.).
Ход работы
1.Оргмомент
2.Приветствие, разминка
Психолог: Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть. Наше занятие мы начнем, как обычно, с разминки. Тихонько, как мышата, пройдите сейчас в круг. Помните правило: «Где встал, замри на месте!». Отлично! Начнем с упражнения «Черепашка»,
Ребята встают вместе с учителем в круг, все делается в кругу.
Шла по полю черепаха (дети сжимают руки в кулачки и кулачками спускаются по ногам до колен)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, трясутся всем телом, изображая страх)
И сказала вдруг: «Кусь-кусь», (кисти рук складываются в «уточку»)
Ничего я не боюсь.(мотают головой из стороны в сторону)
3.Выявление и актуализация детских страхов.
-Ребята, а вы боитесь чего-нибудь? А что вы испытываете, когда боитесь? А как вы думаете, чем мы будем с вами заниматься на нашем занятии? Правильно! -Итак ребята, все мы знаем, что такое страх. Страх-это то, чего боятся. Как вы думаете чего может бояться человек?
- И каждый из нас чего то боится. Давайте поиграем с вами в игру «Я боюсь..». Правила очень простые: я называю вам страх, а вы, если боитесь, дотрагиваетесь до кончика носа. Например: пусть дотронется до носа тот, кто боится мышей, и т.п.
-пусть дотронется до правого уха тот кто, боится темноты;
-пусть дотронется до левого уха тот кто, боится получить двойку;
-пусть дотронется до правого плеча тот кто, боится пауков;
-пусть дотронется до левого плеча тот кто, боится выходить к доске;
-Молодцы, у всех все отлично получилось. Ребята, вы храбрецы, мы сейчас увидели, что каждый из нас чего-то боится.
4.Чтение сказки «Маленькая Луна»
-Ребята, а вы любите сказки? Сейчас, я хочу прочитать вам сказку о маленькой Луне, которая тоже кое-чего боялась, а что она боялась, вы узнаете, слушая очень внимательно. Кто готов слушать сказку, хлопните 2 раза в ладоши. Все готовы. Зачитывание сказки «Маленькая Луна». (Приложение 2)
Вопросы к сказке:
-
Подумайте ребята, почему так огорчалась Луна из-за своего страха темноты?
-
Как Луна заставила свой страх отступить?
-
Что увидела в темноте, когда перестала бояться темноты?
-
Что чувствовала маленькая Луна в конце сказки?
5.Игра «Мешочек страхов»
-Ребята, возьмите листочки и карандаши, которые лежат у вас на партах. Подумайте, чего вы боитесь больше всего на свете. Вспомните все свои страхи и напишите их на листочках. Когда вы запишите свои страхи, запечатайте их - то есть сверните листочки несколько раз. Все запечатали свои страхи, все свернули листочки? Хорошо. А теперь давайте избавимся от страхов! Все страхи мы выбросим в мусорный мешок! (дети опускают свои листочки в мусорный мешок. - Да ребята, не бывает правильных или неправильных способов борьбы со страхами. Каждый выбирает свой способ.
6. Изготовление «Маски - талисмана»
-Я хочу рассказать вам историю. Давным-давно, люди, жившие в джунглях, нуждались в защите, т. к. им нужно было на охоте остерегаться злых животных и злых духов, для этого они делали себе маски для защиты. Это были маски талисманы, которые защищали их от всех страхов. Сегодня я предлагаю сделать вам свою маску-талисман, которая поможет вам в любой ситуации, защитит от любых неприятностей.
-Ребят, а вы знаете что такое талисман (амулет, оберег) -это магический предмет, который вас оберегает. Считается, что амулеты могут приносить удачу, предупреждать об опасности, улучшать самочувствие.
-И так за работу. Все приготовили простые карандаши, фломастеры, ножницы? Сейчас я раздадам листы и заготовки, мы начинаем работать.
звучит музыка «Песня братьев» из м/ф «Стальной Алхимик»
7. Ритуал наделение маски волшебной силой.
-Закончилась работа над маской, а теперь мы наделим маску волшебной силой. Положите маску изображением вверх, приложите к маске ладони, опустите голову и шепотом повторяйте за мной заклинание:
Маска, ты теперь мой талисман!
Ты помогаешь мне бороться с любыми страхами.
Раз, два, три, четыре,
Не один я в этом мире,
Я со страхом поборюсь,
Ничего я не боюсь!
8. Завершение «Мы смелые»
-Отлично! Теперь эти маски ваши помощники. Теперь мы примерим маску, чтобы она запомнила своего хозяина. Тихонько приложите маску к лицу. Давайте хором произнесем «Мы смелые!!!». А теперь положите ее рядом. Маску можно повесить над кроватью, а можно положить в укромное место и доставать ее тогда, когда ее помощь вам понадобится.
Ритуал завершения: «Дерево дружбы». (Приложение 3)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение1
«Здравствуй Вселенная»
Ребята встают вместе с учителем в круг, все делается в кругу
Здравствуй солнце (дети кистями рук делают шар),
Здравствуй небо (ребята ладошками тянутся к небу),
Здравствуй Земля (ребята приседают и ладошками трогают пол),
Здравствуй планета Земля (Ребята встают и делают большой круг руками).
«Черепашка»
Ребята встают вместе с учителем в круг, все делается в кругу.
Шла по полю черепаха (дети сжимают руки в кулачки и кулачками спускаются по ногам до колен)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, трясутся всем телом, изображая страх)
И сказала вдруг: «Кусь-кусь», (кисти рук складываются в «уточку»)
Ничего я не боюсь.(мотают головой из стороны в сторону)
«Стоим дом»
Ребята встают вместе с учителем в круг, все делается в кругу.
Стоим дом мы во Вселенной (руки в кулачках, стучат, поочередно ставя, кулачки друг на друга)
Есть в нем крыша и антенна (руки над головой изображают крышу и антенну)
Есть в нем дверь, и есть окошко, (руками вначале закрывают лицо, изображая дверь, а затем открывают ладошки, изображая окно)
А живет там только кошка (на уровне груди изображают, что гладят кошку).
Приложение 2
Сказка «Маленькая Луна» (А. Серебрякова) [3]
Каждую ночь на небе появляется Луна. Все это хорошо знают. А знаете ли вы, что она когда-то была маленькой?
Ее детство было беззаботным и счастливым. Одно тяготило ее: она боялась темноты. Ей было очень страшно появляться одной на черном ночном небе.
С наступлением сумерек знакомые звездочки одна за другой вспыхивали над землей и звали маленькую Луну к себе. Они рассказывали, как прекрасно ночное небо. А с ее приходом оно станет еще прекраснее! Звездочки убеждали робкую Луну, что нет ничего красивее загадочной ночной темноты.
Но маленькая Луна никак не могла побороть страх перед ночной стихией. Ей казалось, что в темноте бродят различные чудовища. Ночь преображала поверхность Земли, превращая все предметы в зловещие приведения. Мерцания далеких звезд было слишком слабым, чтобы осветить небо и землю
Маленькая Луна грустила о том, что не может веселиться вместе со звездочками. Она подрастала и знала, что рано или поздно ей придется превратиться в полную Луну. «Но какая же я Луна, если не могу быть королевой ночи и не знаю всех ее чудес?» - размышляла она.
Проходили дни и ночи, а Луна и не появлялась в небе. Кое-кто уже начинал злословить, сомневаясь в том, что она существует в природе. Маленькой Луне было обидно и больно.
Но однажды случилось вот что. Темной ночью все в округе услышали громкие крики о помощи. Человек никак не мог найти дорогу домой, он заблудился во тьме. Тогда к Луне прилетел мудрый Ветер и сказал: «О Луна! Только твой свет может указать человеку путь к дому. Ты же сама знаешь, как страшно быть одной в ночном мраке. Только ты можешь помочь бедняге. Покажись на небе! Пусть твой страх на время отступит».
Маленькая Луна послушалась мудрого ветра. Она вышла на небо - ясная и круглая. При ее появлении над Землей ночная мгла отступила. И Луна еще долго оставалась на небе.
Она впервые разглядела то, что раньше принимала за зловещие чудища и ужасные приведения. Под мягким светом они оказались деревьями, домами, башнями, и Луна совсем не ощущала страха.
Так она выросла.
И до сих пор луна делает ночи сказочными и волшебными, а заблудившиеся одинокие путники возносят ей благодарности, и так будет всегда.
Приложение 3
Ритуал прощания «Дерево дружбы»
Дети вместе с учителем собираются в круг, одну руку сжимают в кулак, большим пальцем вверх, и строят, цепляясь друг другу за пальцы, дерево. По окончании строительства, не отпуская друг друга, хором произносят: молодцы!!!! (в некоторых случаях, если количество детей не более 10, можно назначить того, кто будет корнями, стволом, кроной!)
Список литературы:
-
Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии.- СПб.:Речь, 2003.-320 с.
-
Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Алиева М. А., Гришанович Т. В., Трошихина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации).\ под ред Е. Г. Трошихиной.-СПБ.: Речь, 2002.- 216с.
-
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).-М.: «Генезис», 2006.-303 с.
-
Исаева О. С. «Принципы коррекции агрессивного поведения у младших школьников», Психология и школа 2006, №3