Психологическая азбука 1 класс

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Володарская СОШ

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Володарской СОШ

__________О.А.Янковская

«___» __________ 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образовательного курса

во внеурочной деятельности

«Психологическая азбука»

для обучающихся 7-8 лет

(1а ,1б ,1в, 1г класс)

Срок реализации дополнительного

образовательного курса - 1 год

Составитель: Малахова Кристина Михайловна

педагог-психолог





пос. Володарского, 2015 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании авторской программы Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой «Психологическая азбука» (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука (Первый год обучения)/ под ред.И.В.Вачкова.- М.: Издательство «Ось», 2003г.-168с.)

Направленнность: курс реализует программы дополнительного образования социально-педагогической направленности.

Новизна: курс направлен на создание в рамках системы начального обучения условий, максимально способствующих личностному развитию учащихся.

Актуальность: курс актуален для личностного развития учащихся, перехода на более высокий уровень самосознания, реализуемый на основе развертывания рефлексивных способностей учащихся.

Целесообразность: курс целесообразен для развития воображения, интуиция, мышления, приобретения представления о нормах поведения и нравственных ценностях.

Цель дополнительного образовательного курса: развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей, познавательных возможностей в тех пределах, которые определяются возрастными требованиями «психологической безопасности», предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».

Задачи дополнительного образовательного курса:

• помочь детям быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям;

• познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии и её предметом;

• учить методам и приемам познания себя;

• ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.

• способствовать гармоничному становлению психических функций;

• ориентировать детей на стремление к творчеству в учебной деятельности

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является опора на принцип метафоризации психологических представлений. Через понимание метафоры, через расшифровку и построение метафорических образов дети развивают воображение, интуицию, мышление, учатся получать эстетическое наслаждение от литературных текстов, косвенным путем приобретают представление о нормах поведения и нравственных ценностях. «Ключевая» метафора - Королевство Внутреннего Мира, реализуется в контексте развертывания цепочки особых сказок, объединенных общим сюжетом. Заложенные в сказках метафоры оказываются волшебным инструментом, помогающим ребенку лучше и глубже понимать себя, свой внутренний мир.

Важнейшими функциями сказочной метафоры являются:

осознание системы отношений между субъектами и снижения воздействия негативных эмоций в случае получения болезненной информации;

обеспечение раскрытия творческих потенциалов субъектов в процессе совместной активности;

раскрытие содержания научных психологических представлений.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы - 7-8 лет

Срок реализации дополнительной образовательной программы - 1 год (1 час в неделю,33 часа за 1 год).

Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу; формы проведения занятий разнообразны. Часть занятий, имеющих теоретический характер проводится в виде поисковых бесед. Практические занятия проводятся в виде игр, инсценировок.

Ожидаемые результаты:

• обучение навыкам эффективного общения;

• выработка адекватной самооценки;

• овладение приемами эмоциональной саморегуляции;

• овладение навыками разрешения конфликтов.

• развитие познавательных способностей;

• осознание себя в системе учебной деятельности;

• обучение навыкам эффективного общения;

Способы их проверки: методы наблюдения за учащимися, беседы с учащимися, учителями и родителями.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: беседа с учащимися.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительного образовательного курса « Психологическая азбука»

1 час в неделю, 33 часа в год


№ урока

Тема

Вид занятия

Кол- во

часов

По

плану

По

факту

Раздел 1. Я теперь школьник

1

Знакомство

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



2

Знакомство продолжается

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



3

Я теперь школьник

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



4

Что значит быть школьником

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



5

Знакомство с Пси-Магом

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



Раздел 2. Введение в мир психологии

6

Королевство Внутреннего Мира

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



7

Сказка о волшебных зеркалах-1

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



8

Сказка о волшебных зеркалах-2

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



9

Что я знаю о себе?

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



10

Что я знаю о себе и о других?

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



11

Я- это кто?

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



Раздел 3. Психика и познание мира

12

Мои ощущения

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



13

Мое восприятие мира

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



14

Мое внимание

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



15

Как быть внимательным?

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



16

Развиваем внимание

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



17

Я умею быть внимательным

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



Раздел 4. Темперамент и характер.

18

Что такое темперамент

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



19

Типы темперамента

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



20

Разные люди-разные типы темперамента

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



21

Разные люди-разные характеры

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



22

Какой у меня характер

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



23

Какой характер у других

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



24

Мой характер: оценим недостатки

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



Раздел 5. Я и мои эмоции

25

Что такое эмоции?

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



26

Какие бывают эмоции?

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



27

Конкурс чувствоведов

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



28

Что я знаю о своих эмоциях

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

1



29-33

Королевство Внутреннего Мира

Упражнения, игра, беседа, работа по тетради

5




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

33часа

Тема Я теперь школьник (5 ч.)

В этом разделе дети знакомятся друг с другом, создаются условия для самораскрытия и мотивирования на взаимопознания, знакомятся с правилами школьной жизни и занятий. Создается мотивация на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности.

Тема Введение в мир психологии (5ч.)

На занятиях по этому разделу программы происходит укрепление интереса к самопознанию, знакомство с основными составляющими Я-образа, развивается самоанализ и рефлексия. Поддерживается мотивация на познание самих себя и однаклассников, создается первоначальное представление о специфике психической реальности.

Тема Психика и познание мира (6 ч.)

Обсуждение этой темы предусматривает осознанию и оценке особенностей своих ощущений, восприятия, внимания, как причину успешности или не успешности учебной деятельности; стремление к самоизменению.

Тема Темперамент и характер (7 ч.)

Этот раздел посвящен осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивирование на познание особенностей своего темперамента, развивается умение различать типы темперамента; закрепляются умения различать типы темперамента, содействовать осознанию собственной уникальности и неповторимости через обнаружение у себя особенностей того или иного типа темперамента.

Тема Я и эмоции (9 ч.)

На занятиях этого раздела показывается богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширяется активный словарь для обозначения эмоций, мотивируются на понимание собственных и чужих эмоций, развиваются способности к их «прочтению» ,мимической и жестовой репертуар выражения эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций.

Перечень учебно-методического обеспечения, словарей и справочной литературы, мультимедийных пособий, дидактического материала

1. Психологическая азбука. Начальная школа (третий год обучения).

Под ред. И.В.Вачкова - М.: Издательство «Ось-89», 2003г.

2. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения). / Под ред. И.В.Вачкова - М.: Издательство «Ось-89», 2004г.

3. И.В. Вачков Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89,2001г.

4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3-е изд. - М.: Генезис, 2009. - 344с.

Источники информации для дополнительного изучения предмета учащимися

1. Вачков И.В. Психология для малышей. М.:Издательство «Педагогика-Пресс», 1996

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей

начальных классов от №___

Председатель ШМО

______________________ Артамонова Л.В.

«___» _________________2015г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______________________ Артамонова Л.В.

«____» ________________2015г.

















© 2010-2022