- Преподавателю
- Школьному психологу
- Коррекционная работа в школе
Коррекционная работа в школе
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Медунова С.Ю. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
2.4. Программа коррекционной работы
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования.
Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов - индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
2.4.1. Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования
Цель программы: обеспечение условий для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);
Задачи:
-
определение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и оказание им специализированной помощи при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
-
определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с ОВЗ, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;
-
разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ, учебных планов для обучения школьников с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;
-
реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк));
-
реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ;
-
обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ОВЗ;
-
осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
-
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
-
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
-
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
-
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
-
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы)
2.4.2. Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования
Программа коррекционной работы на ступени основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления:
Таблица 38
Направление работы
Цели
деятельности
Содержание
деятельности
Формы и методы работы с учащимися
Ответственный
Диагностическая работа
Проведение комплексного обследования и выявление детей с ОВЗ.
-
Определение особых образовательных потребностей и составление рекомендаций по обучению (подбор оптимальных методов обучения, стиля учебного взаимодействия, формы проверки знаний)
-
Изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся.
-
Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.
-
Системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка с ОВЗ (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ)
-
Изучение документации (карта развития ребенка и т.д.)
-
Тестирование
-
Наблюдение
-
Мониторинг динамики развития
Специалисты службы сопровождения, учитель, ПМПк
Коррекционно-развивающая
работа
Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.
-
Реализация рекомендаций ПМПК и школьного ПМПк.
-
Выбор оптимальных программ, методов и приемов обучения.
-
Организация и проведение индивидуально - групповых и развивающих занятий.
-
Развитие УУД
-
Формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний.
-
Развитие коммуникативной компетенции.
-
Формирование ИКТ-компетентности.
-
Индивидуальная и групповая работа с учащимися
Дефектолог, психолог, социальный педагог,
учитель, медицинский работник, классный руководитель
Консультативная работа
Обеспечение непрерывности специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся
-
Консультирование специалистами учителей по проблемам оказания помощи детям с ОВЗ в условиях урока.
-
Консультативная помощь семье.
-
Консультационная помощь обучающимся в вопросе профессионального самоопределения.
-
Консультация специалистов
-
Беседы
-
Малый педсовет
-
Консилиум
Дефектолог, психолог, социальный педагог, классный руководитель
Информационно-просветительская работа
Организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса
-
Информационная поддержка образовательной деятельности обучающихся, их родителей, педагогов.
-
Использование различных форм просветительской деятельности.
-
Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей.
-
Лекции
-
Беседы
-
Печатные материалы
-
Информационные стенды
Дефектолог, психолог, социальный педагог, мед. работник
2.4.3. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
I этап (май - сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
II этап (октябрь - май) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
III этап (май - июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
IV этап (август - сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Программа коррекционной работы на этапе основного общего образования реализуется общеобразовательным учреждением как самостоятельно (при наличии соответствующих ресурсов), так и совместно с другими образовательными и иными организациями и определяются договором между ними.
Таблица 39
Сетевое взаимодействие внутри ОУ
Сетевое взаимодействие с различными организациями
Взаимодействие специалистов различного профиля образовательного учреждения обеспечивает системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе, что обеспечивает систему комплексного психологомедико-педагогического сопровождения и эффективно решает проблемы ребёнка.
Взаимодействие внутри ОУ включает:
-
комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
-
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
-
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Социальное партнёрство предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Социальное партнёрство включает:
-
сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
сотрудничество с родительской общественностью.
Классный руководитель
Учителя-
предметники
Администрация ОУ
Педагог-психолог
Социальный педагог
Медицинский работник
Библиотека
Дефектолог
Школьный ПМПк
Педсовет
Совет по профилактике правонарушений
Сетевое взаимодействие внутри ОУ
Учитель - логопед
Для реализации ПКР в образовательной организации может быть создана служба комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ. Психолого-медико-социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ обеспечиваются специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, медицинским работником, социальным педагогом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом), регламентируются локальными нормативными актами конкретной образовательной организации, а также ее уставом. Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов образовательной организации, представителей администрации и родителей (законных представителей).
Медицинская поддержка и сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательной организации осуществляются медицинским работником (врачом, медицинской сестрой) на регулярной основе и, помимо общих направлений работы со всеми обучающимися, имеют определенную специфику в сопровождении школьников с ОВЗ. Так, медицинский работник может участвовать в диагностике школьников с ОВЗ и в определении их индивидуального образовательного маршрута, возможно проведение консультаций педагогов и родителей. В случае необходимости оказывает экстренную (неотложную) помощь (купирует приступ эпилепсии, делает инъекции (инсулин) и др.). Медицинский работник, являясь сотрудником профильного медицинского учреждения, осуществляет взаимодействие с родителями детей с ОВЗ.
Социально-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ в общеобразовательной организации может осуществлять социальный педагог. Деятельность социального педагога может быть направлена на защиту прав всех обучающихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их интересов; создание для школьников комфортной и безопасной образовательной среды. Социальный педагог (совместно с педагогом-психологом) участвует в изучении особенностей школьников с ОВЗ, их условий жизни и воспитания, социального статуса семьи; выявлении признаков семейного неблагополучия; своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и их семьям в разрешении конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростков с ОВЗ. Целесообразно участие социального педагога в проведении профилактической и информационно-просветительской работы по защите прав и интересов школьников с ОВЗ; в выборе профессиональных склонностей и интересов. Основными формами работы социального педагога являются: урок (за счет классных часов), внеурочные индивидуальные (подгрупповые) занятия; беседы (со школьниками, родителями, педагогами), индивидуальные консультации (со школьниками, родителями, педагогами). Возможны также выступления специалиста на родительских собраниях, на классных часах в виде информационно-просветительских лекций и сообщений. Социальный педагог взаимодействует с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом класса, в случае необходимости с медицинским работником, а также с родителями (их законными представителями), специалистами социальных служб, органами исполнительной власти по защите прав детей.
Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ может осуществляться в рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагогу-психологу рекомендуется проводить занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с ОВЗ. Работа может быть организована индивидуально и в мини-группах. Основные направления деятельности школьного педагога-психолога состоят в проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся с ОВЗ.
Помимо работы со школьниками педагог-психолог может проводить консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог (психолог) осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами. Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов.
В реализации диагностического направления работы могут принимать участие как учителя класса (аттестация учащихся в начале, середине и конце учебного года), так и специалисты (проведение диагностики в начале, середине и в конце учебного года).
Данное направление может быть осуществлено ПМПк.
ПМПк является внутришкольной формой организации сопровождения детей с ОВЗ, положение и регламент работы которой разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и утверждается локальным актом.
Цель работы ПМПк: выявление особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ и оказание им помощи (выработка рекомендаций по обучению и воспитанию; составление, в случае необходимости, индивидуальной программы обучения; выбор и отбор специальных методов, приемов и средств обучения). Специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой развития и успеваемости школьников, своевременно вносят коррективы в программу обучения и в рабочие коррекционные программы; рассматривают спорные и конфликтные случаи, предлагают и осуществляют отбор необходимых для школьника (школьников) дополнительных дидактических материалов и учебных пособий.
В состав ПМПк образовательной организации входят педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог (учитель-предметник), социальный педагог, врач, а также представитель администрации. Родители уведомляются о проведении ПМПк (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).
Реализация системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ предусматривает создание специальных условий: организационных, кадровых, психолого-педагогических, программно-методических, материально-технических, информационных (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).
Образовательная организация при отсутствии необходимых условий (может осуществлять деятельность службы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ на основе сетевого взаимодействия с различными организациями: медицинскими учреждениями; центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; образовательными организациями, реализующими адаптированные основные образовательные программы и др.
Сетевое взаимодействие с различными организациями
МОБУ
«Саракташская СОШ №2»
КДН и ЗП
ПМПК
МОБУ
ДОД ЦВР
Учреждения здравоохранения
Органы правопорядка
Коррекционные (специальные) ОУ
КЦСО
ДЮСШ
2.4.4. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других образовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности
1. Организационные условия:
Использование вариативных форм получения образования и различных вариантов специального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
-
обучения в общеобразовательных и коррекционных классах;
-
обучение по общеобразовательным и индивидуальным программам;
-
дистанционное и (или) надомное обучение.
Коррекционная работа реализуется во всех организационных формах деятельности образовательной организации: в учебной (урочной и внеурочной) деятельности и внеучебной (внеурочной деятельности).
Коррекционная работа в обязательной части (70%) реализуется в учебной урочной деятельности при освоении содержания основной образовательной программы. На каждом уроке учитель-предметник ставит и решает коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Освоение учебного материала этими школьниками осуществляется с помощью специальных методов и приемов.
Также эта работа осуществляется в учебной внеурочной деятельности в группах класса, в группах на параллели, в группах на уровне образования по специальным предметам.
В учебной внеурочной деятельности планируются коррекционные занятия со специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог) по индивидуально ориентированным коррекционным программам.
Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется по адаптированным программам дополнительного образования разной направленности (художественно-эстетическая, оздоровительная, ритмика и др.), опосредованно стимулирующих и корригирующих развитие школьников с ОВЗ.
Варьируется степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
2. Психолого-педагогическое обеспечение:
-
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
-
обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
-
обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
-
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
-
обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
-
развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
3. Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используются рабочие коррекционно-развивающие программы социально-педагогической направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану используются специальные (коррекционные) образовательные программы, учебники и учебные пособия для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
4.Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. Для этого на постоянной основе обеспечивается подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники образовательного учреждения имеют чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
Штатное расписание МОБУ «Саракташская СОШ №2» имеет ставки педагогических (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учитель - дефектолог) и медицинского работников. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Каждый участник реализации программы коррекционной работы имеет круг полномочий:
Таблица 40
Учитель:
-
интересуется проблемами ученика,
-
осуществляет индивидуальный подход в подборе необходимого учебного материала,
-
соблюдает педагогический такт и терпение,
-
поддерживает доверительные отношения с учеником и родителями,
-
оказывает консультативную помощь,
-
ведёт мониторинг индивидуальных достижений обучающегося,
-
сообщает родителям, классному руководителю обо всех трудностях и успехах,
-
присутствует на всех заседаниях участников группы, принимать участие в обсуждение перспектив и проблем обучающегося.
Классный руководитель:
-
осуществляет сопровождение занятий,
-
организует продуктивную внеурочную деятельность ученика, привлекает к участию в общественной деятельности и самоуправлении класса и школы,
-
оказывает ученику моральную помощь и поддержку,
-
ведёт мониторинг индивидуальных достижений обучающегося,
-
помогает ученику в планировании дел по преодолению проблем,
-
организует встречи родителей с предметниками,
-
сообщает администрации о состоянии дел сопровождаемого ученика,
-
присутствует на всех заседаниях участников группы, принимает участие в обсуждении проблем и перспектив обучающегося.
Педагог-психолог:
-
обеспечивает психолого-педагогическое диагностирование обучающегося на всех этапах маршрута поддержки,
-
морально поддерживает, поощряет обучающегося,
-
готовит рекомендации для участников маршрута в рамках собственной компетенции,
-
присутствует на всех заседаниях участников группы, принимает участие в обсуждении проблем и перспектив обучающегося.
Родители:
-
следят за распорядком дня ребенка, его здоровым образом жизни,
-
осуществляют контроль выполнения домашних заданий,
-
реагируют на требования педагогов, неудачи ребенка,
-
анализируют результаты образовательной деятельности своего ребенка, несут личную ответственность за этот результат,
-
оказывают только положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка,
-
занимаются воспитанием ребенка, служат личным примером для него,
-
организуют продуктивный отдых ребенка,
-
присутствуют на всех заседаниях участников группы, принимают участие в обсуждении проблем и перспектив обучающегося.
Обучающийся:
-
добросовестно готовятся к урокам (выполняет все индивидуальные задания)
-
на уроках выполняют задания учителя, не отвлекаются,
-
сообщают учителю, классному руководителю обо всех трудностях и успехах,
-
представляют и анализируют результаты собственной образовательной деятельности, несут личную ответственность за результат;
-
анализируют свои поступки, несут личную ответственность за них,
-
поддерживают доверительные отношения с родителями и педагогами,
Заместитель директора по УВР:
-
готовит нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность
-
оказывает методическую поддержку всем участникам сопровождения,
-
обеспечивает непрерывное, эффективное взаимодействие участников группы,
-
ведёт аналитическую документацию, обобщает представленные сведения,
-
осуществляет контроль за выполнением всех процедур сопровождения,
-
принимает участие в разработке мероприятий по улучшению результатов работы с обучающимся,
-
присутствует на всех заседаниях участников группы, принимает участие в обсуждении проблем и перспектив обучающегося.
5. Материально-техническое обеспечение
Создание надлежащей материально-технической базы, позволяет обеспечить адаптивную и коррекционно развивающую среды образовательного учреждения. Обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении.
6. Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно коммуникационных технологий.
В МОБУ «Саракташская СОШ №2» создана система широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, методическим пособиям и рекомендациям по всем направлениям и видам деятельности, наглядным пособиям, мультимедийным, аудио- и видеоматериалам.
2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС ООО.
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и могут определяться индивидуальными программами развития детей с ОВЗ.
Таблица 41
Группы результатов
Формы организации коррекционной работы
Урочная деятельность
Внеурочная
Личностные
Индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.).
Метапредметные
Овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.
Предметные
Предметные результаты определяются совместно с учителем - овладение содержанием ООП ООО (конкретных предметных областей; подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ; индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам (умение учащихся с нарушенным слухом общаться на темы, соответствующие их возрасту; умение выбирать речевые средства адекватно коммуникативной ситуации; получение опыта решения проблем и др.).
---------------------
Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.