Роль педагога-психолога в повышении психологической компетентности педагогов ОО

Из главной цели образовательной организации и определения профессиональной психологической компетентности учителя вытекают задачи психологической службы: помочь учителям в повышении общей психологической грамотности, в привлечении психологии к решению педагогических задач; помочь овладеть доступными диагностическими методами для изучения процесса развития личности, коллектива в условиях учебно-воспитательного процесса; опираться на психологию в психическом развитии учащихся, в преодолении недост...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль педагога-психолога в повышении психологической компетентности педагогов ОУ

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

Эта фраза из учебника по педагогике четко отвечает нам на вопрос «Зачем повышать компетентность педагога?».

Компетентность - качество действий работника, направленных на эффективное решение профессиональных задач (типовых и проблемных) и готовность нести ответственность за эти действия.

К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные и второстепенные. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога.

Профессиональные свойства педагогов не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.

Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемые к личности учителя . Для того чтобы вовремя установить эти требования, необходимо сделать следующее:

  1. Правильно оценить тенденции политического, социального, экономического развития общества.

  2. Определить, какими качествами в этом обществе должен обладать человек, чтобы общество непрерывно развивалось. После этого можно будет ответить на такие два вопроса.

  3. Какими достоинствами должен располагать и от каких недостатков должен быть избавлен современный человек, окончивший среднюю школу?

  4. Каким должен стать современный педагог, обеспечивший формирование и развитие личности, необходимой обществу?

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, должен иметь незаурядные общие и специальные способности. На общих способностях мы останавливаться не будем, так как они связаны не только педагогической деятельностью, а специальные способности рассмотрим подробнее. К ним можно отнести:

  • способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;

  • способность самостоятельно подбирать учебный материал определять оптимальные средства и эффективные методы

  • способность по-разному излагать, доступным образом изменять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить понимание и усвоение всеми учащимися;

  • способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний и навыков;

  • способность за сравнительно короткий срок добиваться изучения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;

  • способность правильно строить урок, совершенствуя преподавательское мастерство от занятия к занятию;

  • способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;

  • способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной 'для обучения информации, а также средственное использование в педагогической деятельности

  • способность формировать у учащихся нужную мотивационную структуру учебной деятельности (учения).

Особый класс специальных педагогических способностей составляют способности к воспитанию детей:

  1. Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).

  2. Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.

  3. Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

  4. Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.

  5. Способность вселять в человека уверенность, успокаивать (его, стимулировать к самосовершенствованию.

  6. Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

В. А. Кан-Калик, ученый-психолог, который много занимался исследованием этой способности, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов'. Общение является одной из самых сложных его сторон, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога.

Способности, проявляемые в действиях человека по отношению к самому себе, содержат умения управлять теми аспектами собственного поведения, которые важны для установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми, для обеспечения правильного восприятия и понимания этими людьми нас самих. К ним же относится способность человека к самовосприятию, направленная на устранение привычек и склонностей, препятствующих общению, на формирование и развитие полезных для общения умений и навыков (тест Столина).

Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.

Необходимость саморегуляции возникает следующих случаях:

  • Педагог сталкивается с трудноразрешимой, новой и необычной для него проблемой.

  • Проблема не имеет однозначного решения. Его или нет на данный момент времени, или имеется несколько альтернативных его вариантов, из которых трудно выбрать оптимальный.

  • Педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, которое побуждает его к импульсивным действиям.

  • Решение о том, как действовать, педагогу приходится принимать, не раздумывая, в условиях жесткого дефицита времени.

  • Действия педагога оцениваются со стороны, он постоянно находится под пристальным вниманием коллег, детей, других людей.

Аутогенная тренировка, или - кратко - аутотренинг, представят собой систему упражнений, направленных человеком на себя , предназначенных для саморегуляции психических и физических состояний. Аутотренинг полезен в тех видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность, ' том числе в педагогической работе, так как в общении педагога с детьми и с их родителями нередко возникают ситуации, которые называют трудными и которые требуют эмоционально-волевой саморегуляции.

Исследование педагогической и психологической литературы выявило, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженными являются ситуации общения учителя с учащимися (позиция Р.А. Макаревича), поэтому сейчас представляется наиболее значимой проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога.

Для развития этих умений предлагается в системе ОУ реализовать модель развития коммуникативной компетенции учителя. Она представляет собой целостную, достаточно динамичную систему, которая включает диагностический, информационно-мотивационный, проектно-организационный и обобщающий этапы.

На диагностическом этапе для исследования уровня развития коммуникативной компетентности педагогов применяются методы входной экспресс диагностики (тестирование, анкетирование).

Цель информационно-мотивационного этапа - актуализация проблемного поля учителя, рефлексирующего начало его деятельности. Результатом работы является пробуждение у педагога интереса к особенностям своей "Я-концепции" и своего профессионального развития, источникам и причинам своих практических затруднений в сфере коммуникаций.

Проектно-организационный этап предполагает выстраивание индивидуальных программ профессионального развития и саморазвития учителей гимназии, а практический - включение их в практическую деятельность по реализации этих программ.

На обобщающем этапе завершающим моментом нашей работы является повторное измерение тех показателей развития коммуникативной компетентности, что и во "входной диагностике", сравнительный анализ произошедших изменений.

Данная модель обеспечивается системой организационно-педагогических и психолого-педагогических условий эффективного развития коммуникативной компетенции учителя.

Педагоги включились в деятельность временных творческих групп, индивидуально разрабатывают и реализуют программы саморазвития, опытно-экспериментальной работы.

Проектные семинары, тренинги, методы интерактивного обучения позволяют включить педагога в процесс самосовершенствования, развивают его коммуникативные умения.

Учитель из исполнителя превращается в исследователя, экспериментатора, он овладевает навыками исследовательской деятельности, составления проекта, программы опытно-экспериментальной работы. Для демонстрации опыта, результатов экспериментальной и исследовательской деятельности в гимназии есть места предъявления этого опыта: научно-практическая конференция, фестиваль методических идей, конкурс педагогического мастерства.

Именно эти новшества и позволяют обеспечивать развитие профессиональной компетентности учителей.

На сегодняшний день практически отсутствуют современные методики оценки спектра и уровня достижения компетенций, соответствующие психологические тесты, поэтому представляется важным выделить показатели развития коммуникативной компетентности и подобрать методики оценки уровня их развития.

Все исследователи отмечают очень большую сложность измерения и оценивания этих показателей, однако можно отобрать методики.

Изучая мотивационную основу деятельности учителей по методике "Мотивы трудового поведения", мы определили, что движет учителями, от чего они получают наибольшее удовлетворение.

Наиболее значимыми для педагога мотивами являются: стремление к профессиональному росту (97%), желание спокойно работать без неприятностей и "нервотрепки" (87%), удовлетворение от хорошо проделанной работы (83%), хорошее отношение со стороны коллег (70%), осознание общественной значимости своего труда (67%), уважение со стороны руководителей (57%).

Сравнивая выбор мотивов, ведущих в коллективе, с мотивами, лично значимыми для каждого учителя, можно увидеть, что в основном они совпадают, первые три по значимости совпали полностью.

Анализ результатов данного исследования показывает, что основным ведущим мотивом и для педагога, и для коллектива является "стремление к профессиональному росту", что особенно важно для коллектива, работающего в инновационном режиме. Однако лишь 50% педагогов выбрали ведущим мотивом "желание проявить творчество, осуществить поиск, исследование", 27% педагогов выделили мотив "стремление проявить себя", 27% "стремление добиться максимальной самостоятельности в работе".

Итог исследования мотивов трудового поведения позволяет увидеть проблемы в формировании мотивационной сферы педагогов гимназии, использовать эти данные как при индивидуальной работе с учителями, так и при планировании работы с педагогическим коллективом по формированию сопричастности общей идее, осознанию собственной значимости каждого в успехах гимназии как ведущей мотивирующей силы.

Анализ исследования "Оценка потребностей педагогов в развитии и саморазвитии" представлен в виде диаграммы.

Данные результаты свидетельствуют о том, что 2/3 педагогов имеют высокую мотивацию к саморазвитию, а это в свою очередь является позитивным показателем участия педагогов в работе по повышению своего профессионального роста.

Внутришкольная система повышения квалификации обеспечивает развитие профессиональной компетентности педагогов, что доказывается высокими показателями образованности и квалификации педагогических кадров, высоким уровнем развития коммуникативных умений.

Предложенные формы и виды деятельности выгодно отличаются от традиционных, позволяют повысить уровень мотивации педагогов на развитие и саморазвитие, улучшить качественные показатели развития коммуникативной компетентности.

Профессиональную психологическую компетентность учителя, ее уровни можно изучать прежде всего по отзывам самих учителей о своей работе.

Из главной цели, стоящей перед школой, и определения профессиональной психологической компетентности учителя вытекают задачи психологической службы: помочь учителям в повышении общей психологической грамотности, в привлечении психологии к решению педагогических задач; помочь овладеть доступными диагностическими методами для изучения процесса развития личности, коллектива в условиях учебно-воспитательного процесса; опираться на психологию в психическом развитии учащихся, в преодолении недостатков их поведения. Эти задачи, как мы убедились на многих примерах, могут реализовать сами учителя, если они чувствуют ответственность за судьбу подрастающего поколения, если поверили в психологическую науку и увидели в ней резерв неиспользованных возможностей.

Таким образом, для повышения психологической компетентности учителей требуется определенная работа и обоюдная заинтересованность психологов, администрации и самих учителей. Начинать деятельность психологической службы в школе рекомендую с организации семинара.



© 2010-2022