- Преподавателю
- Школьному психологу
- Общая характеристика детей с ОВЗ
Общая характеристика детей с ОВЗ
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зонова В.Ю. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности. ( Л.И.Швецова)
|
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
-
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
-
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
-
Дети с нарушением речи (логопаты);
-
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
-
Дети с умственной отсталостью;
-
Дети с задержкой психического развития;
-
Дети с нарушением поведения и общения;
-
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют собенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями(читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях(например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу(например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).
Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый - со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:
ДЦП - детский церебральный паралич;
ЗПР - задержка психического развития;
ЗРР - задержка речевого развития;
ММД - минимальная мозговая дисфункция;
ОДА - опорно-двигательный аппарат;
ОНР - общее недоразвитие речи;
РДА - ранний детский аутизм;
СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья.
Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего - относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.
Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?
В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент - дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР. Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия - это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия - это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений - научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом используются следующие методические приемы:
-
- Поэтапное разъяснение заданий.
-
- Последовательное выполнение заданий.
-
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
-
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
-
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
-
-Перемена видов деятельности
-
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
-
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
-
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
-
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
-
- Работа на компьютерном тренажере.
-
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
-
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
-
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
-
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
-
-Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
-
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
-
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
-
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
-
- Оценка переделанных работ.
-
- Использование системы оценок достижений учащихся.