Статья на тему: Феномен одарённости и проблемы одарённых детей

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФЕНОМЕН ОДАРЁННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Заколодняя Е.Г.

педагог-психолог

МБОУ «Волоконовская средняя

общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза генерал-майора

И.С. Лазаренко Волоконовского района

Белгородской области»


Если человек идет не в ногу со своими

спутниками, возможно, это потому, что

он слышит другой барабан.

Пусть он шагает под ту музыку,

которая ему слышится,

в каком бы ритме она ни звучала.

Генри Дэвид Торо1

В определениях одарённости говорится, что одарённый ребёнок - ребёнок, который обладает способностями в том или ином виде деятельности, превосходящими способности других детей. Как правило, это результат взаимодействия генетической предрасположенности и социокультурного взаимодействия. Хотя существуют прецеденты, когда талантливые в той или иной области дети появляются в семье, где не отдаётся должного внимания развитию их способностей. Как, впрочем, есть и противоположные примеры, когда выдающихся достижений добиваются путём определённых усилий и постоянной работы над собой. Но, тем не менее, нельзя не отметить, что именно соединение этих двух компонентов приводит к выдающимся достижениям в той или иной области. Кроме того, большое значение имеет и способность подходить к решению задач творчески, находить нестандартные, принципиально новые решения, т.н. «креативность». Именно поэтому необходимо вовремя выявить таких детей и создать им необходимые условия для полного раскрытия и развития их потенциала. Но не всегда это реализуется. И причин этому несколько: во-первых, не всегда семья, в которой растёт ребёнок, придаёт должное внимание, а иногда и попросту игнорирует вопрос развития своих детей в той или иной области. Иногда родители считают, что в этом нет необходимости, эти способности ребёнку не пригодятся в будущем или не принесут материального или другого благополучия, а бывают случаи, когда ребёнок попросту растёт в социально неблагополучной семье, которая даже не интересуется его развитием: «был бы накормлен и одет», впрочем, даже это не всегда присутствует. Второй причиной, когда потенциальные возможности ребёнка не раскрываются и не реализуются должным образом, можно назвать следующую: когда семья не может осуществить развитие способностей своих детей в силу отсутствия материальных возможностей. Это, прежде всего, касается материально-затратных видов деятельности, таких как некоторые виды спорта, искусства (покупка инвентаря, формы, инструментов). А иногда это попросту отсутствие необходимых кружков, секций, специалистов в местности, где проживает семья. Ещё один из вариантов отношения семьи к талантливому ребёнку - это когда родители все усилия прилагают к развитию у ребёнка именно этих способностей, препятствуя полноценному развитию других способностей, общению ребёнка со сверстниками и, как следствие, созданию у ребёнка проблем в межличностном общении.

Именно поэтому образовательные учреждения должны обратить пристальное внимание на одарённых детей, выявить их и приложить все усилия к созданию необходимых условий для прогресса их потенциальных возможностей не в ущерб полнейшему личностному развитию, чему должно способствовать индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение на протяжении всех этапов обучения ребёнка в образовательном учреждении, как в обычной школе, так и в специализированной.

Выявление такие детей - самая первая трудность, с которой сталкиваются преподаватели. Невозможно определить способности ребёнка посредством какой-либо одной методики, одной процедуры, одного тестирования. Во-первых, невозможно в одной методике объединить весь спектр способностей, во-вторых, велика вероятность ошибки. Кроме того, не существует универсального эксперта во всех областях человеческой деятельности, а каждую способность должны оценивать люди, компетентные именно в этой области. Впрочем, широко известны случаи, когда и авторитетные, грамотные люди ошибались в оценке того или иного индивида. Именно поэтому усилия преподавателей и психологов должны быть направлены на постепенное, поэтапное выявление и последующее сопровождение одарённых детей.

Кроме того, одарённые дети или, точнее, дети с высокими потенциальными возможностями, как правило, отличаются от других детей и, в связи с этим, также существует ряд проблем. Прежде всего, это проблемы адаптации в социуме. Зачастую в обычной школе такие дети не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, могут подвергаться насмешкам и даже травле. Вследствие этого эти дети могут испытывать эмоциональное неблагополучие, могут, например, прекратить заниматься любимым делом, чтобы быть «как все». А иногда и наоборот, такие дети могут проявлять высокомерие к своим сверстникам, а иногда и учителям. Зачастую это тоже издержки семейного воспитания, но, тем не менее, такие случаи нередки, а, значит, и проблема существует. В обоих случаях этими вопросами следует заниматься, чтобы дать возможность полнее адаптироваться ребёнку в коллективе сверстников.

Ещё одной трудностью в жизни одарённых детей является постоянная занятость (тренировки, репетиции, участие в соревнованиях, конкурсах, концертах, олимпиадах), а, вследствие этого, частое отсутствие на уроках. Это может привести как отдалению от сверстников, так и к сложностям в общении с учителями, с изучением общеобразовательных предметов или других предметов, если одарённость проявляется в одном из них. Кроме того, некоторых учителей могут раздражать некоторые проявления «чрезмерной» умственной активности таких детей, как то: каверзные вопросы, комментарии, реплики и т.д., что может привести к личностным конфликтам с преподавателями. Ещё одним «подводным камнем» в обучении таких детей является то, что в обычном классе на уроке учитель не всегда может уделить должного внимания преуспевающему ученику, т.к. львиная доля времени отводится отстающим и обычным ученикам.

Эмоциональное неблагополучие может развиваться и на фоне так называемой «профессиональной конкуренции». Известны случаи, когда по отношению к таким детям сверстники совершают низкие поступки (например, прячут, портят инвентарь и т.п.).

Для предотвращения спектра вышеперечисленных трудностей выявления одарённых детей, а также для полнейшей их адаптации в социуме требуется пристальное внимание к ребёнку со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение одарённых детей строилось на основе специально разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации творческого и интеллектуального потенциала, позволяя при этом избежать односторонности психического развития, опасностей искажения личностного развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления.

1 Генри Дэвид Торо - американский писатель, мыслитель, натуралист, общественный деятель, аболиционист.

© 2010-2022