- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья Опыт исследования самооценки подростков в практике работы школьного психолога
Статья Опыт исследования самооценки подростков в практике работы школьного психолога
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тарасенко Е.М. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Опыт исследования самооценки подростков
в практике работы школьного психолога
В основе самооценки в подростковом и раннем юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно социально одобряемой системы ценностей. Наиболее емким определением личностного самоопределения является процесс формирования смысловой системы, в которой слиты представления человека о себе и о мире.
Психологическая интерпретация феномена самооценки, на наш взгляд, может заключаться в том, что некоторые значимые личностные характеристики для успешности личностного самоопределения осознаются старшеклассниками как менее выраженные в своей личности. С учетом задачи профессионального и личностного самоопределения школьников снижение оценки значимого качества в своей личности создаёт барьеры для возможности саморазвития старшеклассника. Реализуемый нами подход к практическому изучению самооценки подростков и юношей, через показатели осмысленности жизни личности, представляется нам достаточно перспективным для дальнейших разработок программ деятельности школьного психолога по этой проблеме.
Из научной литературы мы знаем, что при переходе от подросткового к юношескому возрасту у старшеклассников происходит формирование ценностных ориентаций. Система ценностных ориентаций выступает «свернутой» программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Общение - та сфера жизни старших школьников, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями. Педагог-психолог в практическом взаимодействии со старшеклассниками через общение может помочь ребятам в их попытке самоидентификации.
Настоящая статья подготовлена по материалам исследования автора, педагога-психолога, который работает со старшеклассниками более 20 лет. В контексте психологического сопровождения личностного самоопределения старших подростков и юношей мы старались оценить динамику самооценки учащихся восьмых и десятых классов. Для этого была разработана программа экспериментального исследования самооценки от подросткового к юношескому возрасту, которая была бы удобным инструментом в практической работе педагога-психолога.
В качестве методологической основы в работе мы использовали - исследования образа физического Я подростков в работах Соколовой Е.Т., Столина В.В.; влияние самооценки на познавательную деятельность человека и её место в системе межличностных отношений в исследованиях Захаровой А.И., Чесноковой И.И.; комплексный подход к исследованию личности, разработанный Бернсом Р.; исследования природы общей самооценки в работах Джеймса У.
Исследование проводилось на базе КГУ «Экономический лицей» ГУ «Отдел образования г. Семей Восточно-Казахстанской области». В качестве испытуемых в нем принимали участие учащиеся 8 и 10 классов. Общее количество испытуемых составило 118 человека, в возрасте от 13 до 17 лет.
Процедура исследования. В экспериментальной работе были использованы следующие методики: тест « Самооценка »; методика «Уровень притязаний» и методика «Автопортрет».
Тест « Самооценка ». Тест удобен в проведении и занимает небольшое количество времени. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе учащихся просили разделить лист бумаги на 4 равные части, и обозначить каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV. Затем давались карточки с четырьмя наборами положительных качеств людей в межличностных отношениях, общении; в поведении; в деятельности; в сфере переживаний и чувств.
Учащиеся должны были в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для них лично (идеальные качества ).
На втором этапе учащиеся внимательно рассматривали качества личности, выписанные ими из 4 наборов, и выделяли среди них реальные качества, т.е. такие, которыми они обладают.
Самооценка и уровень притязаний тесно связанны между собой. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремиться человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний. На уровень притязания оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности.
Этим и объясняется наш выбор представленной далее методики « Уровень притязаний ». Целью этой методики явилось определение уровня притязаний, и его устойчивость. Полученные результаты уровня притязаний сравнивались со шкалой разработанной Шварцладером.
Методика « Автопортрет », разработанная Е.С. Романовой и С.Ф. Потемкиной. Целью, которой является выявление индивидуально - типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней. При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки объединяются в 5 групп: схематическое изображение; реалистическое изображение; метафорическое изображение; портрет в интерьере; эмоциональный автопортрет.
Сравнительный анализ самооценки в подростковом и юношеском возрасте. По результатам экспериментальных исследований в двух восьмых и двух десятых классах мы разделили испытуемых на 4 группы.
Первая группа - учащиеся с неадекватно высокой самооценки с низким уровнем притязаний.
Вторая группа - старшеклассники с высоким уровнем самооценки и неадекватно высоким или высоким уровнем притязаний.
Третья группа - средний уровень самооценки и умеренный уровень притязаний.
Четвертая группа - неадекватно низкий и низкий уровень самооценки и неадекватно низкий, низкий уровень притязаний.
На диаграмме можно увидеть количественное соотношение испытуемых по всем четырем группам в контексте возрастных групп.
Такой результат нашего исследования говорит о том, что самооценка учащихся 8 классов диффузна, часто колеблется, она неустойчива и в основном неадекватна. Подросток либо переоценивает, либо, напротив, недооценивает себя. Они часто преувеличивают свои возможности, так как хотят быть признанными среди своих сверстников. Много изменений происходит и в обстоятельствах жизни подростка. Изучение основ наук, к которому вплотную приступают школьники в этом возрасте, предъявляет новые, более высокие требования к их мышлению, памяти и другим психическим процессам.
Для старшего школьника, как показывают исследования, самооценка имеет большую значимость. В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они охотнее отмечают свои недостатки, чем достоинства. Самоанализ становится элементов социально-нравственного самоопределения. Открытие себя как неповторимой индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «Я» («Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать?»), а с другой стороны - осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стал лучше?»).
При переходе от подросткового к юношескому возрасту совершается последовательное усложнение, расширение сферы деятельности и повышение роли самосознания в процессе общего психического развития личности. В этом и заключается динамика самооценки от подросткового к юношескому возрасту. То есть самооценка, и самосознание в эти возрастные периоды претерпевает ряд важных изменений в процессе становления личности. Приобретает более глубокие, четкие, осознанные черты.
Для проверки различий между показателями 8-х и 10-х классах мы воспользовались U - критерий Манна - Уитни. Статистические различия оказались значимыми на уровне . Следовательно, отмеченная нами динамическая характеристика самооценки в 8 и 10 классах достоверна.
Представленный в статье результат исследования не претендует на завершенность. Мы надеемся найти единомышленников в профессиональном сообществе для совместных поисков инструментария в исследовании самооценки старших школьников.
Список использованной литературы:
-
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова - Т. 1.-М.: Педагогика, 1980.-230 с.
-
Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. дис....канд. псих, наук: 19.00.05.-М., 1984.-17 с.
-
Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших школьников // Вопросы психологии. -2001.-№ 4. - 31-38 с.
-
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.-422 с.
-
Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал.-1992.-№4.-99-100
-
Захарова А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. С. 11-14.
-
Как построить свое «Я». / Под. ред. Зинченко А.К., Педагогика 1993.
-
Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе //Принципы развития в психологии. -М. 1978. - С. 316-335.