Методические рекомендации Сопровождение возрастных кризисов учащихся в школе

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности психологической поддержки учащихся

в период возрастных кризисов

В системе российского образования традиционно весь процесс обучения в школе делится на переходные этапы образования (1, 5 и 10 классы) и стабильные (2-4, 6-9 и 11 классы). Переходные этапы являются наиболее сложными, так как они влекут за собой изменение ситуации обучения. Возникают сложности: снижается успеваемость, мотивация к учению, ухудшается дисциплина.

Сложности перехода с одной ступени обучения на другую усугубляются еще и тем, что данные переходы совпадают с возрастными кризисами. В настоящее время в педагогической практике накладываются друг на друга два типа кризисов: возрастной кризис, который определяется культурно-исторической ситуацией развития, и кризис, создаваемый искусственно в ходе носильного перевода детей с одной ступени образования на другую, с резкой сменой педагогических условий, в которых ребенок уже привык жить и овладел определенными способами и видами деятельности. Кризис перехода от дошкольника к младшему школьнику (6-7 лет) приходится на 1 год обучения. Предподростковый кризис (10-12 лет) соответствует 5 классам. Предъюношеский кризис (15-16 лет) соответствует 10 классам школы.

В связи со сложившейся ситуацией, мы считаем необходимым оказать психологическую поддержку учащимся, находящимся на переходных этапах образования. Психологическая поддержка данной категории учащихся сводится к ведению в 1, 5 и 10 классов психологических занятий, направленных на удовлетворение возрастных психологических потребностей ребенка и развитие необходимых качеств.

1 класс, кризис семи лет. Так как в этом возрасте практически все дети идут в школу, то данный период связан с открытием для себя новой социальной позиции - позиции школьника. В этом возрасте самосознание ребенка меняется, соответственно происходит переоценка ценностей. Здесь появляется смысловая основа поступка, происходит формирование волевых процессов. Придя в первый класс, дети попадают в новую социальную обстановку, в условиях которой они учатся осваивать новые социальные роли, строить новые социальные контакты, расширяется круг общения детей. В это время особое внимание нужно уделить формированию у учащихся навыков самоконтроля, обучить конструктивным способам общения.

На данном этапе мы предлагаем ребенку курс психологических занятий, направленных на формирование у детей эмоционально-волевой регуляции «Шаг навстречу». Занятия по программе позволят сформировать у учащихся навыки контролировать свое поведение, умение вступать в равноправные партнерские отношения с людьми разного возраста. В ходе проведения занятий используются элементы сказкотерапии, игровые методы, арт-терапия. На занятиях дети узнают о значении эмоций в жизни человека, учатся контролировать свое поведение, подавлять агрессию, гнев, формируются навыки построения конструктивного общения.

5 класс, переход с первой на вторую ступень обучения, начало кризис подросткового возраста

Младший подростковый возраст является крайне значимым, ведь в это время происходит перестройка всей социальной ситуации развития школьника. У ребят появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять самого себя. Вместе с тем младшим подросткам не хватает критичности и умения просчитывать последствия своих поступков. По мнению Г.А. Цукерман, «именно на границе детства и отрочества в предподростковом возрасте школьникам необходимо помочь в постановке задач саморазвития и поиске средств их решения». В этом возрасте важно успеть заложить в ребенке основы личностно-эмоциональной защищенности, сформировать у ученика психологические умения самопомощи и безопасного взаимодействия с окружающими.

Пятиклассникам мы предлагаем занятия по программе «Познаю себя и учусь управлять собой». Цель программы: помочь детям узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, обучение навыкам конструктивного взаимодействия с окружающими. Занятия предусматривают применение элементов тренинговых занятий, игр на сплочение группы, проективных методик. Программа позволит детям успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность. В ходе занятий дети учатся контролировать свое эмоции и различать эмоциональное состояния других людей, анализировать свои сильные и слабые стороны, противодействовать чужому негативному влиянию.

10 класс, переход со второй на третью ступень обучения, начало юношеского возраста. Все чаще в современном обществе говорят о самовоспитании. Особенно остро этот вопрос встает в раннем юношеском возрасте. К сожалению, школьник получает недостаточно знаний о себе самом как человеке, личности. Старшеклассники нередко имеют весьма смутное представление о собственных психологических особенностях, а, следовательно, им трудно понять и себя и другого человека, который иначе ощущает и воспринимает окружающий мир, у которого есть свои особенности памяти, внимания, мышления, внимания, чувства, эмоции.

Предлагаемый курс «Основы психологии» направлен на овладение учащимися навыка самоанализа, понимания своих чувств и чувств других людей, мотивов, обучение приемам саморегулирования в стрессовых ситуациях, развитие познавательных процессов. Свободная атмосфера творческого поиска ответов на вопросы о смысле человеческого бытия, понимания себя, своих особенностей, своего места в мире отвечает особенностям и актуальным потребностям учащихся раннего юношеского возраста.

Мы считаем, что введение в учебный процесс данных занятий позволит учащимся успешно преодолеть возрастные кризисы и кризисы перехода с одной ступени обучения на другую.

Психолог Валериановской школы

Костюкович Е.В.


© 2010-2022