- Преподавателю
- Школьному психологу
- Урок-тренинг
Урок-тренинг
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Баильдинова Д.С. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Школа - лицей №20
Тема «Тренинга личностного роста для подростков
"Пойми себя"».
10 - 11 классов
Педагог - психолог: Баильдинова Д.С.
Павлодар, 2014г.
Тема «Тренинга личностного роста для подростков "Пойми себя"».
Цель тренинга:
Создать условия для личностного роста подростков.
Задачи тренинга:
1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
2. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности без оценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения
Материалы и оборудование:
· бумага для письма и рисования;
· маркеры, цветные карандаши, ручки;
· ватманы;
· магнитофон, диски с музыкой.
Приветствие
-
Знакомство.
Каждый участник пишет свое имя на бейдже и рисует ассоциацию к своему имени. До начала тренинга участникам раздаются карточки с качествами характера. По кругу каждый называет свое имя, ассоциацию и передает карточки тем участникам, которые на его взгляд обладают перечисленными качествами.
В конце знакомства ведущий просит участников посмотреть на качества, которые оказались у них в руках и просит поделиться своими впечатлениями.
-
Ведущий знакомит с правила работы в группе:
"Здесь и теперь"
Этот правило ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.
Искренность и открытость
Самое главное в группе - не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.
Правило Я
Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...". Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга - научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.
Активность
В группе отсутствует возможность пассивно "отсидеться". Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.
Конфиденциальность
Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы - естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы - в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.
-
Упражнение «Прогноз погоды».
Инструкция. «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю».
-
Упражнение "Атомы и молекулы".
Инструкция: " Вы - одинокие атомы. Начинаете хаотическое движение, при этом возможно легкое столкновение друг с другом - будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в молекулы, число атомов я назову".
-
Упражнение "Футболка с надписью".
Подготовить шаблоны футболок, вырезанные из бумаги. Предлагается сделать надпись на футболке, которая говорит о человеке сейчас - о его любимых занятиях, положительных качествах, об отношениях к другим, о том, чего он хочет от других и пр. После выполнения каждый зачитывает свою запись. Затем проводится короткое обсуждение : о чем в основном говорят надписи на футболках. Что мы хотим сообщить о себе другим людям?
-
Упражнения «Рекламный ролик».
Инструкция: Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все - потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все - как в обычной деятельности рекламной службы.
Но один маленький нюанс - объектом нашей рекламы будут являться… конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и - истинные - достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика - не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.
При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.
Время на подготовку - десять минут.
-
Упражнения. «Зато…»
Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее решения.
Тренер предлагаете каждому участнику игры вкратце описать на листе бумаги какое - либо несбывшееся желание, какую - либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая.
Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения.
Каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести ка можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая смешная или даже выгодная с помощью связок типа «зато…», «могло бы быть и хуже», «не очень - то хотелось, потому что…», «здорово ведь теперь…».
Упражнения
Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание «в течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этом жизни». Через три минуты поменяйтесь ролями» после упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.
-
Упражнение "Пожелание".
Каждый участник пишет на листе бумаги пожелание, сворачивает и кладет в центр комнаты. Затем каждый вынимает по одному пожеланию и получается, что все обмениваются пожеланиями.
-
«Спасибо за приятное занятие».
Инструкция:
Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.