Методическая разработка на тему: Программа адаптации учащихся нового набора к условиям обучения в колледже

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тимирязевский агротехнический колледж

Методическая разработка

«Программа адаптации учащихся нового набора

к условиям обучения в колледже»

Цель: Методические рекомендации для родителей, кураторов и учащихся при проведение адаптационных мероприятий и их содержание.

Составитель: психолог

Леонтьева А.В

2015 г.

Программа "Социально-психологическая адаптация

учащихся нового набора в колледже "

Одной из наиболее важных проблем обучения в современном колледже является адаптация организма не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды студентов.

Адаптация - это динамичный процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода, именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Адаптация молодого человека в среднем специальном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. По причине того, что процесс адаптации чрезвычайно динамичен, и его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния и так далее, то есть каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию, то изучение механизмов и закономерностей адаптации студента в разнообразных учебных условиях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

Большой интерес представляет для исследования социально - психологическая адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у студента требуемого уровня в учебной деятельности; от того насколько быстро и легко проходит адаптация, насколько больше отдача сил, энергии и интеллекта от студента.

На процесс адаптации к новой культурной среде влияет ряд факторов:

- индивидуальные характеристики - демографические и личностные (в том числе возраст);

- ситуативные.

К личностным характеристикам относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. Примером может служить такая черта, как тревожность. Тревожность как состояние, вызванное ситуативными факторами, оценивается с помощью опросника Спилберга.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на адаптацию человека, относят лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура.

К личностным факторам, негативно влияющим на процесс адаптации, относят конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других. (10).

В связи с этим, исследование особенностей социально-психологической адаптации учащихся первого курса в первые месяцы обучения в среднем специальном заведении, является актуальной проблемой.

База реализации программы: Тимирязевский агротехнический колледж, учащиеся нового набора по специальности «Фермерское хозяйствр» квалификации «Повар» и «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства ».

Цель программы: Выявить особенности социально-психологической адаптации учащихся нового набора к обучению в среднем специальном заведении, дать соответствующие рекомендации кураторам, преподавателям, родителям и учащимся, способствующие наиболее благоприятной адаптации, провести тренинговые занятия.

Задачи:

1. Исследовать психологическое состояние учащихся в процессе адаптации.

2. На основе сделанных выводов предложить рекомендации, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов на процесс адаптации учащихся.

3. Провести тренинги, способствующие наиболее оптимальной адаптации учащихся к обучению, снижению уровня тревожности, повышению самооценки учащихся.

4. На родительских собраниях затронуть вопрос о социальной адаптации и дать соответствующие рекомендации.

5. Провести повторное исследование.

Объект исследования: особенности социально-психологической адаптации учащихся к обучению в колледже .

Предмет исследования: психологическое состояние учащихся нового набора.

Гипотеза: Оптимизации процесса обучения учащихся - первокурсников способствует исследование уровня психологической адаптации и включение в учебно-воспитательный процесс рекомендаций, позволяющих снизить влияние дезадаптирующих факторов в первые месяцы учебных занятий, психологических тренингов, работы с кураторами, преподавателями и родителями.

Критерии результативности:

1. Уровень тревожности.

2. Степень социальной адаптации.

3. Уровень самооценки.

4. Уровень общительности.

Используемые методы и методики:

Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Эмпирические методы: Методика определения уровня тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского), Методика определения самооценки старших подростков.

Практическая и теоретическая значимость: результаты и материал исследования могут способствовать лучшему пониманию причин социально-психологической дезадаптации учащихся в процессе обучения в колледже и оптимизировать процесс адаптации учащихся нового набора.



Основные этапы программы:

этапа

Вид работы

Время проведения

1.

Диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже.Приложение 1.

Октябрь

2.

Работа с родителями. Приложение 2.

Ноябрь

3.

Ознакомление студентов с рекомендациями. Приложение 3.

Ноябрь

4.

Тренинговые занятия. Приложение 4.

Январь

5.

Повторная диагностика

Февраль

6.

Индивидуальное консультирование учащихся, имеющих трудности в адаптации, родителей, преподавателей работающих с данными учащимися

Февраль









Список литературы

  1. Адаптация и управление свойствами организма. Под ред. Сорокина А.П., Стельникова Г.В., Вазина А.Н.- М.: "Медицина", 1977.

  2. Адаптация человека. Под ред. Варабашевой В.И., Лихницкой И.И.- Ленинград: Издательство "Наука", 1972.

  3. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация.М., 1976.

  4. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 2000.

  5. Лукьяненко Т.И. Практикум по психодиагностике. Г.-А., 2001.

  6. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика. М.,2004.

  7. Основы физиологии человека. Учебник для высших учебных заведений, том 2-й, под ред. Академика РАМИН Б.И. Ткаченко. СПб., 1994.

  8. Прусов В.П. Социальные и психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов. Ленинград, 1989.

  9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 2001.

  10. Цирельникова Н.А. Физиология и патология механизмов адаптации человека. Новосибирск, 1977.

  11. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: ООО "Издательство АСТ", 1997.


© 2010-2022