ЗАНЯТИЕ в рамках творческого проекта «Встречают по одежке – провожают по уму»

Для развития полноценных, гармоничных взаимоотношений с окружающими, каждому человеку необходимо обладать навыками толерантного восприятия людей. С этой целью  был разработан проект (в рамках школьного Дня Творческих проектов), в ходе которого учащиеся получают  знания о толерантном отношении и восприятии других людей; приобретают навыки проведения и анализа анкетирования. Во время реализации проекта, дети совершенствуют коммуникативные умения и активизируют свой  творческий потенциал. Руководи...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗАНЯТИЕ

в рамках

творческого проекта

«Встречают по одежке - провожают по уму»

Для развития полноценных, гармоничных взаимоотношений с окружающими, каждому человеку необходимо обладать навыками толерантного восприятия людей. С этой целью был разработан проект (в рамках школьного Дня Творческих проектов), в ходе которого учащиеся получают знания о толерантном отношении и восприятии других людей; приобретают навыки проведения и анализа анкетирования.

Во время реализации проекта, дети совершенствуют коммуникативные умения и активизируют свой творческий потенциал.

Руководителем является педагог-психолог

Проект рассчитан на разновозрастную группу (5-9 класс). Оптимальное количество участников 15 человек. Продолжительность занятия - 4 часа.

Цель:

Учить детей толерантному восприятию людей; навыкам анализа анкетирования;

Коррекция поведения. Коррекция звукопроизношения, речи

Совершенствовать коммуникативные умения, активизировать творческий потенциал учащихся.

Выработка правил толерантного восприятия людей через всестороннее рассмотрение личности Бабы Яги.

Методы: Лекционный метод передачи знаний; анкетирование; дискуссионный метод обсуждения результатов диагностики; метод анализа конкретных ситуаций; театрализованная постановка.

Схема занятия

· Формулирование темы занятия, основных целей.
· Психологическая разминка, позволяющая задать темп и ритм занятия и являющаяся прелюдией основной части.
· Основная часть (сбор информации, анализ, определение типичных ошибок восприятия другого человека и выведение правил толерантного восприятия окружающих)

· Заключительная часть (оформление стенда, памяток - «Незабудок» с правилами, постановка спектакля, отражающего основные идеи нашего проекта.)

Задачи:

  1. Изучение личности Бабы Яги и общественного мнения о ней.

  2. Составление досье на Бабу Ягу.

  3. Изучение причин неверного восприятия Бабы Яги и выведение на их основе типичных ошибок при восприятии новых людей.

  4. Выработка правил толерантного восприятия людей.

  5. Создание памяток-незабудок с правилами.















  1. Организационный момент

Здравствуйте!

Посмотрите на меня, посмотрите на себя

Друг на друга посмотрите

Мне все мило улыбнитесь

И тихонечко садитесь!

Вспомните, пожалуйста, что мы больше всего любили делать в детстве… Читать сказки. А какие сказки у вас любимые? Какие персонажи вам нравились? Почему? А какие - вам не нравились? Почему?

  1. Введение в тему

Часто в жизни бывает так, что мы не всегда правильно можем оценить другого человека или даже героя книги. Поэтому сегодня мы предлагаем вам поподробнее присмотреться к такому сказочному персонажу, как Баба Яга. Как вы думаете, какой это персонаж (положительный, отрицательный)?

III Основная часть

Первое, что мы сделаем - это соберем досье на Бабу Ягу: кто такая, как выглядит, где живет, чем занимается, чем прославилась. Для этого мы проведем опрос среди гостей и учащихся класса. Нужно получить ответы на следующие вопросы:

  1. Какой персонаж русских народных сказок Вам нравится?

  2. Какой персонаж русских народных сказок Вам не нравится? Почему?

  3. Назовите злой персонаж русских народных сказок.

  4. Опишите Бабу Ягу.

(Просмотр слайдов)

В течение 10-15 минут проводится опрос, а затем его анализ. По результатам анализа делается вывод, что большинство людей воспринимает Бабу Ягу как отрицательный персонаж сказок, неряшливый, лживый, стремящийся причинить вред.

А теперь мы изучим литературные источники, видеофрагменты.

(Работа с источниками)

Назовите сказки, где один из персонажей Баба-Яга

Давайте проанализируем собранный материал. Итак:

  • Кто такая Баба Яга?

  • Как она выглядит?

  • Где она живет?

  • Как она живет?

  • Чем она прославилась?

  • Почему люди считают ее плохой? Оправданно ли это?

По результатам анализа литературных и видео источников делается вывод о том, что Баба Яга не плохой персонаж, а всем ее «злым» поступкам есть логические оправдания. По-внешнему виду Бабы-Яги нельзя судить о ее жизни и поступках.

Составляется правдивое досье на Бабу Ягу.(работа по карточкам)

Беседа психолога по теме занятия

Психологи определили те факторы, из-за которых страдают отношения в самом начале их возникновения.

Сравниваются с полученной информацией о Бабе Яге

На впечатления и мнения, которые мы создаем о человеке, на нашу симпатию или антипатию к нему влияют наши собственные стереотипы. Кто мне скажет, что такое стереотипы? Стереотип - своеобразный ярлык, который мы наклеиваем. Мы невольно относим человека к одной из категорий, которыми обычно пользуемся: «весельчак», «пройдоха», «зубрила», «синий чулок» и т. д., и затем с трудом изменяем сложившееся представление. Категории, на которые мы подразделяем людей, часто зависят от нашего состояния и настроения, но особенно - от нашего характера и образа жизни, а также стереотипов нашего окружения. Ярый борец с курением мысленно делит всех на курящих и некурящих, интеллигент - на тех, с кем есть о чем поговорить, и тех, с кем говорить не о чем, модница - на хорошо одетых и всех прочих. Наиболее известны этнические стереотипы - представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, «все цыгане - обманщики», «все французы - любвеобильны» и т. п. Стереотипы формируются и под влиянием средств массовой информации, особенно телевидения. Так на экране успешный человек имеет деньги, машину определенной марки, жену и любовницу, носит костюм известного модельера, пользуется самым модным одеколоном. В результате, наше сознание, обработанное с помощью массированной рекламы успешного образа, услужливо выдает нам готовое определение человека, лишь только мы почувствуем от него запах того самого модного одеколона.

Весьма распространенная ошибка при восприятии другого человека - «эффект ореола». Кто мне объяснит этот термин? Мы попадаем в плен общего впечатления, которое определяет все наши оценки: если мы считаем, что человек в целом хороший, то он хороший во всем или почти во всем, а уж если плохой, то дрянной без оговорок. Мы удивляемся, когда выясняется, что приятный нам человек может быть дружелюбным с друзьями и деспотом с женой и детьми.

Мы воспринимаем другого человека с позиции «превосходства». Люди склонны переоценивать внутренние качества тех людей, которые их превосходят (к примеру, по статусу: «начальник всегда умнее, достойнее, грамотнее»). Оцениваем его более положительно, чем если бы он был нам равен. Если мы имеем дело с человеком, которого в чем-либо превосходим сами, то мы его обычно недооцениваем.

Еще одна схема восприятия - «привлекательность». Если партнер нам нравится внешне, то мы склонны его считать привлекательным и внутренне, обычно, переоценивая многие его психологические характеристики. Да и каждый из нас, конечно, прекрасно понимает: душевные качества человека, его способность сопереживать и любить, никак не связаны с объемом талии или формой носа. Но, к сожалению, в момент возникновения отношений (и долгое время потом) многие об этом забывают. Все это начинает осознаваться только при более длительных и глубоких отношениях. Если люди хорошо и давно друг друга знают, если испытывают взаимное притяжение на душевном уровне, начинает работать великий принцип: кто близок, тот и красив.

Фактор «отношение к нам». Те, кто хорошо к нам относится, кажется нам значительно лучше тех, кто относится плохо. Тех, кто к нам относится хорошо, мы, обычно оцениваем тоже со знаком «+», отбрасывая его отрицательные черты. Тех, кто относится к нам негативно, мы склонны оценивать также негативно, не замечая их положительных черт.

При формировании образа другого человека, нам часто недостаточно информации о нем, а ту, что мы имеем, мы склонны оценивать через наше эмоциональное состояние и прошлый опыт.

IV Презентация

Давайте придумаем правила, чтобы ни мы, ни другие люди не совершали ошибок при восприятии окружающих.

Примерные правила толерантного восприятия других людей:

  1. Считайся с чужим мнением.

  2. Не бойся правды, высказанной в твой адрес.

  3. Будь справедлив! Человек невиновен, пока не доказана его вина.

  4. По одежке встречай - по уму провожай.

  5. Воспринимай другого человека как равного тебе. Все мы люди.

  6. Проявляй уважение к другому человеку.

  7. Слушай, что тебе говорит другой человек.

  8. Принимай другого человека таким, какой он есть.

  9. Старайся ставить себя на место другого человека.

V. Творческая работа

В природе есть такие замечательные цветы - Незабудки. Существует легенда, что влюбленная Нимфа после смерти была превращена в прекрасные цветы, чтобы никто не забывал, как трогательна бывает любовь. Давайте и мы с вами создадим памятки-незабудки с нашими правилами, чтобы люди знали о них и не забывали при общении друг с другом.

(Из цветной бумаги вырезаются цветы. На их лепестках пишутся правила.)

(Прежде чем начать работать вспоминаем правила работы с ножницами и клеем)

Физкультминутка

Наши нежные цветки

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

VI. Спектакль

Давайте познакомить с нашими выводами ребят и учителей школы необычным способом. Давайте разыграем маленький спектакль и подарим окружающим наши цветы-памятки.

Репетиция. Выступление.

Суд Бабы Яги

(сценарий)

Действующие персонажи: Судья, Прокурор, Адвокат, Баба Яга, Иван-царевич, Машенька, Царевна-лягушка, Секретарь.

Прокурор, Баба Яга, Адвокат рассаживаются за столы.

Музыка затихает. Выходит Секретарь.

Секретарь. Встать! Суд идет!

Выходит судья, садится.

Судья. Прошу садиться. Сегодня слушается дело № тридевятое-тридесятое госпожи Бабы Яги, давнишнего года рождения, проживающей по адресу: окраина дремучего леса, избушка на курьих ножках. Прокурор на месте? Адвокат? Истец? (Баба Яга) Ответчик? (плакат «Общественное мнение») Присяжные? (Зрители) Господин Прокурор, вам слово. Введите нас в курс дела.

Прокурор. Ваша честь, 1 марта сего года госпожа Баба Яга обратилась к участникам нашей творческой секции с просьбой защитить ее репутацию от нападок общественного мнения. Слово Бабе Яге.

Баба Яга. Я живу у себя в лесу, никуда больно-то не хожу, никого не трогаю. И все кому не лень ко мне приходят, чего-то от меня требуют, без спросу забирают мои вещи, а потом меня же обвиняют в том, что я злая. А я ведь старая женщина, у меня - давление.

Вот, к примеру, вчера видела: мамаша одна своего маленького ребенка пугала, что сейчас Баба Яга придет и его съест. А я ведь детей не ем. Это я их так припугиваю только, чтобы вели себя хорошо. Что же я такого сделала, чтобы ко мне так относились? (Садится)

Судья. Адвокат общественного мнения, у вас есть, что сказать в защиту?

Адвокат. Я много говорить не буду. Давайте послушаем свидетелей. Приглашается Иван-Царевич из сказки «Марья - Маревна».

Иван-царевич: Пошел я к бабе яге богатырского коня заслужить чтобы Марью-Маревну из беды выручить. Я 3 дня ее лошадей пас, а когда ушел с паршивым жеребенком она за мной погналась, погубить хотела.

Судья: Баба Яга что вы можете на это сказать?

Баба яга: Господин судья, Иван-царевич попросил коня, а он то дешево не стоит, за него заплатить надо. Плата у меня такая: 3 дня моих коней пасти. А упасешь, получишь своего коня. Вечером 3-го дня я думаю: ой, какой молодец, давно ни кто не мог за моими конями уследить. С утречка накормлю его и дам богатырского коня, да дорогу укажу, где Кащея найти. А он посреди ночи украл моего жеребенка не доросшего, чем кони хуже были, не пойму? А погналась я не для того чтобы погубить, а своего коня вернуть, которого он украл. (Обращаясь к Ивану.) Так было дело?

Иван Царевич: Да Баба Яга, я и правда, погорячился, поторопился. Прости меня, пожалуйста.

Баба Яга: Да ладно, было и быльем поросло.

Адвокат: Постойте, у меня еще свидетель - Машенька из сказки «Гуси - Лебеди».

Машенька: Однажды пошли мы братиком Ванюшей погулять. Я к подружкам побежала, а Ванюша на травке играл. Вдруг откуда ни возьмись, налетели Гуси - Лебеди и унесли моего Ванюшку к Бабе Яге.

Баба Яга: А ты по что мальчонку одного оставила? Тебе матушка с батюшкой наказывали приглядывать за ним. А ты оставила его одного - одинёшеньку. А мои лебедушки всех детишек брошенных подбирают.

Машенька: Ты же его съесть хотела?

Баба Яга: Да не хотела я его есть. Я тебя проучить хотела, напугать, чтобы впредь не повадно было отца и матери ослушаться. А Ванюша твой вон сидит живой и здоровехонький.

Прокурор: Господин Адвокат, все ваши свидетели нуждаются в хороших воспитателях. Господин судья, прошу пригласить моих свидетелей, подтверждающих ошибочность общественного мнения. Пригласите Царевну-Лягушку из одноименной сказки.

Входит Царевна-Лягушка.

Прокурор: Здравствуйте Ваше высочество.

Царевна-Лягушка: Мой муж Иван царевич когда меня искал встретил Бабу Ягу. Эта добрая женщина накормила его, напоила, в баньке искупала, про злодея Кащея и его смерть рассказала. Дорогой мой муж Иванушка у нее переночевал, а поутру она его проводила, да доброго пути пожелала.

Прокурор: Спасибо вам Ваше Высочество, мы вам очень благодарны.

Судья. Выслушаны все свидетели, приступаем к судебным прениям.

Адвокат. Господин судья, господа присяжные. Общественное мнение считает, что Госпожа Баба Яга - злая вредная, опасная женщина, способная на любую гадость и подлость. Общественное мнение полагает, что нельзя ее подпускать к людям и тем более к детям. Мы считаем ее социально опасной и просим исключить ее персонаж из детских сказок.

Прокурор: Господин судья, господа присяжные.

Первое, на что стоит обратить внимание, - нет фактов, подтверждающих, что Яга кого-то съела, несмотря на все обвинения ее в кровожадности. Никто не спорит, были у нее подобные намерения, да ничего, собственно, не вышло. Сообразительные пацаны, Жихарка или Иванушка, лесную волшебницу всегда обманывают и саму ее отправляют в печное пламя. Баба-Яга или ее слуги, гуси-лебеди, не могут догнать даже похищенного ранее малыша. Вот и получается, с точки зрения правосудия, что преступления не произошло, а намерение совершить зло-это еще не сам проступок. Осуждать Ягу можно лишь за эпизодические антигуманные действия, но не по статье, по которой настоящие "убивцы" проходят. Скорей всего, в сказках злая Баба-Яга существует, чтобы пугать малолетних.

Второе. На шабаш как ведьма наша Баба-Яга не летает. И вообще она путешествует не верхом на метле голая, как истинная ведьма, а едет в ступе, хоть в лохмотьях, но одетая. С колдунами не знается, за исключением Кащея Бессмертного и Змея трехглавого.

Третье. В отличие от ведьм, Баба-Яга нередко помогает героям сказок. Именно к ней приходит Иван или иной богатырь. Забота у него немалая, надо вернуть похищенную красавицу. А как это сделать, может подсказать только Баба-Яга. Обратим внимание, Яга это делает бескорыстно, ничего взамен от героя не требует. Хозяйку лесной избушки отличает хлебосольство. Она встречает незваного гостя, будто родственника. В баньке выпарит, накормит, как следует. Даст совет, а то и волшебного коня и оружие.

Четвертое. Баба-Яга-хранительница различных волшебных ремесел. Василиса Прекрасная у нее выучилась великолепно ткать и шить. Характер у Бабы-Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Нерадивость, лень - не переносит, накажет. А то, что уроки ее очень трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее - все молодые волшебницы.

Пятое. Принимала участие в обрядах испытания молодежи. которую учили терпеть боль. Героев и в печь его на лопате заталкивала, загадки загадывала. Но ни один герой от этих испытаний не погиб. Так что не садист Яга, а строгий испытатель мужества и интеллекта героя.

Шестое. Нельзя пройти мимо сюжета, связывающего Бабу-Ягу с коневодством. Именно к ней, за Калинов мост, за огненную реку идет герой, чтобы достать себе волшебного коня. А по сути дела - тренированного боевого скакуна.

Седьмое. Не думайте, однако, что она все время была такой безобразной. В одной из волшебных сказок в лесной избушке на курьих ножках герой застает лесную фею дивной красоты. Она стережет подступы к волшебному саду с молодильными яблоками. И ткать она мастерица, и кони у нее волшебные есть в конюшне. Так что не всегда, значит, Баба-Яга была старухой, ей есть что вспомнить и нам поведать.

Исходя из всего сказанного, призываем кардинально изменить общественное мнение. Баба Яга хорошая! И не должно быть в этом никаких сомнений.

Судья: Итак, уважаемые присяжные, Ваш вердикт. Баба Яга это хороший персонаж сказок?

Все. ДА-а-а-а-а-а-а-а-!!!!!!!

Судья выходит на первый план,

все персонажи и участники встают на второй план.

Судья. В наше такое не спокойное время очень важно научиться жить в мире с собой и с окружающими. А в жизни очень многое зависит от того, как мы воспринимаем людей вокруг себя. Очень важно научиться делать это правильно. Именно поэтому мы рассматривали на примере Бабы Яги особенности восприятия другого человека и все вместе вывели правила толерантного восприятия окружающих. И сейчас мы хотим поделиться ими с вами.

Итог занятия

Сегодня мы с вами говорили о том, что нельзя судить о человеке ПО-первому впечатлению, недаром в народе говорится. что по одежке встречают, по уму провожают. Давайте еще раз повторим правила толерантного восприятия людей и в дальнейшем постараемся соблюдать эти правила и не делать ошибок при восприятии новых людей.

(Правила зачитываются по одному всеми участниками проекта)

Мы дарим их вам. Дорогие наши, учитесь жить в мире.

Под музыку дети раздают «Незабудки» зрителям.


Всем спасибо за внимание, занятие закончено!



© 2010-2022