Психологическая составляющая в работе учителя начальных классов

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс «Психологическая составляющая в работе учителя начальных классов»

Цель: формирование внутренней позиции педагога в условиях

реализации ФГОС.

Задачи: - сформировать интерес к новому;

-способствовать повышению мотивации педагогов к восприятию

инноваций;

-содействовать освоению инноваций в условиях ФГОС

вовзаимодействии педагогов и психологов.

Я хотела бы представить вашему вниманию опыт работы педагогов-психологов ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина по подготовке педагогов школы к реализации ФГОС.

Нам эта работа представляется наиболее важной и актуальной для нашего учреждения еще и потому, что переход на новые стандарты является не единственной инновацией в нашей школе.

Развитие готовности к инновационной деятельности, без которой невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, - это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения.

С целью выявления готовности учителей начальных классов к переходу на новые стандарты, нами было проведено анкетирование педагогов. Анализ анкет показал, что:

  • 83%- учителей готовы к переходу на новые стандарты;

  • 27%-затруднились ответить.

Психологическая составляющая в работе учителя начальных классов.

Психологическая составляющая в работе учителя начальных классов.


Основная часть педагогов готова к работе в рамках ФГОС, у небольшой части учителей недостаточно развиты рефлексивно-аналитические и деятельностно-практические навыки и умения. Необходимо формирование мотивационного компонента готовности педагогов.

Для подбора современных технологий обучения, адекватных стилю педагогической деятельности, учителям было предложено проанализировать стиль своей педагогической деятельности по вопроснику А.К. Марковой. В исследовании принял участие педагоги начальной школы. В процентном соотношении результаты выглядят следующим образом:

  • эмоционально-методический стиль 81%

  • эмоционально-импровизационный стиль 19%:

  • рационально - импровизационный стиль 0%

  • рационально- методический стиль 0%

Стили педагогической деятельности

Психологическая составляющая в работе учителя начальных классов.

Преобладающий стиль деятельности свидетельствует, что учитель обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Уроки отличает благоприятный психологический климат.

Однако деятельность учителя характеризует и определенные недостатки: недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает зависимость учителей от ситуации на уроке.

Важно помнить, что инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.

Психологами школы была разработана программа тренинга.

Цель программы: формирование внутренней позиции педагогов в условиях реализации ФГОС.

Продемонстрирую некоторые упражнения.

Упражнение «Орехи»

Инструкция. Возьмите в руки орех. Рассмотрите его. Обратите внимание на цвет, форму, текстуру, наличие впадин и выпуклостей, рисунок... Постарайтесь заметить все особенности этого ореха. Запомните его. Положите его на тарелку рядом с другими орехами. А теперь постарайтесь среди других орехов найти «свой» - тот самый, особенный, который вы долго рассматривали, находили его отличительные особенности.

Вывод: нам предстоит работать с разными детьми, каждый из которых - индивидуальность, каждый уникален вне зависимости от возраста, пола, характера... Постарайтесь в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, откройте это и развивайте в нем, то скрытое, о чем он сам не подозревает.

Довольно часто учителя начальной школы испытывают трудности при объяснении классу нового учебного материала. Кто-то из детей понимает быстро и правильно, а кто-то медленно и нуждается в многократном повторении одного и того же. Учитель при этом сталкивается с задачей проговаривания одной и той же мысли разными словами, поиска разнообразных средств организации понимания школьниками учебной информации.

Упражнение «Найди образ»

Цель: выработка образного языка учителя как эффективного средства организации понимания учащимися нового учебного материала.

Группа учителей садиться в круг. Каждому участнику предлагается найти определение какой-либо тематической единицы учебного материала. Например, нужно найти образное выражение для таких тем, как «Уравнение», «Падеж». Каждый участник группы дает свое объяснение выбранным темам. Отвечают учителя по кругу. Не разрешается повторять сказанное ранее другими участником. В результате, по каждой обсуждаемой учебной теме, группа создает «банк определений», который становится достоянием каждого. Эти определения учителя могут записывать и затем использовать в своей практической работе.

Упражнение «Древо мыслей»

Для работы понадобится небольшая срезанная сухая ветка с многочисленными веточками (дерево).

Участникам предлагается, используя стикеры в виде лимонов и яблочков, написать на них свои мысли и эмоции после завершения занятия, а затем прикрепить плоды на дерево. Если вам понравилось - свои пожелания пишите на яблочках, если вы хотите поделиться своим опытом - на лимончиках. Какое дерево у нас принесет больше плодов?

Участникам предлагается поделиться эмоциями, мнениями о занятии. Раздаются «подарки»:

Рецепт счастья

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути

Задание №9 ««Фотография» (3-4 минуты)

(Ритуал прощания, помогающий почувствовать себя членом сплоченной группы)

Один из участников выходит на середину аудитории и встает так, чтобы ему было комфортно. Затем к этому участнику присоединяется следующий. Важно, чтобы присоединение к группе происходило последовательно по одному человеку. Когда вся группа закончит выполнение этой части задания, тренер просит каждого осмотреться и подумать, удобно и приятно ли ему находится именно в этой позе, в этом месте. Можно что-то изменить. Далее фотографирование группы.


© 2010-2022