Социально-педагогическая программа Веселая азбука

Социально-педагогическая программа для детей дошкольного возраста. Данная программа состоит изтрех разделов: "Азбука внимания", "Азбука доверия", "Азбука общения". Планирование данной программы составленона основе программ: "Тропинка к своему Я" Хухлаева О.Е., Хухлаев И.М, "Азбука общения" Л.М. Щепицыной, "работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду". Цель программы: раскрытие творческого,нравственного потенциала детей, развитие у них навыков межличностного общения со сверстниками и ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6»



Утверждаю

Заведующий МАДОУ № 6

_____________В.А. Лазаренко

Приказ № ____от _________2014г.




Дополнительная программа «Веселая азбука»





Разработана педагогом-психологом Спусканюк Ю.В.

Направленность - социально-педагогическая

Классификация - модифицированная

Срок реализации - 1 год

Возраст - 3-7 лет

Объединение - индивидуальная работа

Рассмотрена на педагогическом совете

«____»________________2014 г.


г. Черняховск

2014 г.





Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6»



Утверждаю

Заведующий МАДОУ № 6

_____________В.А. Лазаренко

Приказ № ____от _________2014г.




Дополнительная коррекционно-развивающая

модифицированная программа «Веселая азбука»





Разработана педагогом-психологом Спусканюк Ю.В.

Срок реализации - 1 год

Возраст - 3-7 лет

Рассмотрена на педагогическом совете

«____»________________2014 г.


г. Черняховск

2014 г.
















Пояснительная записка.

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Мы все чаще встречаемся с такими проблемами как детская агрессивность, гиперактивность, появление страхов, снижение познавательной активности детей. Для решения этих проблем в нашем дошкольном учреждении возникла необходимость создании программы позволяющей решать их.

Исходной методологической основой данной программы являются положения разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным, зарубежными - К. Роджерс, Г.Л. Лэндретом.

Планирование данной программы составлено на основе «Тропинка к своему я» О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина, «Азбука общения» Л.М. Щепицыной, Арцишевской И. Л. "Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду", Калининой Р.Р. «Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения».

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

Цель программы: раскрытие творческого, нравственного потенциала детей, развитие у них навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

  • Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире самим собой;

  • Создание возможностей для самовыражения, формирования у детей умения и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)

  • Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

  • Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.

  • Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.

  • Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.

  • Обучение приемам расслабления, снятие психомышечного напряжения.

  • Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.

  • Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра

Коррекционно-развивающая работа строится на дидактических и специфических принципах:

  • единство коррекции и развития;

  • единство возрастного и индивидуального развития;

  • единство диагностики и коррекции;

  • подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному.

  • доступность от уровня психологических особенностей ребёнка.

  • наглядность - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

  • систематичность и последовательность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

  • научность лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

  • принцип опоры на зону ближайшего развития .

Программа предназначена для детей 3-7 лет имеющих нарушения познавательной сферы, поведения, внимания, повышенным уровнем тревожности и страхов.

Срок реализации программы : 1 год. Блок состоит из 12 встреч 1-2 раза в неделю.

Длительность встречи:

3-4 года - 15 минут

4-5 лет- 20 минут

5- 6 лет - 25 минут

6-7 лет - 30 минут

Планируемое число обучающихся в год 10 человек.

Программа содержит три блока:

1 «Азбука внимания» формирование умения концентрировать внимание.

2. «Азбука доверия». Коррекция тревожности, формирование социального доверия.

3. «Азбука общения». Снижение враждебности во взаимоотношениях, развития навыков общения.

Методы и приемы работы:

  • Психогимнастические игры;

  • Игры и упражнения для развития познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, воображения;

  • Игры и задачи, направленные на развитие произвольности

  • Релаксационные методы (с использованием стихов, музыки, записи звуков природы, релаксационной музыки)

  • Этюды.

  • Методы и приёмы развития эмоциональной сферы: открытое проявление социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

  • Методы и приёмы развития коммуникативных способностей: рассматривание иллюстраций с последующим диалогом между взрослым и детьми; работа в парах и мини командах; вопросы и ответы при разыгрывании ситуаций или обсуждение чего-либо во время тренинга; задания, требующие от ребёнка развёрнутого ответа, собственного мнения, суждения.

  • Методы и приёмы развития культуры жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, пантомимики, движений, осанки, позы

В самые ближайшие сроки следует ожидать:

  • Психотерапевтический эффект будет заключаться доверии ребенка к педагогу-психологу, стремлении к контакту с ним, открытости и интересе к занятиям, а также снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах, в отреагировании и разрядке негативных эмоциональных переживаний, в снижении частоты конфликтов и со с детьми и пр.

  • Развивающий эффект занятий проявится в интересе и желании эти занятия продолжать, в стремлении поговорить с педагогом-психологом об услышанном вне занятия, в том, что поведение детей станет улучшаться, эти улучшения они заметят сами. Дети смогут использовать полученные умения в других видах деятельности: в игре, учении, общении.

Прогнозируемый результат:

  • улучшатся графические навыки и зрительно-моторные координации детей на 80%

  • сформируется произвольность, улучшатся процессы памяти и внимания, мышления на 85%

  • будут сформированы предпосылки учебной деятельности на 90%,

  • появится уверенность в себе и эмоциональное благополучие

  • дети овладеют способами волевой регуляции поведения

  • научатся владеть средствами взаимопомощи и саморазвития

  • повысится профессиональная компетентность педагогов на 75%

  • оптимальная готовность ребенка к обучению в школе будет составлять 100%

  • повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в психолого-педагогических основах воспитания детей на 75%.

Структура проведения встречи.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Упражнение на выход агрессии, развитие внимания, мышления, игры с песком и водой.

  3. Упражнения на развитие эмоциональной сферы.

  4. Психогимнастика (овладение навыками контроля внимания и эмоциональной сферы)

  5. Релаксационные игры, рисование

Учебный план.


№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1.

Первый раздел. Диагностический

  1. Первичная диагностика

  2. Промежуточная диагностика

  3. Заключительная диагностика

4,5

1,5

1,5

1,5

2.

Второй раздел. Коррекционно-развивающий

Блок 1. «Азбука внимания»

Блок 2. «Азбука доверия»

Блок 3. «Азбука общения»

24

12

12

4.

Третий раздел. Консультационный.

1,5

Всего часов

54










Учебно-тематический план.

№ п/п

Название блока

Цель

Примерное содержание

Кол-во часов

Первый раздел . Диагностический

1

«Азбука внимания»

Изучение уровня развития познавательной сферы.

«Корректурная проба», «Лабиринты».

«Что изменилось»;

«Зашифрованное письмо».

1,5

2.

«Азбука доверия»

Изучение уровня тревожности детей, социального статуса в группе

ЦТО, тест тревожности Амен, Дорки; «Два домика», анкетирование родителей

1,5

3.

«Азбука общения»

Изучение уровня агрессивности, развитие эмоциональной сферы, взаимоотношений со сверстниками

наблюдение, «Кактус», «Рисунок семьи», анкета по выявлению агрессивного ребенка Лавреньева Г.П. Титаренко Т.М., «Два домика»


1,5

Второй раздел. Коррекционно-развивающий.

Блок 1. «Азбука внимания»

Цель: развитие внимание и стимулирование произвольности у детей 3-7 лет.

1.

Встреча 1.

Установление контакта психолога с ребенком, выявление степени готовности к взаимодействию к игре.

Упражнение «ласковые слова»

Д.и. «исправь ошибку художника»

Свободная игра

1

2.

Встреча 2

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Игра "Да" и "Нет" не говори.

Игра "Что исчезло?".

"Бирюльки".

Упражнение "Запомни и повтори движения".

Дыхание с задержкой на вдохе.

Упражнение "Снеговик".

1

3.

Встреча 3.

Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, снятию психоэмоционального напряжения, развитию согласованности движений.

Игра "Летает, не летает".

Игра "Что изменилось?".

"Хождение по линии".

Упражнение "Зайка испугался".

Дыхательное упражнение.

Упражнение "Дерево".

1

4.

Встреча 4

Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Игра "Съедобное, не съедобное".

"Божья коровка".

«Рисование «Божья коровка»

Игра «Божья коровка, бабочки кузнечики»

Упражнение на дыхание.

Упражнение "На лугу".

1

5

Встреча 5

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, речи и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Игра "Запретное движение".

Игра "Слушай хлопки".

Упражнение" Робот".

"Игрушку рассмотри, а потом ее опиши

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление "Пальчики".

1

6

Встреча 6

Создать благоприятные для развития речи ребенка, внимания, воображения, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Игра "Запретное слово".

"Игрушку рассмотри, а потом ее опиши".

Упражнение "Я кубик несу и не уроню".

Упражнение "Вкусная конфета".

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление "Снеговик".

1

7

Встреча 7.

Содействовать развитию мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Игра "Да" и "Нет" не говори.

Игра "Запомни и повтори движения".

«Собери пирамидку»

Рисование «Павлин»

Упражнение «Павлин»

1

8

Встреча 8

Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, содействовать снятию психоэмоционального напряжения.

Игра "Летает, не летает". Упражнение "Зайка испугался".

«Что изменилось»

«Найди такой же»

Релаксационные упражнения

1

9

Встреча 9

Создать благоприятные условия для развития внимания, мышления, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Игра "Съедобное, не съедобное".

"Лабиринты".

Упражнение "Хождение по линии".

Упражнение "Запомни и повтори движения".

Упражнение на дыхание.

Упражнение "Лодочка".

1

10

Встреча 10

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Игра "Запретное движение".

Упражнение "Соедини по порядку".

Упражнение «Следы на песке".

"Злой волк"

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление "Дерево".

1

11

Встреча 11

Содействовать развитию внимания у ребенка, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Игра "Раз-два-три-говори!"

"Запомни и повтори движение".

Упражнение "Я кубик несу и не уроню".

Создание картины из песка

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление

1

12

Встреча 12

Обучение применения полученных знаний на практике.

Игра: «Кто где спрятался»

Свободная игра.

1

13

Встреча 13

Развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации, умения согласовывать совместные действия в игровой ситуации

Приветствие:

Игра«Ласковое имя».

Основная часть:

1. Игра «Внимание, флажок».

2. Игра «Что перепутал художник.
3. Игра «Сложи картинку».

4. Игра «Лабиринт» .
5. Игра «Обведи и раскрась».

Релаксация: «Волшебный сон» (приложение I).

Прощание:

Игра «Улыбнись другу».

1

14

Встреча 14

Развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, тактильной чувствительности, персептивных действий, творческого воображения, коммуникативных способностей.

Приветствие: Игра «Поздоровайся радостно».

Основная часть:

1. Игра «Назови как можно больше…».
2. Игра «Угадай на ощупь».
3. Игра «Найди такой же» .
4. Игра «Дорисуй картинку».
5. Составление сюжетной картинки из кубиков.

Детям предлагают рассмотреть кубики и сложить из них сюжетную картинку.

Релаксация: «Волшебный сон».

Прощание: игра «Улыбнись другу».

1

15

Встреча 15

Развитие восприятия, творческого воображения, умения запоминать многокомпонентную инструкцию, выполнять задание в соответствии с правилами, стимулирование мышечной системы рук, двигательной ловкости пальцев

Приветствие: Игра «Пожелания».

Основная часть:

1. Игра «Гномик» (пальчиковая гимнастика).

2. «Соедини точки» После выполнения рисунка, детям предлагается составить рассказ.

3. Игра «Танграм».

Релаксация: «Волшебный сон».

Прощание: игра «Доброе утро».

1

16

Встреча 16

Развитие творческого воображения, зрительного восприятия, моторной координации кисти руки, мелкой моторики пальцев.

Приветствие: Игра «Пожелания»

Основная часть:

1. Игра «Гномик» (пальчиковая гимнастика)

2. «Разгладим платочки»

3. Игра «Назови как можно больше…»

4. Игра «Волшебный мешочек».

5. Игра «Найди отличия.

Релаксация: «Солнечный зайчик». (Приложение 2).

Прощание: Игра «Улыбнись другу».

1

17

Встреча 17

Развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, крупной и мелкой моторики, формирование комбинаторных способностей,

Приветствие: Игра «Комплименты».

Основная часть:

1. Игра «Кто больше завяжет узелков?»

2. Игра «Выложи фигуру» Психолог предлагает

3. Игра «Найди такое же колечко».

4. Игра «Танграм».

5. Игра «Составим все вместе».

Релаксация: «Солнечный зайчик».

Прощание: Игра «Добрые пожелания».

1

18

Встреча 18

Развивать координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, аналитико-синтетической деятельности; создание радостного настроения, доброжелательного отношения друг к другу.

Приветствие: Игра «Улыбнитесь друг другу».

Основная часть занятия:

1. Игра «Птицы и птенчики» (пальчиковая гимнастика).

2. Игра «Нарядные бусы».

3. Игра «Назови & как можно больше…»

4. Игра «Сравни картинки» .

5. Игра-шутка «Воробышки».

Релаксация: «Спаси птенца». (Приложение 3)

Прощание: Игра «Добрые пожелания».

1

19

Встреча 19

Развитие моторной координации, восприятия, наблюдательности, воображения, коммуникативных способностей.

Приветствие: Игра «Улыбнитесь друг другу». Игра «Комплименты».

Основная часть:

1. Игра «Соедини точки и раскрась».

2. Игра «Ловкие руки».

3. Игра «Что перепутал художник»".

4. Игра «Разрезные картинки».

Релаксация: «Спаси птенца».

Прощание: Игра «Рукопожатие по кругу»

1

20

Встреча 20

Развитие творческого воображения, дифференцированного восприятия, мелкой моторики пальцев, координации движений кисти руки, коммуникативных способностей.

Приветствие: Игра «Улыбнитесь друг другу» Игра «Комплименты».

Основная часть:

1. Игра «Раскрась рисунок» .

2. Игра «Попрыгунчики».

3. Игра «Рисование по клеточкам» (рисунок 10).

4. Игра «Составим все вместе».

Релаксация: «Спаси птенца».

Прощание: Игра «Рукопожатие по кругу».

1

21

Встреча 21

развитие устойчивости внимания, произвольного запоминания посредством приема группировки, наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности.

Приветствие: Игра «Имя и цветок».

Основная часть:

1. Игра «Будь внимательным».

2. Игра «Не ошибись!»

3. Игра «Группировка».

4. Игра «Четвертый лишний».

5. Игра «На что это похоже?»

Релаксация: «Спаси птенца».

Прощание: Игра «Придумай подарок».

1

22

Встреча 22

Развитие идентификации, мыслительных операций (обобщение, классификация), аналитико-синтетической деятельности, умения устанавливать причинно-следственные связи, произвольного запоминания посредством приема группировки.

Приветствие: Игра «Имя и цветок».

Основная часть:

1. Игра «Найди двух братцев» .

2. Игра «Конкретизация понятий».

3. Игра «Почемучки».

4. Игра «Группировка».

5. Игра-шутка.

Релаксация: «Спаси птенца».

Прощание: Игра «Комплименты».

1

23

Встреча 23

Развитие сообразительности, наглядно-образного мышления, перцептивных действий обнаружения, различения, мыслительных операций (обобщение, группировка, классификация), внимания, памяти, речи.

Приветствие: «Улыбнитесь друг другу» Игра «Имя и цветок».

Основная часть:

1. Игра «Кто где спрятался» .

2. Игра «Четвертый лишний».

3. Игра «Загадки-отгадки»

4. Игра «Телеграмма».

Релаксация: «Волшебный сон».

Прощание: Игра «Цветок настроения».

1

24

Встреча 24

развитие произвольного внимания и памяти, логического мышления, образных представлений, речи.

Приветствие: Игра «Улыбнись другу». Игра «Комплименты».

Основная часть:

1. Игра «Четыре стихии».

2. Игра «Что лишнее и почему?»

3. Игра «На что это похоже?»

4. Игра «Запомни картинки».

Релаксация: «Бабочка». ( Приложение 4)

Прощание: Игра «Пожелания».

1

Раздел : «Азбука доверия»

Встреча 1.

Установление контакта между психологом и ребенком, выявление степени готовности к взаимодействию в игре, снижение эмоционального напряжения; создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности, выработка правил работы.

Приветствие. Установление правил работы.

Упражнения на поверхности песка для развития тактильно-кинестетической чувствительности. Упр. «Чувствительные ладошки»

Упражнение «Отпечатки наших рук». Цель: учить совместно действовать.

Игра «Что же спрятано в песке». Цель: способствовать взаимодействию, обострить поиск конструктивных способов решения проблем.

Упражнения «Мои чувства». Цель: учить различать чувства.

Релаксация.

Итог занятия.

Прощание.

1

Встреча 2

Снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроя и атмосферы безопасности, выработка правил работы.

Ритуал приветствия. Правила работы.

Игры на поверхности песка.

Игра «Мина». Цель: взаимодействие в паре развитие эмоционального контакта.

Игра «Секретик». Цель: возможность выражения позитивных эмоций.

Релаксация.

«Мои чувства»

Итог занятия. Ритуал прощания.

1

Встреча 3.

Снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроя и атмосферы безопасности. Непосредственное, полное проживание процесса опасности в безопасной обстановке.

Ритуал приветствия. Правила работы.

Игры на поверхности песка.

Упражнения: «Между пальцев», «Месим тесто», «Поглаживание»

Упражнение «Змейка». Цель: снятие напряжения.

Игра-сказка «Король мышей». Цель: умение решать проблемные ситуации; создание положительного эмоционального настроя.

Релаксация.

«Мои чувства»

Ритуал прощания.

1

Встреча 4

Снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроя и атмосферы безопасности

Ритуал приветствия. Правила работы.

Игры на поверхности песка.

Игра «Сказочная страна» Цель: взаимодействие, обострить поиск конструктивных способов решения проблем.

Релаксация.

«Мои чувства»

Ритуал прощания

1

Встреча 5

Снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроения. Непосредственное, полное проживание процесса опасности в безопасной обстановке.

Ритуал приветствия. Правила работы.

Игры на поверхности песка.

Игра «Холодно - горячо» Цель: учить слушать другого, возможность выражения позитивных эмоций.

Релаксация.

«Мои чувства» Цель; закреплять умения различать свои и чужие чувства.

Ритуал прощания

1

Встреча 6

Снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроения. И атмосферы безопасности, выработка правил работы с водой.

Приветствие.

Установление правил работы с водой.

Упражнения на поверхности воды. Цель: развитие тактильно-кинестетическую чувствительность, снять эмоциональное напряжение.

Упражнение «Поймай игрушку». Цель: развивать быстроту реакции, способствовать снижению эмоционального напряжения.

Игра «Угадай, что это». Цель: развивать тактильную чувствительность, взаимодействие в игре.

Итог занятия.

Ритуал прощания.

1

Встреча 7.

Снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроения. И атмосферы безопасности, выработка правил работы с водой

Приветствие.

Повторение правил работы с водой.

Упражнения на поверхности воды. Цель: развитие тактильно-кинестетическую чувствительность, снять эмоциональное напряжение.

Игра «Морской бой» Цель: способствовать эмоциональному напряжения, повышению интереса к игровой ситуации.

Расслабляющие упражнения.

Итог занятия.

Ритуал прощания

1

Встреча 8

Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности.

Приветствие.

Повторение правил работы с водой.

Упражнения на поверхности воды. Цель: развитие тактильно-кинестетическую чувствительность, снять эмоциональное напряжение.

Игра «Кто где живет» Цель: расширение кругозора.

Игра «Построение подводного царства». Цель: развитие творчества, оценка креативности.

Расслабляющие упражнения.

Итог занятия.

Ритуал прощания

1

Встреча 9

Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности

Приветствие.

Повторение правил работы с водой.

Упражнения на поверхности воды. Цель: развитие тактильно-кинестетическую чувствительность, снять эмоциональное напряжение.

Игра «Утонет - не утонет». Цель: способствовать развитию любознательности, исследовательских навыков.

Игра «Настроение похожее на салют» Цель: учить различать плохие и хорошие мысли, развивать умение управлять своим настроением.

Итог занятия.

Ритуал прощания

1

Встреча 10

Проработка психоэмоциональных проблем: агрессии, страхов, замкнутости; выработки навыков гигиены.

Приветствие.

Повторение правил работы с водой.

Упражнения на поверхности воды. Цель: развитие тактильно-кинестетическую чувствительность, снять эмоциональное напряжение.

Игра «Кто быстрее». Цель : учить взаимодействию.

Опыты с водой. Цель способствовать развитию наблюдательности.

Игра «Купание кукол». Цель: проигрывание различных ролей, выработка правильных гигиенических навыков самообслуживания.

Итог занятия.

Ритуал прощания

1

Встреча 11

Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности

Приветствие.

Повторение правил работы с водой.

Упражнения на поверхности воды. Цель: развитие тактильно-кинестетическую чувствительность, снять эмоциональное напряжение.

Игра «Утонет - не утонет». Цель: способствовать развитию любознательности, исследовательских навыков.

Игра «Настроение похожее на салют» Цель: учить различать плохие и хорошие мысли, развивать умение управлять своим настроением.

Итог занятия.

Ритуал прощания

1

Встреча 12

Проработка психоэмоциональных проблем: агрессии, страхов, замкнутости; выработки навыков гигиены.

Приветствие.

Повторение правил работы с водой.

Упражнения на поверхности воды. Цель: развитие тактильно-кинестетическую чувствительность, снять эмоциональное напряжение.

Игра «Кто быстрее». Цель : учить взаимодействию.

Опыты с водой. Цель способствовать развитию наблюдательности.

Игра «Купание кукол». Цель: проигрывание различных ролей, выработка правильных гигиенических навыков самообслуживания.

Итог занятия.

Ритуал прощания

1

Блок 3. «Азбука общения».

Цель: снижение агрессивного поведения, развитие коммуникативных навыков у детей.

1.

«Если бы я был волшебником»

Установление контакта. Знакомство с правилами работы в группе.

Приветствие.

Игра «волшебный шар».

Упр. «Градусник настроения»

Знакомство с правилами.

Игра «Ласковое имя»

1

2.

«Волшебные средства понимания - мимика»

Знакомство с понятиями мимика развитие внимания и сочувствия, внимательности ко всем детям в группе.

Приветствие

Понятие мимика.

Закрепление умения различать эмоции на лице.

Упр. «Стул любви»

1

3.

«Волшебные средства понимания - пантомимика»

Знакомство с понятиями пантомимика, развитие внимания и сочувствия, внимательности ко всем детям в группе.

Приветствие.

Понятие пантомимика.

Игра театр.

Игра «Зеркало»

Упр. «Стул любви

1

4.

«Волшебные средства понимания - интонация»

Знакомство с понятиями интонация. Учить различать интонацию в речи, развитие внимания и сочувствия, внимательности ко всем детям в группе.

Приветствие .

Понятие интонация.

Игра «Царевна несмеяна».

Этюды

Рисование мое настроение.

1

5.

«Язык чувств, жестов и движений»

Учить различать эмоции других, быть внимательным к желаниям других.

Приветствие.

Этюды.

Игра «Маски настроения»

Игра «угадай настроение»

Коллективная работа «Радуга»

1

4.

«Какие чувства мешают дружить»

Учить контролировать свое настроение. Различать хорошие и плохие чувства и поступки.

Приветствие.

Игра «Градусник настроения».

Беседа «Что нам мешает дружить»

Игра «Подарок».

Игра «Царевна несмеяна».

Релаксация.

1

5.

«Сигналы гнева»

Учить преодолевать гнев.

Приветствие.

Рисование мой гнев»

Игры: «подушка гнева»; «Тух-тиби-тибиду»;

Упр. «гроза»

1

6.

«Как делать выбор»

Учить правильно делать выбор, учитывать мнения других детей.

Приветствие.

Работа со сказкой.

Упр. «выбор»

Релаксационные упражнения.

1

7.

«Трудное слово нет»

Учить контролировать себя и говорить «нет» в нужных ситуациях.

Приветствие.

Работа со сказкой.

Отработка умения говорить «нет»

Игра «да и нет»

Релаксационные упражнения.

1

8.

«Учимся говорить себе стоп»

Учить контролировать свои действия.

Приветствие.

Работа со сказкой.

Игра «два барана»

Игра «стоп»

Игра «снежки»

1

9.

«Как добиться успеха»

Учить детей правильно оценивать себя, ставить цели перед собой и добиваться.

Приветствие.

Упр. «Лесенка»

Упр. «Звезда успеха»

Упр. «Помощники»

Рисование «Добрые дела»

1

10.

«Что такое дружба»

Дать понятие дружбы. Уточнить правила поведения с другими людьми.

Приветствие.

Работа со сказкой.

Беседа «Кто такой друг»

Рисование «портрет друга»

1

11.

«Словарик добрых слов»

Учить вежливому общению с другими людьми.

Приветствие.

Игра «добрый взгляд , ласковая улыбка»

Игра «ласковое слово»

Рисование «мой портрет в лучах солнца»

1

12.

Экзамен на мастера общения

Учить применять полученные знания на практике

Театрализованное представление.

1


Методическое обеспечение:

Магнитофон

Музыкальное сопровождение (музыка для релаксаций, шум моря, леса, пение птиц)

Картинки с изображением эмоциональных состояний

Мягкие игрушки

Игры «Домик настроений»; «Маски настроений»

Палочки Кьюзенера

Альбом игр на развитие внимания.

Настольно-печатные игры: «Асоциаяции», «Исправь ошибку художника»,»Подбери по форме», «Контрасты», «Веселая логика».

Альбомы

Кисточки

Краски

Клей

Цветная бумага

Настольные театры, маски к играм





Литература.

  1. Алан Д. Ландшафт детской души. Психологическое консультирование в школах и клиниках/Пер. с англ. - СПб., 1997.

  2. Грабенко Т. Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной терапии. - СПб., 1999

  3. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоциональной сферы у дошкольников. - М.: Издательство «Скрипторий 2003

  4. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб. - СПб: Издательство «Речь», 2005 .

  5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

  6. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия - искусство отношений. - М.1994. - 368с.

  7. Лютова Е.К. , Монина Г.Б. Агрессивные дети, М., ЦСПА "Генезис", 2000.

  8. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости; Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. - М.: Книголюб, 2005.

  9. Павлова Н.Н. Руденко Л.г. Экспресс-диагностика в детском саду; комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. - М. Генезис. 2008.

  10. Паренс Г. Агрессия наших детей - М., 1997

  11. Практическая психология образования. /Под редакцией И.В.Дубровиной. - М., 1998

  12. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологические здоровье дошкольников. - М.: Генезис, 2004. - 175 с.

  13. Чистякова М.И. Психогимнастика/ под.ред. М.И. Буянова - 2-е изд. -М.: Просвещение: Владос, 1995

  14. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (для детей от 3 до 6 лет). - «Детство-Пресс», 2007. - 384 с. Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие- М. : Генезис. 2005

















































Приложение 1

«ВОЛШЕБНЫЙ СОН»

Устраивайтесь поудобней. Закройте глаза. Дышите спокойно и ровно. Дадим нашим рукам и ногам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Прислушайтесь к вашему дыханию…Дыхание ровное и спокойное… Ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть. Послушайте, что я хочу вам рассказать…

Я знаю, дети наши сегодня устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Вы лежите на мягком, красивом волшебном ковре. Вокруг все тихо и спокойно, тихо и спокойно. Вы дышите легко и свободно, легко и свободно. Волшебный ковер дает ощущение приятного покоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшебный сон.

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают...

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена...

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляются (2 раза).

Дышится легко...ровно...глубоко...

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем и повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!












Приложение 2

«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»

Сядьте поудобней, расслабьтесь. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот -погладьте животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает вас, подружитесь с ним. А теперь глубоко вдохнем и улыбнемся друг другу.

-Ребята, вам стало теплее и радостнее? Давайте поблагодарим солнечного зайчика.

Приложение 3

«СПАСИ ПТЕНЦА»

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладонь, спрячьте птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.

Приложение 4.

«БАБОЧКА»

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку вате лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе), носик тоже загорает - подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку, нужно энергично дви­гать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе).





















© 2010-2022