Развитие памяти. Практическое занятие

Раздел Школьному психологу
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Развитие памяти. Практическое занятие".

«Внимание, вот материал, из которого сделана память, а память - аккумулятор человеческого гения» Рассел Д.

Все жалуются на свою память,
но никто не жалуется на свой разум.

Ф. де Ларошфуко

Цель: развитие произвольной и непроизвольной памяти школьников

Задачи:

  1. знакомство с эффективными способами запоминания информации разного типа

  2. развитие творческого самовыражения школьников

Возраст: 14-15 лет

Реквизит: мяч, карточки.


- Что такое Я? Кто может ответить на этот вопрос? (Ответы слушателей)

Этот вопрос интересовал человека не одну тысячу лет. Но ведь вы перечислили то, что запомнили о себе. В этом и ответ. Я - это моя память.

Вы могли бы вспомнить значительно больше, но не в состоянии восстановить в памяти всю свою жизнь. Мемуары, написанные знаменитостями, известными политиками, артистами, содержат не только то, что написавший помнит о себе, но и то, что он добавляет из разных источников к своим непосредственным воспоминаниям, хотя по-французски слово «memoire» означает память.

Попробуйте вызвать в своей памяти представления, образы, непосредственно запомнившиеся из периода вашего раннего детства. Их будет не так много. Но рассказать о себе вы можете значительно больше, так как многое знаете с чужих слов. Часто, даже трудно установить ваши ли это воспоминания или вы лишь запомнили то, что слышали от других.

Память - такое понятное и одновременно непонятное слово. Она есть у каждого человека, и мы ежедневно, бесчисленное множество раз обращаемся к ней. Вы только на секунду представьте себе, что её вдруг не стало бы. Даже вообразить это сложно. Но что вы можете сказать о своей памяти? Хорошая она или плохая? Хорошая, по сравнению с кем? Хуже, чем у кого? А каковы её резервы, возможности? Возможности именно вашей памяти, той, которая всегда с вами, но про которую вы практически ничего не знаете и о которой вспоминаете, только когда она вас подводит.

Для поддержания и развития физического здоровья, здоровья тела, мы совершаем массу операций: делаем гимнастику, едим витамины, проделываем различные гигиенические процедуры. Мы заинтересованы, чтобы наше тело подольше оставалось здоровым и жизнеспособным. А что мы делаем для нашей памяти? Как мы её развиваем? Как заботимся о ней?

Память нужно тренировать - тормошить и подбадривать. Наше занятие и будет посвящено тренировке памяти - этой одной из важнейших психических особенностей человека. Она того заслуживает - недаром древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, которые покровительствовали всем известным наукам и искусствам. Имя этой богини дало название памяти, с греческого "мнемо" - память, а сегодня мы с вами поупражняемся в развитии памяти, используя различные методы:

1. Группировка. Необходимо запомнить все слова, написанные на доске:

сыр, платье, книга, колбаса, компот, шарф, карандаш, костюм, бумага, варенье, брюки, тетрадь, суп, ручка.

Для запоминания используется способ группировки - объединение слов в группы- продукты, одежда, школьные принадлежности.

2. Структурирование. Для запоминания даётся следующий материал:

Пушкин, "Горе от ума", перстень с сердоликом, Карабиха, Натали, дипломат, Николай Алексеевич, дуэль, журнал "Современник", Александр Сергеевич, Кавказ, чахотка, "Кому на Руси жить хорошо", Мойка, "Я памятник воздвиг себе нерукотворный…", Чавчавадзе, "Коробейники", Полотняный завод, Дантес, Турция, Молчалин, Михайловское, Царскосельский Лицей, пенсне, "Медный всадник", Арина Родионовна.

На первый взгляд слова не связаны между собой, но если найти связи между словами и выражениями, то количество информации, которую нужно запомнить, резко уменьшается. В качестве опоры можно взять фамилии литераторов, а остальные слова разделить на смысловые части, относящиеся к их жизни и деятельности.

3. Ассоциация - один из самых мощных способов запоминания.

Ассоциация- это связь между двумя или более явлениями, при которой актуализация одного из них влечёт за собой появление другого. Ассоциирование- установление связей запоминаемого с чем- либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности. Создание ассоциаций - это целое искусство. /Пример: рассказ А.П.Чехова "Лошадиная фамилия"/. Я буду называть вам слова, а вы запоминаете их с помощью своих слов, первыми пришедшими в голову:

Родина, сквер, геометрия, беда, свидание, контроль, ножницы, кризис, камин, фальсификация, удар, ошибка, любовь, проблема, родители, школа.

Для того чтобы ассоциации помогли эффективнее запоминать, нужно, прежде всего, усвоить несколько правил:

А) Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными. Попробуем, например, связать несколькими способами два слова: апельсин и мыло. "Я рисую апельсин куском мыла" или "Представляю, что откусываю апельсин, а он во рту превращается в мыло". А теперь попробуйте вы потренироваться и придумать необычные ассоциативные связи на выбор:

стакан и туфли, карандаш и шляпа, дерево и телевизор.

Б) Представляйте ваши ассоциации визуально, то есть оживляйте сюжет.

В) Преувеличивайте ваши ассоциации. Информация сохранится прочнее, если вы будете представлять предметы неестественных размеров, например, огромными, гораздо большими, чем они есть на самом деле, или приплюснутыми.

Свяжите при помощи метода ассоциации следующие слова:

  • Пиджак и ухо

  • Лампочка и вентилятор

  • Мяч и котлета

  • Салют и гриб

  • Краска и стюардесса

  • Бинокль и мочалка

Метод последовательных ассоциаций (составление цепочки ассоциаций). Данный метод заключается в последовательном связывании между собой слов списка. В итоге должен получиться сюжет (или рассказ, или цепочка ассоциаций). Тренировка:

огурец, лодка, комар, телефон, цветы, плащ, кошка, книга, рис, фонтан, фары, медведь.

Метод связанных ассоциаций. При запоминании списка слов с помощью этого метода вам потребуется любой другой, предварительно заученный список.

Домашнее задание: придумайте свои способы запоминания учебного материала.

Список литературы:

  1. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М.: Просвещение, 1985

  2. Никитина Т.Б. Самоучитель по развитию памяти. М.: Просвещение,1999

  3. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: Академия развития, 1997

  4. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990

© 2010-2022