Семинар для педагогов Роль психологической установки в жизни человека

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологический тренинг для учителей

"Роль психологической установки в жизни человека"

Цель занятия: Ознакомить учителей с возможностью изменения жизненного сценария, объяснить значимость различных установок в жизни и психологическое содержание сказок как установок на будущее. Дать установку на успешное взаимодействие с учащимися.

Оборудование:

  1. Фотография ученика (незнакомого учителям) - 3 экземпляра.

  2. Листочки, авторучки.

  3. Схема "Успешный ученик"

- Под установкой понимается готовность воспринимать и действовать, понимать и трактовать объект восприятия, мышления или будущих событий определенным образом.
- Это особое видение в свою очередь является основой целесообразной или нецелесообразной избирательной активности человека, его поведения. Установка регулирует широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности. Несмотря на то, что эта установка действует на уровне бессознательного, она формируется по законам, которые вполне доступны сознанию человека. Психологические установки складываются в результате прошлого жизненного опыта человека и создают ему как колоссальные преимущества, так и большие ограничения.

Психологические установки играют положительную роль, так как они:

  • определяют устойчивый, последовательный и целенаправленный характер деятельности, позволяющий сохранить эту направленность в непрерывно меняющейся ситуации.

Психологические установки играют и отрицательную роль, потому что они:

  • затрудняют приспособление человека к новым, изменившимся ситуациям.

Жизненные установки человека - это базовые представления о мире и окружающих людях, которые влияют на ощущение полноценного счастья. Казалось бы, мир един, тем не менее, у каждого человека есть свой мир, наполненный переживаниями и собственными ценностями. И они могут как сделать нас счастливыми, так и разрушить наше счастье. Войти же в гармонию с миром, имея неправильные жизненные установки, невозможно.

Ниже описаны 4 позиции жизненных установок. Какая из позиций вам ближе?

1. Вам кажется, что в целом вас окружают благополучные люди. Вам легко идти на контакт, принимать недостатки других. Вас не раздражают оплошности и ошибки других людей. Вы не имеете желания вступать в какой-либо конфликт. Вы чувствуете себя вполне самодостаточным, внутренне свободным и счастливым. Кроме того, вы не думаете о том, что вы лучше или хуже других. Вы разделяете лозунг: «Жизнь стоит того, чтобы жить».

2. Окружение воспринимается в негативном ключе. Жизнь полна разочарований. Ощущение полной беспомощности и рока. Нет сил и желания что-то менять, кажется, что лучше уже никогда не будет. Вокруг заметны серьезные несовершенства окружающего мира, которые вызывают страдания. Также огорчает своя персона. Вам ближе лозунг: «Жизнь не стоит того, чтобы жить».

3. Вам кажется, что все вокруг счастливы, довольны жизнью, но вот что-то с вами не так. Ну не везет вам. Сколько ни пытаетесь - бьетесь, как рыба об лед. Вы чувствуете неуверенность в своих силах, склонны впадать в зависимость от других людей, которые обладают властью, признанием и в целом благополучны. Вас порой может терзать зависть к чужим успехам и чувство собственной несостоятельности. Вам кажется правильным лозунг: «Жизнь других стоит того, чтобы им жить, а вот моя жизнь того не особо стоит».

4. Вы уверены, что стоите очень дорого. Вам очень повезло в жизни. Большинство людей не так успешны, как вы. Кроме того, все их недостатки у вас под прицелом, и это рождает глубокое понимание того, как несовершенен мир. У вас есть небольшое ощущение надменности и превосходства над другими людьми, потому что, если честно, пороков у вас нет. А если и есть, то у кого их нет? Это не повод винить себя за ошибки. Однако другие люди могли бы и последить за своими ошибками, которые забыть не так-то просто. Чтобы указать на чужие промахи, вы любите доказать свою правоту во что бы то ни стало, показав, что вы как бы выше других. Вы любите самоутвердиться за чужой счет. Вам нравится лозунг: «Моя жизнь гораздо ценнее, чем жизнь остальных».

Жизненные установки соответствуют 4 основным позициям:

Я благополучен - ты благополучен Я неблагополучен - ты неблагополучен Я неблагополучен - ты благополучен Я благополучен - ты неблагополучен

«Я благополучен - ты благополучен» - самая здоровая жизненная установка, которая дает возможность пребывать в гармоничном состоянии с самим собой и окружающим миром. Это и есть основа для нашего счастья. Правильное отношение родителей, которое подразумевает воспитание свободной, гармоничной и целостной личности без потакания слабостям, а также их собственный положительный пример способствует развитию этой установки.

Вторая позиция «Я неблагополучен - ты неблагополучен» характерна для отъявленных пессимистов. Она может сформироваться в условиях острой нужды и/или при слабом здоровье. Также эта позиция характерна для людей с серьезными психологическими травмами, скорее всего, родом из детства.

Позиция «Я неблагополучен - ты благополучен» также возникает в отягощенных жизненных обстоятельствах, когда человек боится проявиться, раскрыть свое Я. Здесь может сыграть роль неправильное воспитание родителей, которые всячески подавляли инициативу ребенка.

И последняя жизненная установка «Я благополучен - ты неблагополучен» свидетельствует о скрытой мании величия. Скорее всего, формирование чувства надменности произошло еще в детстве. В этом случае родители наоборот не подавляли ребенка, а всячески превозносили его. Также она может возникнуть от другой крайности - явного унижения, жестокого обращения.

Таким образом, формирование жизненных установок нередко берет начало в детские годы. В течение жизни могут происходить их трансформации, однако то, что мы усвоили на глубинном, подсознательном уровне, влияет всю жизнь.

Упражнение №1

- Перед вами фото, ваша задача назвать личностные качества человека изображенного на фотографии. (добрый, злой, умный, дружелюбный, лживый, щедрый, скупой и т.п.) Фото №1 - Успехи в обучении у этого ребенка не достаточно хорошие, друзей не имеет, единственный ребенок в семье; фото №2 - Живет в неполной семье, ухаживает за больной матерью, имеет много друзей и т.п.)

- Почему вы выбрали именно эти качества? - Что повлияло на ваше мнение?

Следовательно - эта надпись явилась для вас установкой.

На самом деле 1 юноша, серебряный призер международной олимпиады школьников, а 2 мальчик - малообщительный и не очень успевающий ученик.

Установки окружают нас везде. Это и характеристики, написанные учителями из других школ на вновь пришедших и отзывы о ребенке других людей.

Как вы считаете, установки даются только в школе? Где еще вы с ними встречались?

Они окружают нас везде - телевидение, радио, газеты (рекламы).

Оказывается, что установки мы получаем и в раннем детстве.

От кого? В какой форме?

Конечно, это сказки. У каждого из вас в детстве была любимая сказка. Какую сказку вы любили? Психологи считают, что сказки имеют свое психологическое содержание.

Каждая сказка нас на что-то программирует. Давайте попробуем извлечь из нее все вымыслы. Чему учит сказка? Как можно сформулировать уроки, преподносимые нам этой сказкой?

Упражнение №2 Я предлагаю представить сказки и выбрать из них какая вам ближе.

"Аленький цветочек". С одной стороны, прекрасная история, учит доброте и самопожертвованию. С другой стороны, в нашем подсознании откладывается установка - путь к счастью лежит через страдания, самоотречение, проблемы.

"Красная шапочка". Замечательная сказка. Однако психологи обнаружили в ней обратный эффект - ребенка она учит излишней наивности (где это видано, Красная Шапочка, увидев пасть волка, не убежала, а наоборот, начала расспрашивать, почему у него такие большие уши, зубы).

"Колобок". Сказка учит быть гибким, решительным в различных ситуациях. Быстрая реакция - залог успеха. Хитростью можно добиться многого.

"Золушка". Влюбившиеся в эту героиню девочки навсегда для себя усвоили: для того, чтобы стать счастливой, нужно много и кропотливо работать. Практика показывает, что юные золушки оканчивают школу с медалью, а спустя некоторое количество времени становятся бизнес-вумен. Как правило, у них образцовый дом.

"Василиса Премудрая". Любительницы это сказки всю жизнь вынуждены входить в чье-то положение. Они всегда дадут совет, поддержат, утешат в нужную минуту. Из них получаются заботливые и мудрые матери. Один нюанс - порой мужья садятся им на шею, увлекаясь игровыми автоматами, жена посердится, а потом приласкает. Все-таки Премудрая!

Задумывались ли мы, уже взрослые, какие установки давали нам наши родители, не являются ли они внутренними указателями на нашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите ссылки: "негативные установки", "позитивные установки" и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите детям того, чего бы вы им на самом деле не желали.

Негативные установки:

  • Сильные люди не плачут".

  • "Думай только о себе, не жалей никого".

  • "Ты всегда, как твой (я) папа (мама)".

  • "Не будешь слушаться - заболеешь!".

  • "Яблоко от яблоньки недалеко падает"

  • Не твоего ума дело..."

  • "Не верь никому,обманут!.."

  • "Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!"

  • "Ты всегда это делаешь хуже других..."

  • "Ты всегда будешь грязнулей!"

  • "Женщина глупее мужчины..."

  • "Ты плохой!"

  • "Будешь букой - один останешься".

  • "Все хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфетки..."

Позитивные установки:

  • "Поплачь - легче будет".

  • "Сколько отдашь - столько и получишь".

  • "Каждый сам выбирает свой путь".

  • "Ты всегда будешь здоров!"

  • "Что посеешь, то и пожнешь".

  • "Твое мнение всем интересно".

  • "Выбирай себе друзей сам..."

  • "Как ты относишься к людям, так и они к тебе".

  • "Как аукнется, так и откликнется".

  • " Каждый может ошибаться! Попробуй еще!"

  • "Чистота - залог здоровья".

  • "Все зависит от человека..." ,

  • "Люби себя и другие тебя полюбят".

  • "Все в этой жизни зависит от тебя"

Если ребенка часто критикуют, он учится ненавидеть.

Если его часто упрекают, у него возникает комплекс вины.

Если высмеивают - становится замкнутым.

Ваша невежливость выращивает его грубость.

Ваша несправедливость - его нечестность.

Ничто так не подрывает уважение к старшим как невыполненное обещание или обман.

Если ребенок растет в терпимости, он учится быть терпимым к другим и ему не грозит одиночество и беззащитность.

Если его часто подбадривают, учится верить в себя.

Если не забывают одобрять его хорошие поступки и мысли, учится ценить себя и быть благодарным.

Если растет в дружелюбии, научится находить дружбу и любовь.

Упражнение №3

Психологи советуют попробовать переписать финал любимой сказки. Попробуйте сделать, скажем, из Карлсона правдивого надежного персонажа, который не бросит Малыша в трудную минуту. Загрузите Карлсона общественной работой и всю беспечность как рукой снимет. Заставьте старуху из "Золотой рыбки" самой сделать что-нибудь, избавьте ее от вредности.

Сказка положительно настраивает. Учите детей сочинять сказки. Выход есть всегда.

Только тогда мы будем успешным учителем, а ученик успешным учеником, когда будет идти ориентировка на наши и его позитивные качества личности.

Этим я хотела вам дать установку на удачное сотрудничество и взаимопонимание.



© 2010-2022