Методика познавательного развития детей дошкольного возраста

Раздел Школьному психологу
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание



Введение……………………………………………………………………3

Проблемный анализ……………………………………………………………5

1.Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи работы по развитию познавательной сферы младших дошкольников……………………………………………………………………8

1.2. Методика познавательного развития детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………….9

1.3. Структура развивающих занятий………………………………………10

1.4 Требования к организации процесса ……………………………………12

2. Содержание программного материала ……………………………..13

2.1. Учебно-тематический план на месяц……………………………………13

Заключение …………………………………………22

Библиография……………………………………………………..23

Приложение №1: Конспект коррекционно-развивающего занятия…….34



Введение.

В философии «познание» это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе. Под познавательным развитием принято понимать раскрытие в ребенке познавательных возможностей своего сознания, обнаружение их в себе с целью познания окружающего мира и активного участия в нем. Развитие познавательной деятельности в дошкольном детстве обеспечивает формирование таких умений, как умение учиться, получать образование в течение всей жизнедеятельности.

1.Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи работы по развитию познавательной сферы младших дошкольников.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, Стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:

- развитие любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной специально организованной деятельности Значимого взрослого и ребенка.

Так, на стадии любопытства дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью, яркостью, необычностью самого предмета. Любознательность представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка дошкольного возраста проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, на этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Новым качеством познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы; познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой развития которой служит целостный акт познавательной деятельности. Источником познавательной активности является познавательная потребность, и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Отмеченные стадии познавательного развития не существуют изолированно друг от друга; на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи и характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.

Актуальность работы психолога в этом направлении объясняется еще и тем, что в настоящее время большинство существующих программ, как правило, направлены на взаимодействие только с детьми, отсутствует комплексный подход в работе специалистов разного профиля в решении проблем развития детей младшего дошкольного возраста. Поэтому при построении развивающих занятий задача психолога решить не только проблему комплексного подхода, но и обучить родителей конструктивному поведению и взаимодействию со своими детьми.

1.2. Методика познавательного развития детей

дошкольного возраста.

Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

  • когнитивный, направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира;

  • деятельностный, отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование), направленной на формирование познавательной активности ребенка;

  • эмоционально-чувственный, определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.

При реализации когнетивного компонента для младшей группы предлагается система упражнений на сенсорное развитие детей.

Деятельностный компонент реализуется через игровую, проектную, исследовательскую деятельность и экспериментирование.

Эмоционально-чувственный компонент методики познавательного развития реализуется через развитие эмоциональной отзывчивости детей средствами музыки, художественной литературы, изобразительного искусства, природы; создание ситуации успеха для каждого ребенка в познавательной деятельности, которая настраивает его на положительное отношение к познанию окружающей деятельности.

Я, как психолог, при построении своих занятий стараюсь учитывать все эти компоненты (см.Конспект занятия. Приложение№1).

Кроме того, нужно учитывать и тот факт, что в раннем возрасте ребенок обладает повышенной внушаемостью, стремиться подражать. Ребенок зависим от взрослого, родители и педагоги являются его главными авторитетами, которые зачастую оказываются некомпетентными в вопросах развития детей младшего дошкольного возраста. И моя задача, как специалиста сформировать у родителей высокую педагогическую компетентность в вопросах воспитания своих детей, посредством индивидуальной психологической консультации и (или) непосредственного участия в образовательной деятельности.

Занятия педагога-психолога, направленные на развитие познавательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период проводятся 2 раза в неделю по 40 минут непосредственно с детьми в группе и 15-20 минут работа с родителями. В основу занятий положена программа для детей раннего возраста и их родителей «Вместе играем и растем» СечкинойО.К., Чичигиной О.И., Умяровой Е.Ю.





1.3.Структура развивающего занятия педагога-психолога.

Составные части занятия

Время

Примечание

1.

Приветствие детей в игровой форме

2мин.

Каждое занятие

2.

Пальчиковая гимнастика

5 мин.

Меняется через каждые 4 занятия и затем периодически повторяется ранее изученное.

3.

Психогимнастика под музыку, упражнения для развития координации движений и чувства ритма. Игры с ручками и ножками.

5 мин.

Меняется через каждые 4 занятия и затем периодически повторяется ранее изученное.

4.

Показ сказки или рассказ стихотворения по теме.

5 мин.

Новый материал каждое занятие.

5.

Продуктивные виды деятельности по теме (рисование, лепка, аппликация, поделка) или постановка опыта, решение проблемной задачи.

10 мин.

Новый материал каждое занятие.

6.

Разминка (упражнения, игры на снятие мышечного напряжения)

10 мин.

Меняется через каждые 4 занятия.

1.

Свободная игра для детей

Мини-лекции, консультации для мам

15-20 мин.

Новый материал каждое занятие.

2.

Прощание в игровой форме

1 мин.

Каждое занятие



1.4 Требования к организации процесса

Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.

Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно - пространственную среду.

Хотелось бы обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.

Цитата: Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно - пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту - одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Так исследовательские действия детей младшего дошкольного возраста встроены в предметно-манипулятивную деятельность.

Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок и т.п.

В число объектов для исследования полезно также включить несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия. Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, манкой, фасолью, которым, по возможности, следует оснастить групповое помещение.

Для детей данного возраста необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п. Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов), установление простых отношений между элементами (целое - части) и временных отношений (сначала - потом). Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и разнообразные образные игрушки - объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей.

Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу.

Часть объектов для исследования в действии может быть стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаю в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделяю весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняю их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного "подзабытым" материалам.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в моей практике. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из моего рассказа узнали, что в ней много витамин для нашего здоровья.

При знакомстве с цветами мы исследовали не только форму цветов, форму листьев, но и запахи.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

2. Содержание программного материала
2.1. Учебно-тематический план на октябрь месяц

недели

Тема занятий

Количество часов

всего

теор.

практ.

1

Занятие1: Осень. Дикие животные. Зайка.

Занятие2: Осень. Дикие животные. Еж.

40

40

10 мин.

10 мин.

30 мин.

30 мин.


2

Занятие3: Осень. Дикие животные. Лиса.

Занятие4: Осень. Дикие животные. Медведь.

40

40

10 мин.

10 мин.

30 мин.

30 мин.


3

Занятие5: Осень. Дикие животные. Белка.

Занятие6: Осень. Дикие животные. Мышки.

40

40

10 мин.

10 мин.

30 мин.

30 мин.


4

Занятие7: Осень. Дикие животные. Птички.

Занятие8: Повторение материала, пройденного за месяц.

40

40

10 мин.

10 мин.

30 мин.

30 мин.


Итого

5ч.20мин.

1ч.20 мин.

4ч.

Заключение.


Для меня, как для психолога, главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого стараюсь создать такие условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка. В ходе развивающих занятий формируются у детей начально-ключевые компетентности:

  • Социализация (через игры, совместную продуктивную деятельность, опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

  • Коммуникация ( на занятиях ребенок получает опыт общения со взрослым, опыт общения со своими сверстниками)

  • Информационная (через рассказ педагога, опыты, наблюдения дети получают новые знания)

  • Здоровьесберегающая (Например, через беседы о пользе фруктов и овощей)

  • Деятельностная (малыш на равнее со взрослым может проводить иследование)

В соответствии с ФГТ ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать. Младший дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме комплексных занятий психолога, направленных не только на сенсорное развитие, но и на развитие поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая будет способствовать развитию продуктивных формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Нет сомнения, что такая совместная деятельность развивает интеллект детей и личность в целом.

Библиография:



1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.

2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. −М.: Арена, 1994. −222 с.

3. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.

4. Сечкина О.В.,Чичигина О.И., Умярова Е.Ю. Вместе растем и развиваемся. С.2011.

5. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.

6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

7. Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1998.


Приложение №1

Конспект развивающего занятия педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста.

Октябрь. Занятие№1

Тема: Осень. Дикие животные. Зайчик.

Цель: Развитие психомоторных качеств детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развитие интереса детей к игровой и двигательной деятельности.

  2. Развитие интереса к изобразительной деятельности.

  3. Стимулирование речевой активности.

  4. Развитие интереса к поисково-исследовательской деятельности.

  5. Развитие коммуникаций - активизация взаимодействия детей на занятии.

Оборудование:

1. Мягкая игрушка - зайчик.

2. Разноцветные осенние листочки разных деревьев (каждому ребенку)

3. Корзинки. В одной лежит маленький качан свежей капусты, а в другой - настоящие большие и маленькие морковки.

4. Три баночки гуаши (желтая, красная, оранжевая) и кисточки по количеству детей.

5. Листы с изображением моркови (для каждого ребенка).

Ход занятия:

  1. Приветствие в игровой форме (внос атрибута: Зайка пришел в гости, в руках у него корзинки).

Дети вместе с педагогом и Зайкой выполняют упражнение «Здравствуйте!» (Дети руками показывают называемые части тела)

Здравствуйте, глазки, глазки, глазки!

Здравствуйте, ушки, ушки, ушки!

Здравствуй, носик, носик, носик!

Здравствуй, ротик, ротик, ротик!

Здравствуйте, ручки, ручки, ручки!

Здравствуйте, ножки, ножки, ножки!

Глазки смотрят, ушки слушают,

Ручки хлопают, ножки топают.

  1. Пальчиковая гимнастика (Дети повторяют называемые движения за педагогом )

«Капустка»

Мы капустку рубим, рубим.

Мы капустку мнем, мнем.

Мы капустку солим, солим.

Мы капустку трем, трем.

  1. Игра для развития речи и формирования познавательной активности «Что любит зайка кушать?». Педагог приносит детям корзинку с овощами (капустой и морковкой). Просит детей ответить на вопрос, что это? Где растут овощи? Какие вы знаете загадки при морковь и капусту? (Вместе с детьми загадывает загадки).

Затем детям предлагается исследовать овощи. Посмотреть, сколько «одежек» у капустки. Какого цвета морковка, какая она на вкус. Почему морковки большие и маленькие?

  1. Педагог говорит: «Молодцы, ребята! Нам с зайчиком очень понравилось с каким интересом вы рассматривали овощи и пробовали их на вкус, больше всего вам понравилась сладкая морковка. А давайте теперь мы с вами попробуем ее нарисовать!» Дети садятся за столы

Перед рисованием педагог показывает детям игру с кисточкой (ребенок повторяет действия за педагогом: мягкой щетинкой водит по ладошке, затем по каждому пальцу от основания к кончикам, загибает пальчики, проводя кисточкой по их тыльной поверхности):

Вышла кисточка гулять,

Стала пальчики считать:

-Раз, два, три, четыре, пять,-

В домик спрятались опять

И решили рисовать.

Под руководством педагога дети начинают рисовать

Педагог показывает детям действия с кистью:

Я сначала мою ножки,

А потом их вытираю,

В краску желтую макаю

И по листику гуляю.

Задание разукрасить морковку.

  1. Педагог: «Молодцы, ребята, очень красивые морковки вы нарисовали. Нам с зайчиком очень понравилось. Только вы наверное устали? Педагог рассказывает детям потешку про зайку:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

надо лапочки погреть,

Вот так, вот так,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

надо зайке поскакать.

Зайка предлагает вам поиграть в игру «Лиса и зайцы». Дети играют в подвижную игру.

  1. Педагог: «Хорошо ребятки поиграли? А теперь давайте посмотрим, зайка нам еще что-то принес из леса… Что это» педагог раздает детям разноцветные листочки и проводит беседу на тему «Осень» Дети узнают от педагога почему желтеют листья, что такое листопад.

  2. Психогимнастика под музыку «Осенняя композиция»

Педагог: Ребята, поднимите вверх свои листочки и представьте, что вы маленькие деревья в лесу… Подул ветер и деревья стали чуть-чуть качаться (дети повторяют движения за педагогом) Ветер подул еще сильнее:

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки (дети кружатся по группе)

Кружат по дорожке

Падают листочки

Прямо нам под ножки (дети ложатся на ковер)

  1. Прощание с зайкой в игровой форме. Свободная игра.

  2. Беседа с родителями на интересующие их темы.

© 2010-2022