- Преподавателю
- Школьному психологу
- Аналитический отчет работы педагога-психолога
Аналитический отчет работы педагога-психолога
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова Т.Е. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Заслушан на МО «ЗОЖ»
22.05.14 г.
Аналитический отчет работы педагога-психолога
Петровой Татьяны Евгеньевны
за 2013-2014 год
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
Саранпаульской средней общеобразовательной школы
Проблема: Психологическое сопровождение УВП по теоретико-прикладному и практическому направлениям.
Цель: содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых образовательного учреждения; изучение психологического комфорта обучающихся. Раннее и своевременное выявление психических нарушений у детей с 1 по 6 классы; сохранение психологического здоровья обучающихся, родителей и педагогов школы.
Задачи:
- изучение трудностей обучения и воспитания учащихся школы;
- исследование степени удовлетворенности обучающихся и родителей школьной средой (комфортностью);
- обучение обучающихся эмоционально-чувственному восприятию, сотрудничеству;
- развитие рефлексии, толерантности обучающихся;
- повышение самооценки обучающихся;
- исследование динамики интеллектуального и личностного развития школьников, используя психологические диагностики.
- выявление детей «группы риска», изучение условия развития и воспитания в семье.
- профилактика конфликтно-опасных ситуаций в подростковом возрасте и на этапе взросления (суицидальное поведение, ситуации в экзаменационный период, девиантное поведение, снятие стресса, тревожности, агрессивности и др.).
Гипотеза: сформированность у учащихся толерантного поведения, способности к сотрудничеству и адаптации в социуме; повышения самооценки.
1.Организационно-правовое обеспечение профессиональной деятельности психолога.
* Имеется Положение о психологической службе;
* Имеются должностные инструкции, документы федерального и регионального уровней, инструктивно-методические письма Комитета образования по психологическому сопровождению;
* Составлена циклограмма работы педагога-психолога;
* Составлен план работы на учебный год; совместный план работы педагога-психолога с медицинским работником, социальным педагогом;
* Ведутся журналы учета деятельности: консультаций с родителями, учениками и педагогами; учета групповых и индивидуальным форм работы с детьми «группы риска», по запросам учителей, классных руководителей, родителей и учащихся; журналы результатов тестирования учащихся по отношению к учителям-предметникам, классным руководителям и др.
Анализ по направлениям работы:
1. Адаптация в 1 классе.
Для изучения школьной адаптации учащихся 1-х классов было проведено исследование по изучению мотивации к обучению, уровню школьной тревожности и наличию страхов, определению самооценки, уровню психологического климата классных коллективов.
Сопоставив все эти данные по исследованию и по наблюдению на уроках можно сделать вывод, что адаптация учащихся 1 -х классов прошла на высоком и среднем уровне, дети с дезадаптацией не выявлены, что очень нас радует.
Уровни
1 - «»А
1 - «Б»
1 - «В»
1.Высокий уровень
-
1(6%)
-
Средний уровень
14(100%)
15(94%)
12(100%)
Низкий уровень
-
-
-
Средний результат адаптации по 1-ым классам (на начало года).
Уровни
1 - ые классы
1.Высокий уровень
1(2%)
2.Средний уровень
41(98%)
3.Низкий уровень
-
Выводы проведенной работы психолога:
-
Были взяты под особый контроль дети с высоким уровнем страха, повышенной тревожность, агрессивностью, заниженной самооценкой, низкой адаптацией, т.е. дезадаптацией - в течение года проводились коррекционные групповые индивидуальные занятия, беседы - в конце учебного года результаты улучшились, низкий уровень перешел в средний.
-
После уроков с группами детей проводились тренинги для дальнейшей адаптации к школе, к обучению.
-
Ежедневно с детьми, нуждающимися в коррекционной работе по развитию психических процессов, эмоционально-волевой сферы проводились индивидуальные и групповые занятия (по запросам классных руководителей, родителей, самих детей).
На конец учебного года результаты намного стали лучше, высокий уровень увеличился за счет среднего уровня.
Средний результат адаптации по 1-ым классам (на конец года).
Уровни
1 - ые классы
1.Высокий уровень
12 (28%)
2.Средний уровень
30 (71%)
3.Низкий уровень
-
Адаптация в 5 классе.
В течение сентября-ноября 2013 года изучалась работа классных руководителей, учителей-предметников; проводилась исследовательская работа по адаптации пятиклассников.
Задачи, которые ставились в адаптационный период:
-
Помочь ребенку вжиться в позицию - школьника пятиклассника.
-
Помочь пятикласснику на адаптацию «разногласице» требований учителей-предметников.
-
Взаимодействие классных руководителей и учителей-предметников.
Для наиболее эффективного изучения уровня адаптации 5-классников был изучен уровень тревожности и страхов; уровень мотивации к обучению; уровень психологического климата, выявились изолированные дети; исследован уровень развития психических и познавательных процессов; проведено родительское собрание с результатами исследования и рекомендациями; в 1 полугодии были проведены тренинги по темам: «Познавая себя», «Я и мир вокруг меня»; во 2 полугодии велся элективный курс «Какие мы разные»; посещались уроки учителями начального звена, классными руководителями, психологом, валеологом, социальным педагогом, администрацией школы.
В исследовании приняли участие 33 ученик 5-х классов из 35.
Начало года.
5 - А
5 - Б
Высокий
0
2(12%)
Средний
10(83%)
18(82%)
Низкий
2(17%)
1(6%)
Решением педагогического консилиума стали рекомендации по устранению причин дезадаптации. По эти направлениям и работали в течение всего года.
-
Учителя-предметники на своих уроках работали над развитием техники чтения и счета.
в течение урока следили за осанкой учащихся, проводили систематически физкультминутки.
-
Педагог-психолог и учителя-предметники организовали с учащимися 5-х классов индивидуальные и групповые занятия на снятие тревожности и страхов, на развитие психических и познавательных процессов.
-
Классные руководители продолжили работу по формированию классного коллектива.
-
На протяжении первого полугодия (октябрь - декабрь 2013г.) с целью ознакомления развития психических и познавательных процессов, эмоциональной сферы; развития положительного психологического климата к школе и классным коллективам - проводились тренинги для учащихся 5-х классов, уроки психологии, подвижные и развивающие игры.
Итоги анализа по адаптации подтверждают, что адаптация прошла в основном на среднем и высоком уровне. К концу учебного года результаты изменились в лучшую сторону.
Конец года.
5 - А
5 - Б
Высокий
4(33%)
7(33%)
Средний
8(67%)
14(67%)
Низкий
0
0
Адаптация в 10 классе.
Для изучения адаптационного периода 10-классников к новым условиям общеобразовательного учреждения, адаптации в новом классном коллективе были посещены уроки и внеклассные мероприятия; проведено исследование по изучению психологического климата; исследование уровня тревожности, самооценки, отношения к обучению; проведена социометрия (выявлены изолированнее дети). В исследовании приняли участие 14 учеников из 10-х классов. Проанализировав полученные данные можно выделить группы:
1. Учащиеся с высоким уровнем тревожности:
10 а класс - 5 (36%).
2. Учащиеся, изолированные от классного коллектива:
10 а класс - нет.
3. Учащиеся с низким уровнем мотивации к обучению и адаптации:
10 а класс - 0.
Начало года.
С этими учащимися в течение года велась просветительская, коррекционная и профориенационная работа. С высоким уровнем тревожности стало меньше на 3 ученика.
Конец года
2.Психологический климат в классных коллективах.
С целью выявления уровня взаимоотношений в коллективе; уровня характера делового сотрудничества и отношения к значимым явлениям жизни, по плану 2013 - 2014 учебного года, мною, педагогом-психологом Петровой Т. Е., проведена диагностика по методике Л. Н. Лутошкина «Психологический климат коллектива». В анкетировании приняли участие 328 учеников школы.
Результаты исследования показали следующую картину.
Степень благоприятности
Кол-во
Процент
Высокая степень благоприятности
136
42
Средняя степень благоприятности
159
48
Неблагоприятный психологический климат
33
10
ИТОГО:
328
100%
Если посмотреть данные по гистограмме за несколько лет, то можно заметить, что с в основном уровень психологической благоприятности в классных коллективах Саранпаульской школы находится на высоком и среднем уровне и это очень радует, т. к. благоприятные взаимоотношения в коллективе способствуют хорошему самочувствию и учебе. Но все, же присутствует и низкая степень психологической благоприятности. С данной категорией детей ведется постоянная работа по повышению благополучия в классе и школе.
Для определения уровня комфортной благоприятности педагогов школы проведено анкетирование у 26 человек. Полученные результаты свидетельствуют о наличие высокой и средней степени комфортной благоприятности педагогов в школе.
Всего педагогов
Высокая степень благоприятности
Средняя степень благоприятности
Низкая степень благоприятности
26
Кол-во
Процент
Кол-во
Процент
Кол-во
Процент
9
35
17
65
0
0
Для выявления мнения родителей о степени комфортности детей в школе, в классах, проводилось анонимное анкетирование родителей учащихся школы в количестве 92 человек.
Полученные результаты говорят о наличие высокого и среднего уровня психологического комфорта учащихся в щколе.
Всего педагогов
Высокая степень благоприятности
Средняя степень благоприятности
Низкая степень благоприятности
92
Кол-во
Процент
Кол-во
Процент
Кол-во
Процент
22
24
68
74
2
2
Вывод: Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что в основном в классных коллективах (учащиеся, педагоги, мнение родителей) преобладает высокая и средняя степень благоприятности. Но все же присутствует и низкая степень благоприятности у учащихся (33 - 10%) и по мнению родителей (2-2%). Поэтому, необходимо обратить особое внимание на организацию совместной деятельности и совместные дела для поднятия эмоционального настроения и сплочения коллектива.
3.Психологическое сопровождение детей «группы риска».
В этом учебном году по нескольким причинам, а это: сниженный уровень интеллекта ребенка; наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии (элементы невротизма, аутичности, психопатии и пр.); неврологические осложнения, легкая органика, функциональные отклонения в работе мозга, снижающие общую работоспособность, нарушающие внимание и зрительно-моторную координацию; социально-психологические трудности, были выявлены дети «группы риска».
Всего детей «группы риска» - 8.
-
Дети, оставшиеся без попечения родителей- 14;
-
Дети, проживающие в малоимущих семьях - 54;
-
Дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов - 0;
-
Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев - 0;
-
Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях - 0;
-
Дети - жертвы экологических и техногенных катастроф - 0;
-
Дети - жертвы стихийных бедствий - 0;
-
Дети - инвалиды - 2;
-
Дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии - 23 ;
-
Дети с отклонениями в поведении - 8;
-
Дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств - 0;
-
Дети - жертвы насилия - 0;
-
Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях - 0;
-
Дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях - 0.
С целью формирования у учащихся:
-
социально-позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности; развития и раскрытия индивидуальности школьников;
-
их духовно-нравственного и творческого потенциалов; устранению негативных явлений в сфере поведения и отношения детей с окружающими - работа с детьми «группы риска» строилась по разным направлениям: консультации по вопросам поведения и учебы;
-
диагностика на выявление уровня развития психических процессов и эмоционально-волевой сферы;
-
коррекционная, профилактическая и просветительская работа (индивидуальная и групповая).
В этом году были проведены уроки психологии с элементами тренинговой работы в классах:
1 «А» - 7
1 «Б» - 7
1 «В» - 4
2 «А» - 3
2 «Б» - 8
2 «В» - 4
3 «А» - 3
3 «Б» - 5
4 «А» - 2
4 «Б» - 2
1-4 «В» - 10
5 «А» - 7
5 «Б» - 7
5-6 «В» - 6
6 «А» - 2
6 «Б» - 2
7 «А» - 7
7 «Б» - 7
8 «А» - 8
8 «Б» - 8
9 «А» - 5
9 «Б» - 5
10 «А» - 3
11 «А» - 2
Итого: 124 урока
Так же каждый год в коррекционных классах проходит педагогический консилиум, на котором обсуждаются вопросы обучения, воспитания, коррекционной работы с детьми, полученные результаты сопоставляются с обучаемостью детей, делаются выводы и даются рекомендации по дальнейшей работе с детьми, учителями и родителями.
4.Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения.
В соответствии с планом мероприятий школы на 2013 - 2014 учебный год по созданию классов предпрофильной подготовки мною было проведено анкетирование учащихся 7 - 9 классов (февраль-апрель) с целью выявления уровня интеллектуального развития, отношения учащихся к учебным дисциплинам и открытия профильных классов по запросам учащихся и родителей. Всего было продиагностировано 88 учеников. Для исследования была использована методика ШТУР (школьный тест умственного развития подростков), карта познавательных интересов, Эрудит, отношения учащихся к учебным дисциплинам;
Проанализировав полученные данные по данным методикам, выявили:
-
учащихся, набравших баллы выше нормы:
Направление
9 классы
8 классы
7 классы
Физико-математическое
20
67
11
37
6
23
Гуманитарное
5
17
1
3
2
9
Естественное
12
40
7
23
4
18
Общественно-политическое
-
-
-
-
-
-
Научно-культурное
-
-
-
-
-
-
-
также были выявлены учащиеся, набравшие баллы ниже нормы:
Направление
9 классы
8 классы
7 классы
Физико-математическое
4
13
14
47
12
54
Гуманитарное
8
27
14
47
15
68
Естественное
7
23
14
47
8
36
Общественно-политическое
-
-
-
-
-
-
Научно-культурное
-
-
-
-
-
-
По результатам исследования по методике ШТУР были даны рекомендации учителям-предметникам, чтобы обратили особое внимание на учащихся, показавших низкий результат или его отсутствие с целью коррекционно-развивающей работы на уроках, консультациях, индивидуальных занятиях, элективных курсах.
Остальные учащиеся, набрали норму баллов или ближе к норме по всем направлениям.
Есть учащиеся, улучшившие результаты в сравнении с прошлым годом по диагностике ШТУР
(8 классы).
Направление
9 классы
8 классы
Физико-математическое
16
53
16
53
Гуманитарное
12
40
12
40
Естественное
13
43
17
57
Общественно-политическое
17
57
7
23
Научно-культурное
15
50
14
47
На основании всех этих исследований (баллы выше нормы по ШТУРу и совпадение с картой познавательных интересов) были даны рекомендации учащимся 9 классов по выбору профиля в 10-ом классе:
1. Физико-математический - 1;
2. Естественно-научный - 3;
2. Гуманитарный - 1.
5. Намерения учащихся 9-х классов в выборе типа учебного заведения.
Обучение в школе
Обучение в ПТУ, СУУЗ и т. п.
Не продолжать обучение
Не определились
16
7
5
10
Профессиональное самоопределение учащихся 11-х классов.
Сделали выбор профессии
Не определились с выбором профессии
15 (79%)
4 ( 21%) из них 6 учащихся идут в Армию
Профессиональные предпочтения учащихся 11-х классов
(из 26 учащихся, определившихся в профессиональном выборе)
Человек-техника
Человек-человек
Человек-природа
Человек-знаковая система
Человек - художественный образ
5 (26%)
6 (32%)
-
5 (25%)
3 (16%)
6. Профилактика конфликтно-опасных ситуаций в подростковом возрасте и на этапе взросления (суицидальное поведение, ситуации в экзаменационный период, девиантное поведение, снятие стресса, тревожности, агрессивности и др.).
В начале учебного года составлен план по профилактике суицида среди несовершеннолетних в МОУ СССОШ, по которому было проведено:
1. Беседы с детьми, склонных к суицидальному поведению (по запросам классных руководителей, родителей).
2. Проведены тренинги для учащихся данной группы на повышение самооценки, адаптацию в школе, повышению положительных взаимоотношений с учащимися, родственниками, учителями.
3. На МО классных руководителей и родительском клубе познакомила с проблемой суицидальных детей, о необходимой помощи таким детям. Темы выступлений на заседаниях Мо классных руководителей совещаниях педагогов: «Психологический кризис и виды кризисных ситуаций», «Социально-педагогическая и психологическая помощь в кризисных ситуациях», «Как помочь ребенку преодолеть кризисные ситуации в жизни», «Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних», «Условия, когда эмоции помогают исполнению профессиональных обязанностей и снижают риск выгорания».
4. Были выпущены буклеты для учителей, учащихся и родителей: - «Подростковый суицид», «Подростковая агрессия», «Посттравматические стрессовые расстройства», «Подросток и «Плохие компании», «Смерть близкого человека», «Насилие в семье».
5. На родительских собраниях родителей познакомили с темами:
-
Агрессивный ребенок (сентябрь)
-
Формирование толерантности у детей (сентябрь)
-
Профилактика суицидального поведения детей (октябрь)
-
Самооценка. Особенности социальной и психологической адаптации в обществе (ноябрь)
-
«Профориентация в школе» (март)
-
«Влияние тревожности на социальный статус школьника» (май).
-
Самый честный ЕГЭ. Волнуйтесь спокойно - у Вас ЕГЭ (май)
3.Самосовершенствование, участие в конкурсах, методических объединениях, конференциях, а также курсах повышения квалификации (в течение года на поселковом, районном, окружном и региональном уровнях).
Участие
Тема
Цель
Результат
Методическое объединение
Участие в семинарах, МО классных руководителей, заседаниях Совета профилактики и Совета администрации.
В течение года
Конференции, педсоветы
5 - педагогических консилиума;
3 - педагогических совета;
4 - общешкольных родительских собрания.
4 - классных родительских собрания (1, 5, 8, 9, 11 кл.)
Изучение уровня развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы, физического развития, уровня адаптации учащихся (1-4в, 5-6в, 8-9в, 1, 5 классы).
Изучение проблемы, выступление с результатами исследования.
Для родителей будущих первоклассников - как подготовить
1, 5 кл. - адаптация к школе.
8-9 кл. - проблемный подростковый возраст.
11 кл. - проблемы выбора профессии.
В течение года
Семинар
«Индивидуально-личностное и социально-психологическое развитие школьников с учетом специфики региональной среды»
Курсы повышения квалификации
Декабрь, 2013г
п. Саранпауль
5. Общий вывод.
По результатам работы по всем направлениям прошла коррекционно-развивающая работа.
1. Индивидуальная.
В течение года основной формой работы являлись: беседы, тренинги, классные часы, упражнения
на развитие познавательных процессов, упражнения на снятие напряжения, стрессов и страхов.
Всего за учебный год индивидуальная работа была проведена с:
а) учащимися - 173 занятия; консультаций - 92 ; б) родителями - 34 консультаций;
в) с учителями, классными руководителями, специалистами школы - 1 тренинг; 28 консультаций.
Основными направлениями индивидуальной работы являлись:
* негативное отношение к школе и учителям, к обучению;
* создание предпрофильных и профильных классов;
* взаимоотношения учащихся с одноклассниками, учителями, родителями и отношением к себе и социуму.
2. Групповая работа.
Всего 124 занятия - это дискуссии, тренинги, тесты, анкеты, беседы, классные часы и др.
Полученные результаты позволяют говорить об эффективности проведения индивидуальной и групповой работы, так как эта работа помогает многим поправить проблемы по дезадаптации, по преодолению трудностей в общении, неуверенности (повышением самооценки и умением вести себя в социуме).
Можно сделать вывод, что в основном цель достигнута в социально-психологической помощи и содействии в профориентации, по мере возможности обеспечивались комфортные условия для обучения детей, но осталась проблема работы по формированию положительного взаимоотношения учащихся с одноклассниками, учителями, родителями, и отношением к себе и социуму общения, с учетом общего уровня воспитания каждого ученика школы.
Основные проблемы профессиональной деятельности:
Кабинет психолога не оснащен необходимой оргтехникой, а также аудиоаппаратурой, нет диагностических методик, например Кейс «Лилия», «Семаго», профилактическая программа «Ибис», психодиагностических блоков, программа «Экватор», «Комфорт», «Сигнал» и др.
Директор школы А. Д. Попов
Педагог-психолог Т. Е. Петрова
Статистический отчет
За 2013/ 2014 учебный год
Всего приемов
460
Из них детей
335
родителей
99
специалистов
26
Количество обследований
(всего)
354
детей
320
Родителей
0
Специалистов
34
из них индивидуальных обследований
18
детей
18
Родителей
0
Специалистов
0
Количество индивидуальных консультаций
154
детей
92
Родителей
34
Специалистов
28
Количество групповых
мероприятий
(семинары, тренинги, собрания)
13
С родителями
8
Со специалистами
5
Количество индивидуальных занятий с детьми
173
Общее количество детей, посещающих индивидуальные занятия
33
Количество групповых занятий с детьми (коррекционно-развивающие)
23
Общее количество детей, посещающих групповые занятия
324
Участие в психолого-педагогических консилиумах
5
Плановых
5
Внеплановых
0
Участие в медико-психолого-педагогическом консилиуме
1
Плановых
1
Внеплановых
0
Экспертная работа (участие в работе комиссий, подготовка к аттестации и конкурсам педагогов и ОУ, работа по запросам ведомств)
3
Плановых
3
Внеплановых
0
Количество открытых занятий
педагога-психолога
3
Запросы психологу в течение года (один запрос отмечается один раз)
Основная тематика запросов (количество)
О
В
П
Э
А
К
ДРО
Проф
З
ДРУГОЕ
Администрация
36
10
31
11
9
4
3
18
3
Родителей
11
3
14
3
4
2
4
26
-
Специалистов
37
15
26
10
5
4
19
12
4
Учащихся
6
2
5
1
5
2
2
59
-
О - проблемы, связанные с обучением; В - проблемы, связанные с воспитанием; П -проблемы, связанные с поведением; Э - эмоциональные проблемы; А - проблемы, связанные с адаптацией; К - коммуникативные проблемы; ДРО - проблемы, связанные с детско-родительскими отношениями; Проф - профессиональная ориентация; З - проблемы, связанные с зависимостями
Дата составления отчета: «28» мая 2014 года
Директор школы: _______________________/ А. Д. Попов
Подпись педагога-психолога: _________________/Т. Е. Петрова/