Тренинг для педагогов «Пути и формы конструктивного решения конфликтов»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг для педагогов

«Пути и формы конструктивного решения конфликтов»


Ведущий: Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня засеедание МО классных руководителей предлагаю вам провести в нетрадиционной форме. Перед вами следующие понятия: спор, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент. Попробуйте дать определение этим словам, что они обозначают.

После того как участники тренинга высказали свое мнение, ведущий представляет теоретические определения.

СПОР - Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.

КОНФЛИКТ - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом мнений, связанных с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.

ИНЦИДЕНТ - случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение.

Ведущий: итак, давайте вместе определим тему нашего общения: «Пути и формы конструктивного решения конфликтов».

Я предлагаю для начала провести небольшой тест: «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

ТЕСТ

Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя

ЧАСТО - поставьте 3 балла;

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла;

РЕДКО - 1 балл.

ВОПРОС: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

1. Угрожаю и могу вступить в драку.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему...

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 - это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6,11.

Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7,12.

Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8,13.

Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4,9,14.

Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5,10, 15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами: «А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав. «Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны. «В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс. «Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей. «Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Думаю, результаты теста натолкнут кого-то на определенные размышления.

Мозговой штурм «Причины конфликтов».

А сейчас прошу вас выделить причины, по которым происходят конфликты между учениками и учителями с точки зрения учеников.

При всем разнообразии конфликтов можно выделить их основные причины:

Специалисты службы сопровождения и администрация школы считают, что одной из важных причин конфликтов в нашей школе является отсутствие единства требований у педагогов. Один требует одно, другой - другое, третий - вообще ничего не требует. В такой атмосфере противоречивых требований ребенок теряется. Ему не понятно, почему ЭТО нужно выполнять у одного педагога и не обязательно - у другого. Почему у одного учителя всегда нужно на уроке вставать при появлении преподавателя, а у другого - необязательно, у одного надо отвечать, выходя к доске, а у другого - можно с места, причем даже развалившись за партой. Ясное дело, возможностей для конфликта будет больше у строгого педагога, если он оказывается в меньшинстве в своих требованиях. Он становится в глазах учащихся "врединой", "придирой", которому больше всех надо. Не создав систему единых самых элементарных требований, мы поневоле ввергаем школу в конфликтные ситуации. Конфликты в данном случае неизбежны. Вы согласны?

Причиной конфликта может стать и несоблюдение предъявляемых требований самим педагогом. Требует не опаздывать на урок, а сам опаздывает. Иногда причиной конфликта могут быть завышенные требования педагога к учащимся, авторитарный стиль руководства. Классный руководитель хочет, чтобы его класс был лучше, "терзает" его, суется во все дела, руководит, а когда его нет, класс превращается в неуправляемую толпу.

К конфликту может привести и то, что классный руководитель не замечают и игнорируют моральные и деловые качества ученика. Видя это, ученик начинает просто-напросто "бузить", выражая свое недовольство и пытаясь хотя бы таким образом обратить на себя внимание педагога.

Неумение учителя принять ученика таким, какой он есть, с его недостатками и отрицательными чертами, также является причиной конфликта.

К конфликту ведет и неумение учителя поставить себя на место ученика, посмотреть на себя его глазами, понять и прочувствовать состояние ученика.

Здесь вставить упражнение с шарфами - связать учителя.

Обсуждение

Пример из психолого-педагогической практики «Уходи, ты плохой!»

Как живется детям, которые уже в первых классах получили оценку «хороших» или «плохих», стало предметом одного исследования.

Психолог регулярно посещал уроки в 1-2-х классах обычной московской школы. Он молча сидел за задней партой, объяснив учителю, что наблюдает за поведением детей. В действительности, его интересовало, сколько раз и как учитель обращается к «отличникам» и «двоечникам» (для этого в каждом классе было выделено по 3-4 ученика каждой группы).

Цифры оказались поразительными. Каждый «отличник» получал в день в среднем по 23 одобрительных замечания, таких как: «Молодец», «Берите с него пример», «Я знаю, что ты все выучил», «Отлично, как всегда»… и только 1-2 отрицательных замечания.

У «двоечников» все оказалось наоборот: критических замечаний в среднем было по 25 в день («Опять ты!», «Когда же ты наконец!», «Никуда не годится!», «Просто не знаю, что с тобой делать!») и только 0-1 положительных или нейтральных обращений.

Это отношение предавалось детям - соученикам.

Обычно ребята на переменках окружали психолога, охотно с ним беседовали. Они трогательно выражали свое расположение, стараясь подойти как можно ближе, прикоснуться, подержаться за его руки, иногда даже деля между собой его пальцы. Когда же к этому плотному кольцу детей приближался «двоечник», ребята его прогоняли: «Уходи, тебе сюда нельзя! Ты плохой!»

Представьте себя на месте такого ребенка: по 25 раз в день вы слышите только критику в свой адрес от авторитетных и уважаемых людей, и так изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год…! А в промежутках вас отталкивают ваши же сверстники или сослуживцы. Что с вами станет? Как вы сможете выжить?

Как «выживают» дети, стало ясно, когда исследование было продолжено в колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Оказалось, что из всех подростков, помещенных в колонию, 98% не принимались сверстниками и учителями, начиная с первых классов школы!

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать - составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций - то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы - лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.


Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой - все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Разыгрывание ситуаций.

Ситуации

  1. На уроке литературы в VII классе при проверке домашнего задания учительница трижды поднимала отвечать одного и того же ученика, но он молчал. В конце урока она объявила, что ставит ему "два". На следующем уроке учительница вновь начала опрос этого ученика и, когда он отказался отвечать, удалила его с урока. На следующие занятия по предмету ученик ходить перестал, всячески избегая встреч с учителем, по другим предметам учился по-прежнему успешно. В конце четверти учитель поставил ему "двойку". Узнав об этом, ученик совсем перестал посещать школу. Ваши действия.

  2. Вы ведете урок по новой теме. Внезапно одна из произнесенных

фраз вызывает у учеников нездоровый смех. Вы делаете замечание, но безрезультатно. Ученик вызывающе смеется и хамит. Ваши действия.

  1. Учитель ставит нерадивому ученику очередную двойку: «Ты

опять написал контрольную на «два». Ученик: «Я нормально

написал. Это Вы ко мне придираетесь». Ваши действия.

Обсуждение.

Кодекс или алгоритм решения конфликта.

ПАУЗА. Оценка ситуации и собственных эмоций.

ПОЧЕМУ. Анализ мотивов и поступков соперника.

ЧТО. Что я хочу получить в результате своего воздействия. Воздействия не против личности, а против поступка.

КАК. Как достичь результата. Продумать варианты, способы и средства воздействия. Выбор за соперником.

ДЕЙСТВИЯ.

АНАЛИЗ воздействия, оценка эффективности воздействия.

Успех и счастье в значительной степени обусловлены гармонией отношений с окружающими и самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью. Я надеюсь, что наши сегодняшние обсуждения помогут вам поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения большинства проблем. Будьте счастливы!


© 2010-2022