Групповое занятие с элементами тренинга Профилактика конфликтов

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема психологического занятия: «Конфликт»


Цель: развитие психологической компетентности у учащихся по разрешению конфликтных ситуаций.

Задачи:

Обучающие:

  1. сформировать представление о сущности конфликта;

  2. обучить способам разрешения и предотвращения конфликта;

Развивающие:

  1. содействовать развитию мотивации к самопознанию, саморазвитию

  2. развить навыки самоанализа своего поведения;

  3. развить способности к рефлексии;

Воспитательные:

  1. формировать толерантное, ценностное отношение к каждому человеку;

  2. формировать коммуникативные навыки.

Целевая группа: учащиеся - 12 человек.

Оборудование: стулья, листы бумаги, проектор, экран.

Продолжительность занятия: 30 минут.


Ход занятия

Вводная часть

Психолог: Здравствуйте ребята. Но прежде чем сказать вам, какое занятие сегодня для вас я подготовила, попрошу вас выполнить одно упражнение.

Упражнение «Снежинка».

Цель: мотивация на работу, актуализация и постановка целей и задач занятия.

Инструкция: Ребята, перед вами чистые листы бумаги. Возьмите их, четко выполняйте мою инструкцию. Сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол, сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и посмотрите листы друг друга».

У всех учащихся листы получаются разные.

Психолог: Что это значит? Ответы учащихся.

Ребята, тема нашего занятия «Конфликт», как вы думаете, для чего я дала вам это упражнение? Ответы учащихся.

Учащиеся приходят к выводу, что все мы разные, каждый по-своему перерабатывает информацию, по-своему видит ситуацию. И нельзя сказать, что чей-то листок лучше, а чей-то хуже.

Психолог: В жизни вы сталкиваетесь с человеческим разнообразием? Как это проявляется в общении? Конфликты. Почему возникают конфликты?

Психолог: Сегодня наша с вами задача понять сущность конфликта, осознать причины, по которым они бывают и найти способы разрешения конфликтов.

Основная часть

Психолог: мы с вами пришли к выводу, что конфликт - несовпадение интересов. Конфликт - это столкновение несовместимых взглядов, позиций, интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон. Ну и что? Ну не совпали. И что? Люди начинают злиться. Почему? Каждому хочется отстоять свою точку зрения? Как отстаивают? Грубо, агрессивно, кричат. И получается конфликт. В конфликте - ты против меня.

Видео зарисовка

Психолог: Есть ли плюсы конфликтов? Иногда конфликт помогает найти правильное решение. Только нужно уметь себя вести в конфликте.

Существует пять основных тактик (стилей) поведения в конфликте:

Интересы другого

Групповое занятие с элементами тренинга Профилактика конфликтов

Свои интересы

Анализ ситуации. Учитель отчитывает за опоздания. Ученик проспал, сломался будильник. Учитель проводил областную контрольную. Ситуация конфликта.

Разбиваемся на 5 групп.

6-ая группа эксперты. Каждая группа представляет свой вариант разрешения ситуации.

Психолог: какая позиция самая выигрышная, почему? Как действовать в такой позиции? Что предлагали ребята? Что позволило ребятам прийти к сотрудничеству или компромиссу?

Правила

1. Поставить себя на место другого.

2. Уметь слушать и слышать другого

3. Не акцентироваться на личности, а на ситуации, на проблеме. Мы с тобой против ситуации.

4. Плюс правило - предлагай конструктивное решение.

Психолог: Предлагаю попробовать и проанализировать каждому свою позицию в конкретной ситуации.

Упражнение «Машина».

Цель: обучение способам разрешения и предотвращения конфликта, содействовать развитию мотивации к самопознанию, саморазвитию формирование коммуникативных навыков, развитие навыков самоанализа своего поведения.

Инструкция: Ребята, вам необходимо построить живую машину. Каждый участник занимает свое место в машине. Время выполнения задания 2 минуты.

Рефлексия упражнения: Увидели ли вы свои позиции? Сможете ли вы их описать? Продуктивна ли ваша позиция?

Психолог: важная часть взаимодействия - умение слушать и слышать другого.

Упражнение «Коллективный счет».

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения слушать и слышать другого.

Инструкция: участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ребята, вам необходимо прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли вам в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.

Рефлексия упражнения: Почему счет не получился сразу? Все старались вставить свое, не прислушиваясь к другим. Почему получился потом?

Упражнение «Звезда».

Цель: развитие коммуникативных навыков, навыков самоанализа своего поведения;

Инструкция: ваша задача взяться обеими руками за веревку, и не отпуская её, как можно быстрее сложить звезду, сохраняя полную тишину.

Заключительная часть

Рефлексия занятия.

  • Ребята, о чем мы сегодня узнали?

  • Что такое конфликт?

  • Какие существуют способы разрешения конфликтов? Позиции и правила.

Психолог: Возьмите стикеры 2-х цветов. Розовый стикер приклейте к тому стилю поведения, который вы использовали до этого, а зеленый к тому, который будете использовать теперь.

Психолог: Ребята, спасибо вам за работу. Я надеюсь, что вы будете использовать навыки, полученные сегодня, в повседневной жизни.










Психологическое занятие «Конфликт»


Конфликт - это столкновение несовместимых взглядов, позиций, интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон.

Стили поведения в конфликте


Интересы другого

Групповое занятие с элементами тренинга Профилактика конфликтов

Приспособление Сотрудничество

компромисс

избегание Конфронтация

Свои интересы


Групповое занятие с элементами тренинга Профилактика конфликтов

Правила поведения в конфликте:

1. поставить себя на место другого;

2. уметь слушать и слышать другого;

2. не акцентироваться на личности, а на ситуации, на проблеме: не я против тебя, а мы с тобой против ситуации;

3. плюс правило - предлагай конструктивное решение.




Бейджик каждому

Лист бумаги для снежинки

Раздатка каждому

Стикеры двух цветов.

Стулья - 13 штук расставить кругом, а за ними пару столов. И корзина мусорная.









«Избегание» («уход», «уклонение»), т. е. стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт; стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции. Такое положение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой.

«Приспособление» («уступка»). Стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглаживания разногласий. Готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, претензиями. Стремление поддержать партнера, чтобы не затронуть его чувств путем подчеркивания общих интересов, замалчивания разногласий. Эта стратегия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной, когда при «тактическом проигрыше» гарантирован «стратегический выигрыш».

«Конфронтация» («соперничество», «конкуренция»). Стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции. Применение власти, принуждение, давление, использование зависимости партнера. Этот стиль может быть признан эффективным, если он используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей. Руководитель отстаивает интересы дела, интересы своей организации, и порой он просто обязан быть настойчивым.

«Компромисс». Стремление урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого. Поиск средних решений, когда никто много не теряет, но много и не выигрывает. Интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Способность к компромиссу уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Через какое-то время, однако, могут проявиться последствия компромиссного решения, например неудовлетворенность «половинчатыми решениями». Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема была решена не до конца.

«Сотрудничество», т. е. поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождения во взглядах - это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о «правильном» и «неправильном». Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. Кратко установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».


© 2010-2022