Адаптационный тренинг для студентов

Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области

«Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»









Адаптационный тренинг

ГАПОУ ПО КТПТП









Разработала

Педагог-психолог: Дасаева М.Ю.



Каменка, 2014 г.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

ДАСАЕВОЙ М.Ю.

Адаптация студентов включает в себя два периода:

I период - передадаптационный:

а) сбор и анализ необходимой информации о ребёнке;

б) прогнозирование характера адаптации;

в) планирование тренинговой и коррекционной работы в случае адаптационных нарушений.

II период - адаптационный:

а) адаптационный тренинг;

б) наблюдение и анализ результатов адаптации студентов;

в) коррекционная работа в случае серьёзных адаптационных нарушений.

Таким образом, адаптационная работа в техникуме должна охватывать не только работу со студентами, но и работу с педагогами и родителями. Одним из видов адаптационной работы является тренинг.

ПРОГРАММА АДАПТАЦИОННОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ

Программа данного тренинга направлена на адаптацию студентов в новом коллективе сверстников, на развитие недостающих навыков общения, на обсуждение со студентами проблем отношений с людьми, как со взрослыми, так и ровесниками, проблем конфликтов.

Используемые средства: групповые дискуссии, мини лекции, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах и т.д.

Форма проведения: программа состоит из десяти занятий, каждое из которых длится два часа. Встречи проводятся один раз в неделю. Количество участников- 17 человек. Помещение для занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу. Каждое занятие имеет два слоя. Первый - тренинговая работа, второй - чаепитие, которое является своеобразным продолжением тренинга.

На тренинговые занятия приглашаются воспитатель общежития, мастера производственного обучения, преподаватели, работающие со студентами I курса.

Перед проведением тренинговых занятий со студентами было проведено диагностирование по методике «Самооценка», включающей 15 шкал:

  1. Слабый - сильный.

  2. Уступчивый - упрямый.

  3. Замкнутый - открытый.

  4. Зависимый - независимый.

  5. Чёрствый - отзывчивый.

  6. Нерешительный - решительный.

  7. Безответственный - добросовестный.

  8. Неуверенный - уверенный.

  9. Самостоятельный - несамостоятельный.

  10. Невезучий - везучий.

  11. Нелюбимый - любимый.

  12. Глупый - умный.

  13. Несправедливый - справедливый.

  14. Невозмутимый - раздражительный.

  15. Неблагополучный - благополучный.

Занятие первое

Цель занятия: создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении; знакомство студентов друг с другом; установление правил работы в группе; предложение программы занятий.


  1. Упражнение «Знакомство».

Каждый из участников по кругу называет своё имя и добавляет к нему прилагательное, которое бы начиналось на такую же букву, что и имя.

  1. Знакомство группы с принципами и с работой, которой будем заниматься:

а) обращение друг к другу по имени;

б) говорить о том, что чувствуешь;

в) говорить правду;

г) уметь выслушать других;

д) спорить, не оскорбляя своих оппонентов;

е) соблюдать конфиденциальность;

ж) обсуждение ритуалов.

  1. Упражнение на интенсивное физическое взаимодействие «Меняются те, кто…»

Группа сидит на стульях в круг. Руководитель группы (или доброволец) стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он - водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например: «Меняются местами те, кто в чёрных ботинках». Все, обладающие указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из друзей. Водящий во время обмена местами должен успеть занять чьё-то временно освободившееся место. Участник, который остался без стула, становится водящим.

  1. Упражнение «Представление».

Группа разбивается на пары, в которых каждый рассказывает о себе своему партнёру. Задача - подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. При этом главное - рассказать так, чтобы остальные участники запомнили партнёра, подметить его индивидуальность. Затем все участники садятся в круг, и представление начинается.

  1. Выработка ритуала прощания.

Группа встаёт в круг, берётся за руки и благодарит взглядами друг друга за совместную работу.

Рефлексия

  • Желательно каждое занятие начинать с рефлексии, изменяя каждый раз задание: «Попытайтесь вспомнить, что вам снилось этой ночью. Чем, по-вашему, было вызвано это сновидение? Скажите, чего бы вам сейчас хотелось? Если это возможно, попытайтесь исполнить это желание, если нет, проанализируйте причины его возникновения и возможности исполнения, и т.д.» Вопросы могут касаться настроения, готовности продолжить работу, отношения к тому или иному участнику, и т.д.

Ведущий анализирует своё состояние вместе со всеми, желательно одним из последних.

  • Формы проведения этой процедуры можно изменять. Ответы на вопросы ведущего могут даваться в вербальной и невербальной формах, в виде проективного рисунка, диаграммы и т.п.


  • Процедура не должна быть растянута во времени и продолжаться более 10-15 минут.


Занятие второе

Цель занятия: продолжение знакомства со студентами, повышение групповой сплочённости, научиться снимать барьер на проявление чувств и эмоций.

1. Приветствие.

Каждый по очереди произносит своё имя, но с разной интонацией, задача - «не повториться».

  1. Рефлексия.

  2. Разминка. Упражнение «Рукопожатие».

Группа произвольно делится ведущим на команды. Команды выбирают себе название. Начинается рукопожатие: одна команда, выстроенная в затылок друг друга, подходит к другой и здоровается с каждым из них за руку.

  1. Проверка запоминания имён.

Доброволец встаёт в центр круга. Остальные участники поворачиваются спиной к добровольцу. Надо узнать участников тренинга со спины, подойти к тем, чьи имена известны, положить им руку на плечо и сказать: «Здравствуй, ты…». Если имя названо верно, последний должен повернуться к отгадывающему лицом, улыбнуться ему и сесть на стул. После этого проводится помощь тем, кто не запомнил все имена.

  1. Игра «Слепой и поводырь».

Группа разбивается на пары «слепой- поводырь». «Слепой» закрывает глаза. Задача «поводыря» - провести «слепого» по зданию, где проводится тренинг, предложить объекты для отгадывания. Затем участники меняются. При обсуждении спросить, не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого. Что мешает быть искренними с другими людьми? Что, по их мнению, способствует открытости в общении с другими людьми?

  1. Упражнение «Несмеяна».

Один из участников застывает в центре круга с безразличным лицом, задача остальных - «оживить». Можно использовать любые способы, кроме грубых, исключая прикосновение.

  1. Упражнение « Просьба».

Выбрать партнёра и попросить его одолжить что-нибудь на время. Кто наберёт больше предметов?

При обсуждении спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось. Обратить внимание на использование комплиментов, находчивости, оригинальности и т.д. Как участники оценивают собственную общительность, открыли ли они что-то новое для себя на этом занятии?

8. Прощание.

Занятие третье

Цель занятия: знакомство с базовыми навыками общения, выделение вербальных и невербальных элементов общения.

1. Приветствие «Привет, ты представляешь…»

По очереди каждый из участников, обращаясь к соседу, с чувством радости от встречи произносят: «Здравствуй, (имя), ты представляешь…» и заканчивает фразу, рассказывая, что-то смешное и интересное.

  1. Рефлексия.

  2. Разминка.

Участники перекидывают друг другу мяч, обращаясь при этом к тому участнику, которому бросают мяч, с ласковым словом. Слова не должны повторяться.

  1. Упражнение «Зеркало».

Группа разбивается на пары «ведущий - зеркало». Ведущий начинает медленно выполнять какие-то движения, «зеркало» старается их повторить. Потом участники меняются ролями.

  1. Групповая дискуссия «Какими способами мы общаемся?»

Вывод о том, что общение может быть разным, но возможно и без слов; о необходимости быть внимательным к невербальным элементам общения. Рассказ ведущего о культурных различиях в языке жестов и поз.

  1. Упражнение «Разговор через стекло».

Группа разбивается на пары. Первым номерам даётся задание попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым - выяснить у первых задание по математике. Первые номера не знают, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло.

Обсуждение. Спросить у участников поняли ли они друг друга, смогли ли договориться.

  1. Прощание.

Занятие четвертое

Цель занятия: продолжение отработки навыков использования невербальных элементов общения, выделение зон психологического комфорта.

1. Приветствие.

Обсуждение самочувствия после прошлого занятия (аналогичная процедура организуется на каждом последующем занятии).

  1. Рефлексия.

  2. Разминка.

Тренер бросает мяч по кругу и называет имя участника. Тот, кто ловит мяч, называет следующее имя и бросает мяч участнику.

  1. Упражнение «Шарады».

Один из участников изображает мимикой и жестами какую-то фразу, а остальные отгадывают. Тот, кто первым угадает фразу, сам становится изображающим.

  1. Упражнение «Разговор в парах на разных дистанциях».

Участники разбиваются на пары. Им предлагается побеседовать на любую заданную тему, но при этом в начале они стоят в разных углах комнаты, потом продолжают разговор, стоя вплотную друг к другу. Затем участникам даётся возможность занять наиболее комфортную для них дистанцию.

Обсуждение: что ощущали участники игры, когда они чувствовали себя дискомфортно?

  1. Упражнение «Путаница».

Участники крепко берутся за руки, образуя кольцо. Группа начинает запутываться до тех пор, пока не сможет больше сделать никаких действий по запутыванию. Ведущий распутывает группу.

После игры участникам даётся возможность рассказать о своих переживаниях и наблюдениях, появившихся в ходе игры.

  1. Прощание.

Занятие пятое

Цель занятия: знакомство с понятием активного слушания, выделение признаков хорошего и плохого умения слушать друг друга.


  1. Приветствие

  2. Рефлексия.

  3. Разминка.

Один участник находится в центре, все становятся в круг, лицом к нему. Тот, кто в центре, невербально просит кого-то к себе в круг.

  1. Упражнение «Лекция».

Группа разделяется на тройки: рассказчик - наблюдатель - слушатель. Рассказчик говорит на заданную тему, слушатель старается применить навыки слушания, наблюдатель по окончании упражнения сообщает, насколько это удалось слушателю. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение: отмечаются наиболее успешные участники.

  1. Прощание.




Занятие шестое

Цель занятия: знакомство с этапами разговора; выделение роли вербальных и невербальных компонентов в умении начинать, поддерживать и прекращать разговор.

1. Приветствие.

  1. Рефлексия.

  2. Разминка. Упражнение «Гимнастика».

Ведущий просит всех участников встать перед ним так, чтобы всем было удобно и видно ведущего. Далее он предлагает всем повторять действия, которые он выполнит.

  1. Обсуждение способов начинать разговор в разных ситуациях. Как показать желание поддержать или прервать нежелательный разговор?

Упражнение в центре группы, когда один из участников пытается начать разговор, а другой поддержать его или отказать. Остальные наблюдают и оценивают.

  1. Упражнение «Начальник и подчинённый».

Условия для участников: «Вы приходите и должны узнать, когда пойдёте в отпуск, начальник уже решил, но по каким-то причинам не хочет говорить раньше времени».

6. Упражнение на интенсивное физическое взаимодействие - «Леди и джентльмены».

Группа сидит на стульях в круг. Руководитель объявляет: «Сейчас, по моей специальной команде, мы все закроем глаза и поменяемся местами с кем-то, кто сидит напротив нас. Присмотритесь к тем, кто сидит напротив вас. Выберите мысленно одного из них, не давая ему сигналов, что вы выбрали именно его. Запомните, где он сидит. Итак, закройте глаза, пошли».

7. Упражнение «Захват инициативы в диалоге».

Двое участников садятся в центе круга. Один из них начинает диалог с произвольной реплики. Второй должен подхватить разговор, но при этом постараться как можно быстрее переключить собеседника на свою тему.

Обсуждение результатов упражнения.

8. Прощание.

Занятие седьмое

Цель занятия: знакомство с понятиями «уверенность в себе», «неуверенность» и «агрессивность», различение демонстрируемого другими агрессивного, неуверенного и уверенного поведения; выделение ситуаций, при которых чаще всего испытывают неуверенность в себе. Попытки изобразить поведение уверенного в себе человека.

1. Приветствие.

2. Рефлексия.

3. Разминка. Упражнение «Ловля моли»

Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя её как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее в доме развелось много моли. Она попросила нас, чтобы мы все вместе помогли ей избавиться от моли». Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли», и демонстрирует хлопки в воздухе, хлопанье по плечам, по вещам в помещении и т. п. Он побуждает всех принять участие в этом действии.

4. Упражнение «Гости».

Каждому из гостей вручается билетик, в котором указано, как себя вести в этой игре. Содержание билетика хранится в тайнике до конца игры, и лишь потом, во время обсуждения можно признаться, что кому было предложено делать.

Среди всех ролей есть неуверенный в себе человек, агрессивно настроенный, уверенный в себе человек.

Обсуждение: группа отгадывает, какие типы поведения были продемонстрированы.

5. Групповая дискуссия.

Обсуждаются вопросы: приходилось ли вам испытывать неуверенность в себе? В каких ситуациях? Что такое уверенность в себе?

  1. Упражнение «Начальник- сотрудник- подчинённый».

Участники работают в парах. Задача - обратиться к напарнику с просьбой, демонстрируя различные способы поведения:

  • Более уверенно, ставя себя выше;

  • Уступая собеседнику, как бы подчиняясь;

  • С чувством собственного достоинства, но без вызова.

Каждый участник должен попробовать себя во всех вариантах.

7. Прощание.

Занятие восьмое

Цель занятия: знакомство с понятиями манипулирования и группового давления, с видами группового давления, начало отработки навыка сопротивления групповому давлению.

1. Приветствие.

2. Рефлексия.

3. Упражнение «Разожми кулак».

Упражнение проводится парами. Один сжимает руку в кулак, а другой старается разжать его (руки и пальцы не ломать!). По окончании ведущий выявляет, использовались ли не силовые методы вроде просьб, уговоров, хитрости.

Обсуждение. Когда вас пытаются заставить что-либо сделать? Выводы о способах заставить человека сделать что- либо.

4. Введение понятия манипулирования, группового давления.

Дискуссия о видах группового давления. Выполнение упражнения «В плену»

Доброволец в центре группы, которая пытается заставить его что-либо сделать. Он старается уверенно отказаться. При этом сами учащиеся или вся группа оценивает, какой из видов давления (лесть, шантаж, уговоры, запугивание и т.д.) применяется.

5. Упражнение «Перетягивание каната».

Игроки берут воображаемый канат, и по команде ведущего начинается его «перетягивание» до тех пор, пока один не выиграет (проигравший может упасть, показывая проигрыш). Ведущий напоминает о том, чтобы перетягивающие по очереди выигрывали и проигрывали.

Выполнение упражнения. Группа делится на пары. Один уговаривает другого что-либо сделать, второй должен отказаться. Затем меняются ролями. Примеры заданий: уговорить встать, поменяться местами, пойти вместо занятия в кино и т.д.

Затем каждая пара сообщает, удалось ли участникам отказаться, и какой способ отказа использовался:

  • Просто сказали «нет», не объясняя причины, и продолжая отвечать «нет»;

  • Объяснили причину отказа;

  • Предложили сделать что-то другое;

  • Попытались убедить партнёра отказаться от нежелательного действия и т.д.

6. Групповая дискуссия «Когда и почему необходимо сопротивляться давлению и отстаивать своё мнение».

  1. Прощание.

Занятие девятое


Цель занятия: знакомство с понятием критики и видами критики, отработка навыка уверенного реагирования на критику.

1. Приветствие.

2. Рефлексия.

3. Упражнение «Этюд на оправдание».

Участники выбирают человека в группе, о котором придумывают и рассказывают короткую смешную историю. История заканчивается вопросом: «Как ты объяснишь своё поведение и то, что произошло?» Первая фраза оправдания должна звучать так: «Да, это было на самом деле, я так делал потому, что я…».

4. Беседа на тему «Какая может быть критика? (справедливая, несправедливая). Как надо и как не надо реагировать на критику. Что нужно знать, когда хочешь сделать замечание, покритиковать кого-то?» Выводы для ведущего:

  • Сначала похвали, потом сделай замечание;

  • Избегай обобщённой критики, критика должна быть конкретной;

  • Вырази своё чувство и опиши без оценок то, чем ты недоволен;

  • Старайся ограничиться конкретным вопросом и не переходи «на личности»

5. Упражнение «Поговорим».

Работа в парах. Один критикует другого, партнёр пытается правильно реагировать в зависимости от вида критики.

После упражнения необходимо дать возможность участникам поделиться своими чувствами, ощущениями. Попытаться неудачные критические замечания совместно превратить в конкретные конструктивные замечания. Учащиеся по очереди говорят друг другу комплименты и принимают их.

  1. Прощание.

Занятие десятое

Цель занятия: отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе тренинга, осознание себя членом группы.

1. Приветствие.

2.Рефлексия.

3.Упражнение «Чемодан».

Один из участников выходит из комнаты, другие начинают собирать ему в дорогу «чемодан», складывая положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке, то, что поможет товарищу в общении с людьми.

Но отъезжающему обязательно напоминают, что будет мешать ему в дороге: те отрицательные качества, которые ему побороть, чтобы жизнь его стала лучше. Затем «отъезжающему», который всё это время находился в другой комнате, зачитывается и передаётся весь список. У него есть право задавать любой вопрос по прочитанному. Затем выходит следующий участник и процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат по «чемодану».

4.Упражнение «Доверяющее падение».

Участники делятся на пары, один человек будет падать, другой ловить. Ловящий чуть-чуть приседает на расстоянии примерно 90 сантиметров позади партнёра, чтобы успеть прервать падение. Падающий закрывает глаза и расслабленно падает на руки партнёра, стараясь не подстраховывать себя во время падения. Партнёры меняются местами.

5. Упражнение «Автомобиль».

Участники молча договариваются, кто какой будет деталью автомобиля. Звуки можно произносить.

Обсуждение: кто какую деталь изображал? Какая машина у вас получилась? Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

6. Упражнение «Фотография на память».

Ведущий («фотограф») расставляет участников группы близко друг к другу. При этом каждый должен занимать определённое место. Ведущий объясняет, почему он расставил участников именно в таком порядке, рассказывает "историю этой фотографии". После этого "фотограф" занимает заранее подготовленное для себя место среди других участников. "Фотография на память" готова.

Для оценки эффективности тренинга студентам была предложена анкета И.Головатенко:

  1. Что ты ожидал(а) от тренинга?

  2. Знал(а) ли ты, что такое тренинг?

  3. Соответствовало ли то, что было на тренинге, твоим ожиданиям?

  4. Что тебе понравилось на тренинге?

  5. Что тебе не понравилось на тренинге?

  6. Поменялся(ась) ли ты (как человек, как личность) за время тренинга?

  7. Если поменялся(ась), то что с тобой произошло?

  8. Кто еще из ребят, с твоей точки зрения, поменялся, и поменялся больше всего?

  9. Какие из упражнений тренинга оказали наибольшее влияние на тебя? на группу?

  10. Было ли скучно в группе? Когда?

  11. Было ли тебе страшно в группе? Когда?

  12. Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло во время тренинга? О чем?

  13. Легче ли тебе стало анализировать особенности поведения окружающих тебя людей?

  14. Стал(а) ли ты лучше понимать себя?

  15. Как ты считаешь, нужен ли еще один цикл тренингов?

  16. Какие проблемы ты хотел(а) бы обсудить?

  17. За кого в ходе тренинга вы переживали особенно много?

  18. Что бы ты хотел(а) пожелать себе? Другим участникам тренинга? Ведущему?

  19. Самое важное для вас событие тренинга. Было ли оно? В чем оно заключалось?

Также вновь была проведена диагностика по методике «Самооценка» с целью проследить изменения в самооценке учащихся.

Взрослым участникам тренинга (воспитатель общежития, мастера производственного обучения, преподаватели) предлагается более короткая анкета А.Лидерса:

1. Что вам понравилось в тренинге?

2. Что вам не понравилось в тренинге?

3. Кто из учащихся больше всего изменился для вас за время тренинга?

4. Какие из упражнений вы могли бы взять в свою собственную практику?

5. Что вы хотели бы пожелать по результатам тренинга себе, группе, тренеру?

Анализ результатов анкетирования помогает выявить студентов, которым необходима дополнительная помощь в период адаптации (индивидуальные беседы, встречи с родителями, индивидуальные задания, поручения).

Предложенная выше тренинговая адаптационная программа со студентами составляет основу работы педагога-психолога. Однако реальная работа всегда богаче программы и включает в себя не только упражнения, игры, но и различные массовые мероприятия, конкурсы, экскурсии, встречи с интересными людьми, которые проводятся в учебном заведении.

13


© 2010-2022