Занятие «Учимся думать вместе!»

  Методическая разработка занятия «Учимся думать вместе» предназначена для обучающихся первого класса. Она направлена на создание благоприятного климата в детском коллективе, развитие мышления и познавательных способностей детей младшего школьного возраста. Занятие строится   на  основе  различных  игровых  и тренинговых упражнений,  направленных, в  первую  очередь,  на  обеспечение   психологической   комфортности. Предлагаемые игры и задания способствуют развитию умения детей работать в групп...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Учимся думать вместе»


Цель: создание благоприятного климата в коллективе, определенного положительного, эмоционального фона, развитие познавательных способностей и интереса к занятию.

Задачи

  • Продолжить знакомство детей с содержанием понятия «мышление».

  • Развивать умение детей анализировать, сравнивать, обобщать.

  • Развивать умение детей думать сообща.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Психолог.

- Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята! Я рада приветствовать Вас всех на нашем занятии. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.

- Ребята, посмотрите в окно, что там светит и улыбается нам? (Солнце)

Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок им станет теплее и уютнее.

Мотивация к занятию

А теперь, повернитесь ко мне и представим, что ваши ладошки - это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.

Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье.

Ребята, что в этом кабинете привлекло ваше внимание? (коробка)

В этой коробке находится очень полезный продукт, который необходим в питании человека, а особенно детей. Есть предположения? ….

Не будем гадать, я открою коробку и мы увидим, что там лежит в том случае, если выполним все задания. Договорились?

Чтобы вам легче, лучше думалось и работалось, давайте, выполним «Мозговую гимнастику». Готовы? (Да).

II. Мозговая гимнастика.

Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов.

1. «Качание головой» - (30 сек).

Цель: Упражнение стимулирует мозговую деятельность.

Голова медленно качается из стороны в сторону, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

2. «Ленивые восьмерки».

Цель: Упражнение активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания.

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Разминка. Коллективная работа.

Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции.

Игра "Пожалуйста".

Ребята, сейчас мы поиграем. Вы должны внимательно слушать меня и выполнять задания в том случае, если мое обращение к вам будет со слов "Пожалуйста". Кто ошибётся в выполнении задания, садится за парту. Выиграет тот, кто не допустит в течение всей игры ни одной ошибки:

Пожалуйста, вытяните в сторону правую руку;

Поверните голову влево;

Пожалуйста, опустите правую руку;

Хлопните в ладоши как я;

Пожалуйста, хлопните в ладоши два раза;

Поднимите вверх две руки как я;

Пожалуйста, присядьте;

Встаньте;

Пожалуйста, встаньте;

Сядьте за парты;

Пожалуйста, сядьте тихо на свои места.

Психолог. Тема нашего занятия - «Учимся думать вместе». Вы, наверно, подумали: «Зачем нам вообще учиться думать?» или «Почему мы будем думать вместе, а не поодиночке?» На эти вопросы мы ответим сообща в конце занятия.

Сегодня на занятии мы будем учиться думать, мыслить, рассуждать.

Будем делать это вместе, сообща, в команде. Вы сможете принять участие в конкурсе знающих и находчивых. Каждой команде будут даны задания-испытания. От того, сумеете ли вы сообща выполнить предлагаемые задания, будет зависеть победа вашей команды в этом состязании.
Психолог распределяет детей по командам по определенному признаку - по цвету одежды, по начальной букве имени или фамилии, по дате рождения и т.п. - и помогает участникам каждой команды занять отдельное место в классе.

Каждая команда сейчас придумает для себя интересное название. Оно должно быть связано с понятием «мышление».

2. Работа по теме

1. Первый конкурс посвящен разгадыванию загадок.

1. Сколько будет пять и пять?
Как щебечут птицы?
Почему легко узнать
Наших близких лица?
Все вопросы без труда
Я смогу отставить,
Потому что нас всегда
Выручает...


2. Вмиг раскрыть любой секрет,
Справиться с вопросами,
Правильный найти ответ -
Ну конечно, просто мне!
Разобраться, что к чему,
Можно - без сомненья!
Что угодно я пойму
С помощью...


3. «Деревянный, каждая поверхность прямоугольная, внутри пустой. Что это может быть?»

4. «Круглый, красный, в ладони помещается. Что это может быть?»

Задание «Распредели картинки по группам»

Психолог. Возьмите из конверта картинки, расположите их аккуратно на парте. А теперь все эти картинки распределите по группам и каждой получившейся группе дайте общее название. Эти названия нужно записать.

Задание «Что это за предмет?»

Психолог. Для того чтобы быть умным нужно уметь разбираться в свойствах предметов.
Из набора картинок я выберу одну (вам ее я показывать не буду) и назову главные свойства того предмета, который там изображен. Вы должны будете угадать, о каком предмете идет речь. Итак, этот предмет - круглый, объемный, мягкий, люди обычно пользуются им, если на улице холодно, чтобы не замерзнуть.

Участники каждой из команд должны в течение 2-3 минут посовещаться друг с другом и дать ответ. Его нужно молча написать на листочке и отдать ведущему.
Правильный ответ - шапка.

Психолог начисляет по одному баллу тем командам, которые дали правильный ответ, и записывает результат на доске.

Психолог. А теперь каждая команда по очереди будет загадывать нам такую загадку. Нужно выбрать картинку и, не называя изображенный на ней предмет, указать его главные свойства. Остальные команды угадывают, что это такое. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Упражнение «Противоположности»

Психолог. А сейчас участники всех команд встанут со своих мест и будут показывать без слов, одновременно, что означают следующие пары слов: широкий - узкий,

лево - право,

близко - далеко,

верх - низ,

круглый - остроугольный,

быстро - медленно,

холодно - горячо,

симпатичный - некрасивый,

ароматный - неприятно пахнущий,

длительный - мгновенный.

Скажите, какие из противоположностей было изобразить труднее, а какие вам особенно понравилось изображать.

Задание «Назови сходства и различия»

Психолог. А сейчас я буду показывать два предмета. Сначала участники называют такие свойства этих предметов, которые являются для них общими, то есть подмечают сходство предметов. Потом - такие свойства, которыми эти предметы отличаются друг от друга.

Задание «Общие свойства предметов»

Психолог. Для того чтобы быть умным нужно уметь сравнивать предметы, находя в них общее и различное. Выполняя задание, командам нужно будет назвать письменно как можно больше предметов, которым присуще такое свойство, как круглый (возможные варианты - деревянный, тяжелый, шершавый, нужный для еды и т.п.). Так, команды совещаются и записывают, какие из предметов можно назвать круглыми (деревянными, тяжелыми и т.д.)

На это задание дается 3-4 минуты. Психолог собирает у команд листочки с названиями круглых предметов, подсчитывает их количество и зачитывает ответы той команды, у которой больше всего названо таких предметов. За каждые три правильно названных предмета присваивается один балл.

Конкурс «Знаток свойств предметов»

А теперь мы устроим конкурс знатоков свойств предметов. Участвуют в конкурсе двое. Я показываю предмет, а участники по очереди называют по одному свойству данного предмета, не повторяя уже названных. Конкурс продолжается до тех пор, пока один из участников не остановится. Проигрывает тот, кто остановился, а выигрывает тот, кто назвал больше свойств.

На доске фиксируются полученные командами баллы и по сумме определяется команда-победитель.

3. Подведение итогов

Психолог. Теперь, я думаю, мы в состоянии ответить на следующие вопросы: «Зачем учиться думать? Как лучше думать - сообща, в команде или поодиночке?»
Дети отвечают.

© 2010-2022